45
1.
Чтобы существенно снизить тревожность ребенка,
необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный
успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и
др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем не сравнивая его с
другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов
(сегодня нарисовал лучше чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.);
2.
Необходим щадящий оценочный режим в той области, в
которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно
постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы
малейший успех, обязательно нужно его отметить;
3.
Больше обращать внимание на обстановку, которая
складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения,
доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей
тревожности ребенка.
4.
Необходимо изучить систему личных отношений детей в
группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать
для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.
5.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей.
Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную
самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе
межличностных отношений. Также необходимо воспитателю пересмотреть свое личное
отношение к этим детям.
Опросник Ж. Тейлор
(личностная шкала проявления тревожности)
Опросник
разработан Ж. Тейлор в 1953 году. Он входит в состав ММРI
в качестве дополнительной шкалы. Адаптирован в России Т. А. Немчиным в 1966 году.
Цель:
выявление уровня личностной тревожности испытуемого.
Материал:
бланк-опросник, содержащий 50 утверждений.
Инструкция.
Вам предлагается ответить на опросник, в котором содержатся утверждения, касающиеся
некоторых свойств личности. Здесь не может быть хороших и плохих ответов,
поэтому свободно выражайте свое мнение, не тратьте время на размышления.
Давайте первый пришедший в голову ответ. Если Вы согласны с данным утверждением
по отношению к Вам, напишите рядом с его номером "Да”, если не согласны –
"Нет", если не можете четко определить – "не знаю".
Обработка
данных производится с помощью ключа.
Ключ: утверждения
1 – 37 за ответ "Да" – 1балл, "Нет" – 0 баллов;
утверждения 38 – 50 за ответ "Нет" – 1балл, "Да" – 0
баллов.
В
соответствии с ключом подсчитывается сумма баллов и к ней прибавляется число
ответов "Не знаю", деленное на два. Полученный итоговый результат соотносится
с критериями оценки.
Критерии
оценки:
0
– 5 баллов – низкий уровень тревожности;
5
– 15 баллов – средний уровень с тенденцией к низкому;
15
– 25 баллов средний уровень с тенденцией к высокому;
25
– 40 баллов высокий уровень;
40
– 50 баллов – очень высокий уровень.
Психологический портрет высокотревожных
лиц
Для них характерна склонность в широком
диапазоне ситуаций воспринимать любое проявление качеств их личности, любую
заинтересованность в них как возможную угрозу их престижу, самооценке.
Усложненные ситуации они склонны воспринимать как угрожающие, катастрофические.
Соответственно восприятию проявляется и сила эмоциональной реакции.
Такие люди вспыльчивы, раздражительны и
находятся в постоянной готовности к конфликту и готовности к защите, даже если
в этом объективно нет надобности. Для них, как правило, характерна неадекватная
реакция на замечания, советы и просьбы. Особенно велика возможность нервных
срывов, аффективных реакций в ситуациях, где речь идет об их компетенции в тех
или иных вопросах, их престиже, самооценке, их отношении. Излишнее
подчеркивание результатов их деятельности или способов поведения как в лучшую,
так и в худшую сторону, категоричный по отношению к ним тон или тон, выражающий
сомнение, - все это неизбежно ведет к срывам, конфликтам, к созданию различного
рода психологических барьеров, препятствующих эффективному взаимодействию с
такими людьми.
К высоко тревожным людям опасно предъявлять
категорично высокие требования, даже в ситуациях, когда объективно они
выполнимы для них, неадекватная реакция на такие требования может задержать, а
то и вообще отодвинуть на долгое время выполнение требуемого результата.
Психологический портрет низкотревожных лиц
Характерно ярко выраженное спокойствие. Они не
всегда склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в самом широком
диапазоне ситуаций, даже когда она реально существует. Возникновение состояния
тревоги у них может наблюдаться лишь в особо важных и личностно значимых ситуациях
(экзамен, стрессовые ситуации, реальная угроза семейному положению и др.). В
личностном плане такие люди спокойны , считают, что лично у них нет поводов и
причин волноваться за свою жизнь, репутацию, поведение и деятельность.
Вероятность возникновения конфликтов, срывов, аффективных вспышек крайне мала.
Начинать писать заключение лучше с анализа
личностной тревожности, как более устойчивой черты личности, проанализировав
совместные данные по опросникам Тейлор и Спилбергера. Далее перейти к анализу
ситуационной тревожности. После этого дается краткое обобщение. При написании заключения
можно использовать портреты высоко- и низкотревожных лиц.
Рекомендательная часть заключения должна содержать
конкретные рекомендации по коррекции выявленного уровня тревожности.
Рекомендации для высокотревожных людей: полезно
сместить акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости
в постановке задач на содержательное осмысление деятельности, стоит формировать
чувство уверенности в успехе.
Для низкотревожных: требуется пробуждение
активности, подчеркивание мотивационных компанентов деятельности, возбуждение
заинтересованности и чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Различие между личностной и ситуационной
(реактивной) тревожностью было введено Кеттеллом и Шейером.
Под личностной тревожностью понимается относительно
устойчивая характеристика, черта, дающая представление о предрасположенности
человека к проявлению тревожности, т.е. о его склонности или тенденции:
а) воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как
угрожающий;
б) реагировать на эти ситуации проявлением состояния
тревожности различного уровня.
Тревожность как состояние, т.е. ситуационная,
характеризуется объективно переживаемым эмоциональным напряжением,
беспокойством, озабоченностью, нервозностью, сопровождающимися активацией
вегетативной НС.
Вопросы.
1.
Обычно я работаю с большим напряжением.
2.
Ночью я засыпаю с трудом.
3.
Для меня неприятны неожиданные изменения в привычной
обстановке.
4.
Мне нередко снятся кошмарные сны.
5.
Мне трудно сосредоточится на каком-либо задании или
работе.
6.
У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
7.
Я хотел бы быть таким же счастливым, как, на мой взгляд,
счастливы другие.
8.
Безусловно, мне не хватает уверенности в себе.
9.
Моё здоровье сильно беспокоит меня.
10. По
временам я чувствую себя совершенно бесполезным.
11. Я часто
плачу, у меня «глаза на мокром месте».
12. Я замечаю,
что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь сделать что-либо трудное или опасное.
13. Временами,
когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется потливость и это чрезвычайно
беспокоит и смущает меня.
14. Я часто
ловлю себя на том, что меня что-то беспокоит и тревожит.
15. Нередко
я думаю о таких вещах, о которых не хотелось бы говорить.
16. Даже в
холодные дни я легко потею.
17. У меня
бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
18. Жизнь
для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.
19. Я
гораздо чувствительнее, чем большинство людей.
20. Я легко
прихожу в замешательство.
21. Моё
положение среди окружающих сильно беспокоит меня.
22. Мне
очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
23. Почти
все время я испытываю тревогу из-за кого-нибудь или из-за чего-нибудь.
24. Временами
я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
25. Мне
приходилось испытывать страх даже в тех случаях, когда я точно знал, что мне
ничего не угрожает.
26. Я
склонен принимать все слишком всерьез.
27. Мне
кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
28. Порой
мне кажется, что я ни на что не годен.
29. Я почти
все время чувствую неуверенность в своих силах.
30. Меня
весьма тревожат возможные неудачи.
31. Ожидание
всегда нервирует меня.
32. Бывали
периоды, когда тревога лишала меня сна.
33. Иногда я
расстраиваюсь из-за пустяков.
35. Я часто
боюсь, что вот-вот покраснею.
36. У меня
не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
37. Порой
мне кажется, что моя нервная система расшатана и я вот-вот выйду из строя.
38. Обычно
мои ноги и руки достаточно теплые.
39. У меня
обычно ровное и хорошее настроение.
40. Я почти
всегда чувствую себя вполне счастливым.
41. Когда
нужно чего-либо долго ждать, я могу делать это спокойно.
42. У меня
редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.
43. У меня
бывает сердцебиение при ожидании чего-либо нового или трудного.
44. Мои
нервы расстроены не больше, чем у других людей.
45. Я уверен
в себе.
46. По
сравнению с моими друзьями я считаю себя вполне смелым.
47. Я
застенчив не более, чем другие.
48. Обычно я
спокоен и вывести меня из себя нелегко.
49. Практически
я никогда не краснею.
50. Я могу
спокойно спать после любых неприятностей.
Список
литературы
Похожие работы на - Формы тревожности
|