Ценностные ориентации российских политиков
Московский Государственный
Социальный Университет
Институт Социологии
Кафедра “Методологии,
методики и техники
социологических исследований”
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебному курсу:
“Методика и техника
социологических исследований”
студента I I I курса
дневного отделения
Иванова Михаила Сергеевича
по теме: “Ценностные
ориентации российских политиков ”
Научный руководитель
Васильев В. П.
доктор философских наук, профессор
Москва, 1998 год
Проблемная ситуация.
В настоящее время
процесс формирования и развития современных российских политических деятелей
все более привлекает к себе внимание исследователей, ибо здесь сегодня
сосредоточена масса нерешенных проблем для всего общества. Становление класса
политиков связано с появлением социальной группы людей, ориентированных на инициативную
деятельность, направленную на изменение политической ситуации, отстаивание
интересов групп различных людей, способных идти на риск, нести моральную
ответственность за результаты и последствия своей деятельности. Это группа,
инновационная сама по себе, с определенной системой ценностей и мотиваций.
Образ, “социальный портрет” современного российского политика, часто подаваемый
средствами массовой информации и входящий в нашу жизнь со страниц прессы,
необычайно противоречив, иногда надуман, а порой и вовсе не соответствует
действительности. Следствием является масса мифов, например, миф о чисто
экономических интересах лидеров российской политики ( Чубайс, Кох), миф о чисто
утилитарной мотивации их деятельности, миф об тотальной безнравственности политиков
или же, наоборот, о завершенной морально-этической системе и т.д. Не следует,
однако, создавать и другие мифы, называя наших политиков благодетелями и
поборниками интересов неимущих и обездоленных. Они во многом таковы, какой
является российская действительность. Вот почему изучение ценностной ориентации
этой группы и образа политика, созданного СМИ, представляет значительный
практический и теоретический интерес, так как позволяет выяснить основные
ценности и настроения, социальное самочувствие политических деятелей в
современной России, а также очистить общественное сознание населения от мифов,
созданных прессой.
Обоснование метода контент-анализа.
Для анализа содержания СМИ по данной тематике
целесообразно применить метод контент-анализа документов, так как этот метод,
благодаря особенностям своих специфических процедур и применяемого
инструментария, способен предоставить необходимую информацию о количественной
структуре содержания текста, выявить место, занимаемое проблемой ценностных
ориентаций политиков в СМИ. Именно методом контент-анализа можно сделать
содержание измеримым, доступным точному вычислению, а также получить достаточно
объективный результат.
Проблема – избыточная и не всегда адекватная
освещаемость в СМИ проблемы ценностных ориентаций российских политических
деятелей как значимой социальной группы общества в современных условиях
аксиологического вакуума и трансформации ценностей.
Объект –информация по проблеме ценностных ориентаций
современных российских политиков.
Предмет – статьи, публикации. очерки и заметки,
частично затрагивающие проблему или целиком ей посвященные.
Цель – определить уровень освещаемости проблемы
ценностных ориентаций современных российских политиков в прессе.
Достижение
поставленной цели предполагает решение ряда задач:
-
изучить содержание и объем
материалов в СМИ по данной проблеме;
-
определить частоту
появления информации по данной теме;
-
определить направленность
внимания прессы к основным аспектам данной проблемы;
-
систематизировать
полученную информацию;
-
выявить субъекты СМИ.
Наиболее широко освещающие проблемы ценностных ориентации современных
российских политиков.
Данные задачи
работы предполагают наличие следующих гипотез:
-
социальная группа
современных российских политиков не имеет пока четко сформированной системы
ценностей и морально-этических норм, хотя, безусловно существует набор
определенных действий и в политической практике, и в межличностном общении,
ориентация на мировые нормы поведения все большего количества политиков;
-
“социальный портрет”
современного российского политика, показанный на страницах прессы, включает в
себя черты, абсолютно полярные по своим признакам, т.е., на мой взгляд, не
существует реального образа российского политика и, соответственно, адекватного
его восприятия населением;
-
внимание прессы привлекают
отдельные составляющие проблемы ценностной ориентации предпринимателей
(например, кримилизация политики или такие черты характера, как рвачество и
пробивной характер), а не целостная система ценностей и мотиваций, что
способствует созданию у населения негативного образа российского политика.
-
во многих случаях нет
четкого мнения кого считать политиком, а кого нет. Политическая деятельность
часто смешивается с бизнесом, да и просто криминалом.
Обоснование
применения источников.
Проблемы российского предпринимательства (образ
жизни, условия деятельности, ценности и приоритеты, хобби и бизнес,
взаимоотношения с правоохранительными органами и правительством, отношение к
политике и другим социальным группам общества и т.д.) периодически освещаются
на страницах различных изданий, включая газеты: “Комерсантъ-Daily”, “МК”, “Сегодня”, журналы “Огонек”, “Эксперт” ,
"Деньги " и др.
Инструкция
кодировщику
Прежде чем
переходить к непосредственной обработке информации необходимо тщательно изучить
данную инструкцию.
Анализ материалов
ведется с помощью отметки соответственного кода ( цифры ответа ) или
произвольной записи, где она предусмотрена.
Название периодического
органа_______________________________
Название газетного
выступления_______________________________
Подпись под газетным материалом (укажите полностью
)_____________________________________________________________
Дата
публикации______________________________________________
Каналы
01-
"Московский комсомолец"
02-
"Деньги"
03-
"Эксперт"
04-
"Огонек"
05-
Другое
___________________________________________________
Графа "Объем публикации" - предполагает, что для соотношения
публикации кодировщик изготовит бумажные шаблоны .
006 – до 1.10 полосы
007 – от 1/10 до 1/20 полосы
008 - от 1/10 до 1/20 полосы
009 –от 5.10 и больше
Графа "Автор": для работы с нею нужен список штатных
корреспондентов той или иной газеты, который должен быт взят перед началом
работы. Это позволит определить род занятий автора, если он не подписан.
010 – журналист-профессионал
011 – социолог
013 –студент
014 –другое ( укажите )__________________________________________
013 - без подписи
Графа "Язык"
018 - канцелярский - сухой. Жесткий язык статьи, содержание специфической
лексики, неоправданное использование форм долженствования.
019 - литературный -стилистически грамотный, уравновешенный язык,
использование нормативной литературной лексики
020- фамильярный -разговорный - навязчивые ощущения автора, не проводится
различий между приватным разговором и публичным спором
Графа "Характер
публикации"
024 -информационно - констатирующий - вид материала, в котором
отсутствует прямая противоположенность или отрицательная оценка автора,
изложены лишь факты и объективно существующая ситуация
025 - положительно-ценностный - наличие в материале положительной
установки на информацию
026 - инструктивно-критический -наличие критики в материале по поводу
информации или сложившейся ситуации, а также некоторых
"инструкций", способов ее решения или преодоления.
027 - неконструктивно - критический - наличие в материале критики, но
отсутствие предложений по изменению ситуации.
028 - проблемный - в материале дана ситуация, которая является
совокупновстью различных проблем и противоречий, нерешенных вопросов, либо
нереализованных ожиданий какого-либо социального субъекта отношений, возможны
некоторые варианты решения проблемы.
Графа "Общий тон публикации".
032 - проблемный - раскрывается какая-либо определенная проблема, может
являться предпосылкой к действиям по ее решению.
033 - строгий - четко изложен материал, без фамильярностей и шуток,
изложены объективные факты, которые можно проинтерпретировать не с точки зрения
субъективного восприятия, а с позиции реально существующей ситуации.
034 - информационный - происходит ознакомление с какой-либо проблемой
или ситуацией, несет в себе полезную информацию, которая должна быть проверена
и являться реальным отображением вещей.
035 - познавательно - развлекательный - несет в себе легкую для
восприятия и интересную информацию, необязательно четко проверенные факты и
события, возможны предположения и гипотезы.
Графа "Использование конкретных
достоверных фактов".
044 - использование конкретных маркетинговых или социологических
исследований, юридических законов или актов, цитат определенных субъектов
отношений и т.д.
Затем необходимо проверить заполнение каждого бланка, но
не поверхностно, а четко и скрупулезно, чтобы выявить не только пропущенные
графы, но и несоответствие в ответах.
Логическая модель предмета контент-анализа.
1-ый класс параметров: отражение поставленной проблемы анализа в
содержании текста:
а) разработанность темы анализа в тексте:
-
наличие ( х )
-
полнота ( у)
-
соответствие (z)
б) решение поставленной проблемы:
-
наличие ( х )
-
полнота ( у)
-
соответствие (z)
в) выполнение задач
-
наличие ( х )
-
полнота ( у)
-
соответствие (z)
2-ой класс параметров: отношение коммуникатора к содержанию текста:
а) положительное
б) отрицательное
в) нейтральное
3-ий класс параметров: модальность отношения коммуникатора к предмету
содержания текста:
а) общий тон публикации
б) тип и характер информации
в) осуждение или одобрение коммуникатором
системы ценностных ориентаций российских политиков.
4 - ый класс параметров: характеристика коммуникаторов
а) тип автора
б) пол автора
в) должность автора
Единицы анализа: единицей анализа, в соответствии с целью и задачами
исследования, будет являться суждение, касающееся проблем ценностных
ориентации российских политиков.
Единицей счета будет выступать число строк текста и удельный вес
информации по данной проблеме в общем объеме газетного текста.