Международная политика России
Международная
политика это прежде всего область, сфера взаимодействия субъектов
международных отношений – государств. К ней также можно отнести отношения
негосударственных организаций (профсоюзы, молодежные, спортивные, культурные,
организации экологов и т.п.).
В отношениях
между государствами лежит их стремление обеспечить реализацию своих
специфических интересов с помощью определенных средств (дипломатических,
военных и т.д.). Глубинной основой межгосударственных отношений являются все те
же основополагающие отношения властвования, подчинения. При этом они могут
реализовываться по – разному: от господства – аннексии (захвата чужой
территории) или контрибуции (материальной уплаты победителю) установления
протектората (всеохватывающего контроля) и до вовлечения или включения в сферу
своего влияния, своих интересов.
Что же касается
отношений между негосударственными организациями, то они, как правило, строятся
на принципах равноправия и сотрудничества.
Кроме того,
международной политикой принято считать определенную линию поведения, действия
государства – субъекта международных отношений, или согласованных действий
двух, нескольких, группы государств по достижению согласованных целей.
К последней
четверти 20-того столетия международная политика, отличающаяся сложностью,
многоплановостью и противоречивостью, обрела определенные характерные черты.
1.
В международном сообществе сложилось крайняя
неравнозначное социально – экономическое положение: в развитых государствах и
странах, сравнительно недавно вступивших на путь самостоятельного развития.
Так, в развитых капиталистических странах около 16% населения планеты
производят более 56% мировой промышленной продукции. В то же время в
развивающихся странах – 50% населения 14.3 % продукции. Согласно данным
немецкого еженедельника «Пайт», уровень национального дохода на душу населения
в 1987г. составил в различных группах стран очень разнородную картину.
В беднейших странах с населением 2.5 млрд. человек, он равнялся 350
долларов в год.
В бедных с населением около 600 миллионов человек от 350 до 1500
долларов в год.
В средне обеспеченных – от 1500 до 7000 долларов в год. Здесь
численность населения оценивалась в 685 млн человек.
На конец, к зажиточным и богатым странам журнал относит те, где доход
на душу населения превышает 7000 в год – Франция, Австрия, Нидерланды,
Великобритания, Италия, США, Швеция, Япония, ФРГ, Швейцария, ОАЭ и др.
2.
Освободившиеся страны на сегодняшний день имеют
следующий комплекс проблем: более 700 миллионов голодающих, 1.5 млрд человек
практически лишены квалифицированной медицинской помощи, 350 млн неграмотных, 1
млрд. человек не имеют нормального жилья. При этом разрыв в жизненном уровне
наиболее богатых и бедных стран увеличивается.
3.
Накопленные запасы невиданного по своей мощи оружия
массового поражения (примерно в миллион раз превышающие мощность бомбы,
уничтожившей Херосиму) поставили под угрозу само существование человеческой
цивилизации.
В этих условиях
развивающиеся страны выдвинули в 1974г. требования пересмотра международного
порядка, что обусловило принятие Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации об
установлении нового международного экономического порядка».
С выходом в
свет книги голландского ученого Яна Тинбергена «Пересмотр международного
порядка» это понятие прочно вошло в научный оборот.
С тех пор
концепция «нового порядка» в международных отношениях, которая включает в себя
три аспекта: экономический политический и информационный – стала предметом
изучения многих исследователей как на Западе, так и в России.
В
частности, большой вклад в этом плане внесен в политологию международных
отношений учеными Римского клуба – неправительственной международной
организацией ученых, представителей политических и деловых кругов из различных
стран мира, основанной в 1968г.
Объединение
ученых и политиков, деловых людей в Римском клубе было обусловлено в
значительной мере тем, что перед мировым сообществом возникли (во всяком
случае, были осознанны) глобальные проблемы, от решения которых зависит будущее
человечества. Эти проблемы можно свести в несколько групп:
1.
политические : обеспечение безъядерного мира,
укрепление международной безопасности, отказ от территориальных притязаний,
«холодной войны» и противостояния военно – политических блоков (прежде всего
НАТО и Варшавского договора), переход к отношениям доверия и сотрудничества;
2.
экономически: жизнеобеспечение нынешнего и будущих
поколений, развитие энергетического потенциала, рациональное использование
природных ресурсов, ликвидация последствий колониализма, сближение уровней
развития «богатых» и «бедных» стран;
3.
социальные: регулирование численности населения
земли, борьба с наиболее опасными заболеваниями, ликвидация бедности, нищеты,
неграмотности, обеспечение населения жильем и работой, приобщение всех народов
к мировой науке и культуре;
Из сказанного выше видно, что наиболее острые ситуации сложились и
должны решаться в области политических отношений. Основные принципы нового
политического порядка, в котором нуждается мир, хорошо сформулированы в
документах Движения неприсоединения: «мирное сосуществование, добрососедство,
равноправное сотрудничество, ограничение гонки вооружений и разоружение,
ликвидация колониализма и неоколониализма, отказ от экспансии и гегемонизма».
Как свидетельствую события последних лет, мировой политический процесс
в общем и целом развивается в направлении создания нового порядка. Так,
некоторые и современных мировых процессов непосредственно связаны с ликвидацией
биполярной системы международных отношений – в роспуске СЭВ и Организации
Варшавского договора, провозглашением принципа «Партнерство во имя мира» в
отноениях стран НАТО и бывших Европейских членов мировой социалистической
системы.
Следует, однако, отметить, что хотя старого порядка в значительной мре
уже не существует, прошедшие естественные изменения (распалась мировая система
социализма., распался мир сверхдержав: СССР самоликвидировался и т.д.)
породили нечеткий новый мировой порядок, а значительный беспорядок в мировой
политики.
Возникла реальная угроза расползания ядерного оружия, обострились и
возникли новые региональные конфликты (бывшая Югославия, бывший СССР – Карабах,
Чечня, Такжикистан, Абхазия, Молдова и т.д.).
Более того, экономическое и политическое ослабление России создает
объективную и реальную возможность ориентации мирового развития и сообщества на
одного лидера – США или ограниченную группу государств с ними во главе.
Это стало особенно ясно во время трагических событий в Боснии и
Герцеговине – бывших территориях социалистической Югославии, где США через НАТО
беспрепятственно проводят свою линию внешней политики, пользуясь поддержкой ООН
и оттесняя Россию на второстепенные позиции.
Как уже отмечалось, политическая мысль с древних времен концентрировала
внимание преимущественно на вопросах войны и мира.
В период рабовладельческого и феодального этапов исторического развития
политической науки не существовало. Политики занимались рассуждениями о
проблемах войны и мира с чисто прикладных практических позиций. Лишь в 19веке
делаются первые попытки анализа европейской политики, начинаются теоретические
исследования международных отношений, закономерностей и перспектив их развития.
В 20 веке эти теоретические разработки начинают оказывать определенное
всевозрастающее воздействие на международную политику. Более того, политология
международных отношений постепенно выделяется в самостоятельное направление
политической науки.
Глобализация проблем международной политики обусловила появление теорий
международных отношений, попыток правого подхода к решению этих проблем.
Особенно усиливаются эти процессы после второй мировой войны в условиях
нарастающей опасности ядерного противостояния и угрозы термоядерной войны. В
различных странах появляются политические теории, опирающиеся на трезвый анализ
складывающихся в международных отношениях реалий.
В последние годы весьма существенно разработана концепция
государственных интересов. При этом к числу приоритетных исследователи относят
национальную безопасность, связанную с обороной страны и соответствующими
дипломатическими действиями, а также экономические интересы, связанные с
укреплением позиций на мировом рынке и защитой внутреннего рынка, и интересы
утверждения «Нового мирового порядка». Логика исследований диктовала
необходимость сравнения различных подходов к рассмотрению этих проблем, т.е.
сопоставления точек зрения, отражающих интересы отдельных государств.
Для политологии вообще характерен сравнительный метод. В области
международной политики важное значение имеет сопоставление политических
режимов, форм правления, легитимности правящих структур и т.д. , которые в
решающей степени определяют внешнеполитическую деятельность государств.
Сравнение различных политических систем позволяет выявить наиболее
совершенные из них и использовать накопленный опыт формирования и
функционирования политических институтов в практике других государств. Если
сравнительный метод применять в политическом анализе внутри страны, то здесь
может идти речь о сравнении политической жизни в различных регионах, об
эффективности местного самоуправления, о рейтинге и потенциальных возможностях
различных партий и политических лидеров.
Не подвергая специальному анализу отдельные теории международного и
внутреннего аспектов сравнительной политологии, отметим лишь, что в России до
самого последнего времени на них не было «социального заказа».
Вместе с тем, политология с конца 80-х годов добилась в России
общественного признания и стала притягательной для многих, порой недостаточно
профессионально подготовленных людей. Особенно это относится к политических
деятелям и функционерам, которые зачастую свое видение экономических и
политических процессов как внутри, так и во внешеполитической жизни считают
«истинной в последней инстанции» и предлагают свой путь «решения всех проблем».
В результате – крупные провалы во внешней политике: необоснованно
поспешный вывод российских войск из стран бывшего Варшавского договора без
предварительного создания условий для их размещения в России, отсутствие четких
и твердых позиций по поводу о судьбе т.н. русскоязычного населения в странах
ближнего зарубежья и ряд других проблем.
Список литературы:
1. Сербин В.С «Основы
Политологии» Учебное пособие Пятигорск 1995г. 122с
2. «Основы политологии» Учебное
пособие – Ростов на Дону 1993г.
3. Политология.
Энциклопедический словарь – М. Изд-во Московского Коммерческого института.