Неврозы детей. Причины и следствия
РОССИЙСКИЙ
ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
по
курсу КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
на
тему: “НЕВРОЗЫ ДЕТЕЙ, ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ”
1997
год, Москва
РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Введение
2.
Мнение о проблеме детских неврозов: А.И.Захаров
3.
Выводы: невроз детей - можно ли избежать?
4.
Библиография
1.
ВВЕДЕНИЕ
Данная
тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в
области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей
детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым
поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований
А.И.Захарова к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины
такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много
глубже.
Опасность
этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз -
излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не
обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей,
вторая часть - если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно
(“само пройдет”), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для
исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним
классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а
фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз
появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту
часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать
печальные выводы.
Пословицы
говорят: “Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь
судьбу”, “Привычка - вторая натура”. Народная мудрость тонко подметила связь
между образом жизни, который закладывается еще в детстве, и отношениями
человека с окружающими его людьми, из которых действительно складывается его
судьба. Если ребенку в детстве родители постоянно внушали, что он:” тюфяк,
разгильдяй, оболтус”, то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала
внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой
плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают,
стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из этого конфликта “вытекает”
нервное напряжение, с которым ребенок под час не может справиться. Возможно два
варианта решения ребенком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные
требования взрослых и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден
искать механизм защиты собственного “Я” доступными для него способами, либо он
будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и
другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не
сменят свою “воспитательную политику”, то у ребенка возникнет нервное
расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую
жизнь. Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети полноценными
личностями, будут ли они удачливы и счастливы? Напрашивается соответствующий
ответ. В книге Вл. Леви “Нестандартный ребенок”* описывается случай, когда
родители обратились к психологу по поводу своего ребенка: мальчик перестал
убирать свою постель. Сколько лет вашему мальчику? - спросил психолог. 25 -
ответили родители - он уже 3 года как женат. Причина оказалась лежала на
поверхности - родители воспитывали своего ребенка так, как хотелось им,
принудили поступить в институт по их выбору. Вот “ребеночек” и взбунтовался.
Судя по масштабу распространения этой проблемы - в
недалеком будущем нам грозит “полная невротизация населения”. Общество
состоящее в большинстве своем из невротиков не сможет гармонично существовать в
дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем,
говорить не приходится.
·
Вл.Леви “нестандартный ребенок” М., 1989год
Может
показаться, что я сгущаю краски и рисую апокалиптическое будущее. Да, проблема
важна, очень. Но все больше родителей придает значение здоровью своих детей и
своих семей в целом. К сожалению, большинству из них приходится действовать
методом проб и ошибок, но самое главное - они хотят вырастить здоровых детей.
Задумываются о профилактике детских нервных заболеваний и стараются не
допускать их. Никто не спорит - современная жизнь стала сложной, лишенной
стабильности и полна стрессов. В данных условиях жить и растить новое поколение
будет легче только здоровому человеку и физически, и морально, но в первую
очередь психически.
Современная
семья “представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую
микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии. Общеизвестны
определенные изменения, происшедшие в структуре семьи: уменьшение размеров
семьи и количества детей, уменьшение роли старшего брата и сестры, исчезновение
резкой дифференциации между членами семьи в целом” - пишет А.И.Захаров в книге
“Неврозы детей”*. Сюда же можно добавить и смешение половых ролей в обществе:
становится все более заметна феминизация мужчин и, обратно, мускулюнизация женщин.
Мужчины все больше отстраняются от воспитания собственных детей (хотя надо
отметить, эта тенденция существовала и раньше), стараются сложить с себя как
можно больше ответственности за этот процесс. Женщины предлагают своим детям
стереотип модели поведения (согласно половой дифференциации в обществе), не
соответствующий действительности: для мальчиков - образец смеси “прекрасного
принца” и “Шварценегера”, не подкрепленный личным примером отца, для девочек до
сих пор действует стереотип поведения скромной, домовитой женщины, хотя перед
глазами ежедневно пример собственной матери, не соответствующий реальной
женщине в современном обществе.
Современные
социальные психологи отмечают изменения происшедшие в нынешней семье.
Намечается тенденция к формированию нового типа семьи. Отношения между
родителями изначально в семье строятся скорее на принципах товарищества, нежели
на принципах главенства того или иного члена семьи (по патриархальному или
матриархальному укладу). Но процесс становления новой семьи труден и болезнен,
так как новые роли еще не до конца освоены: мужчин в семье еще тянет стукнуть
кулаком по столу и сказать: ”Кто в доме хозяин?”, женщины, воспитанные старшим
поколением в ином ключе, вынуждены приспособиться к современным условиям и
вести себя более активно , тоже претендуют на роль главы семьи. Множество семей
распадается, не перейдя 5-летний рубеж существования. Но так как в большинстве
семей уже есть дети, то прежде всего они расплачиваются за ошибки взрослых.
Что, в свою очередь, способствует возникновению неврозов и других нервных
заболеваний детей.
На мой взгляд, причины сложных взаимоотношений
между родителями и детьми, а, в свою очередь и в большинстве случаев, причины
повышенной нервозности детей, кроются в несостоятельности родителей, не
способности выполнять материнские и отцовские обязанности из-за инфантилизма
людей, создающих семью. Современные родители по инерции продолжают жить своими
проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей. Современные родители, по
определению Дж.Пирса, “рассоединенные” , они существуют рядом, но не вместе.
Каждый из членов семьи занимается своими проблемами, забывая, что ребенок
нуждается в постоянном любви, внимании и заботе, понимании своих проблем,
которых у него много. Вместо этого современные родители стараются как можно
раньше переложить воспитание собственного ребенка на детские учреждения,
занимаясь тем временем собственной карьерой и собственной жизнью. Что в свою
очередь не способствует здоровью ребенка во всех
*
А.И.Захаров “Неврозы у детей” Изд-во Дельта, СПб ,1996г, стр.18
отношениях.
Предвижу возражения, что современная жизнь заставляет принимать решения, не
соответствующие собственным стремлениям. На что могу ответить: компромисс можно
найти всегда, было бы желание. Термин “Воссоединение в родительстве”,
предложенный ,Дж.Пирсом*, на самом деле - актуальное требование к современной
семье, реально выполнимое в современных условиях. Оно поможет предотвратить
большинство случаев нервных заболеваний детей, что в свою очередь обеспечит
психическое здоровье подрастающего поколения.
Дети
уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который закладывается в
детстве. Если малыш часто видит ссоры родителей, то в последствии принимает их
за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным отношениям. Став, в свою
очередь родителем, подсознательно реализует заложенное в детстве представление
в собственной семье. По моему мнению, в современную школьную программу надо
включить предмет “Родительство”, обучая , что называется “с младых ногтей”
премудростям этой сложной науки. Так как пока что редкую нынешнюю семью можно
взять за пример для подражания - гармония семейных отношений вероятнее всего
создаст благоприятную почву для воспитания гармоничной личности (конечно, ни
кто не застрахован от ошибок).
______________________
Дж.Пирс
“Волшебный ребенок вырастает” Самиздат
2.
МНЕНИЕ О ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ: А.И.ЗАХАРОВ
По
мнению А.И.Захарова существуют несколько видов неврозов. В своей книге “Неврозы
у детей” он перечисляет их в следующем порядке:
1.
Невроз страха *. Пример девочки 6-ти лет описывает данный вид невроза.
А.И.Захаров
видит причину передачи материнских страхов дочери в такой особенности
психологического развития ребенка, как “феномен ролевой идентификации “ - в
возрасте 4-5 лет девочки хотят в играх изображать себя мамой, мальчики 5-8 лет
- отца.
Так
и в данном случае девочка подсознательно, незаметно усвоила материнский способ
поведения.
2.
Неврастения *.
“Болезненное
перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Он не в силах
соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не
способным справиться с любыми предстоящими трудностями”.
Чаще
всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким, каков он
есть на самом деле. Ребенок, в свою очередь не может понять, почему родители
так строги к нему, ведь он так старается делать то, что они требуют.
Противоречия самих родителей приводят ребенка к нервному перенапряжению,
неврастении. Говорить о здоровой психике ребенка не приходится - конфликт
родителей с ребенком, воспринимается последним, как собственная
неполноценность. На самом деле, приходится удивляться терпению детей в таких
ситуациях. По словам Захарова, родители по его просьбе подсчитали сколько
замечаний в день они сделали своему ребенку: около 300 противоречивых
требований ( не просьб, обращений, а требований и приказов).
Другой
причиной подобного невроза может быть переключение внимания родителей на
другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих родителей равномерно
распределять внимание между всеми детьми в семье. Часто, упреки в адрес
старшего (в такой ситуации реже бывает наоборот) ребенка бывают несправедливы и
мотивированы тем, что “он старший, на нем больше ответственности, он сам должен
понимать”. Как правило оборачивается такая ситуация нервными срывами, тиками, а
в худших случаях неприкрытой агрессией к младшему брату или сестре. Так
страдающий ребенок понимает причину снижения своего рейтинга у родителей.
·
А.И.Захаров “Неврозы у детей” . Невроз страха
-стр.61
·
неврастения
- стр.66
3.
Истерический невроз*.
“Его
внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и дело
устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный невроз надо отличать от
патологии характера, которая бывает в более старшем возрасте”. Можно добавить:
надо отличать от педагогической запущенности, но причина - та же. Родители до
определенного момента потакали возрастающим требованиям чада, но потом ввели
ограничения, поступив непоследовательно - ведь ребенок не понимает смену логики
родителей. “Главное отличие: ребенок не хочет быть таким; он устраивает сцены,
хотя и страдает от этого. Но ничего с собой не может сделать, это происходит
помимо его воли”.
Причины
возникновения такого поведения Захаров видит в вышеуказанной причине:
непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и
дедушек. За примером далеко обращаться не надо, он взят из жизни. Приехала
свекровь, которая видит своего внука раз в год, решила проявить “педагогическую
чуткость. “Ребенку нельзя говорить нет” - сказала она мне. Ребенок требовал
достать специально спрятанные от него сладости перед обедом. Малыш
почувствовал, что здесь он не получит сопротивления, заставил бабушку поднять
его на нужную высоту и сам достал искомое. Перед этим устроив небольшую
истерику для острастки. Хуже было, когда бабушка уехала - невозможно было
объяснить, почему ему запрещают то, что вчера разрешили.
Другую
причину истерического невроза Захаров называет обратную сторону такой ситуации:
не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие такового. Дети,
лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита внимания
устраивают демонстрации. Но, как правило, натыкается на стену непонимания -
всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого буяна. “Ты нам
такой не нравишься” - как бы говорят родители. Таких детей называют
“невостребованными”.
На
самом деле проблема “невостребованных детей” характерна для поколения 60-80х
годов, когда молодые родители были заняты устройством личной жизни и карьеры,
лишь у малого количества родителей была возможность заниматься домашним
воспитание детей, остальные были лишены такой возможности, вынуждены были
отдавать своих детей в детские ясли и сады. Можно сказать - веяние времени.
4.
Невроз навязчивых состояний*.
Последний
невроз, описанный Захаровым. “...Обычно проявляется в более старшем школьном
возрасте”. Состояния, при которых ребенок испытывает потребность совершать
какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные
элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики,
однообразные движения, или респираторные явления (по мнению В.И.Гарбузова).
Корни этого невроза - те же, семейные отношения,
вернее их нарушения. Повышенная требовательность родителей, требовательность -
ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу. Родители требуют
беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в
таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей (о
взрослых, выросших в таких условиях говорят: ”Пуганная ворона куста боится”).
*А.И.Захаров
“Неврозы у детей” Истерический невроз - стр.69
Невроз навязчивых состояний - стр.70
3.
ВЫВОДЫ: НЕВРОЗ ДЕТЕЙ - МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ?
А.И.Захаров
видит причины детских неврозов в несовершенстве семейных отношений. Но, таким
образом, проблема становится похожа на замкнутый круг: родители несут из своего
детства свои страхи проблемы, перекладывая их на плечи порастающих детей, те в
свою очередь - на плечи своих детей. И так можно продолжать долго, пока
кто-либо из этой цепочки не остановится и не задумается, как исправить это
положение. Сознательное родительство, то есть полное осознание свей
ответственности как родителя и воспитателя многим мамам и папам помогло решить
проблемы своей семьи и растить своих детей относительно здоровыми. Дети,
чувствуя в родителях, прежде всего любовь, находя опору и понимание более
безболезненно проходят кризисные моменты своей жизни.
Очень
важный момент, которому Захаров придает большое значение - период до рождения
ребенка. Насколько ребенок будет желанным в семье, в каком состоянии находится
сама семья на момент появления ребенка в семье.
Старинная
притча говорит: когда к древнему мудрецу пришли молодые родители, ребенку
которых было 10 дней, и спросили: “Когда нам начинать воспитывать своего
ребенка?” На что мудрец им ответил: “Вы опоздали на 9 месяцев и 10 дней”.
На
самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на
ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить собственные
проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание такого решения в
будущем гарантирует и психическое здоровье ребенка в семье, а так же гарантия,
что большинство ваших проблем не перейдут бесполезным багажом в жизнь наших
внуков.
Не
менее важно понимание чувства меры - “Ничто не яд, ничто не лекарство - главное
мера”. Избыток неоправданного внимания, этакое “всевидящее око”, родителей
может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные
комплексы, так же может привести к возникновению невроза. Адекватное отношение
к возрасту ребенка (кстати, большинство родителей не может спокойно принять
темпы взросления собственных детей - здесь возможны полярные мнения, то им
кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не
соответствующие возрасту ребенка) - сложность, которую не многие могут
преодолеть спокойно. Понимание и уважение к личной жизни ребенка соблюдается
далеко не всеми родителями, но это относится уже к разделу этики самих
родителей.
Многие
родители воспринимают собственного ребенка, как еще один шанс для воплощения
собственных амбиций и нереализованных возможностей. Как и чем расплачиваются
дети таких родителей, по-моему, не требуется рассказывать.
Действительно,
перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное понять, что причины
нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в
ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам,
допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о
посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят “с больной головы на
здоровую” - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не
состоятельность как родителей.
Конечно,
нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза “на поверхность” может какой
угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила машина,
несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем
детстве.
Сложности
семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной
невнимательности к своим же детям.
В
кабинете у моего отца висел плакат: “Кто хочет работать - работает, кто не
хочет - ищет оправдания собственной бездеятельности”. Перефразируя, можно
сказать: “Кто хочет вырастить гармоничного ребенка - прикладывает усилия для
достижения своей цели, кто хочет заниматься только собой - ищет оправдания
собственной бездеятельности”.
Говоря
о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание получают в виде
наследства от своих собственных родителей. А.И.Захаров постоянно подчеркивает,
что неврозы у детей - заболевания не генетические, но обусловлены состоянием
родителей на момент рождения малыша.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1.
А.И.ЗАХАРОВ “НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ”, изд-во “Дельта” , СПб, 1996 год
2.
В.И.ГАРБУЗОВ “НЕРВНЫЕ ДЕТИ” Ленинград 1990 год (?)
3.
В.ЛЕВИ “НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК” Москва 1989 год.
4
Дж.ПИРС “ВОЛШЕБНЫЙ РЕБЕНОК ПОДРАСТАЕТ” , Самиздат.