Конспект лекций по методике русского языка и литературе (2006г.)
Черемис. Д.Ю. 4 курс. Пноувп зимняя сессия.
Орфография.
орф. грамотность-
это общая часть языковой культуры языка, законченного точного выраженя мысли и
взаимопонимания. Основа орф. грамотности закладывается именно в нач. шк. Орф.
грамотность учитывает: возраст, отсутствие знаний у детей теор. знаний по
языку. Выготский, Леонтьев, Гранев, Бондаренко, Соловейчик. Формирование
грамотности орфография явл. одной из самых трудных задач решаемых в школе.
Что делать, чтобы наилучшим образом писать необходимы совпадения каких-то
выполнений требований?. 1)Понятия алфавита и начертания. 2)Обозначение
буквами и всех сочетаниями без звуков и речи. 3)Усвоение правил с пом. к-х мы
пишем правильно.
В лингвистической литературе орфография явл.
сис-ой правил обеспечивающих единообразное написание в тех случаях где возможны
разные написания. Пр.Вода и в(а)да. Вера Федоровна Иванова дает такое
определение орфограммы- это: 1)Исторически сложившаяся сис-ма написания к-ю
принимает и пользуется общество. 2)правило обеспечивающая единообразие
написаний в тех случаях где возможны варианты. 3)Соблюдение принятых правил (в
этом случае говорят о хорошей или плохой орфографии), рукописи писем, диктантов
и даже печатных изданий. 4)Часть науки о языке в его письменной форме изучающая
и устанавливающая единообразие написаний а иногда и официально разрешающая
единообразие написаний и иногда и официально разрешающая их вариантность. Львов
М.Р. орфография –это правописание иначе говоря правильная соотвествующая
нормам письмо. Норма- это вырабатываемый в языке при участии образцовой
лит-ры. Единые и обязательные для всех правила произношения слов, написания,
образования форм, слов и предложения, поэтому различают сл. нормы:
1.Обозначение буквами звуков: Пр.уголь- угол. 2.Применение слитных, раздельных
и дефисных написаний. Пр.безоблачный, без облаков. 3.Употребление прописных и
строчных букв. надежда- Надежда. 4.Перенос слов. 5.Употребление сокращенных
слов. В основе орф. правил лежат определенные теоретические принципы.
1)систематизация орф. правил происходит в соотвествии с принципами орф.
закономерностями или общими обоснованиями. И каждый раздел соотвестует
определенным принципам. В русском языке главными разделами явл.
1раздел)передача буквами фонемного состава
слов. –произношение непроизносимых согл. –правописание
слитных согл. В последнее время на роль ведущего претендует фонематический
принцим к-й гласит что одна и таже буква обозначает в сильной и слабой
позиции к-е объясняют те орфограммы что у морфологический но при этом. … Т.е.
объесняет почему при проверке безударных гласных следует ориентироваться на
ударяемый вариант. – Фонематич. принцип позволяет более глубоко понять
орфограмму или сис-му и показать теоретич. основу орф. правила. Фонематическое
письмо это такое письмо где одни и теже буквы алфавита обозначают фонему во
всех ее видоизменений как бы она не звучала в том или ином фонетич. положении.
В рез-те получается то, что каждая морфема коль она содержит один и те же
морфемы, фонемы, пишется всегда одинаково. Пр.Рассказ – описание, роспись. Т.О.
морфологическая и фонетич. трактовка ведущего принципа правописания едина в том
смысле, что обе фиксируют одну и туже особенность пимьма постоянный буквенный
состав каждой значимой части слова, а именно морф. принцип констатирует
что каждая морфема сохраняет написание а фонетматический принцип обесняет
единообразие буквенного образа каждой морфемы, тем, что на письме передается
фонемный состав морфемы. Именно поэтому в шк. учебнике еще изучение состав
слова учим сильные и слабые позиции и таким образом дает знания о всеобщем
законе письма. Ребенок может ответить на ? почему буква выберается по главному
ударному а не безударному. Т.о. лучше пониманием фонетических условий дает
правильный ответ в своем истинном звучании. Фонетический прицип объесняет
написание окончания, суффикса и т.д. Фонематические и орф. принципы полагают
сохранить обеих морфем к-е явл. носителем тех или иных что облегчает восприятие
слов.
2 раздел) Слитное, раздельное дефисное
написание. Принципы: а)лексико-синтаксический принцип основан
разграничеии слова и словосочитиния. Пр. палата легкораненых, легко раненный в
руку, вечно-зеленный кустарник, вечно-зеленная трава. б)словообразовательно-грамматический
принцип устанавливает слитное или дефисное написание сл. прил. и сущ. по
формальному признаку. в)традиционный, по которому раздельно пишутся
части современного единого слова восходящего к сочетанию слов. По этому
принципу отдельно пишутся приставка у нар. образованных от сочетания бывшего
предлога с бывшим прилагательным или сущ. Пр. на боковую, без умолку, в
течении, в силу, в целом.
3раздел) Прописные или строчные буквы. Прописные буквы проявляются в 2х различных ф-иях. –для выделения
начала текста отрезков. –для стихотворных строк. – для выделения отдельных слов
в тексте. Выделение с помощью прописных букв отдельных слов независящих от
строения текста опирается на 3 основных принципа: а)грамматический-
заключается в том что имена собственные пишутся с прописной буквы а имена
нарицательные со строчной. б)Орфографические трудности возникают из-за нераспознавание
нечеткости границ м\ду собственными и нарицательными. Пр.Анютены глазки. в)семантический
в том что с прописной буквы могут писаться имена нарицательные если они
наделены особой семантикой или тематикой. Пр.Новый год- и новый год. г)Словообразовательный
– согласно этому принципу прописные буквы обозначаются в абривиатурах.
4 раздел. Правила переноса слов основаны на
фонетическом принципе и морфологическим. Есть много
написаний к-е соотвествуют традиционным. Принцип деффиринсации лексич.
грам. значений называют еще логический идеографическим и смысловым.
Дифиринцированное написание с пом. написаний хочет передать свою мысль более
четко. Пр.Компания и кампания. Пр.Совершил поджог. Он поджег дерево. К чисто
дифиринцированному написанию принадлежит и – это дом, невысокий забор, -этот
дом вовсе не высокий. Если пишущий хочет сказать что употребленное имя
собственное то пишет с большой буквы. Правило употребление заглавной буквы в
именах собств. должно звучать по другому. Имена людей, книги, животных клички,
-пишутся с загл. буквы. Для того чтобы отличать имена собств. и клички животных
их надо писать с заглавной буквы. Орфография –это очень активное ср-во
для выраженя мысли того кто пишет. Дифференсация- помогает осознать орфографию
и вступить в противоречивое отношение м\ду пишущим и читающим.
Итог: Рссматрение
принципов русской орфографии приводят к выводу о необходимости
диффиринцированного подхода к усвоению того что морфологический принцип требует
создания прочных грамматических, словообразовательной основы работы по
орфографии. Фонетический принцип- требует свободного оперирования
фонемами их сильными и слабыми позициями. Традиционный принцип- требует
осмысленного запоминания. Принцип диффиринцированного запоминания
требует точного понимания значения языковых единиц и разграничения этих
значении. Это обстоятельство обязывают школу опираться на значения нарм
произношения зграматики лексики словообразования и именно поэтому Ладыженская
считает что русская орфографии тесно связана со всеми сторонами языка и эта
связь отражается прежде всего в формулировках правил, в к-ю включены условия
выбора правильного написания: фонетико- графический, стр-но
словообразовательный, морфологический и семантический. Из них создаются комбинации
условия выбора для каждого вида орфограммы. Пр. комбинация из 2х условий
–фонетическое, -морфемное.
Рекомендации к составлению темы урока. 1)определить понятия над которым вы будете работать на уроке.
(орфограмма, способ проверки). 3)Обязательно выделить те значения уменя
и способы действий к-е будут базовыми при формировании данного понятия.
4)Вычеслить существенные признаки нового понятия к-е будут положены в
основу его формирования. 5)обратить внимание на содержание последующих
тем и выяснить как основное понятие урока связано с последующими 6)Сформировать
цели урока. 7)продумать через какие задания будут отражены все разделы
программы.-звуки и буквы, слово, проедложение.- связанная речь, чистописание.
8).Продумать как будут реализоваться на уроке метод. цели:- разностороннее
изучение языка. –развитие речи уч-ся, -предупреждение ошибок.-первостепенное
развитие устной речи к писменной. 9)Составить конспект, проверить соблюдение
основные требования к уроку русского языка а)целостность урока. б)целеполагание
в)преобладание писм. работ над устными г)ктивизация мысл. деят-ти уч-ся.
д)разнообразие заданий и форм работы. е)диктовка. ж)самостоятельная работа
учащихся.
Сущность понятия орфограмм и типы
орфограмм.
Основной единицей явл. орфограмма. Орфогрмаммой может быть отдельная группа, сочитание –букв, морфем, -стык морфем,
-пробел м\ду словами, -место разделения, -слова для переноса а также выбор
строчной или заглавной буквы. В орфограмме всегда есть не менее 2
предполагаемых написаний и одно из них всегда подтверждается правилом. Единицей
обозначения на письме явл. фонема. Поэтому хар-ру соотношения звука и буквы
будет ответ на вопрос: явл. ли данный знак орфограммой. 1признак:
Незаданность письменного знака неоднозначность- это
хар-й признак для всех орфограмм. Орфограмма –это написание (букв,
дефиса, пробел, и др. письменные знаки к-е не устанавливаются на слух) Ладыженская-
орфограмма- это правильное написание к-е выбирается из ряда возможных.
Выбор правильного написания. Делит орфограммы на 5 типов: а)буква, б)дефис,
в)черточка, г)пробел, д)контакт. Орфограммой явл. и графич. ср-ва (черточка,
дефис и т.д) Баранов считает что орфограмма это реальное явление
письменной формы языка. она имеет свое назначение (Пр. безударные гласные в
корне слова) в котором отражается норма. безударные гласные (название
орфограммы) в корне слова (место в слове). Соловейчик- орфограмма
–это написание буква, дефис, черточка пробел и др. граф. ср-ва к-е не
устанавливаются на слух. Тикучек- орфограмма- это написание требующее
проверки. В орфограмме всегда есть вариант написания к-й выбирается самим
учеником. При обучении правописание большое значение имеет опознавательные
признаки: общие и частные. Общие опозн. признаки орфограмм.
1)незаданность письменного знака произношения. 2)Это опасные звуки и
звукосочетания (буквы и буквосочетания). их запоминание и постоянное внимание к
ним. 3)морфемы. их выделение, прогнозирование их орфограмм и правила. 1
признак.–несовпадение зв. и букв. срабатывает лишь в тех случаях когда
уч-ся слышал слово и одновременно видел их, -при списывании, -при анализе
написанного, -при диктовки. 2 признак- опасные звуки буквы и т.д. к-е
дают наибольше кол-во несовпадений. «опасные места»- гласные –о,а,и,е.--пары
звонких и гл.согл.- сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. –сочетание непроизносимых
согл. з,б,н,с и др. –сочетание низ, нч, чк, чн.- согл б,в,г,д,ж,з на конце
слов. Пр.гриб, дуб и т.д. –буквы к-е обозначают 2звука, я, е, ю,я. такие
опасные сочетания зв. и букв в памяти детей накапливаются запоминаются или проверяются
сильной позицией и уделяется постоянное внимание к ним со стороны учителя и
уч-ся. 3признак. Морфема к-е уч-ся обнаруживают и подбирают
соотвествующее правила. Важно то что на основе опознавательных признаков
орфограмм у уч-ся обнаруживаются алгоритм действия. Однако каждая орфограмма
имеет свое частные к-е также учитываются но в каждом орфографическом действии
есть свои: 1)постановка задачи 2)решение орф. задач. Выбор письменного знака в
соотвествии правилом. Пр.Название орфограммы –безударные гласные в корне слова
(проверяемые и непроверяемые =опознавательные признаки –это а)слабая позиция
б)гласные а,о,и,е в)место в слове (корень).
Состав русских орфограмм. Все орфограммы
делятся на 2 группы. а)орфограмма связанные с обозначением звуков букавами –на месте слабой позиции звуков, -отдельные случаи обозначения звуков
сильной позиции. б)орфограммы не связанные с обозначением звукового состава
морфем. –прописная буква. –слитное раздельное написание. –перенос слов.
–сокращения. Для того чтобы реб. узнал орфограмму поставил орф. задачу и решил
эту задачу реб. необходимо определенное пространство т.е. орфографические поле.
1)пр: реб. работает под словом «чужой»- мин. орф. поле для совершения орф.
действия -2буквы «чу». для решения орф. задачи реб. необходимо вспомнить что
данное написание явл. традиционным. 2)при проверке в слове «весна»- мин. орф.
поле- это корень весн и проверочное слово весны. 3)в личном окончании г.
предложение «быстро тает снег». мин. орф. полем явл. (тает) словосочетание тает
к-е позволяет определить 3 лицо ед.числа. 4)Заглавная буква в слове «Орел». –мы
едим в город Орел и орел летел. Для правильного ориентирования в орфограмме и
успешного усвоения свособа проверки решения орф. задачи уч-ся надо знать. а)преграду
данного орф. явления (фонет, традиц). б)орфогр. поле для проверки в)должны
знать орф. признаки опознавательные. г)умение необходимые для проверки данной
орфограммы. М.Р.Львов пишет: Орфограмма будет работать в процессе
обучения если реб. ее замечает целенаправленное обучение должно начинаться с 1
года обучения. в процессе звуко-букв. анализа слова орф. ошибками (работа над
ошибками). Звуко-буквенный анализ +работа над ошибками. Если же учитель
показывает опознавательные признаки то у детей развивается орф. зоркость т.е.
кол-во ошибок уменьшается а орф. грамотность повышается.
Орфографическая зоркость. Орфограмма –это
умение к-либо правило. Львов. орф. зоркость- это
способность обнаруживать те места в словах где писменный знак не определятся
произношением. М\ду словом произнесенным и написанным устанавливается довольно
сложные отношения. Пр. буква з может обозначать 5 звуков в зависимости от
соседнего звука. Пр. без Ани (с), без Димы (з), без Шуры (ш) и т.д.
(з,сь,зь,ш,ж)- фонема з. Такое явление возникает в тех случаях когда фонема
находятся с слабой позиции. Для обозначения буквы звука в слабой позиции преде
всего нужно определить к какой фонеме относится данный звук, а затем уже
обозначать ее. следовательно – опора на фонематический принцип. Буква для
звук соотвествующая сильной позиции –выбирается по графике а в слабой позиции –
по правилам орфограммы. Т.О. граматное письмо предполагает освоение графики и
орфограммы. По скольку большая часть орф. составляют орфограммы в слабой
позиции с т.з фонемотической орфографич. зоркость можно определить как
умение позиционно оценивать каждый звук слова, т.е. различать сильную и слабую
позицию звука и начаит однозначно определять букву для письма. Рождественски
и Богоявленский считали что умение обнаруживать звук находящийся в слабой
позиции как раз и составляют орфог. зоркость. Исходя из общей задачи
развития реб. начальная школа должна сформировать мл. школьника как
сознательного грамотного ученик проявляющего интерес к русскому языку и
владеющими прочными знаниями и навыками. Учитель должен решать сл. задачи. 1)развивать
интерес к русскому языку. 2)развивать умственные способности учащихся их позн.
акт и речь. 3)фор-ть их орф. навыки для предупреждения и нахождение ошибок и
обучать уч-ся приемам самопроверки. Возникает вопрос: что такое грамотное
письмо? Грамматическое письмо- это усвоение всех букв на письменном и
устном форм. Обозначение буквами их сочетаниями всех звуков речи, т.е.
графика. Усвоение собственной орфографич. Для того чтобы опознать
какую-либо орфограмму нужно четкое знание орф. знаний нужно уметь устанавливать
границы и нужен запас памяти. Каковы условия орф. навыков.
1.Установление связей м\ду умениями к-е составляют основу формируемого
орфографического навыка. 2.Овлание уч-ся общим способом решения орф. задач. 3.Развитие
внимания орф. и звук. и граф. стороны слова, т.е. соотношение писм. и звуковой
стороны. 4.Развитие памяти и письменной речи. 5.Развитие интереса и русскому
языку через учебный процесс. Львов выделяет 3 этапа формирования навыков
грамотного письма. 1этап. Анализ фонемы и фон. слух. Необходимость научить
детей извлекать звуки определять их кол-во в словах а затем в словах. Различать
гл. и согл. ударные и безударные. Нельзя принебригать этой работой т.к. в
последствии уч-ся будут писать без пропусков. 2этап.Выработка орф. зоркости.
Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограмму. Этот навык
формир-ся в деятельности и явл. рез-ом многократных действий. 3этап.
Самоконтроль. Научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам
контролировать себя во время проверки своей работы и письма. Т.О. в
процессе работы необходимо использовать сл. приемы: 1)звуко-буквенный анализ
2)словарная работа. Чем богаче активный словарный запас ученик тем
содержательней грамотней его письменная и устная речь. Это систематическая
целенаправленная и хорошо организованная работа –это сознательное усвоение.
Чтобы привлечь интерес к слову по миму звукового анализа семантического,
орфографического, возможно обратиться и к этимологическому анализу. Пр.рябина-
нужно этимологию, т.к. нельзя проверить. рябит в глазах, рябит, рябь, рябой.
Можно записать предложения Пр.под моим окном растет рябина. Можно предложить
написать мини сочинение. Сл.прием найди ошибку. формируется навык самопроверки.
Сл.прием- Перфокарта. Развивает орф. зоркость. Дает возможность осуществить
обратную связь. Сл.прием- это письмо под диктовку. –найти орфограмму,-
определить тип. –объяснить. Сигнальные карточки, комментирование, зарисовка
схем слова. Большой интерес к уроку вызывается при использовании приема как
игра.
Работа над орф. правилом.
классификации. Рождественский. 1 группа орф. ошибок. 1)графические (недописывают, пропуск букв)
2)чисто орфаграфические (сметение или неверное восприятие букв и звука.
3)ошибка на слитное, раздельное написание слов. (приставка и предлог). 4)ошибка
на употребл. больших и малых групп. 5)ошибки с переносами.
Львов. 1)ошибки
связанные с разделами орфогр. сис-мы. 2)ошибки в слитно-раздельное написание.
3)ошибки в переносе слов. 4)употребление заглавных и строчных букв.
5)пунктационные ошибки. 6)каллиграфические ошибки. 7)ошибки речевые. 8)по
причинам допускаемой ошибки. 1-ошибки к-е объясняются непониманием или неточным
непониманием значением слов. 2-ошибка обусловленные неумением выделить морфемы
или находить границы морфем. 3- ошибки зависят от неправильного определения
грам. категорий к форм. 4- ошибки возникающие в ходе неправильного
ориентирования. 5-Ошибки идущие от незнаний и ненормативных влияний
(просторечия, жаргоны). 6- ошибки связанные слабой орф. зоркостью. 7-ошибки
памяти. 8-ошибки вследствии неточного владения знаниями и правилами и нарушение
алгоритма проверки. 9-ошибки от неправильной догадки и переоценки своего
языкового чутья 10- ошибки из-за невнемания. 3.Ошибки вследствии несоблюдения
принципов орфографии. 4.По частотности ошибок. а)типичные. б)индивидуальные
ошибки. в)грубые и негрубые. Для успешной организации над работой ошибками и
организовывть работу над ошибками, исключая, учитывая сл. момент.
1.Отсутствие систематической работы над ошибками ведет повторение самоконтроля.
3.Несовершенство и недостаток метод приемов применяемых учителем в процессе
работы над ошибками. Способы исправления учителем ошибок. 1)обозначение на
полях значком. 2)подчеркивание слова всего и показать на полях.
3).Подчеркивание слова и усл. знак на полях. 4.Зачеркивание ошибки исправление
и усл. знак 5)зачеркивание ошибки, надпись правильного варианта усл. знак и
номер орфограммы на полях. 6)зачеркивание напись прав. вариантак указание на
полях, морфема к-х допущена ошибка. 7.зачеркивание ошибки правильнй вариант
усл. знак и на полях способ исправления ошибки. В начальной школе работы над
ошибками явл. их предупреждение. Для предупреждения орф. ошибок используется
сл. примем. 1)вынесение на …слов на не изучение правило или трудных для
напиания с указанимем орф. 2)Подбор однокоренных слов. 3).выделением орф.
цветом, чертой и т.п. 4).выборочное комментирование. 5)Проговаривание трудных
слов. (хоровое индивидуальное). 6.Различные виды диктантов (предупредительные,
объязательные, выборочные) 7.орф. разминки в начале урока 8)Решение грам-орф.
задач. (пр. пропущенные орфограммы к-е надо выписать найти –определить)
Самоконтроль складывается из сл. моментов:- умение увидеть место в слове,- умение решить вспомнить орф. правило.
Т.О. самоконтроль у шк-ов развивает с пом. определенных приемов:
1)послоговое орф. проговаривание 2)послоговое сравнение напиванного с печатными
тестами (орф. зоркость) 3)проверка написанного с пом. орф. словаря. 4)морф.
членение слова с целью на нахождения орфограмм в выделенных частях слова. Т.О.
предупреждение ошибок следует рассматривать как планомерную работу учителя
обеспечивающую правильное применение школьниками орф. правил спец. упр. и см.
творч. работах.
Учет орф. ошибок. может иметь несколько
форм: 1)тетрадь ученика у учителя. 2)индивид.
словарики 3)орфографич полотно. Все это нужно предавать гласности.
Использование различных форм учета орф. ошибок позволяет учителю продумывать
индивидуальную работу по исправлению ошибок.
Схема подготовки учителя.