Разрешение внутренних и международных споров о качестве продукции
РЕФЕРАТ
ТЕМА: “РАЗРЕШЕНИЕ
ВНУТРЕННИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ О КАЧЕСТВЕ ПРОДУКЦИИ”
ПО СПЕЦКУРСУ “СЕРТИФИКАЦИЯ И
ЭКСПЕРТИЗА МАТЕРИАЛОВ”
Выполнила: студентка
гр. ФХ 93-1 Севостьянова Н.Ю.
В
последнее время во всех странах мира проблема повышения качества промышленной
продукции приобрела чрезвычайное значение. В ряде стран она стала
разрабатываться на государственном уровне и составила основу национальных
экономических программ.
Важным
свидетельством усиленного внимания к проблеме качества является опубликованный
в печати “Проект закона о качестве и защите прав потребителя”. От всех
предшествующих правовых актов по вопросам качества новый закон отличается,
прежде всего, тем, что в нём не только определена и юридически закреплена
современная политика нашего государства в этой области, но и установлены
экономические, организационные, правовые и социальные основы отношений между
всеми участниками разработки, производства и использования высококачественной
продукции. Важнейшими в нём являются положения, определяющие приоритет
потребителя в вопросах качества продукции и обеспечивающие экономическую
заинтересованность всех участников производства в создании, выпуске и
использовании высококачественной продукции.
В
последнее время проблема качества резко обострилась.
Есть
несколько объективных причин, которые потребовали особого внимания к проблеме
качества продукции, особых усилий для её разрешения. Основными причинами
являются следующие:
1.
Прежде всего высокие темпы научно-технического прогресса привели к появлению
принципиально новых видов изделий, резкому усложнению их конструкций, созданию и
широкому освоению сложных технических систем. Усложняются технологические
процессы, появляются новые методы и способы переработки исходных материалов.
Создаются новые раннее не известные материалы.
2.
На международном рынке обострилась конкуренция, которая, как известно, зависит
от уровня цен и качества предлагаемых товаров. На первом месте по этой причине
в конкурентной борьбе вышло качество продукции. Побеждает тот, кто предлагает
продукцию высокого качества по умеренным ценам. Из этого правила нет
исключения, и с этим надо считаться. Чтобы торговать, иметь валюту и покупать
за рубежом товары, свою продукцию нужно делать лучше, чем конкуренты.
Проблема
качества продукции является в настоящее время одной из наиболее важных и
сложных проблем экономического и технического развития.
Управление
качеством продукции является составной частью любого производственного
процесса, в каких бы формах и масштабах он не осуществлялся.
Проблема
качества сложна и многогранна и решить её можно только при осуществлении
комплекса мероприятий, включающих: повышение роли и усиление ответственности
разработчиков за обеспечение высокого технического уровня и качества продукции;
перестройку на научно-организационных основах технического контроля на
предприятиях; повышение технического уровня производства; подготовку и
переподготовку кадров и развитие творческой инициативы трудящихся и т. д.
Механизм
управления качеством продукции заключается в следующем. В результате изучения
характера и объема потребности, технических, экономических и организационных
возможностей конкретного предприятия устанавливают плановые задания по качеству
продукции. На этой основе начинается конструкторская и технологическая
подготовка производства и изготовление продукции в необходимых количествах.
При
изготовлении постоянно или с определенной периодичностью сравнивается
информация о фактическом качестве с плановым, нормативным значением. При
возникновении разницы между ними вырабатывают и реализуют мероприятия по
устранению причин, вызывающих эти отклонения, т. е. влияют на факторы и
условия, обеспечивающие качество продукции.
За
исходную характеристику качества промышленной продукции принято её свойство.
Свойство продукции - это объективная её особенность, которая может проявляться
при её создании, эксплуатации или потреблении. Так, например, важным свойством
материалов металлургического производства являются: химическое, физическое,
механическое и другие.
Любая
продукция обладает обширным комплексом свойств, которые условно можно разделить
на простые и сложные. Сложные свойства представляют собой сочетание простых.
Например, прочность металла включает способность его к сопротивлению разрыву,
сжатию, кручению, срезу, удару.
Многообразие
свойств продукции характеризуется различным их сочетанием в одном и том же виде
продукции; имеют место случаи, когда наличие одних свойств практически
исключает другие. Например, высокая твердость ряда металлов и сплавов
существенно снижает их ударную вязкость.
Поскольку
требования к продукции могут быть различными в зависимости от ее назначения, то
и качество одной и той же продукции будет по-разному оцениваться. Степень
проявления каждого свойства или нескольких свойств продукции оценивается с
помощью количественных показателей качества.
Итак,
первый элемент государственного механизма управления качеством - стандарты,
концентрирующие в себе накопленный опыт и новейшую научно-техническую
информацию. Их созданию предшествует изучение патентов, требований рынка и
данных о качестве продукции, выпускаемой разными странами и фирмами, но главное
- в них включены итоги научных исследований и опытно-конструкторских
разработок. Поэтому стандарты можно рассматривать как зафиксированную на государственном
уровне цель, которую необходимо достигнуть в производстве.
Чтобы
стандарты стимулировали прогресс, их надо регулярно пересматривать, постоянно
включать в них наивысшие на данный момент прогрессивные показатели. Однако
совершенно очевидно, что при современных темпах обновления продукции этого уже
недостаточно. Вот почему в нашей стране ведется разработка государственных
стандартов с перспективными требованиями на группу однородной продукции.
В
свою очередь, для того, чтобы достичь качества продукции, регламентирующее
качество материалов, сырья, комплектующих узлов и деталей, оборудования.
Решению этой задачи помогают программы комплексной стандартизации,
предусматривающие жесткое нормирование требований к качеству продукции
смежников.
Второй
элемент механизма управления качеством - планирование, которое в
последние годы осуществляется в виде программ “Качество”. В этих программах
планируется комплекс работ по достижению качества, обеспечивается
взаимодействие всех участников процесса создания продукции. Разработчики этих
программ ориентированы на необходимость охвата программными мероприятиями всех
фактов, влияющих на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.
Третий
элемент государственного механизма управления качеством продукции - оценка
качества продукции методами контроля, испытаний и сертификации.
В новых условиях хозяйственная роль этих методов управления качеством
возрастает, поскольку лишь при достоверности и объективной оценке может
правильно действовать сам экономический механизм.
Под сертификацией
продукции понимают установление соответствия отечественной продукции
требованиям международных, национальных стандартов или иных документов, взаимно
согласованных между изготовителем и потребителем продукции. Соответствие
требованиям подтверждается выдачей специального документа (сертификата) или
присвоение знака соответствия. Для потребителей сертификат - гарантия
качества, для изготовителя - гарантия успеха.
Обязательной
сертификации подлежат те виды продукции, к которым предъявляются требования по
безопасности для здоровья и жизни людей и экологии. Сертификация продукции
базируется на результатах её испытаний. Мировая практика свидетельствует о
том, что объективная оценка качества может быть достигнута только при её
проведении специальным органом, независимым от разработчика и изготовителя
продукции. Поэтому в нашей стране начато формирование сети независимых
сертификационных центров, соответствующих международным требованиям.
Необходимым
элементом сертификации является аттестация технологических процессов, участков,
цехов и производства в целом.
Обязательным
требованием для признания результатов сертификации и заключения контрактов на
закупку продукции зарубежных фирм, например, считают наличие на предприятии
системы управления качеством продукции. По этой причине во многих развитых
странах мира не жалеют средств на разработку и внедрение стандартов,
устанавливающих требования к системам управления качеством продукции на
предприятиях, в частности, стандартов ИСО серии 9000. Внедрение этих
стандартов и гарантия потребителю по их соблюдению могут открыть широкую дорогу
нашей продукции на внешний рынок.
Высокое
качество продукции должно быть заложено в каждый проект и каждый процесс.
Стадия исследования и проектирования имеет решающее значение, так как именно в
этот момент определяются главные свойства и параметры будущей продукции.
Принятые конструкторские и технологические решения определяют характер
технологической подготовки производства продукции.
Современные
металлургические и машиностроительные предприятия не могут достигнуть
требуемого уровня качества продукции, высоких технико-экономических показателей
и их повышения без четко организованного и постоянно совершенствуемого контроля
качества продукции. Возросшие требования к металлопродукции со строго
регламентированным составом и заданными физическими свойствами вызывают
необходимость повышения точности определения и регулирования её химического
состава, содержания вредных примесей и неметаллических включений, тщательного
контроля химических и физико-механических свойств.
До
сих пор основной целью функционирования системы управления качеством в нашей
стране было, как правило, выполнение задания по увеличению выпуска продукции с
государственным Знаком качества. В условиях свободного рынка цель совершенно
другая: нужно, например, заработать определенную сумму в валюте. Для её
достижения проводятся маркетинговые исследования, в результате которых
устанавливается, что на таком-то рынке можно продать такую-то продукцию по
такой-то цене. Но для этого она должна обладать такими-то свойствами и
поступить на рынок не позднее такого-то срока. Следовательно, исходя из
поставленной экономической цели, формулируется цель предприятия в области
качества продукции. Для достижения последней и строится соответствующая
система качества, способная обеспечить к определенному сроку создание нужной
продукции и отладку её стабильного производства.
По
всеобщему признанию, 90-е годы - решающее десятилетие в области обеспечения
качества продукции. Поэтому сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт,
что из многих рекомендуемых средств достижения качества продукции первым
следует считать подготовку кадров. Пути обеспечения качества нужно искать в
социальной психологии рабочих групп и производственных коллективов. Никакие
воздействия извне - тотальный контроль, ужесточение наказаний за брак и т. п.
не способны обеспечить высокое качество. Вывод однозначен: ставку надо делать
на самих производителей продукции. Здесь уместно привести “заповедь” одного
американского бизнесмена, который считает, что для успеха предприятия нужно
придерживаться принципа трех “p”: “peopl-product-profit”
(человек-продукция-прибыль). На первом месте, как видите, человек, работник, а
следовательно, его квалификация и положительные личностные качества:
общительность, инициативность, чувство ответственности, стремление к
сотрудничеству и дух соперничества.
Однако
всё сходиться в одном - качество продукции имеет важнейшее значение для
ускорения экономического, социального и научно-технического прогресса и его
надо постоянно улучшать.
Продукция
по своему качеству должна соответствовать требованиям потребителя, которые
постоянно изменяются. Следовательно, нельзя остановиться на достигнутом уровне
качества. Необходимо непрерывно совершенствовать методы и средства
изготовления продукции.
Для
предприятий и организаций, заинтересованных в развитии внешнеэкономических
связей с зарубежными партнерами, очень важным аспектом деятельности является
получение максимально полной информации о системах сертификации продукции,
действующих в зарубежных странах, а также о законодательствах этих стран,
устанавливающих обязательные требования к продукции, и о нормативно-технической
документации, на соответствие которой проводятся сертификационные испытания за
рубежом. Следовательно, необходимо дать ориентиры для поиска информации о
деятельности некоторых межправительственных организаций, занимающихся вопросами
сертификации продукции и разрабатывающих международные нормативно-технические
документы (международные стандарты).
Одной
из таких организаций является ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ
(ГАТТ), занимающаяся общими вопросами регулирования международной торговли. В
состав ГАТТ входят свыше 100 государств. Основным аспектом ее деятельности
стали разработка и утверждение ряда межправительственных соглашений
обязывающего характера для входящих в нее стран.
Помимо
межправительственных соглашений обязывающего характера, ГАТТ издает также
другие материалы, имеющие непосредственное отношение к сертификации продукции.
Среди них - материалы и документы (решения, резолюции, протоколы) руководящего
Комитета по техническим барьерам в торговле (Комитет ГАТТ/ТБТ), а также информационные
и справочные материалы.
Другой
межправительственной организацией, в деятельности которой Россия принимает
активное участие, является МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ МЕТРОЛОГИИ
(МОЗМ). МОЗМ разработала и приняла Систему выдачи сертификатов для
метрологического оборудования и приборов, имеющих обязательную силу для
входящих в состав организации стран.
На
региональном уровне вопросами организации сотрудничества между странами в
области сертификации и взаимного признания результатов испытаний продукции
занимаются региональные межправительственные организации, в том числе
региональные экономические комиссии ООН. Среди них необходимо в первую очередь
отметить ЕВРОПЕЙСКУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ КОМИССИЮ ООН (ЕЭК ООН), важным результатом
деятельности которой явилось Соглашение о взаимном признании результатов
испытаний в данной области, проведенных национальными испытательными центрами
стран Европы.
В
целом можно сделать вывод о быстром росте числа соглашений о взаимном
признании, совершенных в целях ликвидации технических барьеров в торговле,
совершенствование форм и методов сотрудничества.
Литература:
1. “Основы управления качеством
продукции” Т. М. Полховская, Ю. А. Карпов, В. П. Соловьев. Раздел 1. Качество
и управление качеством продукции. Москва 1990
2. “Основы управления качеством
продукции” Т. М. Полховская, Ю. А. Карпов, В. П. Соловьев. Раздел 2 Контроль
качества продукции. Москва 1990
3. “Основы управления качеством
продукции” Т. М. Полховская, Ю. А. Карпов, В. П. Соловьев. Раздел 3.
Сертификация продукции. Москва 1992