Клиническая психология: предмет, задачи, виды диагностики
Предмет и задачи клинической психологии.
Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными задачами
которой является решение вопросов (как практических так и теоретических),
относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических
состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс
выздоровления, реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и
изучению воздействия различных психических факторов на форму и течение
различных заболеваний.
Предметом клинической психологии является изучение механизмов и
закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний. Т.о., можно
сказать, что клиническая психология занимается диагностикой, коррекцией и
восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе
знаний о возникающих дезадаптациях.
Виды диагностики. Негативная и позитивная диагностика:
смысл и цели.
Вся диагностика, применяемая в клинической психологии делится на
позитивную и негативную. Негативная - это вид исследований, применяемых при
различных состояниях нарушениях как психического, так и соматического
здоровья, целью которого является постановка диагноза, выявление
патологических механизмов функционирования, акцентуаций и т.п., дифференциация
их от других, похожих нарушений и состояний. Результаты негативной диагностики
применяются в психиатрии (большой и малой), нейропсихологии, психокоррекции и
мн. др. Позитивная диагностика используется для выявления личностных
(индивидуальных) особенностей психики человека, характера протекания некоторых
его психических функций и ряда других. Данные, полученные в этом виде
диагностики, применимы во многих прикладных сферах (например при различных
профессионально-трудовых экспертизах, индивидуальном и групповом консультировании
и т.п.)
Условно, все виды/типы диагностик, используемых в рамках клинической
психологии, можно разделить на:
1. Клинические
· дифференциально-диагностическую
· топическую
2. Диагностику структуры и степени выраженности нарушений психической
функции
3. Диагностику личностных особенностей пациента
4. Диагностику аномалий развития в детском возрасте
5. Экспертизы
· военно-врачебную
· врачебно-трудовую
· судебно-психиатрическую
6. Медико-педагогическую
7. Реабилитационную
8. Психокоррекцию
В изучении конкретных аномалий развития личности и недоразвития психики
основные задачи психологических исследований связаны с выявлением тех основных
компонентов психической деятельности, недоразвитие или аномалия которых
обуславливает формирование патологической структуры психики.
Как правило психологические методы, используемые в целях диагностики
представляют собой умственные и практические задачи, предлагаемые больным в
виде разных комбинаций в зависимости от конкретных целей диагностики. Так, для
обнаружении утомляемости используют счет по Крепелину, метод отыскания чисел;
для выявлении патологии памяти - тесты на заучивание слов\цифр, опосредованное
запоминание с помощью зрительных образов и ряд других. Существует также
множество как патопсихологических так и нейропсихологических методик изучения
расстройств речи, восприятия, праксиса и др. Все эти методики направлены
преимущественно на выявление интеллектуальных, речевых, перцептивных и т.п.
расстройств, а возможности экспериментально-психологического обнаружения
симптомов изменения свойств личности (эмоциональных, мотивационных и др.) более
ограниченны.
Наряду с вышеперечисленными задачами эти методы играют и
самостоятельную роль в распознании и диагностике ряда психических,
неврологических и соматических заболеваний. В этом случае они не являются
продолжением и дополнением клинического анализа психического или соматического
статуса больного, а расширяют возможности этого анализа.
Одним из основных и наиболее плодотворных путей развития клинической
психологии является экспериментальное изучение закономерностей измененного
протекания психических процессов при различных патологиях мозга. Этот подход
характеризуется следующими критериями:
1) экспериментальные методики не унифицированы, а являются
направленными на изучение нарушений определенного вида патологии психики
(например метод формирования искусственных понятий)
2) эти методики строятся по принципу моделирования определенных
ситуаций, требующих от больного выполнения заданий, в процессе выполнения
которых и появляются интересующие экспериментатора патологические явления
(например метод исключения предмета).
Наряду с прицельным применением диагностических методов существует и
распространенный подход, основанный на использовании ряда стандартизованных
методов (опросников, тестов и т.п.). Эти методы не связанны с изучением
структуры самих психических процессов, а направлены на установлением и
определение выраженности свойств и особенностей психики и ряда других
характеристик. Условно их делят на интеллектуальные (например метод Бине,
методика Векслера) и личностные (тест Роршаха, ТАТ и др.).
Литература:
Снежневский «Руководство по психиатрии».