Кое-что о цвето-звуковых ассоциациях
"Мы видим звук"
"Я взвесил звук,
измерил и расчислил,
В загадку слова хитростью проник.
И умное злодейство я замыслил -
Предать железу
свой живой язык..."
(А. Журавлёв)
Свойство
звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом
слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в
искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.
Есть
свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут
восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в котором
так раскрасил звуки:
А - черный; белый - Е; И -красный; У - зелёный;
О - синий : тайну их скажу я в свой черед...
Но французский
языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он считал И - синим,
У - ярко желтым, А - красным. Немецкий лингвист А,
Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красный,
О - пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А
представляется белым, Е - желто-зелёным, И - синим,
У - чёрным, О - ярко-оранжевым. Если продолжать
называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется
раскрашенным во все цвета радуги.
Так
существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовые
соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно возникающие
неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи -
следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей?
На
эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь
"звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен.
Современная
наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно
наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах, либо строго
вычисляется. Причем в любом случае последнее слово остается за практикой:
нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало или обнаруживались бы следы
его действия.
Но там, где речь идет о психике человека,
все выглядит иначе. В эту область наука, как в зону "пикника на
обочине", проникает пока ещё редко и с трудом, а проникнув, натыкается на
непонятные "полные пустышки", которые вскрыть своими инструментами не
может. Психические явления чаще всего непосредственно не наблюдаются, в
экспериментах то проявляются, то нет, вычислению поддаются плохо, а следы их
функционирования неопределенны, зыбки, нерегулярны. Особенно в области
подсознания. Вот, скажем, интуиция. Каждый может припомнить случаи, когда, как
нам кажется, правильное решение или поступок были подсказаны нам интуицией.
Более того, как выяснилось в процессе работ над искусственным интеллектом,
человек в сложных ситуациях принимает решение не путем перебора всех возможных
вариантов, а эвристически, подсознательно, интуитивно находит нужный путь. Но с
другой стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как же понять, когда интуиция
нашептывает нам правильное решение, а когда каверзно подталкивает нас в тупик?
Вот
так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то кто прав - А.
Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее?
Идея
экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых на определённый
стимул, а затем следует статистическая обработка полученного материала, чтобы
выявить основные тенденции в реакциях. Техника регистрации разнообразна:
испытуемым либо предъявляются звуки речи - требуется подобрать к ним цвета,
либо предъявляются различные цветовые карточки - требуется написать на них
звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого
красного" и до "наименее красного", "самого синего" и
до "наименее синего" и т.п.
Многие
такие эксперименты с тысячами информантов показало, что в подавляющем
большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные вполне определённо.
Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных - А, Е, И.
Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной
, Е - чётко зелёная, а И - определённо синяя.
Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя
большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто
встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная.
Заметьте,
что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорными
для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А физики главными
считают соответствующие этим гласным цвета, потому что их комбинации дают все
другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная фотография, цветное телевидение.
Не удивительно ли, что и в языке соответствия именно главным цветам оказались
наиболее четкими?
Видимо,
здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое устройство
мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных цветов
встречаются в речи наиболее часто, и звуки О, А, Е, И наиболее
частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в
свою очередь, прослеживается связь: название определённого цвета содержит
соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую
важную - ударную позицию: красный, синий.
Остальные
гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми они связываются, к
тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь больше разброс мнений
испытуемых. Так, У - ассоциируется с тёмными оттенками синего
цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым.
Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего цвета, но со
светлыми: голубым, светло-сиреневым.
Интересно
ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е,
а по звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определённо
располагается между жёлтой О и зелёной ЕЖ примерно
половина испытуемых называет её желтой, а половина - зелёной. Так что Ё
- светлая жёлто-зелёная.
А
вот Я окраской почти не отличается от А, разве что
воспринимается как более светлая и яркая.
Что
касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о
световой характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы
- звукобуква мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые
единодушно дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая, чёрная.
Любопытно,
что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно
повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук.
Сходство Й с И привело и к сходным цветовым оценкам
- Й воспринимается как синяя звукобуква, хотя и с меньшей
определенностью, чем И.
Букву
Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же
звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е, зелёной
звукобуква Э по ответам испытуемых не получается: буквенная форма
другая. И вообще никакой определённый цвет с Э не связывается. А
поскольку и встречается Э в текстах крайне редко (гораздо реже
всех других гласных), то при дальнейшем анализе текстов её решено было не
учитывать.
Конечно,
не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно закреплены в подсознании.
Есть испытуемые, которые во всех экспериментах показывают чёткие и
единообразные результаты, совпадающие с "коллективным мнением" всех
опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных экспериментах разноречивы,
неустойчивы, и по их ответам никакой определённой окраски звуков не
прослеживается. Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цвет предметов, но это не
значит, что окраски предметов не существует. Важно, что большинство испытуемых
в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне
определённые связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого не осознаёт.
Результаты
эксперимента по звукоцветовым соответствиям
Звукобуквы
|
Цвета
|
А
|
густо-красный
|
Я
|
ярко-красный
|
О
|
светло-жёлтый
или белый
|
Е
|
зелёный
|
Ё
|
жёлто-зелёный
|
И
|
синий
|
Й
|
синеватый
|
У
|
тёмно-синий,
тёмный сине-зелёный, тёмно-лиловый
|
Ю
|
голубоватый
|
Ы
|
мрачный
тёмно-коричневый или чёрный
|
Если
соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже в
подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то
функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления
звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна.
Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворении
создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен бы
поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета.
Если
это так, то естественно ожидать, что при описании, например, красных предметов
и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я;
они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее
заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего будет
сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю;
зелёного - нагнетанием Е, Ё и т.д.
Стоило начать
проверку этой гипотезы, как в сухих статистических подсчётах стала на глазах
проявляется живая игра звукоцветовых ореолов поэтического языка, поражающая
своей неожиданностью, своим разнообразием и точным соответствием понятийному
смыслу и общему экспрессивно-образному строю произведений. Судите сами.
У
А. Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины В.
Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о грозных пророчествах
передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет казней, пожаров,
крови.
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облечённых...
......
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
........
И вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
Если исходная гипотеза верна, то в
звукобуквенной ткани стихотворения должны встречаться чаще, чем положено по
норме, красные А, Я и тёмные, мрачные У,
Ы. Не так ли?
Поскольку
и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой точки зрения уж очень
необычны, то одного утверждения, что это действительно так, будет наверняка
недостаточно. Обычная реакция любого, кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии:
"Этого не может быть!" А на машинные расчеты чаще всего смотрят с
тайной уверенностью в подвохе. Поэтому опишем хотя бы кратко методику
компьютерного анализа этого и других стихотворений, о которых здесь будет идти
речь.
В
тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество каждой из 10
звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую роль ударных гласных,
они при счёте удваиваются. Так как Ё, Я, Ю, Й связываются лишь с
оттенками основных цветов и ещё потому, что встречаются они сравнительно редко,
самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха они не имеют. Поэтому
приплюсовываются к основным гласным. Поскольку звукобуква Ё оказалась
двухцветной, то её количество разделяется поровну между О и Е.
Синева Й выражена слабо, поэтому количество Й сокращается
наполовину и только затем приплюсовывается к И. Подсчитывается
также количество всех букв с удвоением ударных (величина N).
Затем
определяются доля (частотность) каждой гласной в тексте стихотворения () и единицы размаха
колебаний для данного текста:
Полученные
частности сопоставляются с нормальными (среднестатистическими для языка), и
вычисляются нормированные разности этих частотностей, чтобы установить,
случайно или нет наблюдаемые в стихотворении частотности отличаются от
нормальных и как именно отличаются:
Звукоцвет
в стихотворении "Гамаюн, птица вещая"
Звукобуквы
|
n
|
|
|
|
Z
|
Цвет
|
О+0.5Ё
|
28
|
0.089
|
0.126
|
0.019
|
-1.95
|
|
А+Я
|
50
|
0.159
|
0.116
|
0.018
|
2.39
|
красный
|
Е+0.5Ё
|
31
|
0.098
|
0.102
|
0.017
|
-0.24
|
|
И+0.5Й
|
20.5
|
0.065
|
0.077
|
0.015
|
-0.80
|
|
У+Ю
|
16
|
0.051
|
0.040
|
0.011
|
1.00
|
тёмный
сине-зелёный
|
Ы
|
11
|
0.035
|
0.024
|
0.009
|
1.22
|
чёрный,
коричневый
|
Всего звукобукв в стихотворении 315
|
Как
видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы
встретиться 116 на тысячу, а в стихотворении их гораздо больше (). При такое отклонение частности (0.159 -
0.116 = 0.044) превышает случайное в 2.39 раза, то есть едва ли может быть
случайным. Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я,
чаще обеспечивая им ударные позиции (вещает казней ряд
кровавых). Вторым по превышению нормы идет Ы, придавая
красному тону мрачное, трагическое звучание. Наконец, У (также с
превышением частотности над нормой) добавляет звукоцветовой картине тёмные
сине-зелёные и лиловые оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы.
Если
теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то
получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-где с тёмной
прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Остаётся только
поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и пропорции
доминантных звуков.
Таким
способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для некоторых
из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы можно было
убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия - не парадокс
статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения частотностей
отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце дана цветовая
расшифровка результатов.
Звукоцвет
в поэзии
Стихотворения
|
Звукобуквы
и величины
|
Цвет
|
|
О+0.5Ё
|
А+Я
|
Е+0.5Ё
|
И+0.5Й
|
У+Ю
|
Ы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Александр
Блок
|
|
|
|
|
|
|
|
"Гамаюн,
птица вещая"
|
-1.95
|
2.39
|
-0.24
|
-0.80
|
1.00
|
1.22
|
тёмно-красный,
тёмный сине-зелёный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сергей
Есенин
|
|
|
|
|
|
|
"Отговорила
роща золотая..."
|
1.00
|
-0.33
|
0.82
|
0.20
|
-1.00
|
-0.17
|
желтый,
зелёный
|
"Выткался
не озере алый свет зари..."
|
-0.75
|
1.56
|
-0.40
|
-2.00
|
2.70
|
0.35
|
красный,
тёмный сине-зелёный
|
"Воздух
прозрачный и синий"
|
-2.57
|
0.69
|
-0.23
|
1.18
|
0.00
|
0.00
|
синий
|
"Зелёная
причёска, девическая грудь..."
|
-0.56
|
-2.00
|
1.36
|
-0.92
|
1.22
|
-0.29
|
зелёный,
тёмный сине-зелёный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Арсений
Тарковский
|
|
|
|
|
|
|
|
"Перед
листопадом"
|
3.47
|
1.93
|
-1.43
|
-0.83
|
-3.33
|
0.14
|
жёлтый,
красный
|
I
строфа
|
2.80
|
1.21
|
-1.25
|
-1.29
|
-2.22
|
-0.50
|
жёлтый
|
II
строфа
|
1.65
|
-1.20
|
-1.43
|
1.88
|
-0.28
|
2.71
|
тёмно-синий
|
III
строфа
|
0.45
|
2.27
|
0.43
|
-1.84
|
-1.72
|
-0.43
|
красный
|
"Синицы"
|
-0.68
|
0.17
|
0.29
|
1.33
|
-0.55
|
0.11
|
синий
|
"Сирени
вы, сирени"
|
0.29
|
-1.94
|
0.40
|
0.08
|
0.40
|
-0.12
|
сине-зелёный
|
"Дождь"
|
0.27
|
-1.80
|
0.36
|
0.50
|
1.78
|
1.57
|
тёмный
сине-зелёный
|
"Петровские
казни"
|
-0.21
|
0.50
|
-1.47
|
0.13
|
0.45
|
2.33
|
чёрный,
багровый
|
"Пускай
простит меня Винсент Ван Гог"
|
1.93
|
0.14
|
-1.92
|
-0.82
|
1.25
|
0.00
|
жёлтый,
тёмно-синий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А.
Вознесенский
|
|
|
|
|
|
|
|
"Васильки
Шагала"
|
-1.50
|
-1.13
|
1.38
|
4.14
|
-0.60
|
0.25
|
синий,
зеленоватый
|
"Пожар
в архитектурном"
|
0.17
|
2.08
|
-4.36
|
1.80
|
-0.29
|
0.33
|
красный,
синий
|
"Сирень
"Москва - Варшава"
|
-3.09
|
-0.08
|
2.50
|
-0.75
|
2.70
|
-2.60
|
сине-зелёный
|
"Очищение"
|
3.14
|
-0.85
|
-2.73
|
4.36
|
-1.83
|
тёмно-синий,
бело-жёлтый
|
Хорошо
видно, как точно использует изобразительные возможности звукоцветовх ореолов С.
Есенин. При сравнении уже первых строчек его стихотворений с цветами
доминирующих гласных сразу обнаруживается явное соответствие словесных и
звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая..." - доминирующий
цвет жёлтый, слегка зеленоватый. "Выткался на озере алый свет
зари..." - звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух
прозрачный и синий..." - звукоцвет синий, чуть розоватый. "Зелёная
причёска, девическая грудь..." - зелёная и тёмно-зелёная с синевой гамма
звукоцветовых соответствий. Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты могли
бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его
действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол и
зажигают эту радугу в своих стихах.
Ну
а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая тем самым,
что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической речи.
По книге А. Журавлёва "Диалог с
компьютером". "Молодая гвардия", 1987 год.