Христианское вероучение
Источниками
христианского вероучения считаются священное писание, т. е. Библия и священное
предание, которое включает в себя постановления вселенских и поместных соборов
(съездов), творения отцов церкви, традиции богослужебной практики. Основу
христианского вероучения. Которое в той или иной степени признают большинство
христианских церквей, особенно православных и католических, составляет символ
веры – краткое изложение догматов религии, в которые верующий обязан верить без
доказательств. Во время богослужений символ веры читается как молитва или
исполняется хором присутствующих в храме. Христианский символ веры не создан
богом, а вырабатывался отцами церкви в острой борьбе различных течений.
Первоначально он был принят в 325 г. ( почти через 300 лет после «смерти»
Иисуса Христа) на Никейском вселенском соборе, дополнен в 381 г. на
Константинопольском соборе, а в католицизме он уточнялся и Тридентским собором
( 1545 – 1563 гг.) Вместо пересказа его содержания, т. е. Основных положений,
догматов, в которые обязан верить христианин, лучше воспроизвести текст
полностью, в современной редакции. Символ веры состоит из 12 членов. (1) «
Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого
и невидимого. (2) И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного,
рожденного от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога,
рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через которого все
сотворено. (3) Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего
плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком. (4) Распятого же
за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного. (5) И воскресшего в
третий день, согласно с писаниями. (6) И восшедшего на небеса и сидящего
одесную Отца. (7)И опять имеющего придти со славою судить живых и мертвых,
царству, которого не будет конца. (8) И в Духа Святого, Господа, подающего
жизнь, исходящего от Отца (католики здесь дополняют словами « и Сына »,
поклоняемого и прославляемого равно с Отцом и Сыном, говорившего чрез пророков.
(9) И во единую святую, вселенскую, апостольскую Церковь. (10) Исповедую одно
крещение во оставление грехов. (11) Ожидаю Воскресения мертвых. (12) И жизнь
будущего века. Аминь». Таковы основные положения христианского вероучения. В их
истинности христианин не должен сомневаться. К культу в христианстве относятся
поклонение иконе, кресту, мощам святых, «святой» воде. Все это пережитки
фетишизма. В христианском культе широко используются пережитки магии (молитва и
таинства). Таинства представляют собой культовые действия, якобы способствующие
нисхождению на верующих « божественной благодати». Их в христианстве семь : крещение,
в результате которого человек ( чаще всего младенец) не только избавляется от
т. н. первородного греха, становится правоверным христианином; миропомазание
– совершается после крещения ( у правоверных – сразу же за крещением, а у
католиков – через определенное время) и заключается в освящении человека как
христианина путем смазывания ему отдельных частей тела особым ароматическим
маслом ( миро), содержащим якобы « божественную благодать», «дары святого духа»
; покаяние ( исповедь), в результате которого верующий
сознается священнику в совершенных им грехах, кается и получает отпущение; причащение
( евхаристия, суть которого состоит в приобщении к богу путем поедания
воображаемых « тела и крови Христа» в виде хлеба и вина ; брак,
освящающий вступление в супружескую жизнь; священство –
посвящение в сан священнослужителя ; елеосвящение (соборование,
являющее, как правило, последней исповедью тяжело больного или умирающего, в
ходе которой священнослужитель прощает грехи и «наделяет» необходимой святостью
для потусторонней жизни.
Большое
место в христианской религии занимают праздники, которые посвящаются Иисусу
Христу, богородице, святым, чудотворным иконам. Самым главным из них, который
служители христианской религии называют «праздником праздников и торжеством из
торжеств», является Пасха. Посвящена она мифическому событию – воскресению
Иисуса Христа из мертвых. Отмечать пасху стали не сразу. Только в 325 г. на
Никейском ( 1 Вселенском) соборе было официально решено отмечать пасху в первое
воскресение после полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия ( 21
марта). При этом католики день весеннего равноденствия считают по новому стилю,
а православные по старому. К тому же, если пасха совпадает с иудейской, то
православные отмечают ее обязательно по истечении не менее недели после
иудейской.
Кроме
пасхи, церковь отмечает еще 12 главных праздников, которые называют по их числу
« двунадесятым ». Восемь из них посвящены культу Иисуса Христа: рождество
Христово ,установленное в честь рождения Иисуса Христа; троица , или
пятидесятница, - в память о якобы происшедшем сошествии духа святого на 50 – ый
день после Воскресения Иисуса Христа (пасхи); сретение Господне,
посвященное встрече « праведником» Симеоном «мессии» - ребенка- Христа,
которого родители (Мария и Иосиф), как повествует евангелие, несли в храм для
посвящения Богу ( отмечается через 40 дней после рождения Христова); крещение
(богоявление), установленное, по утверждению христианских богословов, в
память крещения Иисуса Христа в реке Иордан ( католики отмечают 6, а
православные – 19 января); преображенье, связанное с фантастическим
рассказом о «преображении» ( изменении облика) Иисуса Христа в присутствии
верных его учеников во время одной из молитв, отмечается он 6 августа
католиками, а 19 – православными; вербное воскресенье или вход господен
в Иерусалим, - в честь въезда Иисуса Христа в Иерусалим в качестве мессии
накануне казни и воскресения ( отмечается за неделю до пасхи); вознесенье,
установленное в честь вознесения Иисуса Христа на небо (отмечается на
сороковой день после пасхи); воздвиженье, посвященное культу креста, на
котором будто бы был распят Иисус Христос и который якобы был найден матерью
императора Константина Еленой. Остальные четыре праздника из т. н. двунадесятых
посвящены культу богородицы: рождество богородицы, благовещенье, введение во
храм богородицы и, наконец, успенье. Кроме того, важную роль в христианской
религии играют посты, во время которых верующим предписывается усиленно
молиться, каяться в грехах, совершенных ими, ограничивать себя во всех земных
удовольствиях. Церковь предписывает христианину поститься около 200 дней в
году.