Эксплуатация машин в пустынно-степной местности
МОСКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ПВ РФ
Кафедра ТСОГ
РЕФЕРАТ
на тему:
Эксплуатация машин
в районах пустынно-песчаной
местности
2МОСКВА
1996
ПЛАН
РАБОТЫ:
1. Введение
2. Влияние климатических и дорожных условий на работоспособность машин
3. Мероприятия по повышению эффективности использования машин
4. Вождение в районах жаркого климата и пустынно-песчанной местности
5. Заключение
6. Приложение
7. Используемая литература
_Введение .:
Предназначение машин, используемых в пограничных
войсках, обус-
ловливает необходимость поддержания их в
работоспособном состоянии и
постоянной готовности к применению в любых условиях
эксплуатации.
Под условием эксплуатации машин понимаются:
· характер (вариант) использования;
· интенсивность
использования;
· виды нагрузок и порядок их
чередования;
· тактическая обстановка и
характер воздействия противника;
· параметры внешней среды;
· система и культура
обслуживания;
квалификация водителей, механиков-водителей,
обслуживающего персона-
ла, их техническая оснащенность и др.
В пустынно-песчанных районах с жарким климатом,
слабо развитой
сетью дорог, затрудняется подготовка машин к
использованию и их вож-
дение, ухудшаются эксплуатационные качества
горючего и смазочных ма-
териалов, повышаются напряженность работы и
интенсивность изнашива-
ния агрегатов, механизмов и деталей, увеличивается
количество неисп-
равностей, затрудняются их выявление и устранение,
усложняются рабо-
ты по обслуживанию и ремонту машин, условия труда
водителей и обслу-
живающего персонала, повышается расход запасных
частей и материалов
на обслуживание и ремонт, снижается надежность,
работоспособность и
эффективность использования машин.
Для обеспечения надежности и работоспособности
машин в сложных
условиях эксплуаитации, поддержания их в постоянной
готовности к ис-
пользованию проводится комплекс
организационно-технических мероприя-
тий, включающий:
· проведение занятий с
начальниками ПЗ по вопросам эксплуатации
машин в предстоящий перион с обязательным
доведением до них руково-
дящих документов;
· порядок и время проведения
сборов водителей, машин погранич-
ных застав; лица ответственные за проведение
занятий с водителями;
перечень тем и количество часов;
· подготовка элементов
парков пограничных застав с точным ука-
занием объемов, сроков выполнения работ и
исполнителей; порядок
снабжения необходимыми материалами;
· конкретные задачи личного
состава подвижных средств техничес-
кого обслуживания машин с обязательным указанием
сроков выполнения
работ на каждой пограничной заставе;
· порядок контроля за ходом
сезонного технического обслуживания
машин пограничных застав;
· сроки окончания работ на
всех пограничных заставах;
Исходя из всех положений НЗ предусматривает
проведение различ-
ных мероприятий, характерных для районов с жарким
климатом.
_Влияние климатических и дорожных
условий
_на работоспособность машин
К районам жаркого климата и пустынно-песчанной
местности отно-
сятся жаркий сухой и очень жаркий сухой районы,
которые занимают
около 10% территории страны.
В этих районах преимущественно равнинный характер
рельефа, ши-
роко распространены песчанные, лесовые и
засоленные грунты, скудная
растительность и безводность. Климат резко
континентальный, осадки
редки и незначительны (60-150мм в год), до 90%
осадков приходится на
зиму и весну, частые ветры большой силы до 30 м/с,
наблюдаются пос-
тоянные ветры, например так называемый афганец,
дующий в течение 120
дней в году в направлении Мары - Кушка - Кандагар,
имеет место дви-
жение не закрепленных и частично закрепленных
песков, засыпающих до-
роги, колодцы и целые поселения.
Открытые водоемы в пустынях и сухих степях
встречаются редко и
главным образом на их окраинах. Вода из местных
источников содержит
большое количество разных солей и не пригодна как
для питья, так и
для заправки машин.
Для районов с сухим жарким климатом характерно не только высо-
кая температура воздуха (до 40-50 С в тени), но и
низкая его влаж-
ность, большая запыленность, а также солнечная
радиация и неблагоп-
риятные дорожные условия пустынно-песчанной
местности при не несоб-
людении специальных рекомендаций отрицательно
влияют на работоспо-
собность машин:
· вследствие уменьшения
плотности рабочей смеси при повышении
температуры окружающего воздуха до 40-45 С мощность
двигателя умень-
шается на 15%;
· возможны перебои в работе
двигателя из-за образования паровых
пробок в бензонасосе и топливопроводах;
· возможен повышенный (в 2
раза и более) износ цилиндров, порш-
невых колец, шеек коленчатого вала и вкладышей
подшипников при рабо-
те двигателя под нагрузкой в условиях сильной
запыленности воздуха
(2-3г на метр );
· снижается эффективность
работы системы охлаждения, температу-
ра охлаждающей жидкости может достигать 109-119 С,
в результате чего
в камере сгорания и на клапанах происходит
интенсивное нагарообразо-
вания;
· частая доливка воды
приводит к быстрому образованию накипи в
системе охлаждения;
· интенсивное старение масел
из-за быстрого их окисления вызы-
вает отложение на поверхность деталей смолистых
веществ и механичес-
ких примесей, быстрое засорение масленых каналов и
фильтров;
· высокая температура
воздуха и наличие паров топлива в подка-
потном пространстве двигателя (80-100 С)
повышает пожарную опас-
ность, вызывает быстрое старение и разрушение электроизоляционных
материалов, повышенное испарение дистиллированной
воды и саморазряд
аккумуляторных батарей.
При движении машин на грунте образуется толстый
слой очень мел-
кой пыли, при чем, взвешенная в воздухе, эта пыль
долго не оседает,
в безветренную погоду - в течение 2-3 часа; при
ветре видимость еще
более ухудшается. Попадание пыли в приборы
электрооборудования вызы-
вает быстрый износ их деталей, приводит к
неисправностям в системах
зажигания и электрооборудования.
Эксплуатируя машины в жарких условиях, необходимо
своевременно
очищать и мыть их, обслуживать воздухоочистители и
фильтры, прини-
мать меры по предупреждению попадания пыли в
машину, ее агрегаты и
системы, тщательно проверять исправность всех
приводов управления.
Происходит повышенное испарение тормозной
жидкости, вследствие
чего в гидравлическом и пневмогидравлическом
тормозных приводах об-
разуются паровыве пробки, вызывающие отказы в
работе рабочих тормо-
зов.
Увеличивается склонность рабочих жидкостей в
гидроусилителе ру-
левого привода к пенообразованию, вследствие чего
снижается рабочее
давление, возрастает отложение смол, ухудшается
работоспособность
гидроусилителя.
Пластичные смазки расплавляются или вытекают из
сочленений ру-
левых тяг при температуре: солидолы - 70-75
С, смазки 1-13 и
ЯНЗ-2 - 120 С, консталин и литол - 24-130 С.
Вязкость трансмиссионных масел в агрегатах при
температурах,
достигающих 120-140 С, значительно снижается, что
способствует под-
теканию масел через сальниковые уплотнения. В
гидродинамических ко-
робках передач увеличивается склонность масел к
пенообразованию, что
ухудшает работоспособность гидросистем.
Ухудшается эластичность шин, диафрагм тормозных
камер,сальни-
ков, манжет, приводных ремней, обивочных
материалов, пластмассовых
деталей. Детали из дерева рассыхаются и
растрескиваются, а краски
выцветают.
Проходимость песчаных и солончаковых грунтов во
многом зависит
от времени года и погоды.
Песчаные районы становятся более проходимыми в
период дождей и
делаются труднопроходимыми в сухую погоду,
особенно на участках с
сыпучими песками.
Солончаковый грунт в сухую погоду делается
твердым и проходи-
мым, но зато в сырую погоду поверхность
солончаковых грунтов быстро
размокает и движение машин на определенный
отрезок времени практи-
чески исключается.
Автомобильные дороги проходят главным образом по
окраинам пус-
тынь. Большая часть дорог представляет собой
естественные грунтовые
дороги, накатанные по целине, реже встречаются
гравийные дороги.
_Мероприятия по повышению
эффективности
_использования машин
Эксплуатация машин в условиях жаркого климата и
повышенной за-
пыленности воздуха требует проведения специальных
организационных и
технических мероприятий.
Техническое обслуживание N 1 и N 2 проводится с
уменьшенной пе-
риодичностью по сравнению с обычными условиями:
для автомобилей на
30-35%, гусеничных машин и тракторов на 20...25%.
Причем, затрачивается примерно на 25% больше
времени, так как
значительно чаще (почти в два раза) приходится
смазывать втулки осей
балансиров и подшипники механизмов включения
фрикционов, промывать
фильтры и доливать дистиллированную воду в
аккумуляторы.
Дополнительно провродятся работы по обдувке
механизмов сжатым
воздухом, фильтрация воды, промывка шарниров и
замена масла в двига-
телях, с промывкой системы смазки.
В условиях жаркого климата особый контроль
осуществляется за
работой и обслуживанием системы охлаждения
двигателя и его темпера-
турным режимом. Ежедневно проверяется натяжение
ремня и уровень ох-
лаждающей жидкости. При подготовке машин к летнему
периоду эксплуа-
тации, система охлаждения проверяется на
герметичность, а пробки ра-
диаторов - на давление срабатывания паровоздушных
клапанов; при не-
обходимости система охлаждения промывается для
удаления накипи.
Для уменьшения накипеобразования системы
охлаждения заправляют
и дозаправляют водой с 3-х компонентной присадкой.
Накипь удалают промывкой системы специальными
растворами, раз-
рушающими ее. Химические реагенты и особеенно
соляная кислота, при-
меняемые для удаления накипи и вызывающие
повышенную коррозию дета-
лей системы охлаждения, применяются с
ингибиторами, уменьшающими
коррозийную агрессивность растворов. В качестве
ингибиторов исполь-
зуется технический уротропин, состав ПБ-8 и др.
Для армейских машин рекомендуются следующие составы
растворов:
· 40-80г хромпика на 10л
воды для двигателей ЗМЗ-66;
· 20г технического
трилона «Б» на емкость системы охлаждения
для двигателей ЗИЛ;
· накипеудаляющий раствор,
включающий соляную кислоту, ингиби-
тор ПБ-5, уротропин и пеногаситель и нейтрализующий
раствор из каль-
ционированной соды и хромпика для двигателей
автомобилей Урал.
Машины, убывающие в рейс, в условиях жаркого
климата должны
обеспечиваться одной заправкой умягченной воды для
дозаправки систе-
мы охлаждения в пути.
В условиях повышенной запыленности воздуха
проводятся мероприя-
тия, снижающие вредное влияние пыли на систему и
механизмы машины.
Для защиты от загрязнения топлива, масел и
рабочих жидкостей
необходимо правильно организовать их заправку и
хранение, предупреж-
дающих внесение абразивных частиц и других
механических примесей в
картер механизмов системы машин. Дизельное топливо
после слива в ем-
кости пункта заправки должно отстаиваться в течении
5-6 суток.
Топливные фильтры, фильтры систем смазки и
гидросистем промыва-
ются с меньшей периодичностю. Фильтры и отстойники
системы питания
на автомобилях промываются через 350-400
километров, на гусеничных
машинах через 250-300 километров пробега.
Снижение вязкости масел, рабочих жидкостей и
топлива с повыше-
нием температуры воздуха увеличивает возможность их
подтекания через
прокладки, сальники и другие соединения. Поэтому
необходимо постоян-
но следить, чтобы не было нарушений герметичности
соединений и кры-
шек заправочных горловин.
Воздухоочистители двигателей в условиях пыльных
дорог обслужи-
ваются ежедневно с промывкой фильтра и, при
необходимости,. с заме-
ной масла.
В связи с ограниченным количеством воды в
пустынно-песчаной
местности мойку и очистку машин рекомендуется
проводить с применени-
ем сжатого воздуха и водовоздушной смеси. Расход
воздуха при обдуве
(давление 5кгс/м) составляет 0,5 метра в минуту, а
время на обработ-
ку одной машины до 15 минут. Применение
водовоздушной струи и специ-
альных моечных щеток с подводом сжатого воздуха
значительно сокраща-
ет расход воды.
Солончаковую пыль рекомендуется сдувать с
поверхности машин
сжатым воздухом, так как при смывании водой
образуются растворы,
усиливающие коррозию металлов. Необходимо
тщательно удалять пыль с
поверхности радиатора и двигателя.
Следует очищать от пыли отверстия сопунов агрегатов
и вентиля-
ционные отверстия аккумуляторных батарей. В
условиях жаркого климата
через 2-3 дня в аккумуляторных батареях проверяется
уровень электро-
лита и при необходимости доводить его до нормы
доливом дистиллиро-
ванной водой.
Высокая температура и большая запыленность
воздуха, плохие до-
рожные условия значительно снижают
работоспособность водителей и эф-
фективеность использования машин.
Температура воздуха в кабине на уровне головы
водителя может
достигать 60 С. Сочетание высокой температуры,
запыленности и низкой
влажности воздуха в кабине, а также большая
солнечная радиация и
разнообразие местности вызывают быстрое утомление
водителя и появле-
ние головной боли. Работоспособность водителя
снижается, кроме то-
го,. из-за плохих дорожных условий и плохой
видимости, особенно, при
движении в колонне, вследствие большой запыленности
воздуха. При со-
держании пыли в воздухе 0,8...1г/м предел
видимости перед автомоби-
лем составляет 5...8м. Водители имеют мало
времени для отдыха на
привалах, вследствии увеличенного объема работ по
осмотру машин и
устранению дорожных неисправностей и отказов.
В целях повышения надежности работы и повышения
эффективности
использования машин при эксплуатации в
пустынно-песчаной местности
они оборудуются средствами защиты агрегатов и
механизмов от пыли и
средствами повышения проходимости.
Для предупреждения попадания пыли рекомендуется
закрывать спе-
циально изготовленными чехлами из плотной ткани
распределитель зажи-
гания, шарниры карданных валов, сочленения рулевых
тяг, шаровые опо-
ры передних мостов, сетчатым фильтром - тормозной
кран пневматичес-
кого привода тормозов, корпус бензонасоса,
аккумуляторную батарею,
салоны агрегатов и др.
Машины укомплектовываются укрывочными брезентами
для защиты
груза от пыли, подкладками под домкрат, емкостями
под умягченную во-
ду для системы охлаждения автомобилей и питьевую
воду. Системы ох-
лаждения автомобилей могут оборудоваться
конденсационными бочками.
Для повышения проходимости в песках автомобили
оснащаются колейными
дорожками из металлической сетки,
противобуксаторами, самовытаскива-
телями, а гусеничные машины - бревнами с
комплектом цепей для креп-
ления бревен к гусеницам.
Для предотвращения перегрева двигателя следует:
· поддерживать требуемый
уровень охлаждающей жидкости;
· увеличивать давление
открытия парового клапана на
0,2-0,3 кгс/см;
· перед каждым выходом
контролировать натяжение ремней вентиля-
торов или момент пробуксовки фрикциона вентилятора
на танках.
В качестве подтверждения вышесказанного можно
привести, как
пример, операцию «Буря в пустыне».
Пустынная местность Аравийского полуострова с
районами зыбучих
песков и обширных солончаков, пересеченная сухими
руслами и оврага-
ми, явилась серьезным препятствием для действий
сухопутных группи-
ровок многонациональных сил (МНС).
Так, в результате высоких температур и сильной
запыленности
воздуха, в 1,5-2 раза увеличился расход ГСМ, а
также запасных комп-
лектов расходных средств и воды. Участились случаи
преждевременного
выхода из строя двигателей, навигационного и
другого электронного
оборудования техники.
Из-за интенсивного воздействия песка, пыли и
высоких температур
отмечались частые отказы и выход из строя
различных приборов и уз-
лов. Это вызвало значительное сокращение интервалов
между регламент-
ными работами на всех видах техники. Выявились
также и конструктив-
ные недостатки образцов вооружения.
При ведении наступления и движений колонн
учитывались такие
факторы, как песчаная мгла, миражи, ослепляющий
эффект,пылевые заве-
сы. Например, при движении даже одиночной
гусеничной машины создает-
ся непроницаемая пылевая завеса, которая в
безветренную погоду дос-
тигает высоты 300-500м и держится 20-30 минут. Для
снижения ее отри-
цательного влияния на маневры войск, командование
МНС практиковало
передвижение механизированных подразделений не
колоннами, а в линию
или уступом вправо (влево).
_Вождение в пустынно-песчаной
местности
Пустыни по своим природным условиям неодинаковы. В
зависимости-
от грунтов различают песчаные, солончаковые и
глинистые пустыни.
Песчаные пустыни наиболее распространенные.
Большую часть их
занимают подвижные незакрепленные барханы и дюны,
слабо закрепленные
(бугристые) и закрепленные (грунтовые) пески. В
сухое время года
барханы и бугристые пески труднопроходимы.
Зимой, весной и после
дождей пески уплотняются и проходимость по ним
увеличивается.
В низинах пустынно-песчаной местности встречаются
солончаки и
такыры, которые проходимы для всех видов техники
только в сухое вре-
мя года, в другое время они непроходимы, особенно в
период дождей.
Пустынно-песчаная местность характеризуется
ограниченным коли-
чеством водных источников и плохим качеством воды,
которая не может
быть использована без предварительной очистки.
Каналы, системы ис-
кусственного орошения имеют крутые берега и
труднопреодолимы без
предварительной подготовки.
Климат пустынно-песчаной местности резко
континентальный. Летом
температура воздуха достигает 50 , а грунта - 70
С. Сильные ветры
(до 15-20м/с и более), достигающие силы урагана, и
малое количество
осадков обуславливают большую запыленность
воздуха. Встречаются и
явления миража.
Движение машин по пустынно-песчаной местности
характеризуется
недостаточным сцеплением гусениц (колес) с
грунтом, вследствие чего
показания спидометров на 10-15% превышают
действительно пройденное
растояние. Высокая температура воздуха и сильный
нагрев металличес-
ких поверхностей машин затрудняют работу водителей.
При вождении машин в пустынно-песчаной местности
кроме соблюде-
ния общих правил, изложенных в инструкциях по
эксплуатации, водитель
должен выполнять следующие правила:
· проверить устойчивость
работы двигателя на всех режимах и
герметичность системы питания;
· убедиться в исмправной
централизованной системы регулирования
давления воздуха в шинах;
· проверить наличие и
исправность средств повышения проходимос-
ти машин по песку, а также колейных мостиков для
преодоления арыков,
окопов и траншей;
· проверить исправность
запасного колеса, домкрата и наличие
подкладки под него;
· проверить состояние
сапунов картера, агрегатов, трансмиссии и
пылезащитных чехлов;
· пополнить запас питьевой
кипяченой воды;
· получить брезент для
укрытия машин (при наличии);
· перед длительным рейсом
получить запас дистиллированной воды
для доливки в аккумуляторы и медицинскую аптечку
(при наличии).
Для предупреждения перегрева двигателя необходимо
чаще очищать
водяной и масляный радиаторы от пыли и масла. Пыль
удалается после
каждого выхода независимо от пройденных километров.
В системе охлаждения необходимо систематически
проверять регу-
лировку паровоздушного клапана, а на некоторых
гусеничных машинах и
момент пробуксовки фрикциона вентилятора.
Особое внимание при подготовке машин к вождению
обращять на
обслуживание радиаторов. Систему охлаждения нужно
заправляить очи-
щенной (желательно кипяченой) водой с добавлением
в нее противокор-
розийной присадки.
В условиях сильной запыленности воздухоочистители
следует про-
мывать по потребености, как правило, чаще, чем
обычно.
При движении колесных машин по песчаной местности
для улучшения
проходимости давление в шинах понижается до
1,5-0,75 кгс/см в зави-
симости от плотности песка и условий движения.
При вождении машин в пустынно-песчаной
местности необходимо
учитывать следующие особенности:
· возможность буксирования
машин при значительном погружении
гусениц (колес) в грунт вследствие пониженноно (в
2-2,5 раза) сцеп-
ления на песках и солончаках;
· увеличения сопротивления
движению в 1,5-2 раза по зыбучим
пескам особенно при трогании с места;
· высокая температура
окружающей среды летом обуславливает по-
вышенный тепловой режим работы двигателя и других
агрегатов машин;
· трудность ориентирования
ввиду однообразия местности, большой
запыленности воздуха, отсутствие ориентиров;
· снижение запаса хода машин
по гусеницам с механическим шарни-
ром в 1,5-2 раза при движении по барханам и зыбучим
пескам.
Трогание машины с места на песчаном грунте нужно
начинать на
ления; первое положение ПМП замедленной передачи на
гусеничных маши-
нах и раздаточной коробки на колесных машинах.
На песчаном грунте быстро теряется инерция,
поэтому для перек-
лючения передач выбирать ровные участки с твердым
грунтом, использо-
вать уклоны и спуски с барханов.
При вождении по такой местности выбирать для
движения по возмо-
жености ровные участки с растительным покровом. В
песках двигаться
по межгрядовым понижениям, перемычки пересекать в
более низких мес-
та. Солончаки, мокрые такыры и глинистые участки
по возможности об-
ходить или преодолевать их после разведки,
используя средства повы-
шения проходимости.
Подсохшие солончаки и такыры с крепкой верхней
коркой преодале-
вать по краю на максимальной скорости без
поворотов, остановок и
резкого изменения скорости движения.
По незакрепленным пескам, мокрому такыру и
солончакам двигаться
прямолинейно, избегая резкого изменения скорости
движения и торможе-
ния. Если двигатель не развивает необходимой
мощности, перейти на
низшую передачу или перевести рычаги управления в
промежуточное по-
ложение, а на машинах с ПМП - в первое положение,
включить замедлен-
ную передачу (на гусеничной машине) и продолжить
движение до набора
двигателем эксплуатационных оборотов, после чего
вернуть их в исход-
ное положение.
При буксовании колес (гусениц) остановить
машину, расчистить
песок и подложить под колеса (гусеницы) доски,
маты или другие под-
ручные материалы.
При зарывании тягача с артиллерийским орудием или
прицепом в
песок орудие (прицеп) отцепить, тягач вывести на
более плотный грунт
и с помощью лебедки перетащить орудие (прицеп)
через труднопроходи-
мое место.
При длительной работе гусеничных машин на
песчаной местности
использовать шпоры (грунтозацепы) и уширители
гусениц. Разъезд со
встречными машинами выполнять на малой скорости.
В дождливую погоду или после дождя перед
преодолением солонча-
ковых участков надеть цепи противоскольжения и
двигаться с повышен-
ной скоростью, не сворачивая с колеи. При полной
потере видимости
остановить машину и продолжать движение после
достаточной видимости.
Для поворотов на песчаном грунте рекомендуется
использовать вы-
пуклости, неровности, когда с грунтом
соприкосается не вся опорная
поверхность гусеницы, а только ее середина.
Повороты производить в
несколько приемов (ступенчато), многократным
торможением гусеницы.
После каждого притормаживания продвигать машину
вперед не менее чем
на половину длины корпуса.
Высокие барханы преодалевать по выпуклой стороне
на низких пе-
редачах без остановки, направляя машину под прямым
углом к вершине
бархана и избегая разбитой калеи. Перед спуском с
бархана, имеющего
крутизну ската более 30 , на машинах с башней
необходимо развернуть
ее пушкой назад.
Маневрировать необходимо таким образом, чтобы
не допускать
застревания при крутом повороте на сыпучем
песке, при движении с
креном по бархану, в узкой выемке при крутом повороте
на солончаке
или мокром такыре.
Резкий поворот машины на песчаном грунте
вызывает перегрузку
двигателя и силовой передачи. Это создает опасность
повреждения бор-
товой передачи, опорных катков и траков гусеничных
машин или ведущих
мостов у колесных машин. Дальнейшее движение
возможно только после
очистки гусениц (колес) от песка.
Движение по косогору бархана даже с малым углом
наклона вызыва-
ет сползание машины и зарывание гусениц (колес),
вследствии чего
возможен разрыв гусениц, разрушение бортовых
передач (ведущих мос-
тов). В этом случае следует очистить гусеницы
(колеса) и в случае
буксования прибегнуть к помощи тягача.
Узкие выемки преодалеваются с использованием
инерции машины.
Колесные машины должны их обходить по
возможности или пропустить
между колес.
Крутой и резкий поворот на солончаке (мокром
такыре) приводит к
разрушению верхней корки, и машина может сесть на
днище (мосты). При
таком застревании необходимо попытаться выйти
задним ходом. Если гу-
сеницы (колеса) пробуксовывают, то машина
эвакуируется с помощью
средств самовытаскивания, тягача или лебедки.
При движении колонны в условиях сильной
запыленности дистанция
между машинами увеличивается, включаются габаритные
фонари, при этом
водитель сзади идущей машины должен держаться края
пылевого облака и
двигаться уступом.
В частично закрепленных или неглубоких сыпучих
песках двигаться
по одной калее. По глубине погружения гусениц
(колес) впереди идущей
машины нужно оценивать твердость грунта и выбрать
место для переклю-
чения передач и поворотов.
При преодолении барханов в составе
подразделений необходимо
следить за состоянием колеи. После прохода
нескольких машин она раз-
бивается, и поэтому следующая машина должна
двигаться правее или ле-
вее прошедших на 1-3 метра.
Движение по солончаку или мокрому такыру по одной
колее не до-
пускается.
На привалах и остановках выполнить следующее:
· продуть сжатым воздухом
радиатор и двигатель;
· проверить исправность
пылезащитных чехлов;
· протереть стекла и
внутренние поверхности кабины от пыли;
· проверить уровень и при
необходимости долить дистиллированную
воду в аккумуляторы;
· при длительной остановке
по указанию командира укрыть машину
брезентом.
После завершения марша (рейса) выполнить ежедневное
техническое
обслуживание или по указанию командира очередное
техническое обслу-
живание N 1 или N 2 и подготовить машину к
выполнению последующей
задачи.
_Заключение
Таким образом правильная и технически грамотная
организация
эксплуатации автомобильной техники является
составной частью авто-
технического обеспечения войск, имеет целью
обеспечить успешное вы-
полнение поставленных задач по охране
Государственной границы и сох-
ранить при этом машины в постоянной исправности и
готовности к даль-
нейшим действиям. В процессе эксплуатации
необходимо строго поддер-
живать установленный уровень готовности и
надежности автомобильной
техники.
Особое значение это требование приобретает в
условиях боевой
деятельности войск, когда напряжение в работе
машин резко возраста-
ет, а условия для обслуживания и ухода за машинами
осложняются. Ор-
ганизация эксплуатации автомобильной техники
предполагает разработку
и осуществление комплекса мероприятий по
обеспечению надежной работы
и сохранению машин с момента поступления в
подразделение до выхода в
плановый ремонт или списание по амортизационному
износу.
Эксплуатация автомобильной техники включает в себя
вопросы эф-
фективного использования машин по прямому
назначанию в различных до-
рожных и климатических условиях и в условиях
боевой деятельности
войск, технического обслуживания, хранения и
транспортировки.
Знание основ организации правильной эксплуатации
автомобильной
техники является необходимым условием успешного
выполнения задач по
охране Государственной границы решаемых
автомобильной службой погра-
ничных войск.
Из этого вытекает, что офицеры пограничной заставы
должны знать
и уметь правильно организовать эксплуатацию
автомобильной техники.
.
· 18 -
_Приложение
Схема N 1: Содержание пыли в воздухе (g) в
зависимости от места
автомобиля в колонне (а) и дистанции (N) между
авто-
мобилями (б) при = 13-16км/ч
1 - дистанция 20-25м; 2 - дистанция 40-45м;
3 - третий автомобиль; 4 - пятый автомобиль
.
· 19 -
Схема N 2: Значение коэффициента избытка воздуха в
процентах
для различных температур воздуха и топлива.
Температура топлива: 1 - 20 С; 2 - 40 С;
3 - 60 С; 4 - 80 С
Схема N 3: Изменение толщины слоя накипи / h/ и
теплопередачи
/Qр/ радиатора автомобиля ЗИЛ-130 при эксплуатации
в зоне Каракумского канала
.
· 20 -
_Используемая литература:
1. Федеральный закон «О Государственной границе РФ»
(с изменениями и дополнениями на
10.08.94г.)
2. «Эксплуатация автомобильной и бронетанковой
техники на пог-
раничной заставе (в пограничной
комендатуре),М.,1987г.
3. «Эксплуатация автомобильной техники в сложных
условиях»,
М.,1984г.,Воениздат
4. «Эксплуатация армейских
машин»,М.,19789г.,Воениздат
5. «Бронетанковая
техники,эксплуатация»,учебник,М.,1974г.,
Воениздат
6. «Зарубежное военное обозрение»,N 10,1994г.
7. «Руководство по правилам вождения боевых машин»,
М.,1984г.,Воениздат