История природы и история человечества
Тема
№ 30:
“История природы и история человечества”
ПЛАН.
1. Природа - универсум, охватывающая
все сущее.
2. Историческое развитие представлений о
природе.
3. Историческое развитие человека во
взаимоот-ношении с природой.
4. Географическая среда - зона обитания
человека.
5. Сфера всего живого - биосфера.
6. Ноосфера - ступень развития биосферы.
7. Создание “второй природы”.
8. Экологические проблемы.
9. Осознание человечества, как единого
целого с природой.
Список использованной литературы:
1. Введение в философию. Учебник в
двух частях./ П/р Фролова С.М.- М.: 1989г.
2. Философия. Курс лекций. Учебное
пособие./ П/р Бычко. - К.: 1993г.
3. Философские проблемы взаимодействия
общества и природы./ Воронович Б.А. - М.: 1982г.
4. Человек, цивилизация, общество./
Сорокин П. - М.: 1992г.
История человеческого общества в определенном смысле
являет собой картину его изменяющегося взаимодействия с природой.
Природа - это прежде всего универсум, который
охватывает все сущее, в том числе наши познания и практическую деятельность,
всю Вселенную, и в этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что
природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы
лишь частичка этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям.
В системе античного мышления природа понималась, как
подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько
противопоставлялся природе, сколько воспринимался как одна из его частей. У
античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся
доступная человеческому понятию природа. При этом космос противопоставлялся
хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное,
закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой.
В эпоху Возрождения отношение к природе меняется.
Человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает
видеть в ней источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму
средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее
развращенной и порочной человеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо
утверждал, что переход человека от природного естественного начала к
социальному является источником всех наших несчастий.
Зависимость человека от природы, от естественной среды
обитания, существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако не
оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. Во
взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения
формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом
выделение человека из животного царства. В силу вступает и социальный отбор:
выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в
своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально-значимым требованиям
сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало зачатки
нравственных норм. Социально значимое закреплялось и естественным отбором и
передачей опыта. Образно говоря, человек в своем развитии постепенно становился
на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В
преобразовании в человеческое общество большую роль играли социальные
закономерности на фоне активного действия биологических. Это осуществлялось в
процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от
поколения к поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную
“культурную” традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их
изготовление и употребление может происходить только в коллективе. Лишь
коллектив придает жизненный смысл и могучую силу орудиям. Именно в коллективе
предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд, являющийся
выражением социальной деятельности и формированием зачатков производственных
отношений.
Труд есть “… процесс, совершающийся между человеком и
природой, процесс, в котором человек своей деятельностью опосредствует,
регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.” (Маркс К.,
Энгельс Ф., Соч., том 23, стр.188).
Язык - важнейшее средство осуществления трудового
процесса, обусловивший могучий прогресс в развитии человеческого мышления.
Между природным и общественным нет пропасти - общество
остается частью более обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает
своей спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки -
географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его
сил. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло окружающую
среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает
ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства
культурно-исторической жизни. Человек не только переместил в другие
климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их.
Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального
производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером
общественных отношений. При этом, в силу нарастания степени воздействия
общества на природу происходит расширение рамок географической среды и
ускорение некоторых природных рамок географической среды. Если лишить современную
географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений и поставить
современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет
существовать, ибо человек геохимически переделал мир и процесс этот уже
необратим.
В свою очередь и географическая среда оказывает
немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история - наглядный
пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали
или, напротив, препятствовали развития человечества. Если на Крайнем Севере, в
этой определенной стихии, человек вырвал у негостеприимной суровой природы
средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках необузданная
пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах и не
делает его развитие естественной необходимостью. Географическая среда, как
условие хозяйской деятельности общества может оказать определенное влияние на
хозяйскую специализацию стран и районов.
Природная среда жизни общества не ограничивается лишь
географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является
сфера всего живого- биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю
часть земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В
результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне
дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а будучи
самоорганизующейся системой развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего
живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразования
уже не раз происходили, и качественная перестройка биосферы приводила к
исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный
процесс биосферы имеет необратимый характер. Помимо растений и животных
биосфера включает в себя и человека: человечество - часть биосферы. Причем его
влияние ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая все более
могучее и интенсивное воздействие на нее в связи с невиданным ранее развитием
науки и техники.
С возникновением человечества осуществляется переход к
новому качественному состоянию биосферы - ноосфере (от греческого noos
- ум, разум) представляющий собой сферу живого и разумного. Ноосфера - не
отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития
биосферы. Ноосфера - новая особая реальность, связанная с более глубокими и
всесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Она
предполагает не только использование достижений наук, но и разумное
сотрудничество государств, человечества и высокие гуманистические принципы
отношения к природе - родному дому человечества.
Экология (от греческого oikos -
обиталище, местопребывание) - это и есть наука о родном доме человечества, об
условиях обитания тех, кто его населяет. Экология - комплексное научное
направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними
условиями его обитания с целью поддержания динамичного равновесия системы
“общество-природа”..
В прошлом использование человеком сил природы носило
стихийный характер, человек брал от природы столько, сколько позволяли его
собственные производственные силы. Но взаимоотношения человека с естественной
средой обитания все более опосредовались созданием им “второй природы”, человек
повышает свою защищенность от стихийного буйства природы.
Изобретая способы получения и использования железа и
его сплавов, человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с
природой. Вместе с тем, с течением времени само развитие цивилизации
оказывается зависимым от имеющихся на земле запасов железных руд, от их
хозяйственного использования. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается
крайне динамическим образом, поскольку масштабы применения многих видов
ресурсов приводят к исчерпыванию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.
Таким образом, не только человек зависит от природы,
но и природа зависит от него.
Взаимодействие человека и природы, общества и среды
его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире
достигло предельных критических форм и размеров. Встал вопрос об угрозе самому
существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и
загрязнения среды его обитания.
Вся жизнь и развитие человека протекают во
взаимодействующей с ним части природы. Человек - часть и порождение великой
“Матери- природы”. “Человек, - писал Маркс - живет природой. Это значит, что
природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе
постоянного общения, чтобы не умереть. Общество есть законченное сущностное
единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный
натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.” (Маркс К., Энгельс Ф.,
Соч., т.42, стр. 92).
“Тело человека” уже не может ограничиваться его
биологическим параметрами, а включает так же и то, что ранее воспринималось,
как “внешняя природа”. Человек в своем природно-биологическом качестве - это не
просто “часть” природы, а ее органический элемент, находящийся во
взаимодействии с другими элементами и частями, составляющими некоторое
динамически противоречивое единство. В настоящее время взаимодействие общества
и природы, человека и среды его обитания, составляет существо экологической
проблемы. Это и загрязнение атмосферы, морей, рек, океанов, и Чернобыльская
проблема, возникновение эпидемий, неизвестных ранее болезней, нарушений температурного
баланса.
Острое осознание возможности глобального
экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации
взаимодействий в системе “техника - человек - биосфера”.
В настоящее время глобальность экологических проблем
требует от человека иного способа мышления, новой формы его самосознания -
экологического сознания. Это прежде всего означает, что человечество должно
осознать себя как единое целое в своем отношении к природе.