Русское искусство 18 века
Русское искусство 18
века.
В самом начале 18 века на краю
государства, на земле, которая была только что отвоёвана у шведов начали
строить город. Для новой жизни, для утверждения новых порядков и обычаев нужно
было новое искусство. Приходилось переучивать старых художников или искать
других. Например, старые русские архитекторы умели строить пока только церкви и
боярские сводчатые палаты, а Петру нужны были большие залы для ассамблей,
праздников, балов и пиршеств, с колоннами на европейский манер. Русские
живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии,
прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русские
граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды
строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к
учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.
Всё это не было, конечно, прихотью
царя. Русская культура должны были высвободиться наконец из-под власти церкви,
догнать наконец ушедшие вперёд европейские страны. Поэтому и пригласи- ли из
Европы в Россию архитекторов, живописцев, граверов, скульпторов, а способные к
искусству русские молодые люди отдавались им в ученики. Но так как ехать в
далёкую Москву, почти незнакомую тогдашней Европе, соглаша-
лись далеко не лучшие художники, то наиболее
способные из русских учеников быстро обгоняли своих учителей.
Но Пётр не только приглашал
иностранных мастеров в Россию, но и русских художников посылал в другие страны.
Он очень гордился художниками, которые учились за границей. Об одном из них –
портретисте Иване Никитиче Никитине он писал своей жене в Данциг:
“Попроси чтоб велел свою персону ему
списать…дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастера.” Никитин действительно был “добрым мастером.”
С портретов, которые он написал, смотрят сильные, резко очертанные лица царя и
его приближённых. Вот канцлер Головкин. Откудато из темноты выдвигается вперёд
его длинное лицо, суженное свисающими локонами парика. Чуть мерцают в полутьме
на красноватом кафтане драгоценные орденские знаки. Но не ордина, не эффектный
жест полководца – обычные тогда средства возвиличить – делаю лицо Головкина
значительным. Художник изобразил канцлера в упор, прямо и остро глядящим в
глаза зрителю, и он смотрит на нас, как на противников в словесном поединке,
зоркими глазами дипломата.
До 18 века развитию скульптуры в
России мешали церковные запреты. Более всего была распространена плоская резьба
по камню и дереву. Пётр пригласил в Россию скульпторов, ему посчастливилось
привлечь одного действительно крупного мастера – итальянца Карло Бартоломео
Растрелли.
Гораздо скромнее эффектных
скульптурных компазиций Карло Растрелли были произведения живописца Алексея
Петровича Антропова
Но
зато люди в его портретах живее и проще. Художник не заставляет нас смотреть на
них снизу вверх, он не умеет и не хочет льстить своим моделям. Лицом к лицу
видим мы в его портретах полных достоинства пожилых дам, важных архиепископов.
Даже в торжественном парадном портрете молодого царя Петра 3 среди
тяжёлых драпировок, колонн, позолоты стоит в эффектной позе не грозный
самодержец, а болезненный узкоплечий юноша с вялым, лишённым всякой
значительности лицом.
Другой талантливый портретист 18 века – Иван Петрович Аргунов
был
крепостным графа Шереметева. Его портреты изящнее, легче антроповских, позы его
героев свободнее и подвижнее, сама живопись мягче, воздушнее. Но и он
показывает людей точно и просто, не склонен льстить им.
Художники второй половины 18 века начинают больше интерисоваться личными
достоинствами человека, его моральными качествами, его внутренним миром. В
искусстве они видят средство воспитания и потому стремятся сделать его
разумным, ясным, логичным.
И
как величавая высокопарноть от Ломоносова сменяется в это время более простыми,
более близкими к живому разговорному языку одами Державина, так в архитектуре
пышное великолепие стиля барокко сменяется спокойной простотой и строгим
величием стиля классицизм.
Представителями
классицизма в России в 18 веке были архитекторы Баженов, Казаков, Кваренги,
Камерон, Старов.
К
простоте, естественности, человечности стремились и другие виды искусства. В
скульптурных портретах замечательного русского мастера Федота Ивановича
Шубина нет пышности портретов Карло Растрелли. Он видит
значительность человека не в богатой одежде и не в гордой позе, а в характере
человека, умеет подчеркнуть в каждом главные, существенные для него
черты. Конечно, герои Шубина – знатные люди, и это ощущается не только в
надменности графини Паниной или самодовольстве графа Орлова, но и в энергичном
Завадовском, первый портрет - в Третьяковской галерее в Москве, два других в
Русском музее в Петербурге. Все они уверены в себе, полны достоинства, и это
придаёт таким разным не только по внешности, но и по характеру людям что-то
общее.
В историю искусств вторая половина 18 века вошла как время портретов, особенно
живописных. Портреты были нужны всем - от царицы до небольшого провинциального
чиновника. В художественных или краеведческих музеях многих городов нашей
страны вы можете увидеть портреты того времени – важных господ в цветных
кафтанах, задумчивых или кокетливых дам с высокими причёсками, с волосами
напудренными до седины. Иногда эти портреты написаны легко и живо, тающими
серебристыми краскам, иногда – грубоватой рукой крепостно –
го
живописца-самоучки.
Три имени знаменуют вершину русского живописного портрета 18 века: Рокотов, Левицкий и
Боровиковский.
Портрет неизвестной молодой женщины с задумчиво прищурен – ными глазами, в
лёгком розовом платье (Неизвестная в розовом), написанный Фёдором Степановичем
Рокотовым, привлекает тонкостья, душевным богатством. Рокотов пишет мягко,
воздушно. Полунамёком, ничего не вырисовывая до конца, передаёт он прозрачность
кружев, мягкую массу напудренных волос, светлое лицо с затенёнными глазами.
Поэзия
душевной жизни, внутренняя, часто скрытая от других красота человека привлекает
Рокотова, и он находит средства передать её на холсте.
Владимир Лукич Боровиковский работал уже в конце 18 века и в первой
четверти 19 века. В его портретах задумчивые девушки, написанные прозрачными,
светлыми красками мечтают на фоне зелени сада. Чувственность повестей
Карамзина, появившихся в эти годы, отразилась и в образах их читательниц,
которых писал Боровиковский к его лучшим произведениям относятся портреты: В. И. Арсеньевой, М.
И. Лопухиной, А. Г. и В. Г. Гагариных.
Русские художники 18 века сумели воплотить в красках и мраморе облик,
характеры, духовный мир своих современников. Именно в портрете создало
искусство этого времени свои лучшие произведения.