;
|
Т=318.5
(Нм);
= 90(мм);
|
=3539 (Н) – окружное
усилие.
|
=1274 (Нм);
|
;
|
|
Строим
эпюры изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях, предварительно найдя значения
сил реакций опор в этих плоскостях: .
а)
Определение сил реакций опор в вертикальной плоскости:
= - 32 593 (Н);
= 49 035(Н);
Проверка:
0=0 – тождество.
б)
Построение эпюры изгибающих моментов в вертикальной плоскости - .
= 0;
-99(Нм);
=99 (Нм);
-1183(Нм);
=-1183(Нм);
в)
Определение сил реакций опор в горизонтальной плоскости:
12165(Нм);
-8626(Нм);
Проверка:
; 0=0 –
тождество.
г)
Построение эпюры изгибающих моментов в горизонтальной плоскости - :
(Нм);
276(Нм);
(Нм);
=0;
д)
Построение эпюры суммарных изгибающих моментов - .
293(Нм);
293(Нм);
=1183(Нм);
1183(Нм);
е)
Построение эпюры крутящих моментов – Т:
=318,5(Нм);
=318,5 (Нм);
=318,5 (Нм);
=318,5 (Нм);
318,5 (Нм);
318,5 (Нм).
ж)
Построение эпюры приведенных (эквивалентных) моментов - .
0(Нм);
=402(Нм);
=402(Нм);
=1215(Нм);
=1215(Нм);
0(Нм).
з)
Минимальный диаметр вала с учетом крутящих и изгибающих моментов:
=32(мм), где - максимальное значение
эквивалентного момента из эпюры , т.е в опасном сечении.
=380 (МПа) – предел
выносливости заданного материала вала (45), см. приложение 7, при симметричном
цикле нагружения.
Большее
из найденных минимальных диаметров вала должно быть округлено в ближайшую
большую сторону стандартного значения по ГОСТ 6639-69 и принято за
основу.
d=45 (мм).
а)
осевой: =21 206= 21 ();
б)
полярный: =42(); где ==60 (мм) - диаметр вала в местах установки
подшипников.
к)
Определяем напряжения в этих опасных сечения I-I и II-II (места установки подшипников).
а)
нормальные от изгиба: =;
=;
б)
касательные от кручения: =;
5) Уточненный
расчет вала.
Необходимо
рассмотреть опасные сечения I-I и II-II.
Найдем
коэффициент запаса прочности по пределу выносливости (усталостному
разрушению) в этих сечениях и сравним его с допускаемым :
а)
Для сечения I-I:
; 14(МПа);
3,75 (МПа);
,5
;
;
а)
Для сечения II-II:
56(МПа)
3,75(МПа)
25.5
2
3.52
2.4
где
пределы выносливости при симметричном цикле нагружений и , а также значения коэффициентов , , , , , , выбираются из таблиц приложений в конце
данного пособия согласно заданного варианта.
Сравнивая
полученные значения запасов прочности в сечениях I-I и II-II с допустимыми значениями, делаем заключение: условие
прочности по сопротивлению усталости (пределу выносливости) соблюдено.
6) Проверка
статической прочности вала.
Наиболее
опасное сечение в нашем варианте II-II.
Находим
пластические моменты сопротивления изгибу и кручению :
;
.
Теперь
определяем пластические напряжения в опасном сечении:
;
.
Применяем
четвертую классическую гипотезу прочности:
650 МПа - предел текучести
заданного материала по нормальным напряжениям из приложения 7
Вычисляем
коэффициент запаса по сопротивлению пластическим деформациям и сравниваем его с
нормативным (допускаемым):
.
т.е
рассчитывается статический запас прочности.
Здесь
, запас
прочности по сопротивлению пластическим деформациям для материала 45 обеспечен.
Если условие прочности не выполняется, то необходимо из таблицы приложения 7
подобрать более прочную сталь с большим значением (). Запас прочности по сопротивлению
пластическим деформациям будет обеспечен.
II. Расчет и выбор подшипников качения.
Анализируем
схему нагрузок и определяем наиболее нагруженный подшипник.
Для
заданного направления внешних сил мы определили:
=32 593 (Н); =49 035 (Н); =8626 (Н); =12165 (Н).
Найдем
суммарные радиальные нагрузки на подшипник С и D:
34789(Н);
49788(Н);
Наиболее
нагруженным подшипником является D. На него действует радиальная нагрузка: 49 788(Н).
Находим
эквивалентную нагрузку :
49788(H);
где
V=1 – коэффициент вращения при
вращении внутреннего кольца;
X=1 – к-т радиальной
нагрузки для радиального шарикоподшипника;
- к-т безопасности,
учитывающий характер нагрузки (при спокойной нагрузке =1);
- температурный
коэффициент при t до 125.
Учитывая
отсутствие осевой нагрузки, принимаем решение, установить радиальный подшипник.
Подбор
типоразмера подшипника необходимо выполнять в соответствии с условием:
, где - расчетная динамическая
грузоподъемность, Н;
=12,56 () – угловая скорость;
=(8000÷10000) часов
– требуемая долговечность для подшипников качения при больших угловых скоростях
вала;
- показатель степени
кривой усталости: для
шариковых и -
для роликовых подшипников.
- допускаемая динамическая
грузоподъемность, равная номинальной динамической грузоподъемности, приводимой
в каталоге, Н.
Проверяем
пригодность предварительно выбранных подшипников - №212:
Из
каталога для 212-го подшипника [C]=C=62000H
В
соответствии с условием:
(расчетная)(номинальная – каталожная)
выбранные
ранее подшипники легкой серии №212 целесообразно заменить на роликоподшипники
радиальные с короткими цилиндрическими роликами (№2412 Тип 2000 d=60(мм), D=150(мм), B=35(мм), r=3,5(мм), =3,5(мм), С=220 000(Н), m=4,03(кг)) и тогда условие
прочностной надежности будет соблюдено:
Проверяем
пригодность окончательно подобранного подшипника №2412 по условию
долговечности:
,
где
= 12000 час –
нормативная долговечность (ресурс работы подшипника);
m’ – показатель степени
кривой усталости: m’=10/3 – для роликовых
подшипников.