Джайнизм
Джайнизм.
Оформление этого учения связано с именем Махавиры
Джины (6 в до нэ) считается последним из
24 тиртханов (тех кто смог освободиться от кармы). Родившись в семье кшатрия он
в 30 лет ушел из дома. Через несколько лет он прозрел и стал проповедовать свое
учение. Вначале последователями были лишь аскеты, отказавшиеся от всего
материального включая одежду - ради достижения мокши. Позже численность общины
увеличилась за счет сочувствоваших и кормивших их мирян. Учение Джайнов
состояло из того что душа человека выше его материальной оболочки. Достичь
мокши- значит освободить душу от материи. При этом материальной считалась и
карма а все остальное как бы прилипало к ней. Только после освобождения от
веками накопленной кармы как от липкой основы, вместе с ней устраняется и все
прилипшее к ней. Джайнизм гоаорит, что нужна глубокая убежденность в истинность
исповедуемой доктрины. Образ жизни джайнов. 5
основных обетов: 1. Не причинять вреда живому 2. Не красть 3. Не
прелюбодействовать. 4. Не стяжать 5. Быть искренним и благочестивым. К этим 5
прибавлялись дополнительные обеты ведшие к сокращению наслаждений жизни. Среди
джаинов нет крестьян (даже повреждение земляного червя плугом- грех). Поэтому
джайны селились в городах и занимались ремеслами или торговлей, обладая немалым
капиталом джайны играли большую роль в политической жизни страны. Касты у
джайнов продолжали существовать, но не имели того значения как в индуизме.
Особый слой составляли монахи-аскеты полностью порывающие с нормальной
жизнью, являлись эталоном и ориентиром для всех джайнов. Сначала кандидат в
аскеты 3 года должен пробыть послушником, выполняя принятые на себя обеты.
Затем он углубленно изучает доктрину джайнизма. После этого его принимают в
аскеты- обратного пути уже нет. Аскеты всегда ведут жизнь странников. Аскет ест
понемногу не более двух раз в сутки. Аскет живет милостыней. Одной из крайних
мер аскезы является отказ от пищи- голодная смерть.