Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения
Рецензия на дипломную работу Корякиной Г.П. «Пути преодоления сложных
педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания»
Елизаров Андрей Николаевич, кандидат психологических
наук
В своей дипломной работе
Корякина Г. П. продемонстрировала старательность, трудолюбие. Мы придаем также
большое значение литературному анализу, который она осуществила. Но у работы
существует один недостаток – расплывчатая структура, что в значительной степени
снижает эффект от усилий, затраченных студенткой.
Проблемой исследования не
может быть «Разработка
индивидуальной и групповой работы с родителями с целью укрепления
внутрисемейных отношений и преодоления сложных педагогических ситуаций в
процессе семейного воспитания», как заявлено во введении. Это скорее похоже на цель исследования.
Проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения. Применительно к
заявленной теме проблема могла бы звучать следующим образом: До сих пор не разработано четких
алгоритмизированных консультативных методик, направленных на преодоление
деструктивных последствий сложных педагогических ситуаций в процессе семейного
воспитания.
Именно о преодолении деструктивных последствий сложных педагогических ситуаций
должна идти здесь речь, а не преодолении сложных педагогических ситуаций,
потому что сложная педагогическая ситуация – не всегда есть зло, зачастую она
является источником развития группы (в данном случае семьи), личности.
Недоумение вызывает
гипотеза, сформулированная во введении: «в большинстве изученных нами семей существует
авторитарный и либеральный стили воспитания; дети в этих семьях - с повышенной
тревожностью, чувством неполноценности, враждебны и конфликтны по отношению к
другим членам семьи, а значит, в этих семьях чаще возникают сложные
педагогические ситуации». Во-первых, непонятно, откуда такое предположение возникает:
Почему только авторитарный и либеральный? Почему в этих семьях не может быть
других стилей? Во-вторых, нечетко определены зависимая и независимая
переменные. Вот пример грамотной гипотезы: В семьях с авторитарным стилем воспитания дети более
тревожны, чем в семьях с либеральным стилем воспитания.
В выводах, результатах
исследования следовало бы четко указать, что гипотеза не подтвердилась – среди
изученных семей выявлен и третий стиль воспитания – гуманитарно-сотруднический
(33% от выборки).
Работа имеет слабую
логическую структуру. Она неудобочитаема. В ней существует и заявка на
разработку методики, и заявка на выдвижение и проверку гипотезы, но, по сути,
ни та, ни другая деятельности не были доведены до конца.
Считаем возможным,
рекомендовать оценку хорошо.
Eliz -