Межличностное общение
Оглавление
Введение…………………………………………………………………Стр.3
Глава I. Межличностное
взаимодействие…………………………….Стр. 5
1.1.
Задачи межличностного
взаимодействия………………………Стр. 5
1.2.
Межличностные
отношения…………………………………….Стр. 8
Глава II.
Психология общения и межличностные отношения. …….Стр. 10
2.1. Межличностное
общение…………………………………………Стр. 10
2.2. Структура
общения в межличностных отношениях……………Стр. 13
2.3. Функции общения
в межличностных отношениях……………..Стр. 15
2.4. Психология
межличностного воздействия………………………Стр. 20
Заключение
…………………………………………………………….Стр. 23
Библиографический
список использованной литературы. …………Стр. 25
Приложение 1.
…………………………………………………………Стр. 27
Приложение 2.
…………………………………………………………Стр. 28
Введение
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе
объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной
жизни.
Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой
реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами
группы являются субъективные межличностные отношений, которые изучает
социальная психология.
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия
внутри группы – это углубленное изучение различных социальных факторов, а также
взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая
общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не
будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто
между ними должного взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель
мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.
Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями совместной деятельности.
В данной курсовой работе будет рассматриваться общение в системе
межличностных отношений и взаимодействия людей.
Предметом моей
курсовой работы является определение места общения в структуре межличностного
взаимодействия и взаимодействия людей. Целью является дать характеристику
межличностного взаимодействия и общения людей. Задача курсовой работы раскрыть
специфику общения в структуре межличностных отношений и взаимодействия людей.
При работе над
курсовой работой я использовала метод простого анализа.
В процессе
изучения своей темы были использованы книги по психологии таких авторов как Б.
П. Блонского, Г. М. Андреевой, Леоньева А. Н., А. В. Петровского и др. Учебники
данных авторов полностью раскрывают теорию межличностных отношений.
Для структурирования многочисленных результатов исследований по
межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами
которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.
Глава I. Межличностное
взаимодействие
1.1. Задачи межличностного взаимодействия
В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного
взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование
межличностных отношений и оказание психологического воздействия.
Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания
людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает
подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов.
Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью
— свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека
малозаметные, но существенные для его понимания особенности.
Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности,
темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и
личностных особенностей и др.
С возрастом дифференцируются эмоциональные состояния. Человек
воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни.
Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения
те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта, объектом
познания является как физический, так и социальный облик человека, восприятии
фиксируется первоначально физический облик, к которому относят физиологические,
функциональные и паралингвистические характеристики. К анатомическим
(соматическим) особенностям относятся рост, голова, и др. Физиологические
характеристики включают дыхание, кровообращение, потоотделение и т. д.
Функциональные особенности включают осанку, позу и походку, лингвистические
(невербальные) особенности общения включают мимику, жесты, телодвижения.
Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и невыраженные
психические состояния распознаются гораздо труднее. Социальный облик
предполагает социальное оформление внешности, речевые, паралингвистические,
проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности
(внешний облик) включает одежду человека, его обувь, пения и другие аксессуары.
Проксемические особенности общения относятся к состоянию между общающимися и их
взаимному расположению. Примером из художественной литературы, демонстрирующим
умение определять по особенностям место рождения и профессию, является
профессор фонетики Хиггинс из пьесы «Пигмалион». Экстралингвистические
особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. При
восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом,
наиболее информативны.1
Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о
воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и
условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся
образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей.
Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности, или новизны (сводится
к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее
формирование образа познаваемого объекта); механизм проекции (перенос на людей
психических особенностей воспринимающих); механизм стереотипизации (отнесение
воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей); механизм
этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим
образом жизни воспринимающего).
Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает
различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм
интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с
восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании
представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует
механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных
мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм
рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание
субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и
понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования
механизмов межличностного познания (от простых к сложным).
В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по
различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния
партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта
осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.
К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и
место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность
воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном
контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.
1.2.
Межличностные отношения
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются
в его контексте. Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в
разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат
разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические
особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда
называют экспрессивными, эмоциональными.
Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью
и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у
мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии,
передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество
(И. С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в
межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества. В разных национальных
общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе,
половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.1
Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм
регулирования межперсональных отношений и условия их развития.
Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются,
достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться,
Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство,
приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществляются в
зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют
готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На этапе
товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг
другу (недаром говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»).
Дружеские отношения имеют общее предметное содержание — общность интересов,
целей деятельности и т. д. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую)
и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И. С. Кон).
Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия — отклик одной
личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней (Н. Н. Обозов).
Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания
психического состояния другого человека (без изменения своего состояния).
Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния
объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень
включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный
уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной
(воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной.
Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные иерархически
организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут
быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности
обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.
Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их
динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской
местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так
же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от
этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы
растянуто во времени, а в западных — спрессовано, динамично.
Глава II. Психология общения и межличностные
отношения
2.1. Межличностное общение
За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих
направлений исследований в психологической науке, и особенно в социальной
психологии. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется
изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной
психологии в последние два десятилетия. Из предмета исследования общение
одновременно превратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных
процессов, а затем и личности человека в целом.
Общение — реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы
совместной деятельности людей.
Общение не является предметом только психологического исследования,
поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического
аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельностью
является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой
взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя из этого
принципа под общением понимается реальность человеческих отношений,
предполагающая любые формы совместной деятельности людей.
Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и
общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других
случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя
рассматривается как условие общения. И наконец, общение можно интерпретировать
как особый вид деятельности.1
Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок
деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют
отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального
бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки категории
общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия
человека, а именно — отношений «субъект-субъект(ы)».
Здесь можно привести мнение В. В. Знакова, которое отражает существующие
в современной отечественной психологии представления о категории общения: «Общением
я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально
мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой
формируются межличностные отношения между ними... Под совместной деятельностью
далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей
подчинено общей цели — решению конкретной задачи.
Субъектно-субъектный
подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее
понимание деятельности лишь как субъект-объектного отношения. В отечественной
психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа
общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и
экспериментально разработанного Б. Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками.
Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма
активности субъекта. Ее результат — не столько преобразованный предмет (материальный
или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В
процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями,
идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений
«субъект-субъект(ы)».
В целом, теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения в
отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных работ,
цитированных выше, а также в работах «Психологические исследования общения»,
«Познание и общение».
В работе А. В. Брушлинского и В. А. Поликарпова (1990) наряду с этим дано
критическое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены
наиболее известные циклы исследований, в которых проанализирована вся
многоаспектная проблематика общения в отечественной психологической науке.
2.2. Структура общения в межличностных отношениях
В отечественной социальной психологии проблема структуры общения
занимает важное место. Методологическая проработка этого вопроса на данный
момент позволяет выделить совокупность достаточно общепринятых представлений о
структуре общения (Андреева Г. М., 1988; Ломов Б. Ф., 1981; Знаков В. В.,
1994), выступающих общеметодологическим ориентиром организации исследований.
Под структурой объекта в науке понимается порядок устойчивых связей между
элементами объекта исследования, обеспечивающих его целостность как явления при
внешних и внутренних изменениях. К проблеме структуры общения можно подойти
по-разному, как через выделение уровней анализа этого явления, так и через
перечисление его основных функций. Обычно выделяют по крайней мере три уровня
анализа (Ломов Б. Ф., 1984):
1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как
важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в
интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, с
акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как
сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными
группами.
2. Мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся
совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций
взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности
на конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения
на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «по
поводу чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня темы, предмета общения
раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные
и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями,
идеями, переживаниями.
3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных
единиц общения как сопряженных актов, или трансакций. Важно подчеркнуть, что
элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов
его участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного и
партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие другого
(например «вопрос-ответ», «побуждение к действию - действие», «сообщение
информации отношение к ней» и т. п.).1
Каждый из перечисленных уровней анализа требует специального теоретико-методологического
и методического обеспечения, а также своего особого понятийного аппарата. И
поскольку многие проблемы психологии комплексны, встает задача разработки
способов выявления взаимосвязей между разными уровнями и раскрытия принципов
этих взаимосвязей.
2.3. Функции общения в межличностных отношениях
Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение
в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и
существуют различные основания для их классификации.
Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении
трех взаимосвязанных сторон или характеристик — информационной, интерактивной
и перцептивной (Андреева Г. М., 1980). В соответствии с этим выделяются
информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и
аффективно-коммуникативная функции (Ломов Б. Ф., 1984).
Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде
обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в
человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением
двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от
технического устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает
взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. В-третьих, они должны
обладать единой или сходной системой кодификации/декодификации сообщений.
Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем.
Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и
невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.
В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:
- кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику,
пантомиму);
- паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т.
п.);
- проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);
- визуальное общение (система контакта глазами).
Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система
совокупность запахов, которыми обладают партнеры по общению.1
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается
в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности
людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о традиции
использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие
взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных
реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе
совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий)
друг на друга в ходе совместной деятельности, или шире — в процессе социальной
активности.
В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом,
невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие
решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие
деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию
поведения.
Идентификация — мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с
целью познать и понять его мысли и представления.
Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной
сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека.
Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в
условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний,
либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
Можно привести другую классификационную схему функций общения, в которой
наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции: организация
совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие
межличностных отношений. Отчасти такая классификация дана в монографии В. В.
Знакова (1994); познавательная же функция в целом входит в перцептивную
функцию, выделенную Г. М. Андреевой (1988). Сопоставление двух
классификационных схем позволяет условно включить функции познания,
формирования межличностных отношений и аффективно-коммуникативную в
перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную (Андреева Г. М.,
1988). При изучении перцептивной стороны общения используется специальный
концептуально-терминологический аппарат, включающий ряд понятий и определений и
позволяющий анализировать разные аспекты социальной перцепции в процессе
общения.
Во-первых, общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания общающихся
субъектов. Понимание — это определенная форма воспроизведения объекта в
знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью
(Знаков В. В., 1994). В случае общения объектом познаваемой реальности является
другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с
двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей,
мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих
устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не
вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии.
Некоторые же исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании
другого (Бодалев А. А., 1965,1983).
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация,
эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии
несколько значений. В проблематике общения идентификация - это мысленный
процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли
и представления. Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления
себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого
человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле —
эмпатия есть «аффективное понимание».
Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию
и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное
толкование — в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера
по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно
положительное отношение к личности. Это означает два момента:
а) принятие личности человека в целостности;
б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных
суждений о воспринимаемом (Соснин В. А., 1996).
Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом
того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного
отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью,
которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и
коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция.
Аттракция (от англ. — притягивать, привлекать) — это процесс формирования
привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего
является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется
расширенная трактовка процесса аттракции как формирования
эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных
взаимоотноццениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода
социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.
Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключает
друг друга. Более того, существуют еще и другие варианты классификаций. Это, в
свою очередь, предполагает, что феномен общения как многомерное явление
необходимо изучать с помощью методов системного анализа.
2.4. Психология межличностного воздействия
Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену информацией
и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие Может
быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться
на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.
Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора,
исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия.
Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и
многих Других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и
психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.
Субъект межличностного воздействия:
- изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;
- выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;
- учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности воздействия;
- организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии
объекта на субъект) и т. д.
В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и
стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет
возможность использовать закономерности рефлексивного управления или
манипулятивного воздействия.
Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом
системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться
с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на коммуникатора.
Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него
ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает
решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на
него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт
участия в коммуникационном обмене и другие особенности.
Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в
свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства,
методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия —
это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического
воздействия на реципиента. Тактика — это решение промежуточных задач
психологического воздействия, посредством использования различных
психологических приемов.
В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные
(паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия
относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение,
заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода
относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут
быть речевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации
предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения
конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче
запоминается и сопоставляется). Желательно учитывать принципы отбора и
предъявления информации — доказательность и удовлетворение информационных
потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры
(познавательные, социально-психологические и др.)
Критерии эффективности воздействия делятся на стратегические (отсроченные
в перспективе, например мировоззренческие) и тактические (промежуточные),
которыми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера
(речевые высказывания, мимика и др.). В качестве промежуточных критериев
эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение
психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных,
проксемических, поведенческих характеристик объекта. Использование критериев
желательно осуществлять в системе, сопоставляя их различную интенсивность и
частоту проявления.
Условия воздействия включают место и время общения, а также количество
участников, на которых оказывается воздействие.
Если общение не является фактическим, оно обязательно имеет или во всяком
случае предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности
людей. Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, т. е.
совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их
совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой
последовательность развернутых в времени реакций людей на действия друг друга:
поступок индивида А., изменяющий поведение Б., вызывает с его стороны ответные
реакции, которые в свою очередь воздействуют на поведение А.
Заключение
Общение имеет
огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и
становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически
развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает
все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с
развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с
рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал
бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до
конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне,
анатомо-физиологически напоминающим человека.
Особенно
большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со
взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие,
психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через
общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно —
до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и
самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый
вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому
младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В
общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем
через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной
жизненный опыт ребенка.
Общение
составляет внутренний механизм совместной деятельности людей, основу
межличностных отношений. Возрастание роли общения, важности его изучения
связано с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом,
непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде
принимались, как правило отдельными людьми.
Библиографический список использованной литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М: Изд-во МГУ, 1988.
2. Бодалев А. А. Восприятие и
понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982.
3. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика,
1983. 4. Брушлинский А. В., Поликарпове. А. Мышление и общение. — Минск: Изд-во
«Университетское», 1990.
5. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М.: ИП РАН, 1994.
6. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. — М.: Политиздат, 1987.
7. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования //
Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Наука,
1975. — 295 с.
8. Леонтьев А. А. Проблемы развития психики. — М.: Наука, 1985. 9. Ломов
Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю.
Забродин. —М.: Наука, 1989.
10. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 11.
Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М.: Рос. пед. агенство,
1996.
13. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.
14. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический
тренинг. М., 1983.
15. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология:
Справочное Руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М,
1999.
16. Резников Е. Н. Межличностные отношения // Современная психология:
Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.
17. Лунев П. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного
общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. — М., 1996.
18. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии/Под
ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М., 1977.
19. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968.
20. Яковлев Б. Н. Отношения в трудовом коллективе. М., 1983.
Приложение 2
Функции общения в межличностных отношениях
1 Межличностное восприятие и понимание //
Современная психология: Справочное Руководство / Под ред. В. Н. Дружинина.
- М.: Инфра-М, 1999.С. 508.
1 Шибутани Т. Социальная психология. М.,
1968. С. 381.
1 Шибутани Т. Социальная психология. М.,
1968. С. 383.
1 Межличностное восприятие и понимание //
Современная психология: Справочное Руководство / Под ред. В. Н. Дружинина.
- М.: Инфра-М, 1999.С. 508.
1 Обозов Н. Н. Межличностные отношения. —
Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 151 с.