Лоббизм

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,12 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Лоббизм

 

 

 

 

 

 

Титульный лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Содержание.

 

             

                 Введение.                                                                      с.3                                

             1. Понятие и виды лоббизма.                                          с.4                        

             2. Общественное значение лоббизма.                            с.8                       

             3. Особенности лоббизма в российском обществе.      с.11        

                 Заключение.                                                                  с.15                                                                             

                 Список использованной литературы                         с. 16

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

            В современном демократическом обществе существует множество

различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящих-

ся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют

экономические рычаги, другие действуют менее заметно- в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организован-

ных (групп интересов) на органы власти является лоббирование. В развитых

странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицирован-

ных специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить

органы власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой

они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников в разного

рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том

числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая су-

щественное влияние на формирование политического курса страны. Таким

образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии. Исходя из

этого тему реферата следует признать весьма актуальной и важной для

понимания механизма функционирования современного демократического

государства. Целью настоящей работы является рассмотрение лоббизма как

политико-правового явления. Полагаю, что достижение данной цели возмож-

но при решении следующих задач: во-первых, следует рассмотреть понятия и виды лоббизма; во-вторых, показать его общественное значение; и в-треть-

их, необходимо показать специфику российского лоббизма. Цель и задачи

настоящей работы нашли своё отражение в её структуре.





















                               1. Понятие и виды лоббизма.

   Необходимым атрибутом политической жизни демократического общества

выступает такое политико-правовое явление как лоббизм. Этот термин про-

исходит от английского слова «lobbi», что означает вестибюль, прихожая,

кулуары. Политический оттенок это слово приобрело в 19 веке в США.

  В то время министры и сенаторы в вестибюлях гостиниц, где они отдыхали,

часто встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово- зачастую не бескорыстно, а за деньги- выполнить обещание*. Так термин «лоббирование» стал обозначать покупку голосов за деньги.

        В Англии подобная политика долгое время считалась предосудительной, поэтому слово вошло в лексический фонд лишь в 20 веке,

впоследствии его заимствовали и другие страны.

                «Лоббизм»- термин, обозначающий разветвлённую систему контор

и агенств монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и

чиновников в целях принятия решений (определённых законопроектов, по-

лучения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых

ими организаций**.

        Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным созна-

нием, ибо имеет как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о

втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает

сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат»,

«протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или

узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общест-

венным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать

незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция,

с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах

определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму форми-

руется именно в следствии подобной практики «влияния» на управленчес-

кие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не

только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые,

слабые «места» власти.

                 В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нор-

мальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве институ-

та демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного

оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых

интересов- столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём

этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво

стремится привлечь к себе внимание властей.         

______________________________________________________________________

*См.:Ларин С. Кто правит Америкой?...Лоббисты//Российская газета 1993г. 6марта.

**См.:Словарь иностранных слов.М.1988.С.282.

                                                                                                                                    Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления»

на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворе-

ния интересов определённых социальных структур(организаций,ассоциаций,

территориальных образований, слоёв общества и т.п.).

      Лоббизм весьма жёстко связан с политической властью. Можно даже

вывести такую закономерность: лоббизм больше там, где больше реальной

власти*. Лоббизм – своего рода признак власти, её специфическая черта,

«отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует

или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.

     Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже сущест-

вуют два необходимых условиях: - возникает большое многообразие интере-

сов в обществе вследствии его социальной дифференциации, расслоения,

«специализации»; - расширяется доступ к власти на основе политического

плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов.

В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновре-

менно и наиболее полно все интересы, возникает проблема очерёдности, при-

оритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стрем-

ление различных групп и слоёв общества воздействовать на поведение госу-

дарства в целях переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для них управленческие решения.

        В США, где лоббизм широко используется, выделяют следующие формы

лоббистской деятельности: - выступление на слушаниях в комитетах Конгре-

сса с изложением позиций заинтересованных сторон;- составление проектов

законов и предложений для внесения их на обсуждение парламента;-органи-

зация пропагандистских компаний в пользу или против готовящегося реше-

ния и компании «давления с мест» (потоки писем, телеграмм, телефонных

звонков в адрес законодателей, личные визиты влиятельных местных изби-

рателей к своим депутатам) и т.п.

      Для наиболее эффективной реализации целей лоббизма в США сущест-

вуют развитые материальные структуры. Во-первых, практически все круп-

ные корпорации, предпринимательские союзы, профессиональные ассоциа-

ции, общественные и различные специализированные организации имеют

в своём составе особые, занимающиеся только лоббистской деятельностью

подразделения, насчитывающие до нескольких десятков и даже сотен чело-

век (как правило, бывших советников, сенаторов, министров, чиновников,

юристов и прочих специалистов, имеющих крепкие связи, соответствующих

способностей и качества). Во-вторых, заинтересованные группы, особенно

монополии, активно пользуются услугами наёмных лоббистов, в роли кото-

рых чаще всего выступают влиятельные юридические, пропагандистские и

консультативные(профессионально-лоббистские) фирмы или их ведущие

сотрудники. Наконец, нередко создаются организации типа предпринима-

тельских, профессиональных или общественных по членству и другим приз-

накам, но целиком или преимущественно лоббистские по назначению**.

  *См.: Политология для юристов:Курс лекций/ Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько.М.Юристъ

     1999г.С.449.

**См.:Современные Соединённые Штаты Америки:Энциклопедич.справочник М.1988.С.83-84.

   

 Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно иметь

различные виды. Например в зависимости от того, в какой ветви власти

«решается вопрос», можно выделить законодательное, исполнительное и

судебное лоббирование.

    Условно можно говорить, что лоббизм в средствах массовой информации,

которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей в

сфере политики обосновано считается «четвёртой ветвью власти». Сам же

лоббизм (на Западе, в США) достаточно престижный вид деятельности, неко-

торые называют его «пятой ветвью власти». В зависимости от того, в каком

управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может под-

разделяться на правотворческое (лоббизм в законодательных органах через

нормативные акты)*, правоприменительное(лоббизм через акты примене-

ния права) и правоинтерпритационное (лоббизм через акты толкования

прва). В зависимости от характера интереса, который «продавливается»,

можно выделить политическое, социальное, экономическое, финансовое,

правовое и другое лоббирование. В зависимости от времени действия бывает

«одноразовый» и постоянный лоббизм. В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на

федеральное(осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местное(осуществляется в республиканских, крае-

вых, областных органах).

    В зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос», лоббирование может подразделятся на следующие разновидности.

    Лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоёв(профсоюзы, антивоенные и

экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.). Например в

США пожилые граждане объединяются в ассоциации, защищающие их пра-

ва, осуществляющие лоббистскую деятельность в Конгрессе, организующие

компании в пользу или против тех или иных мер, затрагивающих их интере-

сы.

        Ведомственное лоббирование- это лоббизм минестерств, ведомств, госу-

дарственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интере-

сов.

    Региональное лоббирование-это воздействие на власть со стороны предста-

вителей респупблик, краёв, областей, районов и прочих мест, «выбивающих»

определённые льготы и преимущества длярегионов.

     Иностранное лоббирование- это влияние зарубежных «групп давления»

либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью

добиться от них определённых решений. Так, значительное место в структу-

рах американского общества занимают лобби- еврейское, польское, арабское

и др. Все они, в силу своих возможностей, пытаются «толкать» интересы на-

циональных общин и стран, выходцами из которых являются.  

                                                                                                                                                                                   *См.: Бятец М.В. Лоббизм в правотворческой деятельности// Правоведение 1998г. №1с.46.

       

  Наиболее действенные рычаги при этом-деньги, пресса, голоса избирателей,

переплавляемые во влияние. Выходцы из России- эмигранты и их потомки-

составляют по численности одно из наиболее заметных национальных мень-

шинств в США. Однако русского лобби как такового в США не было и нет*.

Что же касается самой России, то в ней, лоббирование иностранных интере-

сов на сегодняшний день ведётся более активно, чем своих собственных.
































                            2. Общественное значение лоббизма.

     

    Лоббизм имеет важное значение для различных сфер жизни общества.

При этом он вносит в жизнедеятельность любого общества как позитивные,

так и негативные последствия. Остановимся на основных «плюсах» и

«минусах» лоббизма. К «плюсам» лоббизма относится следующее. Во-первых,

влияя на управленческие решения, лоббизм заставляет «держаться в форме»

органы государственной власти и управления, в определённом смысле кон-

курирует, соревнуется с ними, придаёт им большую динамику и гибкость.

В условиях разделения властей каждая из ветвей власти может использовать

то или иное лобби в своих интересах. Так, в Конгрессе США законодатели

официально сотрудничают с лоббистскими кадрами определённых заинтере-

сованных групп, что, бесспорно, только усиливает позиции законодательной

власти.

Во-вторых, лоббизм выступает инструментом самоорганизации гражданско-

го общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому- либо законопроекту, оказывается влияние на поли-

тику. Лоббизм в этой ситуации-своего рода соперник бюрократии. Учитывая

также, что государство в условиях становления рыночных отношений всё

больше и больше оставляет многие из своих позиций в сфере защиты интере-

сов различных социальных групп и слоёв, этот вакуум должен быть запол-

нен соответствующими структурами гражданского общества.

   В-третьих, лоббизм создаёт возможности для обеспечения интересов мень-

шиства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления поли-

тического плюрализма.

   В-четвёртых, лоббизм воплощает свой принцип свободы социальных него-

сударственных структур-ассоциаций, общественных организаций, слоёв и т.

п. С помощью лоббирования они сами пытаются решать свои проблемы,

обладая определённым выбором путей и средств подобного решения.

   В-пятых, это средство применяется как своеобразное социально-политичес-

кое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех

или иных целей и интересов, на побуждение к конкретным действиям. При

таком подходе лоббизм выступает как способ активизации каких-либо про-

цессов и явлений в сфере политики.

   В-шестых, он позволяет расширять информационную и организационную

базу принимаемых решений и гораздо убедительнее обратить внимание на

*См.: Стуруа М. «Русскому лобби в США ещё предстоит родиться\\Известия 1992г.28 ноября

 определённые «кричащие» проблемы. Лоббисты обеспечивают органы

государственной власти потоком информации по тому или иному вопросу,

который выносится на парламентское слушание, информируют законодате-

лей о том, что происходит на самом нижнем общественном уровне( и на

других уровнях). Поэтому они больше походят на торговцев информацией.

Через лоббирование придаётся интересам различных групп и слоёв острая

Злободневность, актуальность, социальная значимость,убеждаются власт-

ные структуры в приоритетном, оперативном и более полном их удовлет-

ворении. Лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма

подготовки и принятия соответствующих актов.

    В-седбмых, лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодейст-

вия представительной и исполнительной властей. Разделение властей не

противопоставляет их друг другу, оно должно иметь рабочий характер.

Поэтому взаимопомощь министерских лоббистов и депутатских комитетов

-на пользу делу, она лишена корыстного интереса и вполне укладывается в

рамки нормальной политической жизни.

   В-восьмых, лоббизм можно оценивать и как более широкое средство дости-

жения  компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения

между собой разнообразных интересов. Общепризнано, что лоббистские гру-

ппы, отстаивающие порой диаметрально противоположные интересы своих

«хозяев»(государственных, классовых, частных и т.п.), как это ни странно на

первый взгляд, способствуют сохранению своего рода равновесия различных

сил, нахождению точек соприкосновения и достижению консенсуса при при-

нятии управленческих решений, ведь в конце концов стержень лоббизма –

взаимовыгодное сотрудничество.

             Лоббизм имеет достаточно серьёзные минусы. Во-первых, он может

стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам отечественным, т.е. реализовываться подаче как «непат-риотическое» средство.

   Во-вторых, лоббизм выступает иногда проводником неправового  воздейст-

вия(давления) на государственные органы. Здесь уже надо говорить о его

видах(взяточничестве, коррупции и т.п.), которые подтачивают фундамент

власти.

   В-третьих, лоббизм может служить фактором развития и защиты ведомст-

венности, местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы

удовлетворения «специальных интересов».

   В-четвёртых, лоббизм таит в себе немалую опасность «размывания» наро-

довластных устоев общества, превращения демократических институтов

в мощьный инструмент отдельных властных групп.

   В-пятых, лоббистские мероприятия выступают в определённых условиях и

в форме проявления социальной несправедливости. Как показывает соци-

альная практика некоторых западных государств, результативность лоббиз-

ма большого бизнеса несравненно выше(главным образом в виду финансово-

материальных возможностей), чем у других групп и структур. Подобная ситуация, повторяющаяся постоянно, способна дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы, содействовать росту напряжён-

ности.

   В-шестых, лоббизм зачастую блокирует действительно нужные упрален-

ческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных

интересов, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих.

   В-седьмых, это средство иногда существенно мешает стабильной и

оперативной государственной политике, ибо может быть направлено, напри-

мер, на постоянное перераспределение бюджета, на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном

ослаблении другой и т.п.

   В-восьмых, лоббизм может использоваться и в наиболее «прозаичных»

целях – как инструмент обогощения отдельных слоёв, элит.

   « Лоббизм как таковой – это существование мощных групп людей у власти,

предпринимающих все возможные меры для перераспределения материаль-

ных ресурсов и благ в свою пользу»*.

        Лоббизм, как и всякое иное социальное средство, может быть употребле-

но либо на благо всего общества(в конечном счёте, разумеется), либо в узко-

партийных, узкогрупповых и других «узких» интересах. Всё зависит от

социально-экономического, политического и культурного фона, от обстоя-

тельств, которые могут наделить лоббизм как плюсами, так и минусами.

     Для того, чтобы он приносил пользу в большей степени всему обществу,

необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических

институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода

средств массовой информации, устойчивое гражданское общество и т.д.

Только при наличии данного набора факторов увеличиваются шансы на

использование лоббизма в общественных интересах, он начинает «работать»

в общесоциальных(общечеловеческих) режимах.

   В условиях же экономического, политического и духовного кризиса, пере-

ходных периодов, непредсказуемости, когда каждый слой, класс, группа

стремяться «урвать» именно сейчас, лоббизм выходит из цивилизованных

границ и приобретает больше минусов, чем плюсов.





















                 3. Особенности лоббизма в российском обществе.

      Глубокие изменения в российском обществе привели к бурному форми-

рованию новых организованных, в том числе корпоративных, интересов

к нарастающей практике лоббизма, в первую очередь со стороны предприни-

мательских структур и различных общественных объединений.

    Следует отметить, что это явление было характерно и для советского

общества, правда существовало в специфической форме. При слабых демо-

кратических традициях и нормах этот важный социальный институт был

деформирован, проявлялся в формах, присущих авторитарному обществу.

Жёстскость и однолинейность командно-административных структур прак-

тически безграничное всевластие партийно-государственного аппарата и его

чиновников подменили лоббизм ведомственностью, коррупцией,

 

«телефонным правом». Следовательно, уравнительно-номенклатурные идеи

(но далеко не социалистические, как это пытаются представить некоторые

политологи) и их реализация на практике препятствовали расширению

цивилизованного лоббизма, не позволяли ему «развернуться».

       И сегодня в России многое в этой области по-прежнему вызывает недоумённые вопросы. Так, за первые восемь месяцев 1992 года централь-

ные органы власти России приняли более 60 постановлений и распоряжений,

предусматривающих разного рода привилегии и исключения для некоторых

предприятий или регионов. В результате российская казна недополучила

несколько сотен миллиардов рублей. Какими принципами при этом руковод-

ствовались власти? Насколько их указания на сей счёт были согласованы

друг с другом, а главное- с возможностями государственного бюджета России? Наконец, насколько они целесообразны, кому выгодны и что полу-

чил в замен налогоплательщик(бюджет-то формируется за его счёт в основном)?* На все поставленные вопросы ответить нелегко.

   В целях обсуждения отечественного и зарубежного опыта в сфере лоббиро-

вания в середине мая 1993года в Москве состоялась Международная конфе-

ренция «Лоббизм и его место в общественно-политической жизни». Среди

участников конференции был проведён опрос. Большинство из них (62%)

считают, что на сегодняшний день в России уже сложились условия для

развития лоббизма.**Для того чтобы данный «процесс пошёл» ещё актив-

нее, необходимо знать и умело применять наиболее употребляемые в миро-

вой практике средства и методы, с помощью которых достигаются цели

лоббизма.

             В российском обществе уже оформились различные виды лоббизма.

Особенно можно выделить законодательное и исполнительное лоббирование.

Так, перед выборами в Федеральное Собрание Российской Федерации в

декабре 1995 года предприниматели ставили своей целью формирование

политического лобби, которое, придя к власти, в законодательных структу-

рах защищало бы свободу частной собственности и торговли. В связи с тем,

что здесь принимаются стратегические и долгосрочные решения, именно эти

органы являются основной мишенью для лоббистов.

 Что касается лоббизма в исполнительных структурах, то, по мнению боль-

шинства опрошенных участников названной выше конференции (65%),

именно в органах исполнительной власти Российской Федерации сегодня

чаще всего осуществляется лоббирование. Это связано с тем, что кардиналь-

ные вопросы в нашей стране законодательной властью пока ещё решаются

редко. Фактически это происходит через президентские указы и постановле-

ния Правительства, которые играют доминирующую роль в системе право-

вого регулирования и имеют прямое действие. Особо здесь выделяется лоб-

бирование в Администрации Президента.

   Социальная практика в России наиболее ярко демонстрирует негативную

сторону лоббизма.

*См.: Вяткин К. Лоббизм. Поддаётся ли он контролю?//Российская газета 1993.14января.

**См.: Гульченко И. Эксперты- о лоббизме в России//Российская газета1993.27мая.

   «Сегодня лоббизм,- пишет А. Луговская,- пронизывает все структуры

власти сверху донизу. Никем и ничем не контролируемый, наглый и дикий,

он стал в России реальной властью»*.

   Частный бизнес, меняя структуру экономики, меняет и формы лоббирова-ния своих проектов в органах власти, доводя их до изощрённых преступле-

ний и прямого подкупа. Если раньше в условиях административно-команд-

ной системы управления непререкаемое «первое место» в ограниченном лоббистском соревновании занимали отраслевые лобби, то теперь всё больше и больше торгово-финансовый капитал нередко в тесном союзе с

мафией. «Самые сильные лоббисты, способные влиять на правительство,

президентские структуры и парламент,- отмечается в прессе,-это торгово-

финансовый капитал. Сфера его интересов ясна: максимальная либерализа-

ция внешнеэкономической деятельности, слом протекционистских барьеров

для ввоза в Россию импортных товаров, приватизация валютоёмкой промышленности(нефтяной и вообще сырьевой), введение частной собствен-

ности на землю».**

   Условия разгосударствления, приватизации, передела собственности резко

активизировали «негативную» и преступную лоббистскую деятельность,

придали «второе, а зачастую третье дыхание» всем тем, кто хочет, пользуясь

властью и криминальными возможностями, отрезать от некогда общего

«государственного пирога» кусочек потолше и послаще. Как сказал по этому

поводу один высокопоставленный американский дипломат в Москве:

«Россия, несмотря на все передряги, остаётся супердержавой хотя бы потому,

что здесь прцветает суперлоббизм… Где ещё можно так спокойно, не опаса-

ясь ни морального осуждения общественности, ни сурового решения суда,

делить колоссальные куски госсобственности в своих интересах?»***

   Ущерб от такого лоббизма(верно названного «диким»), у которого нет

очерченных законом рамок, определить невозможно. И когда чиновник

одновременно является и депутатом, и представителем лоббистской груп-

пировки, провести в его действиях грань между протекционизмом, лоббиз-

мом и коррупцией весьма сложно.

    В связи с тем что лоббизм создаёт широкий «веер» возможных послед-

ствий, он, безусловно, нуждается в упорядочении, юридическом оформлении.

   Общество и государство должны совместно участвовать в налаживании

механизмов трансформации негативных моментов лоббирования в позитив-

ные, в использовании эффективных инструментов минимизации вредных

результатов от лоббизма и в наращивании позитивных, в утверждении

цивилизованных его начал.

   Вероятно, лучше создавать легальные формы для лоббирования с тем,

чтобы их можно было хоть как-то контролировать. Вместе с тем надо отда-

вать себе отчёт в том, что абсолютного контроля над данным явлением

установить невозможно. Он многогранен, воплощается зачастую в уникаль-

ных формах.

*См.:Луговская А. Дикий лоббизм становится в России реальной властью//Известия1994 21.06.

**См.:Кучеренко В. Кто они, самые состоятельные и влиятельные//Российская газета1994.01.07.

***См.:Гололобов Н. Премьер в роли суперлоббиста? «Газпром» переходит в частные руки//

      Независимая газета 1994. 27.09.

   В различных странах, ввиду своеобразия демократического строительства,

существующих институтов и норм, пытаются найти свои пути в разрешении

проблемы упорядочения лоббистской деятельности.

   Однако зарубежная практика наглядно свидетельствует, что существую-

щие способы оформления деятельности лоббистских групп пока ещё не поз-

воляют решить вопрос о том, как эффективно контролировать их, не нала-

гая в то же время излишних ограничений на общество, нуждающееся и

активно стремящееся к свободному развитию своего потенциала. По всей

видимости, России и здесь придётся пойти не всегда изведанными путями,

опираться на свой исторический опыт, культуру и жизненный уклад, на свои

национальные традиции.

   Вместе с тем важно учитывать и имеющийся мировой опыт. В государст-

вено- правовом механизме Российской Федерации должна быть создана

действенная система защиты коренных интересов населения, особенно его

социально уязвимых слоёв. Это требует, с одной стороны, формирования в парламентской практике полноценного института лоббизма, позволяющего

обеспечить в принимаемых законах своеобразное равновесие сил, баланс

противоположных интересов в быстро развивающемся российском обществе

т.е. отображения в нормах закона компромиссного решения. С другой сторо-

ны, целесообразно учредить при парламенте специальную службу(сходную с

Исследовательской службой Конгресса США), которая в противоположность

лоббистскому подходу представляла бы законодателю свободный от каких-

либо оценок материал, необходимый для адекватного отображения в законе

разнообразных социальных интересов. Думается, что в любом случае специ-

альный закон о лоббизме нам тоже не помешает. Именно в нём можно будет

установить разнообразные юридические средства, упорядочивающие лоб-

бистские процессы. Торгово-промышленная палата России в июле 1994 года

провела «круглый стол», на котором обсуждался проект закона «О регулиро-

вании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной

власти». В феврале 1995 года Фонд развития парламентаризма России орга-

низовал и провёл «круглый стол», посвящённый проблеме институционали-

зации лоббизма. В частности, обсуждался законопроект о регулировании

лоббистской деятельности в России. Однако дальше разговоров и дискуссий

дело не пошло. И лоббистская деятельность в России остаётся пока не урегу-

лированной.

      Полагаю, что российская действительность ещё долгое время вряд ли

позволит отечественному лоббизму стать одним из эффективных инструмен-

тов формирования демократической политики. Высокая степень коррумпи-

рованности, бюрократизм существенно влияют на методы лоббистской

деятельности. Кроме того, общественное сознание в России, имея глубокие

корни в общинной и социалистической психологии, с трудом пока восприни-

мает лоббизм, а слово «лоббист» зачастую используется как ругательное, с

аморально-криминальным оттенком. Сейчас в основном в лоббизме видят

лишь одну сторону- негативную, вкладывают в этот термин лишь «теневой»

смысл. Однако, если мы решили формировать гражданское общество, то от

лоббизма не уйти, ибо он выступает своеобразным спутником демократии.

              



















                            

                                          Заключение.

 

                  Рассмотрев лоббизм как неоднозначный политико-правовой

феномен, можно сделать ряд принципиальных выводов.

   Во-первых, сущность лоббизма заключается в оказании давления со сторо-

ны групп интересов на законодателей и других чиновников с целью приня-

тия выгодных для этих групп решений. Круг объектов лоббизма зависит от

сложившихся в стране норм и политической практики. В авторитарных

государствах, где парламент или отсутствует, или выполняет номинальные

функции, лоббисты направляют свои усилия на сотрудничество с фактичес-

кими законотворцами, т.е. чаще всего с правительством. И наоборот, там, где исполнительная власть имеет ограниченные полномочия в сфере законо-

творчества, лоббирование осуществляется в большинстве своём на парла-

ментском уровне.

   Во-вторых, лоббизм оказывает противоречивое воздействие на общество и

государство. С одной стороны, он способствует «оздоровлению» общества за

счёт постоянного взаимодействия государства и гражданского общества и

соответственно согласования их интересов, а с другой стороны, он может привести к формированию криминального государства, отстаивающего

узкогрупповые интересы и нарушающего при этом стабильность в обществе.

В какой-то степени, негативные последствия лоббизма можно уменьшить

путём правовой регламентации этой деятельности.

   Наконец, в-третьих, лоббизм в России по ряду объективных и субъектив-

ных причин, к сожалению, показал себя с негативной стороны. Однако оче-

видно, что без учёта этого феномена построить демократическое государство

и гражданское общество в России будет невозможно.  

 

    

  

 

   

 

 

 







                              Список использованной литературы.

1. Бетец М.В. – Лоббизм в правотворческой деятельности// Правоведение 1998.№1.

2. Вяткин К. – Лоббизм. Поддаётся ли он контролю?// Российская газета 1993.14.01.

3.  Гульченко И. – Эксперты-о лоббизме в России// Российская газета 1993.27.05.

4. Гололобов Н. – Премьер в роли суперлоббиста? «Газпром» переходит в частные

руки// Независимая газета 1994.27.09.

5. Кучеренко В. – Кто они, самые состоятельные и влиятельные//Росс.газета1994.01.07.

6. Ларин С. – Кто правит Америкой?...Лоббисты//Российская газета 1993.06.03.

7. Луговская А.-Дикий лоббизм становится в России реальной властью//Известия1994.

21.06.

      8.Малютин М., Нещадин А.-Лоббизм всего лишь средство обогощения//Известия1994.

            16.11.

      9.Политология для юристов:Курс лекций/под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько/ М.:

            «Юристъ», 1999.

     10.Смирнов В.В., Зотов С.В.-Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые

              проблемы// Государство и право. 1996.№1.

     11.Современные Соединённые Штаты Аметики:Энциклопедический справочник.

              М.,1988.

     12.Стуруа М.- «Русскому лобби» в США ещё предстоит родиться.//Известия1992.28.11.

     13.Словарь иностранных слов. М.,1988.     










                                                                                                     

Похожие работы на - Лоббизм

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!