Способности
Содержание
Глава 1. Определение
способностей 1
Глава 2.Структура способностей 2
Глава3. Уровни развития способностей 2
Глава 4. Виды способностей и их
характеристики 3
Глава 5. Задатки и способности 5
5.1.Понятие о задатках 5
5.2. Типы нервной деятельности как
задатки 6
5.3. Склонности 8
Список используемой литературы 10
Глава 1. Определение
способностей
Способности – это чудесные подарки,
которые дает природа каждому человеку.
Когда говорят о способностях человека,
то имеют ввиду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности
приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к
высоким показателям труда.
При прочих равных
условиях( уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время,
умственные и физические способности) способный человек получает максимальные
результаты по сравнению с менее способными людьми.
Высокие
достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его
нервно-психических свойств требованиям деятельности.
Всякая
деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к
психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств
личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и на высоком уровне
осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида
обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.
Вот почему
способность нельзя свести к одному какому- либо свойству (хорошее
цветоразличие, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.) Она всегда синтез
человеческой личности.
Таким образом,
способность можно определить как синтез свойств человеческой личности ,
отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.
Каждая способность имеет свою
структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Например, опорным
свойством способности к изобразительному искусству будет высокая природная
чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе
деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.
К опорным
свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, и наконец
высокоразвитая образная память.
К ведущим
свойствам относятся свойства художественного воображения. Благодаря им
улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится
обобщение и типизация, создается оригинальная композиция. В качестве
необходимого фона этой способности выступает определенная эмоциональная
настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому
явлению.
Глава 3. Уровни развития способностей
Будущие
поколения должны повышать интеллект, а не только профессиональные навыки
(А. А. Баев)
Структура способностей зависит от
развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и
творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей ,
обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и
осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития
способностей человек создает новое, оригинальное.
Нельзя, конечно,
метафизически, рассматривать эти уровни. Во-первых , следует иметь ввиду, что
всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая
деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима.
Во-вторых, указанные уровни развития способностей не есть что-то данное и
неизменное, застывшее. В процессе , овладевания знаниями и умениями, в процессе
деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно
изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди
начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли
творчество.
Самый высокий
уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и
гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке
новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек
создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных
исследований, производства, искусства , литературы. Талантливый человек также
вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов
исследования.
Наиболее
благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают
при всестороннем развитии личности. Например, Леонардо да Винчи, Гете,
Ломоносов являются образцами многосторонности развития и гениальности в
творческой деятельности.
Глава 4. Виды способностей и их характеристики
Кроме уровней, следует выделить уровни
способностей по их направленности, или специализации. В этом плане в психологии
обычно различают общие и специальные способности.
Под общими
способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности,
которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании
знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть
следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития
личности.
Под специальными
способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает
достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности,
например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. К
специальным способностям следует отнести и способности к практической
деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские,
педагогические и другие способности.
Специальные
способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем
выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для
развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных
способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие
интеллекта.
Известно немало
личностей с очень высоким уровнем самых различных способностей: научных,
литературных, математических и художественных.
Практические
способности не могут развиваться и актуализироваться в творческой деятельности
без высокого уровня интеллектуального развития. Так, конструктивно-технические
способности человека часто связаны с большим научным дарованием: одаренный
изобретатель нередко вносит новшество не только в производство, но и в науку. У
одаренного ученого могут проявляться и недюжинные конструкторские способности (
Жуковский, Циолковский, Эдисон, Фарадей и многие другие).
Таким образом,
каждая деятельность предъявляет определенные требования к общим, и к специальным
способностям. Вот почему нельзя узко профессионально развивать личность, ее
способности. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и
сформировать общие и специальные способности в их единстве. Это не означает,
что человек не должен специализироваться в той области, к которой он проявляет
склонности и наибольшие способности.
Следовательно, хотя указанная классификация
и имеет реальное основание, при анализе конкретного вида способностей
необходимо учитывать общие и специальные компоненты в каждом отдельном случае.
Глава
5. Задатки и способности
5.1.Понятие
о задатках
Советские психологи считают ( Г. С.
Костюк, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев) считают , что под задатками следует
усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические
свойства, в первую очередь те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе
овладевания деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся
систематически определенной деятельностью.
Иными словами,
под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую,
но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.
Задатки несут в
себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой
деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с
тем чтобы целенаправленно формировать их способности.
Безусловно,
способность связана с какими-то врожденными анатомическими особенностями
структуры мозга, в первую очередь с особенностями его микроструктуры. Эти особенности
сказываются на характере процессов отражения и поведения личности.
Исследования Н.
С. Преображенской и С. А. Саркисова доказали, что имеются существенные
индивидуальные различия в расположении клеточных полей в коре больших полушарий
мозга человека. Отмечены также индивидуальные особенности в строении клеточных
слоев, что , очевидно, не безразлично для функционирования головного мозга, и ,
в частности для проявления способностей.
5.2.Типы нервной деятельности как задатки
Врожденные способности мозга
непосредственно проявляются в типологических особенностях человека, которые изменяются
в процессе жизнедеятельности.
Типологические
способности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, и являются задатками, или
первичными природными свойствами. Следует при этом оговориться, что типологические особенности имеют многогранное
значение. Они составляют природные предпосылки способностей и характера.
Особенности общих типов (сила или тонус активности, уравновешенность, степень чувствительности
и подвижности процессов отражения), безусловно, оказывает влияние на
образование способностей. Так, сила нервных процессов в сочетании с
уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствуют образованию
многих волевых и коммуникативных свойств личности, которые особенно важны для
становления общественной активности и организаторских способностей. Слабая
нервная система, обладающая , по мнению В. Д. Небылицына, высокой
чувствительностью, может благоприятствовать развитию художественных
способностей.
Кроме общих
свойств типа, характеризующие особенности нервной системы в целом существуют,
как известно, промежуточные типы, характеризующие особенности деятельности
отдельных анализаторных систем. Эти последние типологические свойства имеют
прямое отношение к специальным способностям.
И. П. Павлов
находил, что те люди, у которых преобладает первая сигнальная система с ее образным
отражением действительности, принадлежит к художественному типу (музыкант,
писатель, живописец). При первенствующей роли второй сигнальной системы
образуется мыслительный тип, характерной особенностью которого является сила
отвлеченного мышления. И , наконец, при хорошем балансировании,
уравновешенности двух систем – средний тип.
Представители
среднего типа сочетают в себе все черты художественного и мыслительного типов.
К этому типу, как считал Павлов, Относится большинство людей, а также
исключительно одаренные, гениальные люди (Ломоносов, Гете).
Художественный
тип характеризуется , во-первых, целостью, полнотой и живостью восприятия
действительности, в то время как «мыслители дробят ее и тем как бы умерщвляют
ее». Во-вторых, у художника преобладает воображение над абстрактным мышлением.
У мыслителя ум теоретический, словесный. В-третьих, художественный тип
отличается повышенной эмоциональностью, аффективностью. И наоборот, у
мыслительного типа интеллект преобладает над эмоциональностью.
Придерживаясь сути
павловского учения о взаимодействии сигнальных систем, можно сказать, что
отличие художественного типа от мыслительного состоит в том что художник в своей
деятельности опирается преимущественно на первую сигнальную систему, а ученый –
на вторую, однако у того и другого вторая сигнальная система выполняет
регулирующую роль. Новейшие исследования деятельности головного мозга анатомически
подтвердили подразделения И. П. Павловым сигнальных систем. Оказалось, что
левое полушарие осуществляет преимущественно второсигнальные функции, а правое
– первосигнальные.
5.3.Склонности
Задатки прежде всего проявляются в склонностях
к определенному виду деятельности ( специальные способности) или в повышенной
любознательности ко всему ( общая способность).
Склонности – это первый и наиболее
ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении,
тяготении ребенка, ( или взрослого) к определенной деятельности ( рисованию, занятию
музыкой). Нередко это стремление замечается довольно рано, увлечение
деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно,
склонность свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к
развитию способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок,
например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает
многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится
и к рисованию, конструированию и т. п.
Наряду с истинной склонностью имеется
и ложная, или мнимая. При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое
тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение
значительных результатов. При ложной или мнимой склонности, обнаруживается или
поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное
увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая
склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого
вместе, без наличия потенциальных возможностей развития.
Задатки также проявляются в легкой
восприимчивости и запечатлеваемости того материала, который привлекает, и,
главное, в умении конструировать новое, что особенно характерно для большого
дарования.
Итак, способности представляют сплав
природного и приобретенного. Природные свойства, являясь прирожденными, однако,
перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. В процессе
деятельности формируется и новые свойства, необходимые для успешной
деятельности, образуются и заменители (компенсаторные механизмы) недостающих
свойств.
Список используемой литературы:
1. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., «Педагогика», 1971г.
3. Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. М., «Знание»,
1981г.