Определение понятия 'общественное мнение' (трактовка автора)
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Академия социологии и
социальной информатики
Факультет социальной
информатики
Э С С Е
на тему:
«Определение понятия
«общественное мнение»
(трактовка автора)».
Выполнила:
Студентка 4 курса,
2 группы, ф-та соц. информатики
Гаценко Н.М.
Проверил;
Мансуров
В.А.
Москва
2002 г.
· имидж;
· репутация;
· деловые контакты.
Если общественное мнение играет
важную роль в жизни современных социальных систем, то процессом взаимодействия
с общественностью необходимо управлять как на уровне государства, так и на
уровне отдельно хозяйствующего субъекта.
К формам проявления общественного мнения
относятся:
·
распространение
слухов;
·
публичные
выражения;
·
использование
определенной символики и т.п.
Анализируя историю развития изучения
общественного мнения, можно отметить постепенное увеличение роли связей с
общественностью в управлении организацией. Можно совершенно точно утверждать,
что наиболее сильные импульсы PR (public relations)
получало благодаря существенным изменениям социально-экономической ситуации в
обществе или крупным конфликтам и катастрофам.в России возможность
существования и развития этой деятельности появилась только с началом
становления рыночной экономики, что повлекло за собой существенные, иногда
принципиальные изменения в обществе.
Существует множество подходов к
определению понятия «общественное мнение»:
1) гносеологический
Характеризует отражательную природу общественного
мнения, его место в структуре общественного сознания. Общественное мнение
– это совокупность оценочных суждений и определяемых ими действий всех
социальных субъектов по поводу объектов, затрагивающих их интерес.
Общественное мнение – состояние масс, как совокупности
классических и неклассических общностей.
2) социологический
Характеризует социальную обусловленность, роль и
функции общественного мнения. Общественное мнение – процесс совместной
оценочной и вытекающей из нее практической деятельности. Общественное мнение
– специфичекий социальный институт, выполняющий особые функции в обществе.
3) онтологический
характеризует способы бытия общественного мнения. Общественное
мнение – может существовать как общее в совокупности индивидуальных оценок
и в совокупности действий, и в институциональной форме.
Вышеизложенные теоретические
положения реализуются на практике в процессе межличностной коммуникации. Под коммуникацией
понимается процесс обмена информацией между двуми и более субъектами, в роли
которых выступают люди, группы или организации. В общем виде процесс
коммуникациисостоит из следующих элементов:
·
отправителя
и получателя информации;
·
собственно
сообщения и средства 9канала0 его передачи как основных инструментов
коммуникации;
·
шума,
случайных или конкурирующих сообщений, служащих помехой при передаче
информации.
Далее приведены
формы проявления общественного мнения в результате информационнного обмена:
Вид информационного обмена
|
Форма общественного мнения
|
Образовательный
|
Проведение съездов, конференций,
обсуждений, симпозиумов, семинаров, тренингов, коллоквиумов
|
Демонстрационный
|
Участие в выставках, торговых шоу,
ярмарках
|
Встречи
|
Собрания акционеров, встречи с
общественными и государственными организациями, лоббирование
|
Выступления
|
Ответы на вопросы, публичные
выступления, беседы, лекции, форумы, круглые столы, доклады
|
Политические акции
|
Пикеты, митинги, демонстрации,
бойкоты
|
Вследствие
многообразия подходов к определению понятия «общественное мнение» достаточно
сложно ответить на вопрос: что же все-таки такое общественное мнение? Необходим
интегративный подход и рассмотрение каждой конкретой ситуации в отдельности. В
наиболее общем виде понимание автором понятия «общественное мнение» выглядит
следующим образом.
Общественное мнение – такое проявление
общественного сознания, в котором отражается отношение (оценка) больших
социальных групп, народа в целом к актуальным явлениям, представляющим
общественный интерес, на основе существующих общественных отношений.Оценка
окружающей действительности отражает классовую позицию слоев и групп населения,
выражающих общественное мнение. Так как общественное мнение отражает коллективную
позицию,проявляющуюся как в отношениях, так и в поведении людей, то оно
возникает только по проблемам, представляющим общественный интерес. Причем этот
интерес выражается не в строго теоретической форме, а в виде симбиоза положений
«здравого смысла», отдельных теоретических положеи даже
заблуждений.Общественное мнение – это не просто «состояние умов»,
«оллективность чувств» и т. Д., а один из важных механизмов социального
взфимодействия людей. Ведь нормальное функционирование любой социили социально-территориальной
группы (рода, общности, класса) зависит от:
·
вырабатываемых
оценок каких-либо событий,
·
установления
норм поведения,
·
определения
практических решений насущных проблем.