Греческая мифология
МАТИ –
Российский государственный Технологический университет им. К. Э. Циолковского.
Доклад
по дисциплине «Культурология»
«Греческая Мифология».
Выполнил
студент группы 6Э1-58 Мелёшкин Константин Викторович.
Принял
преподаватель ________________________________________.
Москва 1998 г.
Сущность Греческой Мифологии
становиться понятной только при учёте особенностей первобытнообщинного строя
греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших
всё многообразие чёловеческих отношений и природных явлений. Греческую Мифологию
стоит рассматривать не как привычную и неподвижную картину, но в постоянно изменяющимся
социальным и историческом контексте античного мира. Образцы Аполлона, красивого
юноши с лирой, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Афины
Паллады – воительницы, относятся к определённому периоду развития Греческой Мифологии.
Такими
периодами являются: древний хтонический или дофессалийский, доалимпийский,
фессалийский, олимпийский, классический или героический.
В героический период происходит
централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп,
и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере
разложения общинно - родовой формации складываются уточнённые формы героической
гомеровской мифологии. В дальнейшим наивная миоралогия – своего рода
единственная форма первобытного мышления – гибнет как самостоятельное
творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного
выражения разного рода религиозных, социально – политических, моральных и философских
идей рабовладельческой идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко
используется в литературе и искусстве.
Мифографы –
собиратели и излогатели мифов – появились в Греции не позднее IV в. до
н. э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродор Гераклейский, Гераклит
Понтийский и др. Доинисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал
трагические мифы.
При
рассмотрении Греческой Мифологии в развитии в пределах каждого отдельного мифа
прослеживаются разновременные рудименты (т. е. Остатки прежних эпох), которые
существуют с ферментами нового возникающие в сюжете мифа. К примеру в мифе о рождении
Афины Паллады в полном вооружении из головы Зевса, проглотившего свою забеременевшею
супругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлений и канибализма
предшествовавшие развитому патриорхату, примат мужского индивидуализма над
женским и символику мудрости верховного божества – свидетельства патриарха.
Греческая
Мифология в её развитом виде, классическом, представляет собой мифологию
героическую, а не стихийно – фетешистскую. Греческая Мифология связана с периодом
патриархата, однако в ней прослеживаются главнейшие типы хтонических рудиментов.
Это прежде всего гинетические рудименты, указывающие на происхождение: Ахилл –
сын морской богини. Субстанциальные рудименты основаны на отжествление разного
рода предметов или существ : солнце – бык, Инах – река и царь Агроса.
Огромное
количество рудиментов имеет метаморфорный характер : Зевс вступает в брак с
Данаей в виде золотого дождя.
Из
иконографических рудиментов, т. е. Относящихся к внешнему виду определённого
мифологического персонажа, к примеру совиные глаза у Афины, коровьи у Геры.
Мифологическому
образу сопутствуют функциональные рудименты : перун Зевса, лук и стрелы
Аполлона.
Если
рудимент мифа отражает его прошедшее, то фермент указывает на будущие развитие
мифа : к примеру у Гесиода эхидна – полузмея – полурева, она прекрасна , но зловредна,
ненавистна людям, Этот матив отвержения эхидны, элемент в мифе объединяющий
стремление человека обуздать стихийные силы природы. Существуют в Греческой
мифологии мифологические комплексы:
1.
Комплекс – литерполяции.
Например Аполлон, Артемида и Лето первоначально были демонами совершенно
разного происхождения, никак между собой не связанные. Их объединение – Аполлон
и Артемида как дети Лето от Зевса.
2.
Комплекс компиляций. К
примеру олимпийская семья богов, образовавшаяся в результате объединения европейских
и малоазиатских божеств.
Существует ещё и полярный комплекс. Например, самый «светлый» бог Зевс
вступает в брак с самой «тёмной» богиней Персефоной.
В Греческой
Мифологии необходимо учитывать её географическое положение. Например мифы о
Тесее нельзя оторвать от Афин, о Менелае и Елене – относятся к Спарте.
Доолимпийский период.
Процесс жизни воспринимается первобытным соединением в
беспорядочно – нагроможденном виде, окружающие материализуется,
одушевляется, населяется какими – то непонятными слепыми силами Земли с
составляющимся её предметами представляется первобытному сознанию живой,
одушевлённой, всё из себя производящей и всё собой питающей, включая небо,
которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода, матерью,
кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земли понимаются,
как источник всего мира, богов, демонов, людей. На раннем этапе т. е. на стадии
собирательно – охотничьего хозяйства, сознание ограничено чувствительным
восприятием – это есть фетиш, а мифология – это фетишизм. Древней человек
понимал фетиш, как средоточие магической, демонической, живой силы. А так как
весь предметной мир представлялся одушевлённым, то магической силой наделялся
весь мир и демоническое существо не как не отделялось от предмета, в котором
оно обитало. По мере развития производящего хозяйства человек интересуется
вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и принципами их строения.
Тогда – то человек научился отделять «идею» вещи от самой вещи, а так как
вещами являлись фетиши, т. е. отделять магическую силу демона от самой вещи –
так совершился переход к анимизму.
Первоначально анимизм связан с представлением о демонизме, как
о некой силе, злой или благодетельной, определяющей судьбу человека. Это есть
мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила, о которой
человек не имеет никакого представления, которую нельзя назвать по имени и с
которой нельзя вступать ни в какое общение, так как этот демон ещё не имеет никакой
фигуры и никакого лица, никакого вообще очертания. Демон – это первоначально та
действующая сила, о которой человеку нечего не известно, его законченного
образа ещё не существует, но он уже не является фетишем (Сфинкс, кентавры,
сирены).
Олимпийский период.
В мифологии олимпийского периода (или ранняя классика),
связанного с переходом к патриархату, появляется герои, которые расправляются с
чудовищами и страшилищами, некогда пугавшие воображение человека задавленного непонятной ему и всемогущей природой.
Например Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте своё
святилище. Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог
Зевс, которому поклоняются все остальные боги и демоны. Патриархальная община
водворяется теперь на небе или на горе Олимп. Зевс сам ведет борьбу с
чудовищами, побеждает циклопов и заклинает их под землю, в тартар. Появляются
боги нового типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего
образа богини – матери, получили новые функции в эпоху героизма. Гера, стала
покровительницей браков и омоногамной семьи, Афина Паллада стала покровительницей
честной, открытой и организованной войны, а Афродита стала богиней любви и
красоты. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон,
которые славятся мудростью, красотой и художественно – конструктивной деятельностью. Гермес превратился в
покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство
и торговлю. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно
новое оформление. Прежде всего преображается природа, которая раньше была наполнена
непонятными и страшными для человека силами. Власть человека над природой
значительно возросла, он уже умеет находить в ней красоту, использовать природу
для своих надобностей. Но всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в
его руках. Прежде он был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было
никакого божества, к кому можно было бы обратится за помощью против него. Теперь
же гром и молния стали больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять,
что от разумной воли Зевса, зависит, когда и для каких целей он пользуется
своим перуном. К олимпийскому периоду миографы относят и подвиги Геракла, загадка
Сфинкса, которую разгадал Эдип, Одиссей, который не поддался завораживающему
пению сирен и невредимо проплыл мимо них, что способствовало гибели сирен и др.
Поздний героизм.
Поздний героизм это процесс разложения родовых отношений,
формирование раннеклассовых государств в Греции нанеся отражение в Греческой
мифологии, в частности в период героизма в гомеровском эпосе. В нём отразилась
переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым, уточенным. Герои в
этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растёт, они
осмеливаются даже вступать в состязания с богами. Лирический Царь Тантал,
который был сыном Зевса и пользовался всяческим благоволением богов,
возгордился своей властью, огромными богатствами и дружбой с богами, похитил с
неба амброзию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу обыкновенным
людям (Сизиф подсмотрел любовные встречи Зевса и Эгиды и разгласил эту тайну
среди людей). Для той героической эпохи характерны мифы о родовом проклятии
которое приводит к гибели нескольких поколений подряд. Тиванский царь Лай украл
ребёнка и был за это проклят отцом этого ребенка. Проклятие лежало на всём роде
Лая: сам он погиб от руки собственного сына Эдипа. Покончила с собой Иокаста
жена сначала Лая и т. д. И это проклятие лежало на этой семье до тех пор пока
она вся не была истреблена.
Вся Греческая Мифология пронизана прекращением и вдохновенной
красотой, обладавшей колдовской силой. Представления о красоте прошло в
Греческой Мифологии долгий путь развития от глубинных функций к благодетельным,
от совмещения с безобразным к воплощению её в чистейшем виде, от фетишистской
магии до малых и мудрых олимпийских муз. Греческая Мифология в историческом
развитии – неисчерпаемый источник для освоения в плане эстетическом и раскрытия
её художественного воздействия а литературе и искусстве.
Литература:
1.
Н. А. Кун «Легенды и Мифы
Древней Греции»
2.
Г. В. Штоль «Мифы
классической древности»
3.
«Мифы народов мира»
энциклопедия гл. редактор С. А. Токарев.