Одержимость, её место в истории
Одесский
национальный университет им. И.И.Мечникова
по антропологии
на тему:
«Одержимость, её
место в истории»
Выполнила:
студентка
I-го
курса психологии
Скрыпникова
Олеся
Проверил:
Сагайдак
Александр Николаевич
г.
Одесса – 2004г.
Очевидно, нет народа,
которому неведомо бы было это понятие - одержимость. Само слово это -
одержимый, бесноватый заключает в
себе тайный ужас
перед неведомой силой, вселившейся в человека и подчинившей его себе.
Бред превращения в
животных, зоонтропия, например бред превращения в
волка (ликантропия),
собаку (кинатропия) и т. д., представлял в прежнее время очень частую форму бреда.
Необходимо заметить,
что практически у всех народов Европы существуют легенды о людях, страдающих
волчьим помешательством. Все эти легенды, по сообщению А.С.Кузовкина,
Н.Н.Непомнящего (1992), имеют странную деталь: человек может быть оборотнем
только определенный срок, обычно 7 либо 10 лет.
Существовало
общеиндоевропейское поверье о том, что человек, совершивший тягостное
преступление, становится волком-изгоем
В ряде
индоевропейских традиций (в частности, хеттской культуре) превращение юноши в
волка связывалось с умыканием брачной партнерши или невесты (Мифы..., 1991). В
более широком смысле сюжет всех встречающихся в мировом фольклоре мифов о
тотемном (или тотемной) супруге предполагает разрыв брачных отношений, по
крайней мере временно.
У народа коми
подобная сущность, поселившаяся в человеке, называется шева. Когда шева
начинает говорить устами своей жертвы, меняется голос
человека, лексика,
интонации, иногда - пол. В одном из таких случаев шева,
Бред одержимости можно
описать следующим образом: в больного вселилось животное, насекомое,
мифологическое или выдуманное самим больным живое существо, которое постоянно
(реже – периодически) пребывает в организме и заставляет совершать движения,
поступки, вопреки желанию больного, руководит его мыслями и чувствами.
В средние
века всюду была распространена вера в вампиров, и можно сказать, что в Венгрии
и в Сербии были целые эпидемии вампиризма. Вампирами называли умерших людей,
которые выходили из могил, душили или кусали живых людей и пили их кровь. Когда
разрывали могилу вампира, то находили труп без всяких признаков разложения:
кожа была румяная и мягкая, иногда под ней образовывались жировые ткани, члены
были гибки, ногти и волосы отросли со времени погребения, и кровь, видимо,
наполняла жилы или даже просачивалась через поры. Чтобы окончательно убить
вампира, ему обыкновенно вгоняли кол в грудь или отрубали голову, причем из жил
выливалась свежая кровь, или, наконец, сжигали его труп.
Дон Кальме приводит много случаев вампиризма, причем иногда разрытие могилы
производилось властями, и нахождение в ней как бы живого покойника было
засвидетельствовано официальным образом.
Ликантропия - это психическое состояние, при котором
человек (ликантроп) считает себя оборотнем. При этом он не меняет своей
физической формы, однако является в равной степени опасным, как и настоящий
оборотень. В большинстве случаев нападений оборотней именно ликантропы являлись
виновниками произошедшего.
Ликантропия - мания, в которой человек воображает себя волком и проявляет страшную кровожадность, и магически экстатическая трансформация человека в вервольфа - человека-волка (вервольф - от старо английского "вер" - человек и "вольф" - волк). В некоторых легендах вервольф является колдуном или ведьмой, которые специально оборачиваются зверем, чтобы творить зло и быть неуязвимым для врагов. В Южной Америке шаманы, так же как и колдуны, превращаются в
вервольфов, нападают и пьют кровь своих врагов. Колдуны также превращаются в других оборотней, включая змей, леопардов, пантер, шакалов, медведей, койотов, сов, лис и других устрашающих созданий. Однако именно волк вызывает всеобщий страх и является наиболее опасным из всех оборотней. Индейцы Навахо верят, что ведьмы превращаются в вервольфов и других оборотней после того, как надевают на себя шкуры животных, что дает им возможность путешествовать по ночам на огромной скорости. Ведьмы-оборотни, как говорят, встречаются по ночам в пещерах, где они принимают в свои ряды новых членов, составляют планы ритуальных убийств на расстоянии, занимаются некрофилией с трупами женщин и поедают свои жертвы.
Вера в волко-оборотней особенно широко была распространена в средневековой Европе и в Балтийских странах. Позже, в XV и XVI веках, считалось, что вервольфы, так же как и ведьмы, становились слугами дьявола после подписания ДОГОВОРА С ДЬЯВОЛОМ. Число судов над обвиняемыми в оборотничестве все возрастало. На эти случаи списывали убийства и каннибализм. В 1573 году в Доле, во Франции, Жиль Гарнье был осужден и приговорен к казни за убийство нескольких детей. Он признался, что убил одну жертву, десятилетнюю девочку, своими зубами и когтями, потом сорвал с нее одежду и сожрал часть трупа. Остальное тело он принес домой жене. Он задушил десятилетнего мальчика - при этом не смог объяснить. как волк может это сделать, потом откусил ему ногу и сожрал ляжку и живот ребенка. Его опознали, когда он напал на очередную жертву, несколько крестьян помешали ему. Они считали, что узнали лицо Гарнье. несмотря на то что он был в облике волка. Его приговорили к сожжению заживо.
В Европе поверье в ликантропию, т.е. в способность превращения в животное, очень давнее. Еще Геродот, древнегреческий историк, живший в 5-м веке до Рождества Христова, упоминает Неури, т.е. людей, которые превращались в волков на несколько дней каждый год. В 16-м веке во Франции подобная вера была столь сильна, что французский парламент принял закон о истреблении оборотней.
Вера в ликантропию была сильна даже в 19 веке. Французские крестьяне в отдаленных районах страны, боялись выходить из дома по ночам. Они верили, что на них может напасть Луп-Гару (французское название оборотня). Народы северной Германии считали, что произнесение слова "волк" в декабре, провоцирует нападение на них оборотней. Датчане считали, что оборотня можно распознать по форме бровей, а древние греки верили, что припадки эпилепсии являются ликантропией...
В Европе в средние века образ оборотня расширился, распространившись на других животных; люди верили, что человек способен превращаться в медведя, свинью и даже овцу, хотя трудно представить, что в последнем случае он сумел бы нагнать много страха на свою "жертву"! С течением времени это верование в своей сути сохраняется, и некоторые истории, дошедшие до нас из прошлого, вызвали много споров между зоологами и историками.
Вера в то, что человек может стать волком, сохраняется и по сей день в таких районах, как Нормандия и Бретань; в последней народные предания следуют классическому образцу - человек носит волчью шкуру, что позволяет ему перенять часть звериных свойств, а затем он буквально превращается в волка. Однако эти легенды оставляли оборотню шанс на спасение: считалось, что если ликантропа поцарапать возле кончика носа, чтобы выделились три капельки крови, то наваждение рассеется. В Норвегии же думали, что в оборотня превращался человек, отлученный от церкви.
Хотя большая часть историй касается ликантропии, французского или немецкого происхождения, существует множество вполне достоверных рассказов об оборотнях и о ликорексии (состоянии, когда человек вдруг начинает воображать себя волком и испытывает волчий аппетит вместе с другими ужасными симптомами), возникших в таких странах, как, например, Австрия или Россия. Однако у славянских народов легенды об оборотнях очень тесно переплетаются с легендами о вампирах.
Итак, мы видим, что с ликантропией сталкивались многие народы и во все времена. Существует великое множество легенд на эту тему. Но несмотря на то, что эти легенды рождались в разное время и в разных местах, они удивительно похожи друг на друга, отличаясь порой лишь мельчайшими деталями. Случаи, которые приведены ниже, имели место в 1975 и 1977 годах. Больных, считавших, что они превратились в волков, помещали в больницу и через некоторое время выписывали с назначением продолжительного курса дальнейшего лечения.
Небольшой французский
городок Луден стал известен благодаря случаю, который произошел в 1632 году в
монастыре урсулинок. В то время свирепствовала чума, которая буквально за
несколько месяцев “выкосила” четверть его населения, и многие воспринимали эту
беду как приближение конца света. И вот нескольким сестрам явился призрак их
исповедника, незадолго до того умершего от чумы; привидение все чаще видели в
коридорах. Через некоторое время начало твориться ужасное: сестры в припадке
судорожно катались по земле, выкрикивая что-то невразумительное. Вскоре это
передалось на других, и уже семнадцать монашек в истерике всех уверяли, что в
них вселился демон. Одна из сестер в припадке произнесла имя Урбэна Грандье —
кюре, служившего в главном костеле города. Он поражал прихожан блестящими,
умными проповедями, а урсулинок — красивой внешностью; кюре был объектом их
грез. И все остальные монахини стали утверждать: это он, он позвал князя тьмы!
Провели следствие,
опросили свидетелей; многие вспомнили про грехи священника. В их числе —
интерес к женщинам и... шрам на пальце, который он уж точно нанес для того,
чтоб подписать кровью сделку с дьяволом. За сестрами понаблюдали врачи. Их
вывод был таков: “Мы считаем все увиденное нами полностью выходящим за рамки
природных сил и возможностей...” Вскоре Грандье принародно сожгли на костре,
как колдуна. Однако припадки у монахинь после этого продолжались еще несколько
лет...
XVII век был богат на
подобные дела, и часто в документах встречалось слово “одержимость”. Хотя оно
больше относится к народной медицине, современная наука не обошла его и
включила в это понятие “группу особых психических состояний, характеризующихся
чувством подчиненности субъекта враждебной и неодолимой (обычно иррациональной)
силе (колдовству и т.п.)”. Это может быть форма психической реакции целой
группы людей на определенные влияния социальной среды, причем важна высокая
степень внушаемости и низкий культурный уровень, подчеркивается в “Большой
советской энциклопедии”. Одержимость многолика. В кого-то вселяются демоны, в
кого-то — добрые духи, а кто-то одержим даже змеями. Фольклористам хорошо
известны народные представления о заползании змеи в человека. В старину верили,
что гад может проникнуть в организм через рот во время сна на поле или в лесу
либо оказаться там в результате колдовства. В России, например, от него
избавлялись, подвешивая пострадавшего над кипящим молоком. Поведение людей,
веривших, что в них вселилась змея, академик Бехтерев квалифицировал как
разновидность психоза, сопровождаемого бредом; ученый назвал его “одержимостью
гадами”.
По сообщению
известного итальянского экзорциста Габриеля Аморта, папа Иоанн Павел II сделал
это за время своего понтификата по крайней мере трижды — чтобы “преподать
великий пример”. Французская газета Le Temps опубликовала интервью с Амортом.
Аморт сообщил, что такой обряд состоялся в сентябре 2001 года. Речь идет о
девушке, которая начала рычать во время папской общей аудиенции в Риме. Она
присутствовала там вместе с родителями, выкрикивала оскорбления и бессмысленные
фразы. И продемонстрировала такую нечеловеческую силу, что с ней не смогли
справиться агенты безопасности. Понтифик встретился с девушкой и молился за нее
в течение получаса. Однако молитва принесла лишь временное облегчение, писала
Le Temps.
Святой престол
признает, что случаи одержимости крайне редки и что большая часть людей,
уверенных в своей одержимости, на самом деле страдают психическими
заболеваниями и нуждаются в срочном вмешательстве опытных специалистов.
Член Eвpопейcкой
комиccии по аномальным явлениям экcтpаcенc Олег Tаpp привел такой пример
одержимости. Незадолго до pаcпада CCCP в одной войcковой чаcти Чернигова
солдаты вдpyг начали пpоявлять нечеловечеcкyю cилy, c помощью pyк pазламывали
табельные автоматы Kалашникова пополам, бегали по казаpме, издавая cобачий лай.
Беcпоpядки пpодолжалиcь тpое cyток. Поcле гоcпитализации в полковyю больницy
одного из cамых бyйных — ефpейтоpа, cломавшего cебе ногy поcле пpыжка из окна,
воины веpнyлиcь к нормальной жизни.
Как выяcнилоcь, y
молодого человека была паранойя.
Находятся люди,
полулегально практикующие сеансы “изгнания бесов”. Порой это приводит к
трагическому исходу. В России недавно был случай, когда некая дама, походив на
курсы экстрасенсов, взяла в оборот (за деньги, разумеется) двух клиентов. Это
были брат и сестра, они подозревали, что их 68-летняя мать — колдунья, мол,
надо проделать сеанс экзорцизма. Втроем заговорщики устроили ей сеанс, в
результате которого женщина умерла от переломов и болевого шока...