Гендерные особености мышления в юношеском возрасте
Введение.
Многие годы
на Западе и в последнее десятилетие в России, наряду с традиционными подходами к
изучению интеллектуального развития ребенка, выделяется группа исследований, характеризующих
это развитие с точки зрения принадлежности ребенка к определенному полу.
Мы привыкли считать
мужчин и женщин совершенно разными существами. Малейшим различиям в строении головного
мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение,
чем на то дают право объективные данные. Обычно авторы трудов по психологии, ссылаются
на четыре психологических отличия между полами: способностью ориентироваться в пространстве,
математические способности, речевые навыки и агрессивность. Психологи начали изучать
гендерные различия еще в конце 19 века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части
занимались демонстрированием различий полов и обосновывали этим разное отношение
к мужчинам и женщинам. Необходимо помнить, что обнаруженные отличия относительно
невелики, обычно не более 10%, а в большинстве случаев распределение мужской и женской
выборок на 90% совпадают.
Но такой познавательный
процесс, как мышление и в настоящее время вызывает много противоречий у ученых.
Одни пытаются доказать, что мужчины и женщины мыслят почти одинаково, другие же
наоборот, считают, что они мыслят совершенно по-разному.
Цель работы:
исследовать характеристики мыслительной деятельности юношей и девушек и
определить различия, если они существуют.
Для себя я
определила задачи:
1. Исследовать
литературные источники и мнения различных ученых.
2. Провести
тестирование для определения характеристик мышления.
Выполняя работу я
пользовалась такими методами, как наблюдение, работа с литературными
источниками, проведение тестирования.
Глава1. Мышление в юношеском возрасте.
Предположение.
1.1 Что такое мышление
Венцом эволюционного и
исторического развития познавательных процессов человека является его
способность мыслить. Благодаря мышлению человек беспредельно раздвинул границы
своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более
«низкого» уровня – ощущения, восприятия, представления. Чувственные образы,
создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности,
то есть высокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают
возможность вовремя реагировать на происходящие изменения и эффективно
строить свое поведение в ответ на эти наличные, непосредственно воспринимаемые
события. Именно этим человек отличается от других живых существ. Преимущества,
которые дает человеку мышление, заключаются также в том, что с его помощью он
может, «не сходя с места» и, таким образом, находясь в безопасном положении,
«проиграть в уме» различные варианты возможных (и невозможных) событий,
которые в действительности нигде и никогда не происходили; предвосхитить
наступление наиболее вероятных событий, чувственно не воспринимаемых в данный
момент в данном месте, и подготовиться к соответствующим ответным действиям,
спланировать их и корректировать их в процессе их осуществления, то есть
мышление, являясь частью психики, выполняет одну из основных ее функций -
функцию упреждения событий. Таким образом, с помощью мышления человек познает
не только сущее, действительное, но и возможное, он не только познает, но и
создает его.
Мышление позволяет
человеку приспосабливаться к окружающей среде, ставить цели и достигать их,
проникать в сущность вещей и явлений, общаться с другими людьми. Разум,
мышление, ум всегда считались достоинствами, а отсутствие ума большой бедой.
Существует даже выражение: «Если Бог хочет наказать человека, он лишает его
разума».
Так
что же такое мышление?
«Мышление - верх
блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека» (Аристотель).
«Мышление –
орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом» ( И.П.
Павлов.).
Мышление – это социально
обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс,
характеризующий обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений
между объектами в окружающей действительности.
Мышление – это
прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и
закономерностей, которые прямо, непосредственно человеку в его опыте не даны.
Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно, мышление – это
психологический процесс с открытием нового знания решения проблем на основе
переработки полученной информации.
Мышление является предметом
исследования многих дисциплин: философии, социологии, логики, физиологии и
других наук. Но нам интересно это понятие с психологической точки зрения.
2.1
Особенности
мышления в ранней юности.
Юность
является переходным этапом между детством и взрослой жизнью. Это возраст от 16
до 18 лет. В это время происходит большое количество перемен в теле, чувствах,
позициях и оценках, интеллекте, отношении с родителями и со сверстниками, в
понимании свободы и ответственности. Также происходят изменение особенностей
мышления:
Появляется так
называемая «обратимость» мышления, т.е. способность менять направление мысли,
возвращаясь к исходному состоянию того или иного объекта.
В этом возрасте
появляется тяготение к общим теориям, формулам.
Склонность к
теоретизированию становится возрастной особенностью.
Создаются
собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви.
Мышление в старшем
возрасте обладает большей организованностью и последовательностью, логичностью;
для него характерны глубина и основательность мысли. Возникает интерес к
причинному объяснению явлений. Старшеклассники способны осуществлять
опережающее мышление, планирование.
Процесс мышления
включает в себя выдвижение и самостоятельную проверку гипотез. Все это
позволяет говорить о способности к научному мышлению.
В юношеском
возрасте отчетливо обозначаются индивидуальные различия мышления, которые
проявляются в предпочтениях определенных учебных предметов, результатах решения
различных типов задач, в особенностях когнитивных целей.
1.3 Гендерные особенности
мышления.
Гендер – это социально-биологическая
характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и
«женщина». Поскольку пол является биологической категорией, социальные
психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы
биологически, как на «половые».
Гендер - это пол, но в социальном, а не в биологическом контексте.
По мнению многих ученых мужественность прежде всего
соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью. «Мужское
мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью… мужчина более
рационален» (Логинов). «Мужское и женское самосознание имеет каждое свои
отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна,
склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и
чистоты» (Булгаков). «В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они
конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно
открывают прикладные и близкие к практике науки» (Логинов). Такой же взгляд на
женскую конкретность можно проследить у В. В. Розанова, С. Н. Булгакова, Н. А.
Бердяева. Об оппозиции разума, сознательности, логичности мужчины - и сердца,
инстинкта, интуиции женщины писали В. Соловьев, В. Ф. Эрн.
Еще одной
особенностью является отличия в строении мозга. Мозг мужчины и женщины,
при всем сходстве, имеет множество отличий - по размерам, структуре,
чувствительности. В целом мозг женщины, как и ее тело, на 10 - 15 процентов
меньше мужского. В то же время области, связанные с высшими познавательными
функциями, такими, как изучение языка, у женщин более плотно упакованы
нейронами.
v
Чем бы ни
занималась женщина, даже если она просто шевелит большими пальцами рук,
активность нейронов у нее распространяется на большем участке мозга, - говорит
д-р Марк Джордж, психиатр и невропатолог из Медицинского университета Южной
Каролины. Когда работает мозг мужчины, нейроны включаются только в пределах
узкоспецифических областей. У женщины же мозговые клетки высвечивают такую
мозаику, которая при сканировании напоминает ночные огни большого города.
v
Одно из
возможных, хотя и не бесспорных, объяснений состоит в том, что у женщин толще
мозолистое тело - совокупность нервных волокон, соединяющая большую часть коры
обоих полушарий мозга. Это позволяет эмоционально-интуитивному правому
полушарию и рациональному, воспринимающему только факты левому лучше “общаться”
между собой. В результате женский мозг может образовывать такие связи, которые
мужскому просто не под силу. Ученые полагают, что это отражается на способности
женщины быстро "переключаться" между разным отношением к миру, в то
время как мужчины работают в одном "режиме". Следовательно
мыслительные процессы у женщин переключаются быстрее.
v
Массовые
психометрические исследования показывают, что у девочек лучше развит вербальный
тип мышления, а у мальчиков - зрительно-пространственный. Уже к 18 мес. девочки
знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой словарный запас
лишь к 22 мес. И в дальнейшем речь девочек, как правило, богаче и по словарному
запасу, и по грамматическому строю; навыками чтения девочки также овладевают
раньше.
v
В дороге
женщины обращают больше внимания на то, что видят, в особенности на такие
запоминающиеся детали, как кафе на перекрестке или церковь напротив детской
площадки. Когда они возвращаются обратно или объясняют маршрут другим, то
опираются в основном на эти ориентиры, в то время как мужчины мыслят
категориями направления и расстояния (“полкилометра на север, потом три
километра на запад”). “Я подозреваю, что мужчины рождаются с
неким биологическим преимуществом в отношении пространственного мышления”, - пишет
автор научно-популярных книг Дебора Блум. Она отмечает, что мужчины постоянно
получают более высокие баллы в тестах на мысленное вращение предмета в трех
плоскостях.
v
Девочки
проявляют больше интереса к людям, чем к предметам, к социальным ситуациям, чем
к решению механических задач, и в более позднем возрасте они лучше владеют
речью и лучше воспринимают внешнюю информацию. Причина может состоять в том,
что при чтении женщины используют нейронные области обоих полушарий мозга, в
отличие от них мужчины пользуются только нейронными зонами левого полушария.
Предполагается,
что половые различия в развитии мышления связаны с воздействием
половых гормонов на формирование мозговых структур в пренатальный
(дородовой) или пубертатный (половое созревание) период.
Хотя
некоторые исследователи считают, что половые различия в
зрительно-пространственных способностях возникают в подростковом возрасте, есть
данные о том, что мальчики уже в 8-9 лет значительно лучше девочек используют
зрительные опоры для ориентации в пространстве. И даже у более младших детей
были обнаружены различия в понимании пространственных отношений. Когда в
эксперименте шестилетних детей просили сконструировать трехмерную модель их
школьной комнаты, то оказалось, что мальчики гораздо точнее справляются с
заданием.
Среди
учеников начальной школы различия в уровне математических способностей
мальчиков и девочек незначительны, они начинают проявляться в подростковом
возрасте и касаются в основном сложных форм математического мышления; с годами
различия в уровне математической одаренности возрастают в пользу юношей. В то
же время девочки, которые в младшем школьном возрасте мечтали об успехах в
школе, о будущих достижениях, проявляли хорошие математические способности, в
подростковом возрасте начинают мечтать о близкой дружбе, популярности,
симпатиях окружающих.
Казалось
бы, эти особенности развития способностей мальчиков и девочек легко объясняются
воздействием половых гормонов на мозг подростка. Однако ряд исследований
показал, что девочки, у которых уровень мужского гормона тестостерона в крови
выше, лучше выполняют тесты на зрительно-пространственное восприятие, чем их
обычные сверстницы. Интересно, что у мужчин зависимость обратная - чем выше
уровень тестостерона, тем хуже выполняются задания на
зрительно-пространственную ориентацию. В то же время, чем ниже у мужчины
уровень андрогенов в крови, тем лучше математические способности. Это значит,
что чем выше уровень мужского гормона тестостерона, влияющего на развитие
первичных и вторичных половых признаков и "мужское" поведение, тем
хуже выполняются тесты на выявление способностей, традиционно считающихся
мужскими.
В 1961
году Р.Е. Стеффорд получил данные, свидетельствующие о том, что способности к
пространственному воображению передаются от матери к сыну и от отца к дочери,
но не от отца к сыну. Эти результаты заставили его предположить существование
генетического механизма наследования пространственных способностей, сцепленного
с полом. Однако факты, полученные позже другими исследователями, заставляют
усомниться в существовании элементарной генетической основы половых различий в
познавательной сфере.
Некоторые
учены придерживаются взгляда, что особенности мышления формировались и
изменялись в процессе био-социального различия. Эволюция мужчин и женщин
протекала по-разному, поскольку разными были обстоятельства. Мужчина охотился,
женщина собирала. Мужчина защищал. Женщина нянчила. В результате эволюция как
тела, так и мышления шла разными путями. По мере того как тело совершенствовалось,
чтобы с наибольшей эффективностью выполнять поставленные задачи, изменялось и
мышление. Мужчины становились преимущественно выше и сильнее, чем женщины, при
развитии мозга в соответствии с возложенными функциями. Миллионы лет структура
мозга мужчин и женщин изменялась под давлением отличающихся друг от друга
требований. Теперь нам известно, что обработка информации у представителей
разного пола происходит по-разному. Они думают по-разному. Они верят
по-разному. У них разное восприятие, приоритеты и поведение. Игнорируя это
обстоятельство, вы получите головную боль, встретитесь с непониманием, и жизнь
ваша принесет вам только разочарование.
Глава 2. Практическое исследование.
2.1 Методика 1. «Недостающие буквы в словах»
Цель данной
методики: исследовать скорость протекания мыслительного процесса в юношеском
возрасте (динамическая характеристика мышления).
Данная методика,
как и другие, проводилась индивидуально. Исследовалось 5 юношей и 5 девушек в
возрасте 16-17 лет.
Испытуемым
предлагалось вписать недостающие буквы в слова, находящиеся на карточках
(Приложение 1). После чего результаты исследования были обработаны.
Результаты проведения данной методики оформлялись в виде таблицы (Таблица
1).
Результаты
методики 1.
Таблица 1.
№
|
Пол
|
Возраст
|
Правильно
(%)
|
1
|
М
|
16-17
|
54
|
2
|
М
|
16-17
|
54
|
3
|
М
|
16-17
|
54
|
4
|
16-17
|
74
|
5
|
Ж
|
16-17
|
74
|
6
|
Ж
|
16-17
|
74
|
7
|
Ж
|
16-17
|
78
|
8
|
М
|
16-17
|
90
|
9
|
М
|
16-17
|
54
|
10
|
Ж
|
16-17
|
76
|
Из таблицы (Таблица 2) мы видим, что скорость протекания мыслительного
процесса у девушек на порядок выше чем у юношей. Они давали за то же время
давали на 14% больше правильных ответов.
Сравнительная таблица к методике 1.
Таблица 2
Испытуемые
|
Средний показатель
|
Юноши
|
61
|
Девушки
|
75
|
2.2 Методика 2. «Вербальный
лабиринт»
Если в предыдущей
методике был рассмотрен критерий динамичности мыслительного процесса, то цель
следующей методики: исследовать гибкость, пластичность мышления и
способность к быстрому переключению при решении мыслительных задач. При
выполнении данной методики использовалось следующее оборудование: секундомер,
карандаш, специальные бланки (Приложение 2.).
Методика
проводилась индивидуально. В ней принимало участие 5 юношей и 5 девушек в
возрасте 16-17 лет.
Результаты
данной методики были оформлены в виде таблицы (Таблица 3.), при получении
определенных данных и выяснению их средних параметров, был определен уровень
гибкости, пластичности мышления отдельно взятого ребенка.
Результаты методики 2.
Таблица 3.
№
Пол
|
№ столбца
|
%
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
М
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
100
|
2
|
М
|
|
|
|
ü
|
|
|
ü
|
|
|
30
|
3
|
М
|
ü
|
|
|
|
ü
|
|
|
ü
|
|
ü
|
40
|
4
|
Ж
|
ü
|
ü
|
ü
|
|
ü
|
ü
|
ü
|
|
ü
|
ü
|
80
|
5
|
Ж
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
|
ü
|
ü
|
ü
|
90
|
6
|
Ж
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
100
|
7
|
Ж
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
|
|
ü
|
80
|
8
|
М
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
100
|
М
|
ü
|
|
|
|
|
ü
|
|
|
|
|
20
|
10
|
Ж
|
ü
|
ü
|
ü
|
|
ü
|
ü
|
ü
|
|
ü
|
ü
|
80
|
На основе полученных (Таблица
4) данных можем сделать вывод, что мышление у девушек более гибкое, пластичное
и способность к быстрому переключению при решении мыслительных задач выше чем
у юношей.
Сравнительная таблица к методике 2.
Таблица 4
Испытуемые
|
Средний показатель
|
Юноши
|
58
|
Девушки
|
86
|
2.3 Методика 3. «Образование
сложных аналогий»
Цель: исследовать способность к
выделению сложных, абстрактных логических отношений. Определить уровень
логичности мышления в юношеском возрасте в зависимости от половой
принадлежности.
Оборудование: карандаш, специальные
бланки (Приложение 3).
Методика
проводилась индивидуально. В ней принимало участие 5 юношей и 5 девушек в
возрасте 16-17 лет.
Результаты
методики были определены и оформлены в виде таблицы (Таблица 6.). За каждый
правильный ответ начислялось 2 балла, за неверный ответ 0 баллов. К полученному
результату был прибавлен временной коэффициент, определяемый по приведенной
ниже таблице (Таблица 5).
А=В+Т, А – итоговая оценка
В- результат
подсчета баллов без учета времени
Т- прибавляемый
балл с учетом времени
Таблица подсчетов баллов:
Таблица 5.
Время (сек)
|
Оценка, Т при В >23
|
Время (сек)
|
Оценка Т, при В < 24
|
114 и менее
|
3
|
370 и менее
|
0
|
114-370
|
0
|
371-505
|
-3
|
371 и более
|
-3
|
506 и более
|
-6
|
Результаты методики 3.
Таблица 6.
№
|
Пол
|
В
|
Т
|
А
|
1
|
М
|
10
|
-3
|
7
|
2
|
М
|
30
|
0
|
30
|
3
|
М
|
8
|
2
|
4
|
Ж
|
14
|
0
|
14
|
5
|
Ж
|
12
|
-3
|
9
|
6
|
Ж
|
16
|
-3
|
13
|
7
|
Ж
|
8
|
0
|
8
|
8
|
М
|
16
|
-6
|
10
|
9
|
М
|
14
|
0
|
14
|
10
|
Ж
|
20
|
-3
|
17
|
Сравнительная таблица к методике 1.
Таблица 2
Испытуемые
|
Средний показатель
|
Юноши
|
12,6
|
Девушки
|
12,2
|
Рассмотрев полученные результаты
(Таблица 7), делаем вывод, что у юношей логическое мышление развито чуть лучше,
чем у девушек.