Характеристика Европейского Союза
Средняя школа №33.
Доклад
на тему:
«ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»
Ученика 10-4 класса
Ярославль
2001г.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, образован в 1993 в
соответствии с Маастрихтским Договором 1992 на базе Европейских сообществ,
объединивших 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания,
Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. В 1994
подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции.
Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического,
экономического и валютного союза, завершение формирования единого внутреннего
рынка устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров,
услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере
внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической
политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с
преступностью, в т. ч. с наркобизнесом, в области юстиции и др. Устанавливается
единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и
Европейский центральный банк, а к 1999 намечено введение единой валюты евро
(некоторое время условно называлось ЭКЮ) и осуществление единой
денежно-кредитной политики.
ЕС
принадлежат к группе экономически развитых стран с однотипной экономикой. Они
характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития.
Функционирование Европейского Союза с его достаточно разветвленным аппаратом
проведения общих интеграционных мероприятий имеет собственную финансовую базу,
основу которой составляют бюджет, автономные фонды, в том числе Европейский
фонд развития, Европейский социальный фонд, Европейский региональный фонд, а
также Европейский инвестиционный банк.
В
последние десятилетия положение ЕС в мировой экономике изменилось. Развитие
западноевропейской интеграции оказывает серьезное воздействие на структуру и
состояние внешнеэкономических связей. Еще в 70-е годы ЕС превратился в крупный
торговый блок современного мира. Его экспорт более чем в 2,7 раза превышал
американский. Доля ЕС в экспорте капитала в форме прямых инвестиций выросла до
25% в 1991-1993 гг. Была усовершенствована система гарантирования частных
инвестиций. Государственные гарантии частных инвестиций дополнились системой соглашений
о защите инвестиций, заключенных с развивающимися странами.
Активность
международных компаний стран ЕС проявляется, прежде всего, на
североамериканском рынке. В середине 80-х годов кумулятивный объем
западноевропейских инвестиций в США превысил американский в ЕС. Страны ЕС, в
большинстве своем бывшие метрополии обширных колониальных владений, уделяют
особое внимание отношениям с развивающимися странами. Они стремятся сохранить и
углубить свое присутствие в развивающемся мире. РФ на сегодняшний день тоже
представляет собой некоторый интерес для стран Европейского Союза, о чем
свидетельствует значительное увеличение капиталовложений в российскую
экономику.
Россия
сегодня подобно многим другим странам с развивающейся или переходной экономикой
выступает в основном в качестве импортера иностранных инвестиций. Однако на
сегодняшний день можно констатировать ухудшение структуры иностранных
инвестиций в РФ.
В
условиях возможного сокращения финансирования экономики РФ со стороны МВФ и
МБРР увеличилось значение прямых иностранных инвестиций в производство и
транспортную инфраструктуру.
В
начале 90-х годов Россия заняла лидирующую позицию по степени активности
инвесторов в сферу осуществления конкретных инвестиционных проектов среди 28
стран Восточной Европы и также была первой по количеству привлеченных
иностранных инвестиций. За тот же период она вышла на первое место по объему
капиталовложений. Доля страны по этим показателям продолжает составлять
примерно 25% от общего количества инвестированных в страны Восточной Европы
средств.
Как
и Европейский союз в целом, его правовая система представляет с собой сложное
образование. Основным его компонентом является право Европейского сообщество, в
которое обычно включают также учредительные договоры и правовые аспекты
институтов ЕС, созданные в рамках Европейского объединения угля и стали и
Евратома. В данной работе рассмотрены основные принципы, система и источники
права ЕС, являющиеся основой правовой системы этой организации.
Состав ЕС:
Функции. Решения Европейского Совета не
являются обязательными для исполнения, но дают политический импульс
процессу развития ЕС и определяют его важнейшие направления. Европейский
Совет имеет значение некой высшей инстанции, к которой Комиссия ЕС и Совет
Министров могут апеллировать в сложных случаях. Данная функция Европейского
Совета обусловлена высоким уровнем полномочий, которыми обладают главы
государств и правительств в своих странах.
Совет министров – главный
институт Европейского Союза, уполномоченный принимать решения. В его рамках
представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты
Сообщества и принимают либо отвергают их путем голосования. Теоретически
существует только один Совет, однако его состав и название меняется в
соответствии с тематикой, таким образом можно условно говорить о нескольких
Советах: по сельскому хозяйству, финансам, образованию, общим проблемам и
иностранным делам. Заседает дважды в год и каждое заседание, как правило,
получает название по имени города, в котором оно проводилось. Совет
Министров в некотором роде подотчетен национальным правительствам, но их
решения не могут быть отменены.
Состав: Каждое государство ЕС
имеет в Брюсселе постоянное представительство, где работают дипломаты и
чиновники из всех национальных министерств. В ходе рабочих совещаний
представители государств-членов прорабатывают вопросы, требующие решения на
уровне Совета Министров.
Функции: Совет Министров уполномочен принимать
решения. Его роль состоит в том, чтобы давать необходимый толчок развитию,
определять общие политические директивы Союза.
Европейская Комиссия состав –
исполнительный орган ЕС. Состоит из 20 представителей государств-членов,
называемых Членами Комиссии, которые назначаются на пятилетний срок. Все
представители независимы в своей деятельности от национальных правительств,
хотя и назначаются ими. Один из членов Комиссии избирается Председателем. В
Комиссию входят по 2 представителя от каждого из 5 крупных государств-членов
(Франция, Германия, Италия, Соединенное Королевство, Испания), и по одному от
остальных. Штаб-квартира Комиссии в Брюсселе подразделяются на Генеральные
Директораты и на другие департаменты.
Функции:
- Инициировать выработку политики
- Выполнять решения
3.
Выступать гарантом правовых положений, попадающих
под ее юрисдикцию.
Парламент многонациональный
состоит из 626 членов, которые избираются на основе прямого всеобщего
избирательного права каждые 5 лет на выборах в государствах-членах
Европейского Союза.
Функции:
- Действовать в качестве ведущей политической силы
- Выполнять законодательные функции в некоторых областях
- Решать вопросы о назначении и снятии Членов Комиссии
- Играть ключевую
роль в принятии/отклонении бюджета.
Суд ЕС состоит из 15 судей,
которым помогают 9 Генеральных Адвокатов. Судьи выдвигаются своей страной, а
назначаются Советом Министров государств-членов на шестилетний срок, каждые 3
года обновляется половина состава судей. Их независимость гарантируется. Суд
расположен в Люксембурге.
Функции:
- Следить за тем, чтобы толкование и применение правовых
инструментов соответствовало законам Сообщества.
- Регулировать разногласия между государствами-членами, между
государствами-членами и самим ЕС, между институтами ЕС, между ЕС и физическими
либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов.
- Давать заключения по международным соглашениям. В соответствии с
Маастрихтским договором
- Налагать в случае
невыполнения его решений штрафы в форме единовременно выплачиваемой суммы.
Неотъемлемым
элементом экономической интеграции является валютная интеграция – процесс
координации валютной политики, формирование наднационального механизма
валютного регулирования, создания межгосударственных финансовых и
валютно-кредитных организаций.
Введение
евро завершит начатый в 70-е годы переход от одновалютной (Бретон-вудской)
системы, основанной на долларе как единственной мировой валютно-резервной
валюте, к системе, опирающейся на две суперрегиональных резервных валют -
доллар и евро.
Появление
новой валюты, стабильность которой изначально поддерживает стабильность
национальной валюты любой из стран, входящей в валютный союз, равнозначно
революции в мировой финансовой системе.
Группа
представителей европейских, центральных банков и независимых экспертов под
руководством Жака Делора (председатель Европейской Комиссии), представила
специальный Доклад. Он был опубликован в апреле 89 года. В нем предлагался 3-х
этапный переход к единой валюте. Временные рамки были закреплены в Маастрихтском
договоре 1991 года.
1 этап. После 1 июля 1990 года все страны –
члены ЕС должны были присоединиться к Механизму обменных курсов.
2 этап. После 1 января 1994 года во Франкфурте
учреждается Европейский валютный институт, задача которого – руководство
проектом создания единой валюты и наблюдение за экономическим процессами в
странах ЕС.
3 этап. После 1 января 1999 Европейский
валютный институт преобразуется в Европейский Центральный Банк, который будет
руководить валютной политикой стран-участниц проекта. Учреждается евро и
фиксируется курс национальных валют по отношению к евро.
- Евро даст новый импульс экономическому росту
в Европе.
- Экономический валютный союз (ЭВС) является
необходимым условием функционирования общего европейского рынка.
- Евро позволит укрепить хозяйственные и
торговые позиции Европы на международной арене.
- В международном плане евро будет стабильной
валютой.
- Введение евро заставит правительства
стран-членов ЕС перед вступлением в ЭВС привести свою экономику и финансовую
политику в соответствии с высокими требованиями.
История
развития ЕС ведет свой отсчет со времени окончания. Первой мировой войны. В
настоящее время ЕС активно сотрудничает со странами СНГ, заключает соглашения
о партнерстве и сотрудничестве, о торговле товарами и т.д. Наше государство,
являющееся членом СНГ, также участвует во многих разработках и проектах ЕС.
Очевидно, что слепое копирование не подходит для государств СНГ, тому
приводятся ряд причин. Но имеется немало предпосылок вероятного построения
подобной системы экономических и оборонно-военных связей между государствами.