Церковные праздники
СТРАСТНАЯ СЕДМИНА
В последнюю
седмицу (неделю) перед Пасхой Церковь воспоминает события последних дней земной
жизни Господа Иисуса Христа, Его крестной смерти и Воскресения.
В Великий Четверг мы воспоминаем установление Спасителем
Таинства Евхаристии — Причащения Тела и Крови Христовой. Великая Пятница —
день воспоминаний о крестных страданиях Господа и Его смерти. В Великую
Субботу наши мысли обращаются к сошествию души Христа во ад и изведению оттуда
душ ветхозаветных праведников, тогда как тело Спасителя находилось во гробе в
ожидании события Светлого Христова Воскресения.
Дни
Страстной седмицы — время благоговейного приготовления каждого верующего к
великому празднику Пасхи, когда нам следует по возможности чаще посещать
храмовое богослужение и соблюдать особо строгий пост.
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
В понедельник
страстной седмицы Церковь, в назидание верующим, творит память о
ветхозаветном праотце Иосифе, в обстоятельствах жизни которого она представляет
прообразы страдании, смерти и прославления Спасителя. В других песнопениях, как
и в чтении Евангелия, повествует об иссохшей смоковнице, которая изображает
судьбу лукавого сонмища Иудейского, хвалившегося своим благочестием и в своем
ослеплении предавшего Господа на смерть.
ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
Во Вторник, предлагая в наше назидание притчи о десяти
девах и о талантах, Церковь побуждает нас приготовиться к встрече небесного
Жениха, вводящего в Свой чертог только тех людей, которые имеют брачную одежду,
сотканную из добродетелей, и встречают Его со светильниками веры и добрых
дел, и которые не скрыли талантов, данных им от Господа, а приумножили их
христианской жизнью.
ВЕЛИКАЯ СРЕДА
Господь Иисус Христос часто обличал
первосвященников и книжников, потому они искали случая погубить Его. На четвертый
день После Входа Господня в Иерусалим к законникам пришел один из ближайших
учеников Христа — Иуда Искари-отский и сказал: «Что вы мне дадите, если я
предам Его?» Они обещали ему тридцать сребряников, и с этого времени он стал
искать подходящего момента, чтобы предать Иисуса Христа.
Как бы для обличения сребролюбивого Иуды,
Церковь совершает в этот день память жены, помазавшей на вечери у Симона
прокаженного драгоценным миром ноги Спасителя, и тем, по слову Господню, уготовавшей
Его на погребение.
В Великую Среду оканчиваются великие поклоны, а с ними,
так сказать, и время церковного покаяния. На отпуск часов священник читает с
главопреклонением молитву: «Владыко многомилостива» и затем испрашивает — как
и все присутствующие друг у друга — прощение в обидах и прегрешениях.
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
В этот день Церковь воспоминает Тайную
Вечерю Господа Иисуса Христа со Своими учениками, на которой было установлено
Таинство Евхаристии — причащения Тела и Крови Христовой.
Это Таинство и сейчас совершается в храме во
время каждой Божественной литургии. Но именно в Великий Четверг верующие
особенно призываются Церковью причаститься за богослужением.
Вечером Великого Четверга за богослужением совершается
последование двенадцати Евангелий: на службе читаются двенадцать евангельских
отрывков, повествующих о страданиях и крестной смерти Спасителя.
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА
В этот скорбный день мы воспоминаем
совершившееся на горе Голгофе распятие и крестную смерть Господа Иисуса Христа.
Господь был распят на Кресте вместе с двумя
приговоренными к крестной смерти разбойниками. Во время распятия Он молился
Богу Отцу за Своих мучителей:
В Великую Пятницу во второй половине дня в храмах
совершается вынос из алтаря на середину церкви плащаницы — изображения снятого
с Креста Тела Господа.
«И когда
насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели
Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона;
сего заставили нести Крест Его. И, придя на место, называемое Голгофа, что
значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не
хотел пить... И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей
есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую
сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его...
От шестого же часа тьма была по всей земле
до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или,
Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые
из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из
них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а
другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять
возопив громким голосом, испустил дух».
Евангелие от Матфея, 27,31-50
СВЕТЛОЕ
ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНЬЕ
Великое
событие — Светлое Христово Воскресение празднуется Св. Православною Церковью
как самый величайший из всех праздников. Это есть праздников Праздник и Торжество
из торжеств. Праздник этот называется еще Пасхою, то есть днем, в который
совершилось наше Перехождение от смерти к жизни и от земли к Небу. Праздник
Воскресения Христова продолжается целую неделю (7 дней), и служба в храме
совершается особенная, торжественнее, чем во все другие праздники и дни. В первый
день Праздника утреня начинается в полночь. Перед началом утрени
священнослужители, облачившись в светлые одежды, вместе с верующими, при
колокольном звоне, с возженными свечами, крестом и иконами идут кругом храма
(совершают крестный ход), в подражание женам мироносицам, шедшим рано утром ко
гробу Спасителя. В время крестного хода все поют: Воскресение Твое, Христе
Спасе. Ангелы поют на небесах: и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе
славити. Во все дни этого великого праздника мы приветствуем друг друга братским
целованием со словами: «Христос Воскресе!» и ответными словами: «Воистину
Воскресе!»
СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА
Неделя, следующая за праздником Пасхи,
именуется Церковью Светлой седмицей. Это — дни великой пасхальной радости, дни
церковного торжества о примирении Бога и человека, о победе жизни над смертью.
На
протяжении Светлой седмицы отменяются однодневные посты; все верующие
призываются к особому духовному радованию, посещению торжественных
богослужений, делам милосердия и благотворения. Богослужения в продолжение
Светлой седмицы совершаются по пасхальному чину, а царские врата в храмах
остаются открытыми — в знак того, что в эти дни всем нам открывается
невидимый, духовный, Небесный мир.
© Copyright Атанов А. 2001-2002