Чем угрожает России коррупция и как с ней бороться

  • Вид работы:
    Эссе
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,59 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Чем угрожает России коррупция и как с ней бороться

Высшая Школа Управления






Эссе слушателя ВШУ

Уткина Марка

на тему:

«Чем угрожает России коррупция и как с ней бороться»









Калининград, 2006 г.

"Коррупция- это та ржавчина, которая до дна разъедает наше общество и с ней несомненно нужно бороться"

Валентина Матвиенко, губернатор Петербурга

История русской корррупции начинается уже у истоков зарождения нашего государства. Впернвые взяточничество, тогда это называлось «мздоимство», упоминается в русских летописях XIII в.Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. Возможно страх смертельного наказания один из самых эффективных методов уменьшения коррупции, но явно не гуманных и современных, что наглядно демонстририруют надавние  публичные расстрелы проворовавшихся чиновников в Китае.

Касаясь современной России, можно сказать что коррупция приняла у нас крупномасштабные обороты. По данным социологических опросов  60 % респондентов относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности России; свыше 70 % согласны с утверждением о том, что Россия может быть причислена к числу коррумпированных государств.

Коррупция затрагивает многие сферы современной политической и социальной жизни страны, основные проблемы которых в большей или меньшей степени уже проявляются в России. Что касается экономики, то коррупция является следствием:

·   Расширения теневой экономики.Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие — государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

·   Нарушения конкурентых механизмов рынка, поскольку часто в выигрыше оказываются не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки.

·   Замедления появления эффективных частных собственников, в первую очередь — из-за нарушений в ходе приватизации.

·   Неэффективного использования бюджетных средств, в частности — при распределении государственных заказов и кредитов.

·   Расширения масштабов коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.

Социальные последствия коррупции заключаются в следующем:

·   Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы.

·   Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.

·   Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти.

·   Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

Что касается политической сферы, то:

·   Происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок.

·   Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти.

·   Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

·   Профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии. Возникает угроза разложения демократических институтов.

·   Увеличивается риск крушения нарождающейся демократии по распространенному сценарию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией.

Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика — следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии модернизации. Россия переживает сейчас не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев. Поэтому неудивительно, что она следует общим закономерностям развития, в том числе — негативным.

Антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики. Практически это означает, что необходимо безотлагательно разработать и запустить антикоррупционную программу, которая должна перерасти в постоянно действующую систему ограничения коррупции. Разработка и реализация такой программы должны базироваться на точном понимании природы коррупции, на анализе причин неудач борьбы с ней, осознании существующих предпосылок и ограничений; на ясных и продуктивных принципах.

В совеременной России борьба с коррупцией развивается не очень удачно. Для сравнения можно привести данные осужденных по делам о взяточничестве в разные года в России и СССР. Например в 1957 году в СССР было осуждено 1800 человек, в 1970 уже 3000, а в 1980 году  6000 человек, что касается России, то мы вот уже несколько лет топчемся на одном месте, причем с переменным успехом. В 1994 году 1114, в 95 1071 человек, а в 96 1243 человека. Если учитывать что населения в России почти в 2 раза меньше, чем в СССР, то вот  число осужденных за взяточничество сократилось в пять раз!

Не подлежит сомнению тот факт, что коррупция является основным тормозом развития полноценной и эффективной демократии в России, поэтому с ней надо бороть всеми возможными методами. Но при планировании программы борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок.

·   Абсолютная победа над коррупцией невозможна. Более того, в нормальном состоянии власти и общества случаи коррупции являются технологически полезными сигналами о неполадках в методах работы власти.

·   Не существует стран, обреченных на масштабную и хроническую коррупцию. Россия не является исключением из этого правила.

·   Ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции.

·   Коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления.

·   Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и властей, и общества.

·   Антикоррупционная программа должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

·   Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.

Антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:

·   организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях;

·   уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней;

·   увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред;

·   влияние на мотивы коррупционного поведения;

·   создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.

Основная причина экспансии коррупции в переходный период — несоответствие между новыми условиями, в которых должен функционировать государственный организм, и старыми механизмами этого функционирования. Значит, основные усилия антикоррупционной программы должны быть направлены на налаживание работы государственного механизма в новых условиях. Одновременно необходимо стремиться к таким системным изменениям, которые бы меняли установки, ценности, стереотипы поведения и чиновников, и остальных граждан.

Нужно быть готовым к тому, что на первых стадиях реализации антикоррупционной программы резко возрастут показатели, характеризующие уровень коррупции в стране. Это неизбежно из-за двух обстоятельств: введения четких методов учета, преодоления анемии правоохранительной системы.

Естественно ожидать, что реализация антикоррупционной политики может встретить сопротивление на разных уровнях административной иерархии.

Неправильно считать, что повышение уровня коррупции всегда сопровождает глобальные переходные процессы. Есть страны, которые на стадии модернизации пережили всплеск коррупции, но смогли его побороть целенаправленными усилиями. Но существуют и другие примеры — страны, в которых реформы вызвали увеличение коррупции, а отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с ней привело к ее укоренению.

Выбор за нами. Нам ясно, от чего мы уходим. Но то, к чему мы придем, зависит от совместных усилий по борьбе с коррупцией.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!