Профессиональная ориентация после проведения психодиагностики
Министерство образования
Российской Федерации
Московский авиационный
институт
(государственный технический
университет)
Кафедра социологии,
психологии и социального менеджмента
Отчет
по дисциплине
Практическая психология
на тему
Профессиональная ориентация
после проведения психодиагностики
Выполнила:
Проверила:
Хромова В. Л.
Москва-2006
Методики
исследования.
1. Индивидуально - типологический
опросник (ИТО).
Опросник
предназначен для выявления ведущих тенденций личности. Степень выраженности
индивидуально-личностных свойств:
Ложь (4 балла) и Аггравация (подчеркивание
проблем (3 балла)) в пределах нормы. Следовательно, ответы искренны и
достоверны.
- Тревожность (5 баллов) умеренно
выражена. Выявляется осторожность, ответственность, созвучность социальной
среде.
- Агрессивность (4 балла) в пределах
нормы. Присутствует достаточно уверенная тенденция к самоутверждению, к
активной самореализации и отстаиванию своих интересов.
- Спонтанность (4 балла) в пределах
нормы. Высокая поисковая активность, напористость, завоевательный стиль
самопредъявления, раскованное самоутверждение.
- Сензитивность (2 балла) в пределах
нормы. Чувствительность, черты зависимости.
- Ригидность (6 баллов) умеренно
выражена. Инертность, тугоподвижность, настойчивость.
- Эмотивность (5 баллов) умеренно
выражена. Присуща изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость.
- Экстраверсия (5 баллов) умеренно
выражена. Внешние реакции обращены к реальным атрибутам внешнего мира.
- Интроверсия (6 баллов) умеренно
выражена. Внутрипсихическая активность и субъективный мир более значим, чем
окружающая реальность.
Следовательно, преобладает
правополушарный когнитивный стиль, т.е. тип мышления. Ему свойственно наглядно
– образное, целостно – чувствительное, художественное восприятие.
Склонность к профессиям и видам
деятельности:
Освоение новой информации дается
легче через разговорное общение. В профессиональном плане это склонность к
видам деятельности, где человек эмоционально вовлечен в контакты с окружением.
Профессиональная деятельность в сфере предпринимательства, организаторства,
администрирования или двигательной активности, в т.ч. вождение транспортных
средств.
2. Диагностика межличностных
отношений (ДМО).
Выявление оценки
«реального Я» и «идеального Я».
Показатели
умеренно выражены, что характеризует нормальную гармоничную выраженность
данного качества.
Характеристика
выявленных свойств:
1. Властный – лидирующий тип (10
и 11 баллов). Нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей.
2. Независимый – доминирующий
тип (по 5 баллов). Уверенно-независимый и соперничающий стиль.
3. Прямолинейно – агрессивный
тип (5 и 6 баллов). Искренность, непосредственность, прямолинейность,
настойчивость в достижении цели.
4. Недоверчивый – скептический
тип (4 и 2 балла). Реалистичность поступков, скептицизм и неконформность.
5. Покорно – застенчивый тип (9
и 4 баллов). Скромность, застенчивость, исполнительность, готовность брать на
себя чужие обязанности.
6. Зависимый – послушный тип (по
4 балла). Потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, их признание и
одобрение.
7. Сотрудничающий –
конвенциональный тип (по 7 баллов). Тесное сотрудничество с референтной
группой, дружелюбные отношения с окружающими.
8. Ответственно – великодушный
тип (9 и 8 баллов). Выраженная готовность помогать окружающим, развитое чувство
ответственности, склонность к опеканию людей, которые воспринимаются как более
слабые.
Преобладание: превышенное значение имеет
показатель «властно - лидирующий тип» (11 баллов), что свидетельствует об
оптимистичности, быстрой реакции, высокой активности, выраженной мотивацией
достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний,
легкостью и быстротой в принятии решений, ориентацией в основном на собственное
мнение и минимальной зависимостью от внешних средовых факторов, экстравертированности.
Поступки могут быть скромны и не обдуманны.
Таким образом,
тип межличностных отношений – стеничной, доминантной личности.
3. Выявление стиля поведения в
конфликтной ситуации (методика Томаса).
Оценка поведения
по двум направлениям: в отношении своих целей и интересов; и по отношению к
целям и интересам партнера.
П –
противоборство; К – компромисс; С – сотрудничество; И – избегание; У –
уступчивость.
В конфликтной
ситуации наиболее склонна к: компромиссу (взаимные уступки), избеганию (минимальная
активность в обоих направлениях), сотрудничеству (максимальное учитывание своих
целей и целей партнера). В наименьшей степени склонна к: уступчивости
(минимальный учет своих интересов и максимальный партнера), противоборству
(максимальный учет своих интересов и минимальный партнера).
Таким образом,
наиболее универсальный, приемлемый, гибкий и адекватный стиль поведения в
конфликтах.
4. Дифференциально – диагностический
опросник Климова Е.А. (ДДО).
Тест на
профориентацию. Выявление склонностей к определенным видам профессий.
Максимальное
количество ответов (7 из 8) по профессиям типа «человек – человек».
Коммуникативные профессии.
Профессии типа
«человек – человек» связаны:
- с воспитанием,
обучением (воспитатель, учитель);
- с медицинским
обслуживанием (врач, медсестра, няня);
- с бытовым
обслуживанием (продавец, парикмахер, официант);
- с
информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод);
- с руководством
людьми.
Психологические
требования по профессии данного типа: стремление к общению, доброжелательность,
отзывчивость, выдержка, способность разбираться во взаимоотношениях, умение
сглаживать разногласия, умение слушать, учитывать мнения других, развитая речь,
способность находить общий язык с разными людьми, умение убеждать,
аккуратность, пунктуальность, собранность, знание психологии людей.
5. Цветовой тест Люшера.
Диагностика
мотивационной сферы. Выявление психофизиологического содержания, важного для
успешной деятельности в экстремальных условиях и обыденной работе.
Выбранные цвета:
1-й выбор 4 3
2 5 1 0 6 7
2-й выбор 4 5
3 2 1 0 6 7
Интерпретация
парного появления цветов 2-го выбора (их функциональное значение):
1 пара (+4;+5)
определяет устремление. Стремление к интересным и волнующим встречам и
событиям. Чтобы любили за обаяние. Слишком сильно развито воображение,
мечтатель, фантазер.
2 пара (×3;×2)
определяет состояние. Получает удовольствие, проявляя инициативу в преодолении
преград и трудностей. Желание занять властное положение. Независима, твердо
придерживается своих намерений и притязаний.
3 пара (=1;=0)
определяет индифферентность. Имеет высокое притязание в эмоциональной сфере,
хочет быть в близких отношениях, не требующих от нее какой-то глубины чувств.
4 пара (-6;-7)
определяет сознательно заторможенные потребности. Хочет свободно следовать
своим убеждениям и принципам, развивать свои способности, добиться уважения к
себе как к личности. Использует имеющиеся в распоряжении силы так, чтобы
достичь как можно большего. Желание распоряжаться своей судьбой.
+4 и -7
определяет проблему в эмоционально – мотивационной сфере личности. Считает, что
ее рост ограничивают, стесняют ее возможности. Выход из сложившейся ситуации это
избавление от этих ограничений.
6. Проективная методика
несуществующего животного.
Предлагается
нарисовать несуществующие животное и придумать ему несуществующие название.
Показатели и
интерпретация.
-Рисунок
расположен по центру, что свидетельствует о норме.
-Центральная смысловая
часть фигуры (голова повернутая влево). Тенденция к рефлексии, к размышлениям.
Уши – заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Рот
(приоткрытый) – речевая активность (болтливость).
-Несущая, опорная
часть фигуры (лапы однонаправлены и однотипны; четко соединены с корпусом).
Конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность.
Контроль за своими рассуждениями, выводами, решениями.
-Хвост (направленный
вниз). Недовольство собой, подавленность, сожаление, сомнение.
-Общая энергия (количество
изображенных деталей). Экономия энергии, астеничность, органика, соматическое
заболевание.
-Фигура круга
символизирует тенденцию к закрытию, замкнутость, закрытость своего внутреннего
мира, нежелание давать о себе сведения окружающим.
-Название
(повторяющиеся элементы). Трамлялям - свидетельствует об инфантильности.
Профориентационная
беседа.
Выявлены
следующие деловые качества:
Осторожность,
ответственность, созвучность социальной среде; уверенная тенденция к
самоутверждению, самореализации и отстаиванию своих интересов; чувственность,
ориентация на авторитет; высокая поисковая активность; напористость;
завоевательный стиль самопредставления, раскованное самоутверждение;
настойчивость; выраженная мотивация достижения. Желание занять властное
положение. Независима, твердо придерживается своих намерений.
Отношения в
коллективе:
Уверенно-независимая
и соперничающая; поступки реалистичны; искренна, непосредственна, прямолинейна,
настойчива в достижении целей; скромна, застенчива, исполнительна; потребность
в помощи и доверии со стороны окружающих, их признании и одобрении; тесное
сотрудничество с референтной группой, дружелюбные отношения с окружающими;
выраженная готовность помогать окружающим, развитое чувство ответственности,
склонность к опеканию. Стремление к интересным и волнующим встречам.
Также
присутствуют такие черты как нетерпимость к критике, переоценка собственных
возможностей; недовольство собственным положением в социуме; подавленность;
сожаления и сомнения; закрытость своего внутреннего мира для окружающих;
инфантилизм; изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость; тенденция к
рефлексии, к размышлениям; большая речевая активность (болтливость);
хроническое соматическое заболевание.
В конфликтной
ситуации наиболее склонна к компромиссу, избеганию и сотрудничеству.
Профессии и
виды деятельности:
Освоение
информации легче дается через разговорное общение. Отличается
наглядно-образным, целостно-чувствительным и художественным типом восприятия.
Вовлечение в контакт с окружением. Профессиональная деятельность лежит в сфере
предпринимательства, организаторства, администрирования или двигательной
активности, в т.ч. вождение транспортных средств.
Склонна к
следующим коммуникативным профессиям, связанным:
- с воспитанием,
обучением (воспитатель, учитель);
- с медицинским
обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра);
- с бытовым
обслуживанием (продавец, парикмахер, официант);
- с информационным
обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, секретарь);
- с защитой
общества и государства (юрист, милиционер, инспектор);
- с руководством
людьми (руководитель).