Количество одновременно возникших неисправностей
|
8
|
7
|
6
|
5
|
3
|
4
|
2
|
1
|
0
|
Вероятность
возникновения, %
|
3,63*10-5
|
0,0027
|
0,0683
|
0,813
|
5,142
|
17,89
|
33,64
|
31,29
|
11,2
|
Вывод: по приведенным
результатам исследования состава сопутствующего текущего ремонта можно сказать,
что наиболее вероятной будет необходимость в ремонте ГМП (примерная
трудоемкость 0,6 челч/1000км) и электрооборудования (0,75 челч/100км). Поэтому необходимо предусмотреть возможность
проведения этих работ по ТР совместно с ТО-2.
3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ТР АВТОБУСА ЛИАЗ-677
Поддержание автомобиля в
исправном состоянии и надлежащем виде достигается техническим обслуживанием и
ремонтом на основе рекомендаций планово-предупредительной системы обслуживания. ТО-2 является профилактическим мероприятием и
проводиться принудительно в плановом порядке через определенные пробеги.
ТО-2 включает
контролльно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и
моечно-очистительные работы. Оно
проводится в соответствии с Положением о ТО и ремонте подвижного состава
автомобильного транспорта через 16000 км (для I категории условий эксплуатации. В первой части проекта нами было получено, что на
практике ТО-2 проводят через 17100 км, это значение и будем принимать при дальнейших
расчетах.
Функциональная схема
централизованного производства ТО-2 приведена на рис. 3.1.
Рис. 3.1
3.1 Перечень работ
ТО-2 автобуса ЛиАЗ-677
В соответствии с Положением о
ТО и ремонте подвижного состава ТО-2 автобуса ЛиАЗ-677 имеет следующий
нормативный перечень работ:
. Вымыть автобус.
. ТО-2 двигателя:
2.1 ТО-2 кривошипно-шатунного механизма:
- проверить при помощи
динамометрического ключа крепление крышек распределительных шестерен (момент
затяжки 5 - 6 кгм) и головок цилиндров( момент затяжки 7 - 9 кгм);
- проверить при помощи
крмпрессометра компрессию в цилиндрах двигателя (допустимое значение
компрессии 0,7 МПа, а разность показаний в различных цилиндрах не должна
превышать 0,1 МПа).
2.2 ТО-2 газораспределительного механизма:
- проверить и при
необходимости отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами (нормативное
значение теплового зазора 0,25 - 0,30 мм);
2.3 ТО-2 системы охлаждения:
- проверить осмотром
состояние и действие шторок радиатора;
- закрепит радиатор,
диффузор, кожух отопителя, вентилятор, шкив коленчатого вала, шкив и крыльчатку
вентилятора;
- проверить осмотром
состояние и крепление трубопроводов системы охлаждения, негерметичные заменить.
2.4 ТО-2 системы смазки:
- проверить осмотром
состояние и крепление патрубка системы вентиляции картера, масляного радиатора
и трубопроводов.
2.5 ТО-2 системы питания:
- проверить с помощью
манометра работу топливного насоса (давление развиваемое насосом должно лежать
в пределах 0,18 - 0,30 кгс/см2;
- проверить и при
необходимости отрегулировать уровень в поплавковой камере так, чтобы уровень
топлива составлял 18 - 19 мм от плоскости разъема карбюратора;
- опробовать легкость пуска
двигателя;
- при необходимости
отрегулировать работу карбюратора на режиме холостого хода.
3. ТО-2 трансмиссии:
- закрепить крышки подшипников
и картер гидротрансформатора к картеру коробки передач;
- проверить и при необходимости
отрегулировать правильность регулировки режимов блокировки стартера и
включателя автоматической нейтрали (зазор между концом регулировочного болта и
толкателем электромагнита управления периферийными золотниками
гидромеханической передачи должен быть равен 0,2 мм);
- проверить осмотром состояние
и крепление привода спидометра;
- проверить люфт в шарнирах,
промежуточных опорах и шлицевых соединениях карданной передачи (допустимый люфт
- 6°);
- проверить затяжку гайки
фланца ведущей шестерни главной передачи (момент затяжки 55 - 60 кгс´м).
4. ТО-2 рулевого управления и ходовой части:
- проверить люфт в шарнирах
карданного вала рулевого управления (люфт рулевого колеса не должен превышать
12°);
- закрепить картер рулевого
механизма, рулевую колонку и рулевое колесо;
- проверить осмотром состояние
поворотных цапф и упорных подшипников;
- проверить и при
необходимости отрегулировать шкворневое соединение (максимальная величина
радиального зазора между шкворнем и втулкой - 0,75 мм, осевого зазора между
бобышкой передней оси и проушиной цапфы - 1,5 мм);
- отрегулировать величину
схождения передних колес (4 - 6 мм), а при необходимости углы развала колес (1°±30¢),
продольного (1°20¢±50¢) и поперечного (8°±30¢)
наклона шкворней и углы поворота колес (наружного - 32°28¢, внутреннего - 41°40¢);
- проверить осмотром состояние
пневморессор и отрегулировать их высоту (высота пневмобаллона должна быть в
пределах 210±10мм);
- проверить состояние болтовых,
заклепочных и сварных соединений основания автобуса.
5. ТО-2 тормозной системы:
- проверить состояние и
крепление привода тормозов;
- проверить состояние
фрикционных накладок (минимальная толщина накладки 7 мм);
- отрегулировать зазоры между
тормозными барабанами и накладками колодок с помощью регулировочного червяка,
установленного в рычаге разжимного кулака (зазор должен составлять 0,2 - 0,4 мм
у осей колодок, а ход штока тормозной камеры должен быть 20 - 40 мм).
6. ТО-2 электрооборудования:
- закрепить АКБ, генератор,
реле-регулятор, стартер и катушку зажигания;
- проверить плотность
электролита и степень заряженности АКБ (если плотность электролита менее 1,23
г/см3 зимой и 1,19 г/см3 летом, или при проверке нагрузочной вилкой напряжение
одной из банок менее 1,6 В, то такую батарею необходимо отправить на подзарядку);
- проверить работу
реле-регулятора вольтамперметром (поддерживаемое регулятором напряжение должно
быть в пределах 14,5 - 14,8 В);
- зачистить контакты
прерывателя и отрегулировать зазор между ними (0,3 - 0,4 мм);
- очистить свечи зажигания от
нагара и отрегулировать зазор между электродами (0,85 - 1 мм).
7. Смазочные работы:
- выполнить все работы в соответствии
с картой смазки;
- промыть центрифугу и клапан
вентиляции картера, фильтры очистки топлива и влагомаслоотделителя.
После выполнения ТО-2
необходимо проверить работу агрегатов, узлов и приборов автобуса на ходу.
3.2 Используемые
эксплуатационные материалы
В процессе ТО-2 используется
большая номенклатура эксплуатационных материалов для смазке агрегатов автобуса.
Трудоемкость смазочных работ составляет 10,1% от общей трудоемкости ТО-2. В соответствии с картой смазки при ТО-2 автобуса
ЛиАЗ-677 используются следующие эксплуатационные материалы для смазки:
1. Датчика ограничителя
частоты вращения коленчатого вала двигателя - моторное масло М8Б1,
ТУ 38101374-73 или АС-8 ГОСТ 10541-78 (несколько капель) - обладает небольшой
вязкостью (8 сСт при 100°),
хорошими смазывающими свойствами и проникающей способностью.
2. Втулки кулачка
распределителя, оси прерывателя, фильца смазки кулачка - масло моторное М8Б1.
3. Валика привода
распределителя - смазка ЯНЗ-2 ГОСТ 9432-60* - пластичная смазка, изготовленная
из масла индустриального 12, загущенного натриево-кальциевыми мылами. Имеет
улучшенные низкотемпературные свойства, нерастворима в воде.
4. Сменить масло в
картере гидромеханической передачи - масло марки А для гидросистем автомобилей,
ТУ 38.101179-71 (18 л) - обладает достаточной вязкостью,
высокой липкостью и прочностью смазочной пленки, имеет специальные присадки для
работы при высоких температурах.
5. Сменить масло в
колесных редукторах заднего моста - масло моторное летом М10В2,
зимой М8В2 ГОСТ8581-78 (3,5 л на каждый редуктор) - моторное масло
имеет меньшую вязкость, чем трансмиссионное, что необходимо для смазки
планетарного редуктора.
6. Сменить масло в
амортизаторах (через одно ТО-2) - масло веретенное АУ ГОСТ 1642-75 или жидкость
амортизационная АЖ 12-7-61 (0,75 л на каждый амортизатор) - жидкость
амортизационная имеет преимущество , так как температура ее застывания (- 52°С) ниже, а температура кипения практически не
ограничена, в отличие от веретенного масла. Кроме того, она почти не влияет на резиновые уплотнители
(увеличение резины ± 2%).
7. Червячной пары
регулировочных рычагов колесных тормозных механизмов - Солидол С ГОСТ 4366-76
или Солидол УС-1 ГОСТ 1033-79 (0,18 кг) - применимы как в летнее, так и в
зимнее время.
8. Подшипника ступицы
передних колес - Литол-24 ГОСТ 21150-75 (0,8 кг на каждую ступицу) - это мягка
пластичная смазка, изготовленная из масел, загущенных литиевыми мылами,
водостойка и механически стабильна.
9. Картера рулевого
редуктора - ТАп-15 или ТАп-10 (0,3 л) - трансмиссионное масло, имеет высокую
липкость и прочность смазочной пленки.
10. Картера рулевого
механизма - авиационное масло летом МС-20, зимой МС-14 ГОСТ 6360-68 (1,5 л) -
авиационные масла обладают лучшими характеристиками в условиях граничного
трения, по сравнению с трансмиссионными.
11. Опоры дверей -
Солидол С ГОСТ 4366-76 - обладает хорошими низкотемпературными характеристиками.
12. Механизма открывания
дверей (смазать через ТО-2) - ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 - пластичная смазка
изготовлена из приборного масла МВП1, загущенного литиевыми мылами
стеариновой кислоты. Наиболее распространенная низкотемпературная смазка,
достаточно водостойка.
13. Втулки разжимных
кулаков - Солидол С ГОСТ 4366-76 или ЦИАТИМ-210 ГОСТ 6267-74 - см. выше.
14. Оси двери водителя
(смазать через одно ТО-2) - Солидол С ГОСТ 4366-76 - см. выше.
15. Сменить масло в
амортизаторе сиденья водителя (через одно ТО-2) - жидкость амортизационная АЖ
12Г-61 (250 г) - имеет низкую температуру застывания и высокую температуру
кипения, мало вспенивается.
16. Шлицевого соединения
карданного вала рулевого управления - Солидол С ГОСТ 4366-76 - см. выше.
17. Шарниров карданного
вала рулевого управления - масло ТС-10 с присадкой ЭФО - трансмиссионное масло,
обеспечивает высокую липкость и прочность смазочной пленки, присадка необходима
для предотвращения застывания масла в зимнее время.
18. Осей колодок
тормозных механизмов (смазать через одно ТО-2) - пресс-солидол С ГОСТ 4366-76
или Солидол УС ГОСТ 1033-79 - обладают лучшими низкотемпературными свойствами,
чем Солидол С.
Производственную программу по ТО и ремонту при
проектировании и планировании обычно рассчитывают аналитически за цикл с
последующим пересчетом на год.
Количество ТО-2 за цикл определяем по формуле:
,
где Lк - пробег до капитального ремонта
(ресурсный пробег). Для автобуса
ЛиАЗ-677 без учета поправочных коэффициентов (для первой категории условий
эксплуатации) Lк= 380000 км.
L2
- пробег между ТО-2 (в первой части он был определен в 17100 км).
Nк - количество капитальных ремонтов
(списаний) за цикл. Nк = 1.
Подставляя эти данные получим:
N2=380000/17100-1=22 ТО-2 за цикл.
Так как пробег за цикл не всегда равен годовому
пробегу автомобиля, то производится пересчет производственной программы на год
с помощью коэффициента перехода от цикла к году:
hг = Lг/Lк,
где Lг - годовой пробег автобуса, определяемый
по формуле:
Lг = Драб.гaт lcc,
где Драб.г =
365 -число рабочих дней в году.
aт=0,75 -
коэффициент технической готовности.
lсс
= 300 км - среднесуточный пробег одного автобуса.
Подставляя числовые значения получим:
Lг = 365*0,75*300 = 82125 км.
hг = 82125/380000 = 0,22.
Количество ТО-2 за год на один автобус:
N2г=N2hг = 22*0,22
= 4,8.
Производственная программа по ТО-2 по всему парку
(принимаем парк в 300 автобусов) будет равна:
åN2г = nN2г = 300*4.8 = 1400.
Суточная производственная программа по ТО-2 по всему
парку с учетом 7-дневной рабочей недели будет:
N2c = åN2г / 365 = 1400/365 = 3.9 @ 4 ТО-2
в сутки.
Как правило, оборудование, необходимое по
технологическому процессу для проведения работ на постах зоны ТО и ремонта,
принимается в соответствии с технологической необходимостью выполняемых с его
помощью работ, так как оно используется периодически и не имеет полной загрузки
за рабочую смену. Варианты выбора оборудования представлены в
таблице 3.1.
Таблица 3.1
Подбор
технологического оборудования
Наименование работ
|
Вариант 1
|
Вариант 2
|
Вариант 3
|
Выбранный вариант
|
Моечные
|
Механизированная щеточная установка ГАРО
1129 (30-40 авт/час)
|
Автоматическая установка ГАРО 1126 (30
авт/час)
|
Установка щеточная М-123
(40 авт/час)
|
Вариант 3 обеспечивает большую
производительность при меньшем расходе воды и СМС
|
Подъемно-транспортные
|
Конвейер мод. 4010 (дл. 53,1м)
|
Эстакада прямоточная
|
Канава прямоточная узкого типа
|
Вариант 1 обеспечивает наименьшее время на
перемещение автобуса с поста на пост и наилучшие условия работы обслуживающего
персонала
|
Крепежные
|
Ключи
|
гаечные
|
И-105-М3
|
Набор из 56 инструментов содержит все
необходимые ключи
|
ТО-2 системы питания
|
1. Манометр МТ-60.
2. Линейка.
|
Комплект приборов модели 577 (6 приборов)
|
Комплект приборов модели 2446 (3 прибора)
|
Вариант 2 - включает все необходимые приборы
и инструменты, позволяющие с наименьшими затратами труда произвести ТО-2
системы питания
|
ТО-2 электрооборудования
|
1. Нагрузочная вилка ЛЭ - 2.
2. Денсиметр.
3. Вольтметр.
4. Набор щупов.
|
1. Пробник Э-107
2. Инликатор плотности ИЭ-1
3. Мотор-тестер К-461
|
1. Комплект приборов Э-401.
2. Мотор-тестер К-488
|
Вариант 3 - набор Э-401 имеет все приборы
для диагностирования и обслуживания АКБ, а мотор-тестер К-488 помимо диагностирования
электрооборудования позволяет измерять уровень СО в отработавших газах.
|
ТО-2 трансмиссии
|
Люфтомер КИ-4832
|
Динамометр-люфтомер мод. 532
|
Люфтомер НИИАТ К-187
|
Вариант 1 - КИ-4832 помимо люфта отдельных
агрегатов позволяет измерять суммарный люфт трансмиссии, что сокращает трудоемкость
обслуживания
|
ТО-2 ходовой части
|
Линейка К-463
|
Прибор жидкостный для измерения углов
установки управляемых колес мод. 2138
|
Стенд стационарный КИ-9859
|
Вариант 3 - данный стенд позволяет с
наименьшими затратами труда измерять и регулировать все углы установки
управляемых колес.
|
ТО-2 тормозной системы
|
Комплект
|
приборов
|
ЦПКТБ
- К482
|
Включает специальный манометр и гаечные
ключи, завальцовыватель для трубопроводов и т.д.
|
Смазочные
|
1. Пресс-масленки.
2. Колонка автоматическая мод. 367М
|
1. Колонка маслораздаточная мод. 3155М.
2. Солидолонагнетатель мод. 1127.
|
Установка для централизованной смазки и
заправки мод. 359
|
Вариант 2 - данное оборудование более
специализировано, поэтому обеспечивает высокую производительность труда при
достаточно невысокой стоимости.
|
.
3.5 Техническое
нормирование трудоемкости ТО-2
Производственные процессы ТО и ТР представляют собой
мелкосерийный или единичный тип производства. Им присущи такие основные черты, как широкая номенклатура
работ, закрепленных за одним рабочим, нестабильная загрузка рабочего на протяжении
смены, низкий уровень разделения и кооперации труда. Потребность в выполнении работ определенного
наименования и их объем определяется в зависимости от технического состояния
автомобиля, что приводит к нестабильной загрузке рабочего в течение смены.
При нормировании трудозатрат по ТО и ТР
руководствуются в основном Положением о ТО и ремонте подвижного состава
автомобильного транспорта и Типовыми нормами времени на ремонт автомобилей в
условиях АТП. Значительная вариация трудозатрат на
выполнение одних и техже работ при различном техническом состоянии автомобиля
требует широкого использования укрупненных норм труда, установления средних
затрат времени на операции или их комплексы.
Техническая норма времени на операцию рассчитывается
по формуле:
tшт = tосн+tвсп+tдоп, чмин,
где tшт - штучное время на операцию,
tосн - основное время, в течение которого
выполняется заданная работа (регламентируется Положением),
tвсп = (3 - 5%) tосн - вспомогательное время на производство
подготтовительных воздействий на изделие,
tдоп = tобсл+tотд - дополнительное время, состоящее из:
tобсл = (3 - 4%) tосн - время на обслуживание оборудования и
рабочего места,
tотд = (4 - 6%) tосн - время на отдых и личные нужды.
В соответствии с Положением основное время на ТО-2 автобуса
ЛиАЗ-677 равно 31,5 челч, но так как мы используем поточный метод обслуживания
вместо тупикового и более производительное оборудование, то необходимо
произвести корректировку трудоемкости путем введения коэффициента, учитывающего
повышение производительности труда:
Тосн' = Кппт*Тосн = 0,75*31,5 = 23,6 челч.
Оплата труда ремонтных рабочих производиться по
штучно-калькуляционному времени:
tштк = tшт + tп-з/Nп, чмин,
где tп-з = (2 - 3%) Тсм -
подготовительно-заключительное время на получение задания, ознакомление с
технической документацией, получение и сдачу инструмента, сдачу работы и т.п. (Тсм
= 8 ч. - продолжительность смены).
Nп - число изделий в одной
последовательно обрабатываемой партии (количество ТО-2 за смену).
Количество ТО-2 за смену определяем по формуле:
Nп = hлТсмNрл/Тосн',
где hл = 0,75 - 0,8
- коэффициент использования поточной линии,
Nрл = 8 - количество рабочих на линии.
Подставляя числовые данные получим : Nп =
0,75*8*8/23,6 @ 2 ТО-2 за смену. Так как суточная производственная программа
составляет 4 ТО-2 в сутки, то необходим двухсменный режим работы
ремонтно-обслуживающих рабочих.
Результаты расчетов приведены в таблице 3.2.
В нашем случае ТО-2 организовано на поточной линии,
поэтому необходимо, чтобы трудоемкость работ на всех постах одинаковой. Это достигнуто путем соответствующей группировки
работ и размещением ремонтных рабочих по постам( см.табл 3.2 и
Приложение 1).
Таблица 3.2
Трудоемкость работ
ТО-2 автобуса ЛиАЗ-677
№ операции по МК
|
tосн
чмин
|
tвсп.
чмин
|
tобсл.
чмин
|
tотд.
чмин
|
tшт.
чмин
|
число рабочих на посту
|
tп-з.
чмин
|
tштк.
чмин
|
1
|
18
|
2
|
2
|
1
|
23
|
1
|
9
|
27,5
|
2
|
404
|
16
|
20
|
454
|
2
|
9
|
458,5
|
3
|
404
|
16
|
14
|
20
|
454
|
2
|
9
|
458,5
|
4
|
404
|
16
|
14
|
20
|
454
|
2
|
9
|
458,5
|
5
|
186
|
10
|
10
|
12
|
218
|
1
|
9
|
222,5
|
Всего:
|
1416
|
60
|
54
|
73
|
1603
|
8
|
45
|
1625,5
|
С учетом расчетов, сделанных в первой части проекта,
следует учесть увеличение трудоемкости ТО-2 в связи с необходимостью проведение
сопутствующего текущего ремонта. Нами
было получено, что наиболее вероятна необходимость ремонта ГМП и
электрооборудования. С учетом удельной трудоемкости данных видов работ
повышение трудоемкости ТО-2 в среднем составит 8 - 10 чел.-ч. Это увеличение трудоемкости можно компенсировать,
используя на данных видах работ рабочих с других постов, не занятых в данный
момент (т.н.
скользящих рабочих). Это может быть
рабочий с поста мойки, бригадир и т.п.
Технологический процесс ТО-2 автобуса ЛиАЗ-677
оформляем на маршрутных картах по ГОСТ 3.1118-82
(см. Приложение 1), а одну из операций (ТО-2
системы питания) на маршрутной карте по ГОСТ 3.1407-86 (см.
Приложение 2) и составляем для нее карту эскизов по ГОСТ 3.1404-81 (см.
Приложение 3).
В ходе выполнения курсового проекта
по дисциплине "Техническая эксплуатация автомобилей" разработали
технологический процесс ТО-2 автобуса ЛИАЗ-677.
Кроме того было произведено
исследование фактических сроков ТО-2 с помощью ЭВМ и определены наиболее
вероятные неисправности.
1.
Техническая эксплуатация
автомобилей: Учебник для Вузов/ под ред.
Г.В. Крамаренко. - М: Транспорт, 1983
2.
Техническая эксплуатация
автомобилей: Методические указания к курсовой работе/ сост. Дажин В.Г,
Фомягин Л.Ф. -
Вологда:ВоПИ, 1995, 41.
3.
Положение о техническом
обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Ч. 2. Автобус ЛиАЗ-677. - М: Транспорт - 1979.
4.
Александров Л.А.
Техническое нормирование труда на автотранспорте. - М: Транспорт, 1976.
5.
Гмурман В.Е.
Руководство к решению задач по теории вероятности и математической статистике. - М: Высшая школа, 1979.
6.
Иванов В.Б.
Справочник по нормированию труда на автомобильном транспорте. - Киев: Тэхника, 1991.
7.
Селиванов С.С.
Механизация процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей. - М: Транспорт, 1984.