Разработал
студент 3 его курса
ф-а соц. управления
|
Овчинников Василий
|
Концепция
повышения уровня информированности местного сообщества о действиях местных органов
самоуправления по развитию социальной сферы.
1. ВВЕДЕНИЕ
2.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ ИНФОРМИРОВАННОСТИ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА О ДЕЙСТВИЯХ МЕСТНЫХ
ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ ЭНСКЕ
3.
ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
4.
ШАГИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНФОРМИРОВАННОСТИ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА О ДЕЙСТВИЯХ МЕСТНЫХ
ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Успешная работа
городской администрации всех уровней, развитие местного самоуправления во
многом зависят от эффективности их информационного взаимодействия с населением.
Первой проблемой я
ставлю оценку взаимодействия администрации и населения, и повышение
показателей: уровня информированности населения о событиях городской и
местной жизни, работы самой администрации по решению социальных проблем,
интенсивность использования для этой цели многообразных источников информации и
оценки местным сообществом работы администрации по информированию населения.
Отдельная проблема
- отказ в предоставлении информации. 90% опрошенных журналистов
отметили, что регулярно сталкиваются с ситуацией, когда им отказывают в
предоставлении информации. На первом месте по отказам опять же оказались органы
местной исполнительной власти[1].
Здесь требуется отдельное исследование и разработка отдельной концепции решения
проблемы. Потому как причины этого могут находится очень глубоко, а причиной
многие считают: некомпетентность руководства, и (или) их коррупционность
чиновников местной власти. И по большому счету эта проблема сводит на нет
все усилия по воплощению предлагаемой мною концепции.
Следует вести работу по обоим направлениям и
начать без условно стоит с последнего, но в этой концепции будет лишь
рассмотрена первая проблема, и предложен механизм ее решения. С
абстрагированием от проблемы отказа предоставления информации.
Крупных
исследований по анализу информированности местного сообщества о деятельности
органов местного самоуправления, в Москве и Московской области не проводилось с
1998 года. Тогда Социологический факультет МГУ представил
итоги социологического исследования "Информированность населения о
деятельности органов власти г. Москвы" на результаты которого я буде здесь ссылаться.
Поэтому на первом
этапе разработки проблемы рекомендую провести исследование по следующим
направлениям:
- Выяснить уровень
информированности населения о деятельности администрации органов местного
самоуправления
- Установить
источники информирования населения о деятельности администрации
- Узнать оценку
местного сообщества работы администрации по информированию населения
Для проверки результатов и сравнительного
анализа можно использовать результаты пилотажных исследований проводимых перед
выборами кандидатами повторно блотирующиеся в депутаты Московской Областной
Думы, и в руководители местных органов власти.
Но и не проводя
достаточно крупных исследований в Московской области, и не обладая специальной
информацией и знанием ясно, что существует проблема не достаточного, а скорее
полного отсутствия информации о деятельности органов муниципальной власти, т.к.
исследование[2]
в достаточно благоприятной (в сфере информированности) Москве - показали, что
- Население
муниципальных районов в той или иной степени информировано об интересных,
важных мероприятиях, делах, которые осуществлялись администрацией всех
уровней управления, но степень такой информированности о работе
администрации района и округа невысокая. Данная ситуация в равной мере
характерна для всех социальных групп населения. Следовательно
информационная среда районов имеет еще небольшую насыщенность информацией
о событиях местного значения.
- Средний рейтинг
работы администрации муниципальных районов и округов ближе к плохой
оценке.
Причем большую
часть, если не всю, информацию о событиях местного значения, население получает
от слухов, своих соседей, друзей знакомых, и доверяют ей в наибольшей степени.
Ориентироваться на
выводы этого исследования следует лишь частично, т.к., опять же повторюсь, в
Московской области подобных исследований не проводилось.
Главным
вопросом, требующим решения является преодоление отчуждения людей от власти,
повышение степени доверия и участия каждого в принятии решений касающихся
вопросов местного сообщества. По средствам их достаточной информированности
о деятельности как органов местного самоуправления в целом, так и конкретных
чиновников в частности.
Также
абсолютно равнозначна проблема повышения информированности власти о
состоянии дел в местном сообществе, желание власти держать перед населением
совет и отчет определяет сегодня суть самой власти. Населения во многом не хуже
чиновника разбирается в проблемах городского общежития, их истоках и путях
разрешения. Он в состоянии очистить зерна от плевел.
Исходя из
информации, что жители испытывают недостаток в организованной и достоверной
информации о деятельности администрации местного самоуправления.
·
Важно поднять уровень районных и городских газет,
сделав их для населения столь же значимыми, как и федеральная пресса.
·
Следует перевести на регулярную основу и в строго
установленное время выступления администрации города и районов в прямом эфире
(радио, телевиденье), использование "горячей линии" для связи с
жителями.
- Требуется
наладить постоянное информирование глав районных управ, для того чтобы
повысить их осведомленность и желание активно информировать жителей о
своей деятельности.
- Создание
доступной (Глобальная Компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ) электронной базы данных
событий, принятых решений и их результатов деятельности органов местного
самоуправления, их оценка жителями. Также, возможно по средствам сети
ИНТЕРНЕТ, следует обеспечить полную прозрачность деятельности органов
местной власти. (В Приложение №1 рассмотрена схема проекта завязки всех информационных потоков на
Интернет-портале.)
- Провести
научно-практический семинар по обозначенной проблеме, с приглашением
специалистов этой области, а также всех желающих жителей местного
сообщества.
- Перенять и
использовать опыт повышения уровня информированности населения о
деятельности местного самоуправления муниципального района Крылатское
города Москвы. Где заметно выше среднего рейтинг информированности, причем
по всем видам информирования – о работе администрации района, округа и
города.[3]
При выполнение всех
шагов необходимо не забывать о том что информация должна исходить не только из
официальных источников СМИ принадлежащей частично или полностью администрации
местной власти, а в основном из независимых газет, телеканалов,
Интернет-сайтов. Ведь только таким образом можно получить независимую точку
зрения, реальную оценку событий, и анализ предпринятых или не предпринятых
действий.
Источники властных
структур чаще всего скрывают от журналистов факты, документы и статистические
материалы. Чуть чаще делятся планами и значительно чаще - оценками и мнениями.
О достоверности информации при таких условиях говорить не приходится[4], а о информированности
населения и подавно.
- Создание
Администрацией города благоприятных условий для появления и интенсивного
развития различных независимых местных СМИ. Т.е. качественное изменение
отношения к работе независимых СМИ и предоставление им информации.
Главным
шагом на пути реализации программы повышения информированности населения
города, будет в первую очередь изменение отношения самой власти к проблеме
необходимости информирования местного сообщества о своих действиях и
планах. А также понимания и представления о современных методах управления и
требований времени.
Приложение №1.
Концептуальная инновационная схема проекта
завязки информационных потоков деятельности местной власти и событиях имеющих
значение для местного сообщества на Электронные СУБД и доступ к ним через
Информационный Интернет-портал.
Собирается по
возможности вся информация: события (в максимально подробном виде), планы,
мнения, желания, успехи, неудачи и т.д. При этом необходимо обеспечить
возможность любого из субъектов местного сообщества высказать свое мнение и
прокомментировать любую информацию.
|
|
|
|
|
Магазины, кафе, фирмы и др.
коммерческие организации
|
|
|
ТСЖ и др. не коммерческие
организации
|
|
|
Соответственно необходимо обеспечить большую
часть населения дешевым или по возможности бесплатным доступом доступам к сети
Интеренет, через школы, почты, предприятия, организации и т.д.
Для аудитории не имеющей возможности выходить
в Интрнет, возможно регулярное печатное издание (Информационный бюллетень) с
Информацией собранной Интернет-порталом, за какой-либо отчетный период.
Во
многих спальных районах Москвы к Локальным компьютерным сетям подключены более
35% населения района. И ограничение в реализации такой программы в основном
лежит на администрации района, их не желанием сотрудничать в виду необъяснимых
обстоятельств.
При достаточном проценте доступа жителей
города к Информационному порталу. Возможен переход на уровень схемы, при
которой местные органы власти будут выходить к населению с предложениями своих
действий, а населению будет дана возможность проголосовать в пользу того или
иного решения или действия. Причем количество и частота подобных обращений
ограничена только реакцией и интересом местных жителей к проблеме.
С помощью Интернет портала можно обеспечить
феноменальную оперативность сбора информации и управления. Т.к. он будет
использоваться как посредник в обмене информацией (и служебной в частности)
между структурными подразделениями органов власти и всеми субъектами
управления.
[1] Из выступления директора института
гуманитарных коммуникаций, руководителя Комиссии по свободе доступа к
информации И.М.ДЗЯЛОШИНСКОГО. Парламентские слушания Угрозы и вызовы в сфере
информационной безопасности Российской Федерации
( http://www.pravo.by/akdi/gd/safety/p16-07/p3.htm )
[2] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ По итогам социологического исследования "Информированность
населения о деятельности органов власти г. Москвы". Московский
государственный университет им. М.В.Ломоносова. Социологический факультет,
Москва 1998 г.
(http://www.mos.ru/opinion/infnasao.htm )
[3] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
По итогам социологического исследования "Информированность населения о
деятельности органов власти г. Москвы". Московский
государственный университет им. М.В.Ломоносова. Социологический факультет,
Москва 1998 г.
(http://www.mos.ru/opinion/infnasao.htm )
[4] Из выступления директора института
гуманитарных коммуникаций, руководителя Комиссии по свободе доступа к
информации И.М.ДЗЯЛОШИНСКОГО. Парламентские слушания Угрозы и вызовы в сфере
информационной безопасности Российской Федерации
( http://www.pravo.by/akdi/gd/safety/p16-07/p3.htm )
[5] Районный Интернет-портал Жулебино.RU (www.zhulebino.ru )