ПО 'Зоря' и НПО 'Машпроект'

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    115,64 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

ПО 'Зоря' и НПО 'Машпроект'

Создание завода ЮТЗ «Заря»

В конце сороковых годов, на юго-востоке окраине Николаева развернулось строительство крупного завода, которому впоследствии было присвоено название Южный турбинный завод. Тогда мало кто знал об этом. Лишь проезжая мимо, Николаевны видели слева от шоссе, обнесенным каменным забором обширную территорию да стены строящихся на этой территории промышленных сооружений.

Само шоссе, ведущее в нынешний Корабельный район, вскоре было реконструировано и покрыто бетоном, а вдоль его левой стороны, поблизости от строящегося завода, стал расти жилой поселок. Сюда протянули трамвайные пути. Строящийся новый район пользуется  большой популярностью в городе. Большинство людей говорили, что этот завод будущее города. ЮТЗ «Зоря» стал еще одним промышленным центром в городе. Уже в 1954 году ЮТЗ  стал работать, но еще не на полную свою силу . Главный корпус завода еще насыщался оборудованием, и все производство сосредоточилось в блоке вспомогательных цехов.

Большая группа рабочих завода была отправлена на обучение на заводы Ленинграда и Харькова. Завод выпускал пака, что кровати насосы и подготавливался к выпуску основной своей задачи, к выпуску турбин. В те времена только начиналась освоение первой газотурбиной установки М-1, этот проект был привезен незадолго перед тем конструкторами бюро С.Д. Колосова. В то время в городе еще не было СПБ «Машпроект», конструкторское бюро было одним из подразделений завода. Ядро конструкторского бюро составляла большая группа конструкторов, прибывшие из Казани в августе 1954 года и немедленно приступили к разработки новых газовых турбин. Рабочие завода получили работу, после того как завод был полностью готов к строению первых своих газовых турбин. Период становления предприятия был очень трудным, так как предстояло освоить выпуск такой сложной техники как газовые турбины. Рядовым инженерам надо было самим учится, и учить других людей выполнять работу высокой точности, говоря прямо в примитивных условиях.

Вспоминая 1954 – 1955 годы, необходимо сказать, что это были годы напряженной работы по освоению нового технологического оборудования. Коллектив рос, пополнялся опытными рабочими и инженерами с разных предприятий, где были свои нормы, своя система планирования и учета производства. Нужно было находить оптимальные  решения для этого предприятия. Так, молодые рабочие получали хорошую подготовку по многим станочным профессиям в инструментальном цехе, и это дало возможность подготовить рабочие кадры для создания высокоточных узлов и деталей изделий основного производства, особенно таких ответственных, как шаровые муфты, турбинные лопатки различных профилей, корпуса турбин.

Начиная с 1956 года, впервые в мировой практике, было освоено производство и серийный выпуск ряда корабельных газотурбинных установок, с большим диапазонам мощностей.

Развитие морского газотурбостроения продолжалось в 70-80-х годах с опережением высокоразвитых стран мира не менее чем на 10 лет, и в этом неоспоримая заслуга и весьма значительный вклад конструкторов СПБ «Машпроект», производственником  и технологов завода «Зоря», ведь не зря завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Освоение серийный выпуск новых газотурбинных установок потребовали от завода коренной перестройки всего производства, проведения реконструкции цехов, строительства новых производственных корпусов и дооборудования цехов подготовки производство.

Заводу предстояло на этот период освоить изготовление и выпуск качественно нового поколения газотурбинных двигателей с существенным улучшением их технико-экономических параметров. Это уменьшение удельного расхода топлива, уменьшение удельного веса, повышение температуры газов перед турбиной первой степени, увеличение срока службы, уменьшение корпусной вибрации, снижение шума. Для решение этой задачи правительство СССР была утверждена специальная тема, предусматривающая разработку двигателей третьего поколения М-70, М-75, М-80, М-85, М-90.

Изготовление нового поколения газотурбинных установок потребовало освоение новых марок материалов, принципиально иных технологических методов обработки, создания новых для завода производств, в том числе, специального редукторного производства, производства новой унифицированной автоматической топливной аппаратуры, производства новых видов точного жаропрочного литья, включая крупные корпусных детали, сопловые аппараты, охлаждаемые лопадки и пр.

                                    

Спори двух предприятий

«ПО «Зоря» и НПО «Машпроект»».

Судя по всему, Николаеву суждено в очередной раз оказаться в центре внимания людей, пристально следящих за головокружительными зигзагами и хитросплетениями большой приватизации. Одно из поручений Президента Л. Кучмы, данное им во время октябрьской рабочей поездки в Николаев, было исполнено в рекордно короткий срок. Уже 2 ноября вышел приказ Министерства промышленной политики о создании единого предприятия «Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря» путем реорганизации (слияния ) ПО «Зоря» и НПО «Машпроект».

Ряд партий и общественных организаций, причем разного политического спектра, усмотрели в приказе стремление уничтожить один из немногих очагов науки и конструкторской мысли и выступили с резкими протестами. Еще более непримиримо отнеслись к документу на самом «Машпроекте». Ведь он, согласно министерскому приказу, в одночасье лишился статуса юридического лица, а вскоре и собственного руководителя. Генеральным директором вновь созданной единицы назначен руководитель «Зори» Юрий Бондин.

На срочно созванной конференции трудового коллектива «Машпроекта» отметили, что приказ министерства затормозит процесс создания конкурентоспособной газотурбинной техники в стране. По мнению ее участников, фактически речь идет о поглощении наукоемкого производства со всеми вытекающими из этого последствиями, вплоть до увольнения сотен работников. Принято постановление, в котором премьер-министру А.Кинаху, министру промполитики В.Гурееву предлагается «приостановить действие приказа, возвратиться к вопросу создания научно-производственного комплекса в форме корпорации НПО «Машпроект» и ПО «Зоря»с сохранением юридических лиц предприятий». Создана рабочая группа, которая ставит целью не допустить механического объединения предприятий с последующей приватизацией новосозданного комплекса…

Чтобы лучше разобраться в происходящем, вернемся во времена, когда в Николаеве только рождалось газотурбиностроение. Тогда ПО «Зоря» и НПО «Машпроект» создавались как единый научно-технический комплекс для производства и совершенствования корабельных газовых и прежде всего военных турбин. Это было единственное в СССР предприятие, производящее такую продукцию. Но уже в тот, стартовый период, когда производство военной продукции было налажено, отношения инженеров-производственников, отвечающих за серийный выпуск, и конструкторов, призванных смотреть вперед и разрабатывать все более совершенные образцы, были совсем не безоблачными.

Если для серийного завода важны объемы производства и конкурентоспособность продукции, то для НПО главным критерием оценки является уровень и количество запущенных в производство и оправдавших себя образцов. Одни стремились к наращиванию производства, другие — к совершенствованию выпускаемых турбин. И когда первоначальный «голод» на газовые двигатели для флота был утолен, тогдашние промышленные стратеги разделили единый комплекс на две составляющие — серийный завод «Зоря» и НПО «Машпроект».

С того времени за единым забором работают два крупных предприятия. Долгое время такое соседство, сопровождавшееся четким разделением обязанностей, по всеобщему признанию приносило пользу и не вызывало особых трений. Ситуация изменилась в пору, когда после конверсии оба предприятия дополнительно к корабельным турбинам перешли на разработку и производство газоперекачивающих установок и двигателей для электростанций.

Очутившись на вольных хлебах и лишенные господдержки, каждое из них шло своим путем. При этом интересы достаточно далеко разошлись. «Машпроект» в условиях сложного десятилетия сумел разработать целую серию конкурентоспособных изделий, которые нашли применение в России, Китае, Иране, Корее. А разработка газотурбинного двигателя мощностью 110 мегаватт (ГТД-110) — и вовсе незаурядное событие. Когда новинку удастся полностью довести до ума, Украина будет выпускать конкурентоспособные образцы мощных газовых энергетических турбин.

Генеральный конструктор НПО «Машпроект» Виктор Романов уверен, что выделение конструкторской организации из состава серийного завода было оправданным и подтвердило свою необходимость. С тех пор каждый занимается своим делом и отвечает за него. Конструкторы — за разработки, завод — за производство. По его мнению, «Машпроект» и «Зоря» попросту несовместимы по видам деятельности.

Разработка и серийное производство принципиально отличаются методами планирования, управления, финансирования. В условиях объединения средства на новые разработки, считают машпроектовцы, будут выделяться по остаточному принципу, что затормозит научно-технический прогресс и нанесет вред всем, прежде всего — самому серийному заводу. «Машпроект» относится к немногим предприятиям, которые без финансовой помощи государства сохранили кадры и высокий научный уровень разработок, создали свою стратегию для высокотехнологического производства. А это возвышает Украину как страну, торгующую лицензиями на наукоемкие разработки, что не только престижно, но и прибыльно, и перспективно. При этом сфера интересов конструкторов расширилась, они занялись проектами и в теплоэнергетике, металлургии, ряде других отраслей. Интеллектуальную продукцию «Машпроекта» покупают такие страны, как Италия, Канада, Германия, Греция, Китай, Сингапур. Объединение предприятий, ориентация разработчиков исключительно на обеспечение потребностей серийного завода, считают машпроектовцы, приведет к тому, что от многих направлений разработок придется отказаться.

Хотя не все так однозначно. У инициаторов создания единого предприятия на базе двух — а ими стали руководители «Зори» — тоже есть аргументы. Здесь считают, что объединение необходимо, потому что эффективность судового и энергетического газотурбостроения из года в год снижается. Вследствие того, что разработчики и производители ведут разную, часто противоположную политику, отрасль теряет перспективу. По мнению «зорян», юридическая самостоятельность каждого предприятия ведет к тому, что, действуя разрозненно, они вводят друг друга в убытки. Так «Машпроект», передавая в одностороннем порядке свои разработки на предприятия других стран, создает для «Зори» все новых и новых конкурентов.

По всей видимости, представители «Зори» имеют в виду то, что «Машпроект» ряд своих разработок (ту же ГТД-110) осуществляет не с предприятием, которое находится за одним забором, а, скажем, с российским предприятием «Сатурн» (бывшие «Рыбинские моторы»). Одному из китайских предприятий тоже поступила документация из НПО, и таких примеров можно привести еще немало.

Сама «Зоря», не находя общего языка с «Машпроектом» в ряде вопросов, вынуждена заключать договора на проектирование с иностранными фирмами. Руководители серийного завода сетуют, что не так давно пришлось заключить договор на разработку электростанций «под ключ» с концерном «Сименс». Заказаны проекты газоперекачивающих агрегатов и немецкому концерну «MAN». И не бесплатно, разумеется.

По мнению генерального директора ПО «Зоря» Юрия Бондина, слияние интеллектуального и производственного потенциала путем присоединения НПО «Машпроект» к ПО «Зоря» позволит защитить позиции отечественных газовых турбин на мировом рынке, общими усилиями ускорить разработку и освоение конкурентоспособной продукции, включая те машпроектовские разработки, которые это предприятие не в состоянии завершить даже с помощью иностранных партнеров. Так что необходимость более тесной координации очевидна.

Но сблизить сильно разошедшиеся предприятия можно ведь по-разному. Можно сохранить юридическую самостоятельность обоих, предложив какую-то форму взаимодействия, заключив определенные и хорошо контролируемые, вплоть до финансовых санкций в случае нарушения, договора. Это позволило бы устранить или, как минимум, сгладили несуразицы во взаимоотношениях.

Тем более имеется и определенный опыт. К примеру в Запорожье прекрасно уживаются и сотрудничают разработчики и строители самолетных двигателей, государственное КБ «Прогресс» и серийный завод «Мотор-Січ».

С полгода назад представители обоих николаевских предприятий при участии чиновников из Кабмина и обладминистрации подписали протокол о создании корпорации «Николаевские газовые турбины». Но в одночасье все вдруг изменилось — приоритет отдан поглощению.

В чем же дело? Ответ можно найти в переписке между местными и центральными органами исполнительной власти, обмене разного рода аналитическими справками, который интенсивно продолжался в течение полугода. Так вот, объединение предприятий в одно юридическое лицо в этом проекте рассматривается только в качестве первого шага, за которым последует корпоратизация вновь созданного комплекса и его приватизация.

В этой связи следует вспомнить о еще недавнем скандале (о чем уже писало «Зеркало Недели»), когда без особой гласности, а вернее, и вовсе без таковой, была сделана попытка приватизировать ПО «Зоря», создать на его основе предприятие с иностранными инвестициями. Тогда в проектируемое предприятие должны были войти, кроме государства (в лице ФГИ), известная российская энергокомпания ОАО «Мосэнерго», малоизвестное ЗАО «Зангас-Украина» и «шесть физических лиц из состава менеджмента завода». Имущество крупнейшего и современнейшего завода оценили недорого, в 100 млн. грн.

Столь скромная сумма, как и туманные инвестиционные обязательства учредителей, вызвали громкий скандал. После него высокопоставленные чиновники как в Киеве, так и в Николаеве в один голос заверяли общественность, что предприятие, которое работает эффективно, вносит большой вклад в бюджет, нет нужды отдавать в чужие руки, и вопрос о его приватизации снят с повестки дня. «Зоря» — уже сама по себе жемчужина, а вместе с «Машпроектом» ей цены не будет. (Впрочем, это как раз то, что надо. Видимо, очень влиятельные люди стоят за этим процессом, если готовится столь роскошный приватизационный пирог.) Но заверений хватило, как видим, ненадолго.

Не исключено, что сейчас реализуется более сложный план, конечной точкой которого является уже не только ПО «Зоря», но и НПО «Машпроект». Кстати, согласно нашим законам, приватизация научно-производственных объединений, к которым относится «Машпроект», запрещена. Любопытно, а после министерского приказа — можно, или как? А если можно, то кому именно? Ясное дело, что желающих приобрести такой лакомый кусок среди украинских бизнес-групп будет немало.

И если первый и последующие шаги удадутся, то мы можем стать свидетелями того, как прибыль эффективно работающих предприятий вместо государственного и местного бюджета перетечет в карманы «инвесторов». Тем более что при существующих порядках слишком буквально выполнять свои обещания необязательно. За примером такого рода далеко ходить не надо. Новые собственники Николаевского глиноземного завода не только не покончили с толлингом, но и нарастили его. А это уже снижение отчислений в бюджеты, в том числе и местные. Так что опасения николаевцев понятны, тем более что в своем нынешнем виде, т.е. без реорганизации, «Зоря» с «Машпроектом» обеспечивают более четверти бюджета области.

Безусловно, два соседних, взаимодополняющих и, добавим, государственных предприятия при все изменяющихся условиях и обстоятельствах просто обязаны сотрудничать более тесно, учитывать интересы друг друга. Рано или поздно должны были быть приняты какие-то решения. Вопрос только в том, какие — чтобы хотя бы не навредить ни производству, ни государству.

Р.S. Как стало известно, процесс объединения пошел с первого же дня выхода министерского приказа. «Воссоединительная» комиссия приступила к работе. Протестные акции не прошли незамеченными. Поступили сообщения, что «Машпроект» входит в состав «Зори» на правах обособленного подразделения, его руководитель займет должность первого заместителя генерального директора научно-производственного комплекса «Зоря», а реорганизация предприятий не приведет к сокращению или ликвидации льгот пенсионерам.

Впрочем, все это может быть не более чем благие обещания, ибо в министерском приказе, во исполнение которого и действует рабочая комиссия, о сохранении какой-либо автономии речь не идет.

Информация о предприятии

Крупнейшее машиностроительное предприятие Украины (свыше 15000 работающих). Производство газовых турбин и газотурбинных установок для военных и гражданских судов и газопроводов, производство редукторов и мультипликаторов. Входит в рейтинг ТОП-100 лучших компаний Украины по показателям: объем прибыли – 20-е место, объем экспорта – 42 место,  лучший налогоплательщик – 22-е место («Инвестгазета», №22, 30.05.01).  В области судового, корабельного газотурбостроения у предприятия нет аналогов в СНГ, основными конкурентами являются ведущие фирмы мира: Дженерал электрик, Прат-Уитни, Роллс-Ройс. Около 65% надводных кораблей СССР были оснащены газовыми турбинами николаевского производства. Газовые двигатели с маркой «Зори» установлены и работают на судах военных флотов США, Индии, Греции и др. стран. В СНГ техникой предприятия оснащены 24 электростанции общей мощностью 1118 Мвт. В настоящее время 8 российских судостроительных заводов строят корабли в расчете на газовые турбины объединения. РАО «Газпром» по состоянию на 2000 год эксплуатировало 416 газовых турбин производства «Зори».

Сложное механосборочное производство с длительным циклом изготовления изделий. Более 20 цехов основного производства, включая заготовительно - металлургическое производство (литейное производство (литье конструкционных сталей в землю, точное прецизионное литье жаропрочных и жаростойких сталей и сплавов, алюминиевое литье, другие виды литья), кузнечно-прессовые цеха, сборочно-сварочное производство, цеха гальванопокрытий, цеха термической обработки и т.д.), механосборочное производство (цеха статорной части газовых турбин, цеха роторной части газовых турбин, редукторное производство, цеха производства нормалей, цеха окончательной сборки, испытаний и упаковки). Опытное производство – 8  цехов, вспомогательное производство – 6 цехов, более 20 складов основного производства

 

Информация о проекте

Проект начат в 2001 году. На момент начала проекта на заводе эксплуатировалось более 500 задач собственной разработки, функционирующих на сетях персональных ЭВМ и на мэйнфрейме ES/9000 (ОС OS/390 фирмы IBM).

Процесс внедрения ERP-системы “IT-Предприятие™” был разбит на 4 очереди. В состав первой были включены практически все модули по управлению финансовыми расчетами, контрактному учету, технической и конструкторской подготовке производства, оперативному учету материальных ресурсов, бухгалтерскому и налоговому учету. Ко второй очереди были отнесены задачи финансового и технико-экономического планирования, учета затрат на производство, управления ценами, к третьей – модули управления персоналом и расчета заработной платы, к четвертой – модули управления производством, управления качеством, управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования. Такое распределение отразило технологическую последовательность внедрения системы: сначала внедряются наиболее трудоемкие учетные модули и модули технической подготовки производства, за ними - модули планирования. Завершена 3-я очередь проекта, переданы в эксплуатацию модули по управлению кадрами, табельному учету и расчету заработной платы. Ведутся работы по внедрению модулей 4-й очереди.

В вычислительной сети завода более 1000 компьютеров.
Основные особенности проекта:
• техническая подготовка производства – формирование и печать конструкторских спецификаций в соответствии с ЕСКД, разузлование изделий, ведомости применяемости, ведомости покупных, ведомости спецификаций, база извещений об изменениях.
• база данных конструкторских спецификаций содержит около 200 000 записей, из них свыше 30% - групповые спецификации. В составах основных изделий содержится до 60 000 деталей, сборочных единиц и комплектующих. Сложная система проведения конструкторских извещений
• нормирование труда – подетально-пооперационные нормы времени и расценки по профессиям и разрядам, учет многостаночного обслуживания, одновременно обрабатываемых деталей, коэффициентов приведения и нетехнологичности, расчет сводных норм времени и расценок по сборочным единицам и изделиям по цехам (база данных маршрутных техпроцессов, норм времени и расценок – свыше 1 000 000 записей).
• многовариантное нормирование производственных ресурсов по различным направлениям
• планирование потребностей материальных ресурсов на производство
• сложная иерархическая и фасетная классификация материалов, комплектующих и изделий с поддержкой неограниченного количества технологических характеристик
• оперативный полнофункциональный бухгалтерский учет
• калькулирование себестоимости изделия, а также всех узлов и цехокомплектов по дереву входимости с учетом маршрута изготовления
• калькулирование себестоимости изготовления нормалей
• контроль в реальном масштабе времени за обработкой финансовых документов на всех уровнях управления (более 300 пользователей по данному контуру)
• контроль цен на закупку материалов и комплектующих, контроль цен реализации продукции, узлов, деталей. Неограниченное количество вариантов и типов цен, анализ динамики изменения цен закупок и цен реализации
• многономенклатурный учет основных средств (свыше 20 000 инвентарных объектов)
• оперативный контроль исполнительской дисциплины по предприятию, контроль прохождения и исполнения приказов и распоряжений
• обеспечение работы удаленных пользователей в сети по низкоскоростным каналам связи (по модемам).

В процессе внедрения системы “IT-Предприятие™” произошло слияние двух предприятий ПО «Зоря» (завод численностью более 10тыс.работающих, на котором начиналось внедрение) и НПП «Машпроект» (проектная организация с опытным производством численностью более 5000 работающих) в рамках единого комплекса. При этом модули системы, внедренные на ПО «Зоря», были запущенны на НПП «Машпроект» в течение 1-2 месяцев. Процесс объединения (2001-2002 годы) сопровождался процессами реорганизации структуры управления, сокращением численности, изменением функций отделов.
Процесс адаптации системы “IT-Предприятие™” к особенностям управления производством на НПКГ «Зоря»-«Машпроект» потребовал создания специальных средств для описания, так называемых, поэтапных журналов технологических комплектов (ПЖТК). ПЖТК являются средством описания конструкторско - технологических составов конкретных изготовляемых заказов или серий изделий, а также средством планирования и учета их изготовления. ПЖТК позволяют организовать многопоточное параллельное изготовление деталей и сборочных единиц для комплектации таких сложных изделий, как газотурбинная установка. Каждая изготовляемая турбина (каждый заказ) имеет свой индивидуальный номер и имеет конструктивные и технологические отличия, которые необходимо отслеживать в ходе подготовки конструкторско-технологической документации, в ходе ее изготовления и при калькулировании затрат. В турбину входит до 60 000 тысяч деталей, сборочных единиц. Цикл изготовления турбины до полутора лет.

При внедрении нашлось применение и для универсального модуля связи ERP-системы “IT-Предприятие” с различными САПР. Модуль обеспечивает перенос спецификаций, ранее созданных в системе «Компас», в систему “IT-Предприятие™”. Следует отметить, что спецификации на новые изделия создаются только в “IT-Предприятие™”. На предприятии функционирует более 100 рабочих мест САПР SolidWorks, AutoCAD, Компас и др.

Система “IT-Предприятие” функционирует на платформе MS SQL Server 2000. Работа пользователей идет в распределенной вычислительной сети. Не все удаленные подразделения удалось охватить в рамках локальной сети. Многие удаленные пользователи подключаются к системе по телефонным каналам связи. Так, по цифровым и аналоговым модемам к системе подключено 12 удаленных узлов, через которые с системой работает более 70 станций.

Если власть выиграет выборы, то стратегические предприятия Украины пойдут с молотка. Сегодня к приватизации готовят крупнейшего в мире производителя турбин – научно-производственный комплекс «Заря-Машпроект»

Не нужно быть провидцем, чтобы понять – на крупные промышленные объекты страны положили глаз.
Причем не только акулы бизнеса – охота торгануть главными донорами бюджета нет-нет да проявится у новой власти.

Почему «нет-нет» тоже ясно – не за горами выборы и наживать врагов в лице трудовых коллективов маститых украинских заводов властьпредержащие не хотят. Но сигналить потенциальным покупателям (а в перспективе – и спонсорам выборной кампании) тоже как-то надо – поэтому чиновники вынуждены иногда нарушать правила конспирации.
И намекать потенциальным инвесторам – в принципе, ребята, все возможно. Только есть заковыка – народ не дурак. И понимает все, о чем на туманном языке вещает вельможное всеукраинское начальство.

Такое понимание и осенило недавно работников николаевского ГП «Заря-Машпроект» - крупнейшего в мире комплекса по производству турбин. Люди встали на дыбы после того, как Виктор Ющенко в эфире «5 канала» пообещал в ближайшее время выставить предприятие на приватизационный конкурс...

Волнуйтесь – подробности письмом



О желании предать аукциону ряд стратегических предприятий глава государства сообщил во время киевского экономического форума, так называемого «мини - Давоса», который проходил в июне.

У бажанні покращити інвестиційний клімат ми готові запропонувати список підприємств, який незабаром буде відкритий для інвесторів. Це «Укртелеком», Одеський припортовий завод, Харківський «Турбоатом», Миколаївське виробниче об"єднання «Зоря», Сєвєродонецький «Азот», «Луганськ-тепловоз» та інші, - с купеческим размахом подсчитал Ющенко.

Обещания гаранта напомнили известный текст телеграммы: «Начинайте волноваться, подробности письмом». Заявление о продаже едва ли не единственного успешного предприятия, оставшегося в Николаеве, не на шутку встревожило всех. Председатель областной администрации Александр Садыков сразу же бросился на встречу с руководящим составом завода и пытался успокоить коллектив, который после заявления Ющенко начал роптать.

Но губернаторское «не волнуйтесь» еще больше насторожило – А. Садыков недвусмысленно посоветовал 16-тысячному коллективу доказать лично президенту, что «Зарю-Машпроект» ни в коем случае нельзя приватизировать, чтобы не потерять так же, как когда-то Черноморский судостроительный завод…

Почему стратегическое для энергетики и обороны предприятие должно доказывать кому-то свою нужность известно, наверное, только г-ну Садыкову. Но настораживает не сомнительное красноречие губернатора – пугает, что областной босс так и не опровергнул приватизаторских обещаний Киева.

А это спровоцировало уже не только заводчан, но и заинтересованные в шельмовании властей силы, которые не преминули начать массовую кампанию против разгосударствления завода.

Первой отреагировала областная организация ПСПУ – активисты партии тут же устроили митинг. В Николаев специально приехала и лидер прогрессистов Наталья Витренко.

А партийцы из СДПУ (О) и вовсе сутками дежурили у здания завода - общались с работниками комплекса газотурбостроения, собирали подписи под обращением к руководителям страны с требованием оставить предприятие государству. Но не таковское украинское правительство, чтобы позволять оппонентам делать имидж на «оранжевых» ляпсусах!

На помощь подгнившему авторитету президента из Кабмина прозвучало заявление первого вице-премьера Анатолия Кинаха.

Этот вопрос (по «Заре-Машпроекту» - ред.) не рассматривается в плоскости ускоренной приватизации, - заявил вице-премьер. - По отношению к каждому стратегическому предприятию необходимо провести глубокие технико-экономические обоснования, проанализировать влияние приватизации на национальную безопасность.

Возможно, на каком-то этапе государство будет принимать решение, что его нельзя приватизировать, что это не отвечает национальным интересам или конъюнктуре мирового рынка.

Завернув этот успокоительный пассаж, вице-премьер подчеркнул, что в каждом отдельном случае будет приниматься «отдельное индивидуальное решение».

А потом вовсе проговорился: «правительство готовит решение о снятии со второго полугодия 2005 года моратория на приватизацию стратегических предприятий». Затем эту мысль снова повторил на недавней пресс-конференции уже губернатор области.

- Путь «Зари-Машпроекта» к приватизации будет не быстрым. Это будет длиться еще год-полтора, – высказал свой прогноз Александр Садыков.

Чубайс и Немцы



Для «Зари» Виктор Ющенко стал альфой и омегой – приват-марафон «Машпроекта» по странному совпадению начался, когда правительством Украины руководил все тот же нынешний президент!

Предполагалось, что на базе тогда еще николаевского ПО «Заря» будет создано совместное украино-российское предприятие.

В рамках СП планировалось освоить выпуск новых видов газотурбинной техники, с которой можно будет выйти на крупные международные рынки. Правительство Ющенко рассчитывало только за первые пять лет работы СП получить чистой прибыли порядка 1 миллиарда гривен.

Предполагалось, что учредителями СП будут Фонд госимущества, руководство предприятия «Заря» и ЗАО «Зангаз-Украина» с украинской стороны и ОАО «Мосэнерго» (структура, аффилированная с РАО «ЕЭС») - с российской. Почти вся предварительная работа по созданию СП была уже проведена - эту информацию озвучил губернатор области, который тогда работал в коммерческих структурах и занимался вопросом создания совместного предприятия на базе еще ЮТЗ «Заря».

 - На тот момент, речь шла, кажется, о 60 миллионах долларов. Сейчас, конечно же, цена предприятия намного выше, - резюмировал Александр Садыков.

Тогда, в ноябре 2000 года оставалось получить согласие трудового коллектива ПО «Заря», - и на этом приватизация заглохла. Но дело решал не только глас народа – причиной тормоза стал конфликт между Кабмином и Фондом госимущества.
Стоило экс-главе Фонда Александру Бондарю засветиться с официальной позицией по поводу смены формы собственности ПО «Заря», как за дело взялся первый вице-премьер Юрий Ехануров, который заявил - Кабмин считает, что приватизировать ПО необходимо через коммерческий конкурс.
Таким образом, интересы ФГИУ и Кабмина, сходясь на одном предприятии, оказались разновекторными.

Хотя сути это и не меняло – все равно пакет акций ПО «Заря» в размере 50% + 1 был запланирован к продаже распоряжением Кабмина Ющенко от 29.03.2001. Но в мае того же года премьер-министром стал Анатолий Кинах.

И, когда деньги на выкуп «Зари» уже приготовила немецкая компания MAN Turbomaschienen AG, предприятие продавать вдруг отказались. В силу каких причин – нужно спросить у экс-президента Кучмы…

Цена вопроса


Революции революциями, а вернувшийся во власть Виктор Ющенко взялся за старое - решил выбросить на продажу предприятие, дающее 90% продукции украинского газотурбостроения. Научно-производственный комплекс «Заря-Машпроект» известен в мире как крупный изготовитель газотурбинных энергетических установок для кораблей и агрегатов по перекачке газа. Продукция экспортируется по всему миру - в РФ, Европу, Азию.

В области судового, корабельного газотурбостроения у предприятия нет аналогов в СНГ, основными конкурентами являются ведущие фирмы мира: «Дженерал электрик», «Дженерал Моторс», «Сименс», «Прат-Уитни», «Роллс-Ройс».

Многие наблюдатели считают, что перевод предприятия из госсобственности в частную необходим истинным заказчикам приватизации для того, чтобы уничтожить сильного конкурента.

А она была и остается жесткой: газовые двигатели с маркой «Заря» установлены и работают на судах военных флотов США, Индии, Греции и других стран. В настоящее время российские судостроительные заводы строят корабли в расчете на газовые турбины объединения. Гигант РАО «Газпром» также эксплуатирует газовые турбины производства «Зари».

- С 1975 года, когда николаевские турбины стали поступать на газотранспортные системы, СССР наращивала добычу голубого топлива на 50 миллиардов кубометров в год. Такого в мире никогда не было, - заявил на одном из юбилеев предприятия посол России в Украине Виктор Черномырдин.

Помимо всего прочего, годовой объем поступления валюты в Украину только за выполнение ремонтных работ «Зарей» составляет свыше 25 миллионов долларов. А после продажи вся прибыль будет в виде дивидендов идти не в бюджет государства, а за рубеж…

Не жалуют инициативы президента и аналитики. После заявлений Виктора Ющенко, отвечая на вопросы информационного агентства УФС, начальник аналитического отдела ООО «Арт-Капитал» Виталий Шушковский подчеркнул:

- На мой взгляд, ущербной является сама практика приватизации крупнейших компаний путем продажи контрольного пакета стратегическому инвестору. Такие предприятия, как «Криворожсталь», «Укртелеком», «Одесский припортовый завод» или «Заря-Машпроект», при грамотном менеджменте сами бы смогли через пару лет выступать стратегическими инвесторами для других украинских и зарубежных компаний.

Местные аналитики связывают желание новой власти приватизировать предприятие с тем, что его директор Юрий Бондин на выборах-2004 был доверенным лицом Виктора Януковича.

Но вряд ли этот мотив имеет место. Хотя Бондин и был последовательным противником приватизации, сегодня, сохранив должность (в отличие от других николаевских директоров – см. Морская болезнь Минтранса), неожиданно стал ее горячим сторонником.
Недавно гендиректор собрал руководящий состав и в присутствии главы ОГА Александра Садыкова заявил о необходимости продажи предприятия.

Была даже назначена комиссия по подготовке к приватизации, которая уже заручилась поддержкой Фонда госимущества.

А, находясь в Николаеве, лидер социалистов Александр Мороз заявил, что глава ФГИУ Валентина Семенюк выполнит любое решение правительства…

Николаеве планируют построить городскую когенерационную электростанцию

 

Территориальное управление Государственной инспекции по энергосбережению выдало технические требования для проектирования когенерационной электростанции мощностью 6 мегаватт (с перспективой расширения) на базе газотурбинных двигателей производства государственного предприятия "Научно-производственный комплекс газотурбостроения "Заря" - "Машпроект". Технико-экономическое обоснование строительства когенерационной станции выполнило АО "Инпроектсервис", заказчиком выступает ЗАО "Энергокласс". Об этом сообщили в теруправлении Госинспекции по энергосбережению по Николаевской области.

Когенерационная технология (совместная выработка электричества и тепла, причем последнее получается за счет утилизации выхлопных горячих газов двигателя) очень экономична, рассказал начальник территориального управления Тарас Шевченко. По расчетам, на такой электростанции себестоимость одного киловатт-часа составит порядка 7 копеек, гигакалории - около 40 гривен, тогда как до сих пор она отпускалась городу в среднем по цене 75 гривен.

Сегодня в промышленности Николаевщины когенерационные электростанции имеются в АО "Первомайскдизельмаш" (на базе собственных газопоршневых двигателей) и в научно-производственном комплексе "Заря" -"Машпроект" (турбины собственного производства), а также в ЗАО "ВОЗКО". И вот в Николаеве предпринимаются шаги по проектированию генерирующего объекта по выработке не только электрической, но и тепловой энергии, которая пойдет также на обогрев жилого сектора.

У системы центрального отопления есть большое преимущество - стабильность в работе, но ее конкурентоспособность снижается по сравнению с индивидуальным и локальным теплоснабжением, говорит начальник территориального управления Госинспекции по энергосбережению. Поэтому, чтобы конкурировать с ними, эта система должна модернизироваться и совершенствоваться, в том числе, в своем отдаленном звене - в месте потребления тепла. Для этого есть несколько путей.

Во-первых, это внедрение на районных котельных когенерационных энергоустановок. Второй резерв состоит в оптимизации системы центрального отопления с целью выявления участков, где экономически целесообразен ремонт теплотрасс с использованием изолированных труб, а где систему лучше отсечь, обеспечив взамен индивидуальное и локальное отопление. Наконец, чтобы люди и дальше хотели пользоваться услугами центрального отопления, юридические собственники домов должны установить в зданиях тепловые счетчики с ручным или автоматическим регулированием температуры теплоносителя в комнатных батареях.

 

 

Изделия Ютз «Зоря»

 

Десантный корабль,
пр. "ЗУБР"
с установкой М35

Водоизмещение – 500 т
Полная скорость – 63 узла

Установка М35

ДВВ – двигатель воздушного винта
РВВ – редуктор воздушного винта
ДН – двигатель нагнетателя
РР – раздаточный редуктор
РН1, РН2 – редуктор нагнетателя

Корабль на воздушной подушке,
пр. "ДЖЕЙРАН"
с установкой ДТ4

Водоизмещение – 350 т
Полная скорость – 50 узлов

Установка ДТ4

Д – двигатель
РР, РР1 – раздаточный редуктор
РВВ – редуктор воздушного винта
РП – редукторная перекидка
РН – редуктор нагнетателя

Корабль на воздушной подушке,
пр. "КАЛЬМАР"
с установкой МТ70

Водоизмещение – 110 т
Полная скорость – 60 узлов

Установка МТ70

Д – двигатель
РР – раздаточный редуктор
РВВ – редуктор воздушного винта
РН – редуктор нагнетателя

Корабль на воздушной подушке,
пр. "ОМАР"
с установкой М34

Водоизмещение – 50 т
Полная скорость – 60 узлов

Установка М34

Д – двигатель
РР – раздаточный редуктор
РВВ – редуктор воздушного винта

Ракетный корабль скеговый,
проект "СИВУЧ"
с дизель–газотурбинной установкой М10Д

Водоизмещение – 1200 т
Полная скорость – 50 узлов

Установка М10Д

ДИ – дизель
РН – редуктор нагнетателя
ГТД – газотурбинный двигатель
РР – распределительный редуктор
РВ – редуктор винта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В конце сороковых годов, на юго-востоке окраине Николаева развернулось строительство крупного завода, которому впоследствии было присвоено название Южный турбинный завод. Тогда мало кто знал об этом. Лишь проезжая мимо, Николаевны видели слева от шоссе, обнесенным каменным забором обширную территорию да стены строящихся на этой территории промышленных сооружений.

Само шоссе, ведущее в нынешний Корабельный район, вскоре было реконструировано и покрыто бетоном, а вдоль его левой стороны, поблизости от строящегося завода, стал расти жилой поселок. Сюда протянули трамвайные пути. Строящийся новый район пользуется  большой популярностью в городе. Большинство людей говорили, что этот завод будущее города. ЮТЗ «Зоря» стал еще одним промышленным центром в городе. Уже в 1954 году ЮТЗ  стал работать, но еще не на полную свою силу . Главный корпус завода еще насыщался оборудованием, и все производство сосредоточилось в блоке вспомогательных цехов.

Большая группа рабочих завода была отправлена на обучение на заводы Ленинграда и Харькова. Завод выпускал пака, что кровати насосы и подготавливался к выпуску основной своей задачи, к выпуску турбин. В те времена только начиналась освоение первой газотурбиной установки М-1, этот проект был привезен незадолго перед тем конструкторами бюро С.Д. Колосова. В то время в городе еще не было СПБ «Машпроект», конструкторское бюро было одним из подразделений завода. Ядро конструкторского бюро составляла большая группа конструкторов, прибывшие из Казани в августе 1954 года и немедленно приступили к разработки новых газовых турбин. Рабочие завода получили работу, после того как завод был полностью готов к строению первых своих газовых турбин. Период становления предприятия был очень трудным, так как предстояло освоить выпуск такой сложной техники как газовые турбины. Рядовым инженерам надо было самим учится, и учить других людей выполнять работу высокой точности, говоря прямо в примитивных условиях.

Вспоминая 1954 – 1955 годы, необходимо сказать, что это были годы напряженной работы по освоению нового технологического оборудования. Коллектив рос, пополнялся опытными рабочими и инженерами с разных предприятий, где были свои нормы, своя система планирования и учета производства. Нужно было находить оптимальные  решения для этого предприятия. Так, молодые рабочие получали хорошую подготовку по многим станочным профессиям в инструментальном цехе, и это дало возможность подготовить рабочие кадры для создания высокоточных узлов и деталей изделий основного производства, особенно таких ответственных, как шаровые муфты, турбинные лопатки различных профилей, корпуса турбин.

Начиная с 1956 года, впервые в мировой практике, было освоено производство и серийный выпуск ряда корабельных газотурбинных установок, с большим диапазонам мощностей.

Развитие морского газотурбостроения продолжалось в 70-80-х годах с опережением высокоразвитых стран мира не менее чем на 10 лет, и в этом неоспоримая заслуга и весьма значительный вклад конструкторов СПБ «Машпроект», производственником  и технологов завода «Зоря», ведь не зря завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Освоение серийный выпуск новых газотурбинных установок потребовали от завода коренной перестройки всего производства, проведения реконструкции цехов, строительства новых производственных корпусов и дооборудования цехов подготовки производство.

Заводу предстояло на этот период освоить изготовление и выпуск качественно нового поколения газотурбинных двигателей с существенным улучшением их технико-экономических параметров. Это уменьшение удельного расхода топлива, уменьшение удельного веса, повышение температуры газов перед турбиной первой степени, увеличение срока службы, уменьшение корпусной вибрации, снижение шума. Для решение этой задачи правительство СССР была утверждена специальная тема, предусматривающая разработку двигателей третьего поколения М-70, М-75, М-80, М-85, М-90.

Изготовление нового поколения газотурбинных установок потребовало освоение новых марок материалов, принципиально иных технологических методов обработки, создания новых для завода производств, в том числе, специального редукторного производства, производства новой унифицированной автоматической топливной аппаратуры, производства новых видов точного жаропрочного литья, включая крупные корпусных детали, сопловые аппараты, охлаждаемые лопадки и пр.

Для «Зари» Виктор Ющенко стал альфой и омегой – приват-марафон «Машпроекта» по странному совпадению начался, когда правительством Украины руководил все тот же нынешний президент!

Предполагалось, что на базе тогда еще николаевского ПО «Заря» будет создано совместное украино-российское предприятие.

В рамках СП планировалось освоить выпуск новых видов газотурбинной техники, с которой можно будет выйти на крупные международные рынки. Правительство Ющенко рассчитывало только за первые пять лет работы СП получить чистой прибыли порядка 1 миллиарда гривен.

Предполагалось, что учредителями СП будут Фонд госимущества, руководство предприятия «Заря» и ЗАО «Зангаз-Украина» с украинской стороны и ОАО «Мосэнерго» (структура, аффилированная с РАО «ЕЭС») - с российской. Почти вся предварительная работа по созданию СП была уже проведена - эту информацию озвучил губернатор области, который тогда работал в коммерческих структурах и занимался вопросом создания совместного предприятия на базе еще ЮТЗ «Заря».

 - На тот момент, речь шла, кажется, о 60 миллионах долларов. Сейчас, конечно же, цена предприятия намного выше, - резюмировал Александр Садыков.

Тогда, в ноябре 2000 года оставалось получить согласие трудового коллектива ПО «Заря», - и на этом приватизация заглохла. Но дело решал не только глас народа – причиной тормоза стал конфликт между Кабмином и Фондом госимущества.
Стоило экс-главе Фонда Александру Бондарю засветиться с официальной позицией по поводу смены формы собственности ПО «Заря», как за дело взялся первый вице-премьер Юрий Ехануров, который заявил - Кабмин считает, что приватизировать ПО необходимо через коммерческий конкурс.
Таким образом, интересы ФГИУ и Кабмина, сходясь на одном предприятии, оказались разновекторными.

Хотя сути это и не меняло – все равно пакет акций ПО «Заря» в размере 50% + 1 был запланирован к продаже распоряжением Кабмина Ющенко от 29.03.2001. Но в мае того же года премьер-министром стал Анатолий Кинах.

И, когда деньги на выкуп «Зари» уже приготовила немецкая компания MAN Turbomaschienen AG, предприятие продавать вдруг отказались. В силу каких причин – нужно спросить у экс-президента Кучмы…



















 

 

 

 

 

Реферат

На тему «ПО «Зоря» и НПО «Машпроект»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученика 23 группы

Морского лицею

Шпилевого Виктора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

1.   Создание завода ЮТЗ «Заря»

     2. Спори двух предприятий «ПО «Зоря» и НПО «Машпроект»»

            3. Информация о предприятии

     4. Волнуйтесь – подробности письмом

     5. Чубайс и Немцы

     6. Цена вопроса

     7. Николаеве планируют построить городскую когенерационную

         Электростанцию

     8.  Изделия Ютз «Зоря»




Похожие работы на - ПО 'Зоря' и НПО 'Машпроект'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!