Социальные институты. Семья
СОЦИАЛЬНЫЕ
ИНСТИТУТЫ
СЕМЬЯ
Семьей называется
основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей,
связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены
семьи часто живут в одном доме. В США это определение включает множество
укладов. Исследования крестьянских семей в западной Ирландии, особенностей
семейной жизни на Тробриандских островах и в израильских кибутцах
свидетельствуют о том, что традиции, презираемые в одном обществе, могут
считаться нормой носителями другой культуры.
Социологи и антропологи
сравнивают семейную структуру в разных обществах по 6 параметрам: форме семьи,
форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а
также происхождению и способу наследования имущества.
Форма семьи.
Термин “родство” означает совакупность социальных отношений, основанных
на некоторых факторах. К ним относ-ся биологические связи, брак и правовые
нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе
родственны отношений существуют 2 осн-х типа семейной структуры:
Нуклеарная семья состоит
из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.
Расширенная семья
(в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и
многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю,
двоюродных братьев и сестер.
В большинстве обществ нуклеарные
семья считается важным, а м.б., и основным социальным объединением.
Форма брака.
Среди ирландских крестьян, жителей Тробриандских островов и членов израильского
кибутца существовала одна основная форма брака. Речь идет о моногамии -
браке между 1 мужчиной и 1 женщиной. Однако имеются сведения о нескольких
других формах. Полигамией называется брак между одним и несколькими
другими индивидами.
Брак между 1 мужчиной и несколькими
женщинами называется полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими
мужчинами получил название полиандрии.
Еще одной формой является групповой
брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
Наверное, вы с
удивлением узнаете, что в большинстве обществ отдается предпочтение
полигинии(брак между 1 мужчиной и неск. женщинами). Поскольку в большинстве
обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не
находит широкого распространения даже в тех обществах, где они считается
предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно
превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жен.
Какие факторы
способствуют преобладанию одной, а не другой формы брака? Некоторые ученые
подчеркивали значение эк-х факторов в определенных обществах. Например, в
Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям
вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы
прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и
имеют общую жену(Кенкель, 1977)
Помимо экономических
факторов, важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна дл
женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне.
Типы властных структур. Больш-во семейных
систем, при которых расширенные семьи считаются нормой яляются патриархальными.
Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип
власти считается общепринятым и часто узаконеным в Тайланде, Японии, Германии,
Иране,Бразилии и др. При матриархальной семейной системе власть по
праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко.
В последние годы произошел переход
от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это гл. образом
обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих
индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть
распределяется между мужем и женой почти в равной мере.
Предпочитаемый партнер. Правила, регулирующие
браки вне определенных групп(например, семей или кланов), являются правилими экзогамии.
Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение
брака внутри определенных групп. Эндогамия была хар-на для кастовой системы,
сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет
кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами,
которые считаются близкими кровными родственниками.
Правило выбора местожительства. В США большинство
молодоженов предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что
они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное
местожительство ,новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или
поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное
местожительство, молодожены должны
жить с родителями невесты или
поблизости от них.
Родословная и наследование имущества. Сущестует 3 типа систем
определения родословной и правил наследованя собственности. Наиболеее
распространнной является родословная по мужской линии, где основные
родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях
родство определяется по женской линии. Речь идет о системах определения
родословной по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и
основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. В нашем общ-ве нашла
распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной.
Она явл-ся общепринятой в 40 процентах мировых культур. В таких системах при
определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны
отца и матери.
Сторонники функционализма
анализируют семью с точки зрения ее функции или социальных потребностей,
которым она служит. За последние 200 лет основные изменения функций семьи
связаны с ее разрушением как кооперативного трудового объединения, а также с
ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям. Среди
основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней
принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития
промышленного общ-ва и гос-ва всеобщего благосостояния коренным образом
изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее членов.
Сторонники теории конфликта придают
главное значение распределению власти внутри семьи; исследования показывают,
что члены семьи, в большей мере владеющие материальными ср-вами, имеют большую
власть. По мнению Маркса и Энгельса, под влиянием промышленной революции семья
преобразовалась в совокупность денежных отношений. В соответствии с современным
вариантом этой концепции семья явл-ся местом, где осуществляется эк-кое пр-во и
перераспределение материальных ср-в; при этом возникают конфликт между
интересами каждого члена семьи и др-х ее членов, а также общества в целом.