Типы и формы государства
ПЛАН.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.
2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ.
3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Введение
Сегодня , пожалуй ,нет более спорного
вопроса в политической науке , чем вопрос государства , его природе и роли в
общественной жизни.
Государство – это
прежде всего исторически сложившиеся , сознательно организованная социальная
сила , управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная
обществом и планомерно функционирующая организация , оказывающая огромное
воздействие на жизнь индивидуумов , социальных групп и всего общества. А из
этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства
. Управление обществом – управление определенной массой людей , на которой и
могут быть распространены государственные управленческие функции.
Традиционно
отечественная теория государства и права в этих целях выделяет в формах
государства три основных , взаимосвязанных блока:
форму правления ,
форму национального и административно-территориального устройства ,
политический режим.
Особенности государства конкретного
исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При
неизменности формальных признаков ( территории , публичной власти ,
суверенитета ) государство по мере общественного развития претерпевает
серьезные изменения .
Особенности исторических периодов (этапов ,
эпох ) в развитии государственно-организационного общества у различных народов
в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные
общие черты , характерные для всех государств данного периода. Первые попытки
такого обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного
строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием.
Аристотель считал , что основными критериями разграничения государств являются:
1.
Количество властвующих в государстве
2.
Осуществляемая государством цель.
По первому признаку
он различал правление одного , правление немногих , правление большинства. По
второму признаку все государства делились на правильные ( в них достигается
общее благо ) и неправильные ( в них преследуются частные цели ). Отвлекаясь от
конкретных условий того времени , Аристотель считал главное различие государств
в том , какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.
Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов (разновидностей) –
естественный процесс , определяемый природой. Государство развивается по
бесконечному кругу , который включает фазы зарождения , становления , упадка и
исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь.
История подтверждает , что цикличность в развитии
государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее ,
главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу смены циклов в
развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти
и человека.
Разнообразие
научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного
общественного явления стало обьективной основой концептуального плюрализма
типологии государств. Марксистко-ленинская типология государства и права
базируется на категории общественно-экономической формации.
Формация – исторический
тип общества , основанный на определенном способе призводства. Уровень развития
производительных сил определяет материально-техническую базу общества , а
производственные отношения , складывающиеся на однотипной форме собственности
на средства производства , составляют экономический базис общества , которому
соответствуют определенные политические , государственно-правовые и другие
надстроечные явления.
Переход от одной
общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены
отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим
строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за
собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу
марксистско-ленинской типологии государства и права.
Исторический тип
государства , согласно марксистско-ленинской теории , выражает единство
классовой сущности всех государств , обладающих общей экономической основой ,
обусловленной господством данного типа собственности на средства производства.
Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе
собственности на средства производства , а следовательно , в экономическом
господстве определенного класса ( классов ). Тип государства определяется на
основании того , какой экономический базис это государство защищает , интересам
какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство
приобретает сугубо классовую определенность , выступая в качестве диктатуры
экономически господствующего класса.
Формационный
критерий , лежащий в основе марксистской типологии
государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :
рабовладельческое ,
феодальное и последний – социалистическое , которое , теоретически , в
ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное
коммунистическое самоуправление .
Перечислим основные
характеристики различных типов государств , выделяемых на основании данной
концепции.
Рабовладельческий
тип государства – исторически первая государственно-классовая организация
общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация
политической власти господствующего класса в рабовладельческой
обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита
собственности рабовладельцев на средства производства , в том числе на рабов.
Феодальный тип
государства – результат гибели рабовладельческого
строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое
государство , согласно марксистский теории , есть оружие классового господства
крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий
феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности . Данный тип
государства функционирует на базе производственных отношений , основанных на
капиталистической частной собственности на средства производства и юридической
независимости рабочих от эксплуататоров.
Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции , которая
ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях
государственную машину . Социалистическое государство – орудие политической
власти трудящихся масс ( классов ), выражает интересы трудового народа ,
обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
Социалистический
тип права – это высший тип правовой системы общества , диаметрально
противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право
возводит в закон волю трудящихся масс , служит классовым регулятором
общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшему ,
коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках
постепенно перерастают в систему
общественного коммунистического самоуправления и социальных норм
коммунистического общежития.
В марксистском
понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового
содержания государственной и правовой организации общества от типа
экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие
переходной государственности.
Переходное
государство – представляет собой государственность ,
возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов
и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем , по мере
преобладания господствующей формы собственности , подобные государства должны
примкнуть к определенному историческому типу государства , капиталистическому
или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных
форм собственности ( родоплеменной , полуфеодальной , смешанной ,
капиталистической с элементами общественной собственности ) – экономическая
основа этих государств.
Концепцию переходного государства разработал
В.И.Ленин . В контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности
перехода отдельных стран к социализму , минуя капиталистическую стадию.
Главной задачей
государства социалистической ориентации считалось создание экономических ,
социальных , политических , идеологических , культурных предпосылок для перехода
к социализму.
Государства
капиталистического пути развития по мере формирования
производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.
Первопричина смены
исторических типов государств считается социально – экономическое развитие общества.
Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало
господству нового способа производства , новым производственным отношениям ,
которым соответствует новый тип государственности и права . Смена одного
исторического типа государства другим происходит в результате социальной
революции.
Смена исторических
типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей
государственной машины и создание нового механизма государства , отвечающего
новым условиям социально – экономического развития общества.
Преемственность
между историческими типами государств заключается , главным образом , в
использовании структуры , форм и методов организации государственной власти
прошлого , которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в
меньшей мере зависят от конкретной сущности государства.
Наиболее
четко черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма –
ленинизма в эксплуататорских типах государств , которые роднит их общая
эксплуататорская сущность , необходимость установления государственности ,
позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны.
Одновременно подчеркивается , что преемственная связь при смене исторических
типов государства и права по-разному проявляется и при переходе от
эксплуататорского общества к социализму.
Анализируя
все известные эксплуататорские типы государств , марксистско – ленинская теория
выделяет их следующие общие признаки:
1.
Все эти государства являются политической
надстройкой над такими производственными отношениями , которые базируются на
частной собственности и эксплуатации человека человеком .
2.
Они представляют организацию политической власти
эксплуататоров , подавляющей большинство населения.
3.
Все эксплуататорские государства стоят над
обществом и все более отчуждают себя от него.
4.
По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской
социально – экономической системы и обострения классовой борьбы политическая
власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся ,
незначительной части людей.
В отличии от
эксплуататорских государств социалистическое государство представляет
собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты
государства социалистического типа:
1.
Все государства данного типа базируются на
общественной собственности на орудия и средства производства , на отношениях
товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
2.
Социалистическое государство – это политическая
организация подавляющего большинства населения , а по мере преодоления классовых
антагонизмов , и всего народа.
Классово –
формационный подход к типологии государств до
последнего времени был единственным . Типом государства называется
«совокупность государств , развивающихся в рамках одной и той же общественно –
экономической формации классового общества и характеризующихся единством
классовой сущности и экономической основы»1 . «Исторический
1Основы теории государства
и права , М., 1982. С.23
тип государства (
или права ) это совокупность наиболее существенных признаков , свойственных
государствам ( или правовым системам ) единой общественно – экономической
формации 1 . Тип государства определяется экономическим строем классового
общества , соответствующей ему классовой структурой , эксплуататорской или
неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью.2
Так
,Г.Елинекс писал , что “несмотря на постоянное развитие и преобразования ,
можно , однако , установить некоторые прочные признаки , придающие
определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории
черты определенного типа 3. «Он подразделяет все государства на два типа : идеальный и
эмпирический. Идеальный тип – это мыслимое государство , которое в реальной
жизни не существует. Идеальному государству противопоставляет эмпирический ,
который получается в результате сравнения отдельных , реально существующих
государств друг с другом.
Английский
ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации , под которым он
понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества , отличающееся
общностью культурных , экономических , географических и других факторов.
Цивилизованный
подход:
Во-первых , при анализе экономического
базиса упускается из вида важный фактор , как многоукладность .
Во-вторых
, при формационном рассмотрении структуры классового общества их социальный
состав значительно сужается , так как в основном учитываются только классы
антагонизмы.
В-третьих
, формационный подход ограничивает анализ культурно – духовной жизни общества
кругом тех идей , представлений и ценностей , которые отражают интересы
основных антагонистических классов.
Основное отличие
понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в возможности раскрытия
сущности любой исторической эпохи через человека , через совокупность
господствующих в данный период представлений каждой личности о характере
общественной жизни , о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек
при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как
подлинно творческая и конкретная личность , а не как классово-обезличенный
индивид.
Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть в государстве
не только инструмент политического господства эксплуататоров ,
над
1 Теория государства и
права .М., 1985. с.82
2 Теория государства и
права .М., 1985. с.41
3 Еллинек Г. Указ.соч.
с.210
Западноевропейская
наука классифицирует государства в зависимости от
характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По этому
признаку выделяют два типа государственности :
демократия и
автократия.1 Г. Кельзен считал , что в основе типизации современных государств
находится идея политической свободы. В зависимости от того места , которое
занимает индивид в создании правопорядка , различаются два типа государства .
Если индивид активно участвует в создании правопорядка ,- налицо демократия ,
если нет – автократия .2
Подобную трактовку
типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер . Он делит все
государства на два типа :
1.
Династические (антидемократические) , где общая
волна не выражает воли большинства населения
2. Демократические , где государственная
власть выражает волю всего общества или большинства его членов и в которых
народ либо непосредственно правит , либо активно поддерживает правительство.3
Немецкий
ученый Р. Дарендорф , подразделяя все государства на демократические и
антидемократические , делал вывод , что в результате постепенной демократизации
общество классовой борьбы становится обществом граждан , в котором хотя и нет
недостатков в неравенстве . но создана общая для всех основа , и которая делает
возможным цивилизованное общественное бытие.4
Итак
, понятие государства и права многомерно и многовариантно. Оно состоит из
различных научных оснований , которые позволяют выделить наиболее общие
свойства и черты , характерный для той или иной исторической группы государств
и правовых систем.
Типология
государства тесно связана с понятием формы государства.
Форма
государства – сложное общественное явление , которое
включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного
устройства и форму государственного режима.
Форма правления представляет собой структуру
высших органов государственной власти , порядок их образования и распределения
компетенции между ними .
1 Автократия – от
греческого auto-krator-самовластный, имеющий
неограниченное право
2 см: Кельзен Г. Общая
теория государства и права .Кембридж.1946г.
3 см: Макайвер Р.
Современное государство . Оксфорд . 1964г.
4 см: Дарендорф Р.
Фрагменты нового милитаризма . Штутгард . 1987г.
Форма
государственного правления позволяет уяснить :
-
Как создаются высшие органы власти и каково их
строение;
-
Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между
высшими и другими государственными органами ;
-
Как строятся взаимоотношение между верховной
государственной властью и населением страны;
-
В какой мере организация высших органов государства
позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
Уже Аристотель ,
вслед за Платоном , столкнувшись с самыми разными формами организации и
осуществления государственной власти в Древнем Мире , попытался разработать
классификацию государств по критерию , кто и как правит в этих государствах ,
то есть по критерию формы правления . Он выделил несколько форм правления :
монархию , республику , деспотию – положив в основу классификации способы образования
органов государства , их соотношение , приемы осуществления государственной
власти .Прежде всего теория государства и права два основных устройства
государственной власти , которые характеризуются содержанием формы правления :
монархию и республику.
Монархическая – “
персональное единовластие ” – древняя форма правления .
Впервые
зародилась в раннеклассовых обществах , власть в которых захватывали
военноначальники , представители разросшихся семей или соседских общин . Свои
истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой ,
социально не слишком расчлененной организации общества , которая появилась на
рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры , в итоге нелитической
революции.
В
этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на жестко
централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и понятной.
Монарх
назначал чиновника по управлению регионами или функциональными службами , те в
свою очередь назначали более мелких руководителей работ . Такая вертикальная
иерархия власти позволила строить весьма эффективную форму правления , при
которой земледельцы – общинники , ремесленники и другие члены этих
раннеклассовых обществ могли решать свои споры.
Сам
же монарх решал , в нормальном режиме прав , вопросы связанные с организацией и
осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками ( советниками ) ,
среди которых были пророки, предсказатели , другие культовые служители.
Монархии
, как форме правления , присуще четкие юридические признаки. Монарх
персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней политике как
глава государства . Монарху же приходится принимать решения по самым важным
вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей полнотой власти .
Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в государстве . Его
власть объявлялась священной , наделялась религиозным ореолом. Она
распространялась на все сферы жизни, в том числе и на судебную. Таким образом ,
власть монарха не знает ограничений и может и может распространятся на
различные сферы государственной деятельности. Монарх – свободный от
ответственности . Он не несет конкретной политической и юридической
ответственности за результаты своего правления , а за ошибки злоупотребления в
государственном правлении отвечают его советники.
Древневосточная монархия. В государствах
Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя
, патриархального быта . Рабовладение здесь носило коллективный или семейный
характер и только государственные рабы принадлежали монарху.
Древнеримская монархия выступала в форме
империи (I-III века нашей эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода –
период принципиата и период доминанта. При принципиате формально еще
сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения
республики. Действуют консулы , преторы и народные трибуны , но существенной
роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.
В III веке н.э. в
Риме устанавливается неограниченная монархия ( доминант ). Полностью исчезают
республиканские учреждения . Управление государством – полностью в руках
императора , который назначает исполнителей – сановников .Порядок
поддерживается при помощи административно – судебного и военного аппарата.
Феодальная (
средневековая монархия ) последовательно переходит три
периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и
абсолютной монархии .
Конституционная
монархия представляет такую форму правления , при
которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно
это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Формально
она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии , и до настоящего
времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).
Конституционная монархия бывает парламентной
и дуалистической .
Парламентная монархия характеризуется
основными свойствами :
-
Правительство формируется из представителей
определенной партии , получивших большинство на выборах;
-
Лидер партии , обладающей наибольшим числом
депутатских мест , становится главой государства ;
-
В законодательной , исполнительной и судебной
сферах власть монарха фактически отсутствует , она является символической ;
-
Законодательные акты принимаются парламентом и
формально подписываются монархом ;
-
Правительство согласно конституции несет
ответственность перед парламентом.
При дуалистической монархии государственная
власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена
между правительством , формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма
правления существовала в кайзеровской Германии.
Республика – такая
форма правления , при которой верховная государственная власть осуществляется
выборными органами , избираемым населением на определенный срок.
Все высшие органы
государственной власти – разного рода собрания , советы имеют сложную структуру
, наделяются определенными , только им свойственными полномочиями и несут
ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.
Органы
республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой
деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой государственной власти.
Надо
обратить внимание и на то обстоятельство , что все ветви единой государственной
власти осуществляют именно властные полномочия , т.е. организуют и обеспечивают
отношения “ власти – подчиненные ”в соответствующих сферах государственной
жизни . Кроме того , следует подчеркнуть , что , несмотря на разделение властей
, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно , системно ,
организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без
друга . Например : исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту
проекты законов , а судебная власть функционирует как система , предотвращающая
нарушение законов .
Впервые идею
разделения власти глубоко , подробно разработал в своем фундаментальном труде
Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против произвола , политических ошибок ,
злоупотреблений , порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал
правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем
самым современную форму демократии.
Вместе
с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и власть
главы государства , президента . Эта самостоятельность , вытекающая из статуса
главы государства , как гаранта конституции . Эта власть обеспечивается не
только распределением полномочий между президентом и парламентом , президентом
и правительством , и созданием при президенте специальных органов ( администрации
, управлении делами , комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении
его полномочий главы государства , гаранта конституции , например : в
реализации его права законодательной инициативе.
Большое
отличие от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти .
Республика – это такая форма правления , при которой все высшие органы
государственной власти избираются народом , либо формируются общенациональным
представительным учреждением . История государственно – организованного
общества , его народов знает несколько основных разновидностей республиканского
правления.
Афинская демократическая республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее особенности и значительный демократизм обусловливались социальной
структурой афинского общества , характером рабовладения , а также наличием
коллективного рабовладения . В республиканский период а Афинах сложилось
эффективная система органов власти , имеющая четкую структуру и функции .
Система государственных органов состояла из народного собрания , совета пятисот
, выборных должностных лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего судебного и
политического органа ).
Высшим органом государственной власти в
Афинах было народное собрание которому подчинялись все остальные органы и
должностные лица . В его работе принимали участие полноправные граждане ,
достигшие 20 лет. Главной функцией народного собрания бало принятие законов ,
но и осуществлялась разнообразная административная и судебная деятельность .
Народное собрание
объявляло войну и заключало мир ; ведало высшими сношениями ; избирало
военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными делами , вопросами
продовольствия . конфискацией имущества.
Высшим
исполнительным органом власти был совет пятисот. Он формировался из
представителей территориальных подразделений и руководил повседневной
практической деятельностью государств. Ареопаг был чрезвычайно влиятельным
органом государственной власти. Он мог отменять решения народного собрания ,
контролировать деятельность совета пятисот и должностных лиц. Состоял ареопаг
из архонтов ( высших должностных лиц ) и бывших архонтов , которые назначались
пожизненно . Реформы Эфиальта (462 г.) лишили ареопаг высших политических
функций , и он превратился в судебный орган.
Спартанская аристократическая республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта , в отличии от Афин , возглавлявших демократическую часть
населения полисов , объединяла вокруг себя в основном их аристократическую
часть.
Формально верховная
власть принадлежала двум царям , фактически она ограничена в пользу аристократии.
Цари являлись военноначальниками , в военное время им принадлежала судебная
власть , ведали делами культа.
Законодательную
власть осуществлял совет старейшин ( герусия ) . Герусия состояла из двух царей
и 28 членов совета , избираемых из представителей аристократии пожизненно.
Высшую правительственную власть осуществляла коллегия эфоров , ежегодно
избираемых из числа заслуженных аристократов. Эфоры осуществляли контроль за
деятельностью всех государственных органов и должностных лиц , в том числе и царей
. Они рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела , решали вопросы
внешней политики , осуществляли набор войска.
Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.). Верховной властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената
назначались особо уполномоченными лицами ( цензорами) , которые в свою очередь
назначались народным собранием. Все вопросы , решающиеся в местных органах
власти (центуриях) , предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената
являлось установление диктатуры , после чего все должностные лица республики
переходили в подчинение диктатора , срок полномочий ограничен шестью месяцами.
Сенат обладал и другими важными полномочиями: он распоряжался казной и гос.
имуществом , решал вопросы войны и мира , назначал командующих войсками и
судебные коллегии. Народное собрание , а позже народный трибунат , делали все
возможное для охраны граждан от злоупотребления властей.
Заслуга римской
государственности состоит в том , что она оказала большое влияние на характер и
структуру государственной власти ряда стран более поздних цивилизаций. Но в
большей мере были восприняты положения римского права. Римские юристы впервые
сформировали важнейший правовой институт цивилизованного общества – право
собственности . Они подразделяют систему права на две части : право частное и
право публичное .
Города – республики ( феодальные республики ).
Возникает наряду с феодальными монархиями . Феодальные республики складываются
в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов , за
которыми признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать
законы , осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти (
сеньору ) город был обязан вносить определенные взносы , выделять граждан для
военной службы.
Ярко выраженными
городами-республиками были Флоренция , Венеция , Генуя – в Италии , Новгород и
Псков . Вольные города складывались и в Германии , Англии , где основную роль
играли купцы и ремесленники.
Наиболее
существенной чертой многих городов – республик было признание свободы граждан и
свободы рыночных отношений .
Парламентарная республика – разновидность
современной формы государственного правления , при которой верховная власть в
организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства
избирается парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он
обнародует законы , издает декреты , имеет право роспуска парламента ,
назначает главу правительства , является главнокомандующим вооруженными силами
.
Глава правительства
(премьер-министр) назначается президентом . Он формирует возглавляемое им
правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает
за свою деятельность перед парламентом . Главной функцией парламента является
законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Обладает
важнейшими финансовыми полномочиями.
Парламентская форма
республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов
государственной власти , которая реально обеспечивает демократизм общественной
жизни , свободу личности , создает справедливые условия человеческого общежития
, основанного на началах правовой законности.
Президентская республика – соединяет в руках
президента полномочия главы государства и главы правительства. Характерные
черты:
-
Внепарламентский метод избрания президента и
формирования правительства;
-
Ответственность правительства перед президентом , а
не перед парламентом;
-
Более широкие , чем в парламентской республике ,
полномочия главы государства.
Социалистическая республика – особая форма
государственного правления , которая возникла в ряде стран в результате
социалистической революции. Основные особенности :
-
Ведущая роль принадлежит представительным органам ,
которые составляют основу аппарата государственной власти ;
-
Социалистическая республика должна сочетать
политическое , хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в
едином государственном механизме , что позволило бы государственной власти
суверенно распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и
контролировать распределение материальных и духовных благ;
-
Высшие и местные органы власти объединяются в
единую представительскую систему , основанную на принципе демократического
централизма;
-
В условиях социалистического государственного
правления законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих
представительных учреждений;
-
Социалистическая республика создает необходимые
условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его
партии в общественной и государственной жизни.
Различают три
разновидности социалистической формы государственного правления : Парижскую
коммуну , Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику
, которые изначально выступают как государственная форма диктатуры
пролетариата.
Парижская коммуна считается исторически первой
формой диктатуры пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала
принцип всеобщего и равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью
разрушила старый государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом
власти являлся совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые
коммуна осуществляла высшие законодательные , исполнительные и судебные
функции. В-третьих , подобная структура государственной власти в коммуне
полностью отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию
разделения властей.
Республика
Советов – возникла в новых исторических условиях в
России. В республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной
форму организации власти и выделяет следующие ее признаки:
-
Слом старого буржуазного государственного аппарата
и образование таких органов власти , которые бы обеспечивали защиту завоеваний
революции вооруженной силой рабочих и крестьян.
-
Обеспечение реального участия трудящихся масс в
управлении государством , превращения Советов в политическую основу
государственного строя , совмещения в них функций законодательного и
исполнительного органа.
-
Руководящая роль в организации государственной и
общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса , которая
определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства .
Народно –
демократическая республика – возникает после второй
мировой войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской
формы правления.
Советская и народно
– демократическая формы правления полностью отрицали прогрессивные стороны
парламентаризма и принцип разделения власти . Важнейшим фактором , который
обусловливал специфику данной конкретной формы государства любого типа ,
считалось соотношение классовых сил, борьбы классов.
Форма государственного устройства – это национальное
и административно – территориальное строение государства , которое раскрывает
характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными и
местными органами власти.
Форма
государственного устройства показывает:
-
Из каких частей состоит внутренняя структура
государства;
-
Какое правовое положение этих частей и каково
взаимоотношение их органов;
-
Как строятся отношения между центральными и
местными государственными органами;
-
В какой государственной форме выражаются интересы
каждой нации , проживающей на территории данного государства.
По форме
государственного устройства все государства можно разделить на три основные
группы : унитарное , федеративное и конфедеративное.
Унитарное
государство – это единое цельное государственное образование , состоящее из
административно территориальных единиц , которые подчиняются центральным
органам власти и признаком государственного суверенитета не обладают .
Характеризуется следующими признаками:
-
Во-первых , унитарное государство предполагает
единые , общие для всей страны высшие представительные , исполнительные и
судебные органы которые осуществляют верховное руководство соответствующими
местными органами.
-
Во-вторых , на территории унитарного государства
действует одна конституция , единая система законодательства , одно гражданство
. В нем функционирует единая денежная система , проводится обязательное для
всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная
политика.
-
В-третьих , составные части унитарного государства
( области , департамента , провинции ) государственным суверенитетом не
обладают . Они не имеют своих законодательных органов , самостоятельных
воинских формирований и др. атрибутов государственности . В то же время местные
органы в унитарном государстве обладают известной , а иногда и значительной
независимостью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное
государство централизованным и децентрализованным . Централизованное – если во
главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра
чиновники , которым подчинены местные органы самоуправления . В
децентрализованных государствах местные органы государственной власти
избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении
вопросов местной жизни.
-
В-четвертых , унитарное государство , на территории
которого проживают малочисленные национальности , широко допускает национальную
и законодательную автономию . В Монголии автономным государственным
образованием является Баян – Улэгэйский аймак , на территории которого проживает
в основном лица казахской национальности.
-
В-пятых , в унитарном государстве все внешние
межгосударственные сношения осуществляют государственные органы , которые
официально представляют страну на международной арене.
-
В-шестых , унитарное государство имеет единые
вооруженные силы , руководство которыми осуществляется центральными органами
государственной власти .
Федерация представляет собой добровольное
объединение нескольких , ранее независимых государственных формирований в одно
союзное государство.
В федерации
существует два уровня государственного аппарата : федеральный , союзный и
республиканский . На высшем уровне федерации характер государственности
выражается в создании двухпалатного союзного парламента , одна из палат
которого отражает интересы субъектов федерации. При ее формировании
используется принцип равного представительства вне зависимости от численности
населения . Другая палата формируется для выражения интересов всего населения
государства , всех его регионов . В федерации может также существовать
государственный аппарат и на местном уровне . Одним из формальных признаков
федерации является наличие двойного гражданства , каждый гражданин считается
гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного
образования . И это закрепляется конституциями государств. Это означает , что
объем прав и свобод у каждого гражданина , независимого от того , на территории
какого субъекта федерации он проживает , один и тот же.
В федеративном
государстве функционирует правовая система , построенная на принципе
централизации , единства . Но субъекты федерации могут создавать и собственную
правовую систему.
Финансовая
зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному
механизму , с помощью которого центральная власть подчиняется и контролируется
субъектами федерации.
Главным вопросом любой федерации является
разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. Практика
федеративных государств показывает что вопрос полномочий федерации и местных
органов решается на основе трех принципов :
1. Принцип исключительной компетенции федерации , т.е. определение
предметов ведения.
2.
Принцип совместной компетенции , т.е. установление
одного и того же перечня предметов ведения как федерации , так и субъектов.
3.
Принцип трех сфер полномочий предполагает
установление федеральных полномочий.
Мировой опыт
показывает , что федеральное государственное устройство более прочно в тех
странах , где ликвидирована дискриминация по национальному признаку ,
укоренилась политическая культура . Можно привести конкретный пример ,
рассмотрев российский федерализм.
В своем развитии
российский федерализм прошел три основных этапа:
1.
Создание основ социалистического федерализма (1918
–1936 г.).
2.
Утверждение фактического унитаризма в
государственном устройстве России (1937-1985 г.).
3.
Реформы государственного устройства перед
Конституцией 1993 г..
Федерализм возник и
развивался в России по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу
федерации не реальную демократизацию власти , а преодоление «национального
гнета». Начался хаотический процесс создания автономий по национальным или
географическим признакам , хотя ясных границ национального разделения не
существует , и население было смешанным.
Процесс создания
автономий , изменения их границ и после принятия в 1925г. новой Конституции
РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР закрепила создание союзного
государства , в которой РСФСР стала одной из равноправных республик. Созданный
в 1922г. СССР являл собой иное федеральное государство , т.к. состоял из разных
субъектов с правом выхода из федерации.
Ко времени принятия
Конституции СССР 1936г. и РСФСР 1937г. государство по существу стало унитарным.
Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего влияния на
политику репрессий , которые существовали под руководством Коммунистической
партии в масштабах страны.
Мощная
демократическая волна , вызванная перестройкой и послевоенными реформами ,
обострила процесс государственно-правового развития страны в целом и России в
частности.
Национальные федерации характеризуются более
сложным государственным устройством. Национальная федерация , независимо от ее
разновидностей , имеет основные признаки :
1.
Субъектами такой федерации являются национальные
государства и национально-государственные образования , которые отличаются друг
от друга национальным составом населения , его особой культурой , бытом ,
традициями , обычаями.
2.
Национальная федерация строится на принципе
добровольного объединения составляющий его субъекта.
3.
Национальная федерация обеспечивает государственный
суверенитет больших и малых наций , их свободное и самостоятельное развитие.
4.
Высшие государственные органы национальной
федерации формируется из представителей субъектов федерации.
5.
Важнейшей особенностью национальной федерации
является правовое положение ее субъектов.
Субъекты
национальной федерации в сфере международных отношений могут установить
дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества , заключать
политические , экономические и др. договоры.
В этой связи важно
различать союзное государство , складывающееся в условиях территориальной
федерации , и союз государств , которые объединяются по национальному признаку.
Союзное государство является федерацией , основанной на договорной
территориальной основе , а союз государств – федеральное объединение
национальных государств , которые обладают как государственным , так и
национальным суверенитетом.
Специфика
территориально-национальной федерации состоит в том , что такое государство
должно не только интегрировать , но и дифференцировать интересы всех субъектов
, как национальных , так и территориальных.
Конфедерация – временный юридический союз
суверенных государств , созданный для обеспечения их общих интересов.
1.
Конфедерация не имеет своих общих законодательных ,
исполнительных и судебных органов , характерных для федерации.
2.
Конфедерация не имеет единой армии , единой системы
налогов , единого гос. бюджета.
3.
Конфедерация сохраняет гражданство тех государств ,
которые находятся во временном союзе.
4.
Конфедеративные государственные органы могут
договорится о единой денежной системе , единых таможенных правилах , единой
межгосударственной кредитной политике на период существования данного
государственного образования.
5.
Конфедеративные государства недолговечны . Они или
распадаются по достижению общих целей или превращаются в федерации ( Германский
союз 1815-1867 гг., Швейцарский союз 1815-1848гг., Австро-Венгрия 1867-1918гг.)
Содружество – весьма редкое , еще более аморфное , чем конфедерация , но тем не
менее организация. Объединяющие их признаки могут касаться
, во-первых ,
экономически ( одинаковая форма собственности , интеграция хозяйственных связей
, единая денежная система и др.) , во-вторых , права ( уголовного ,
гражданского , процессуальных норм , сходство имеет и правовой статус
гражданина) , в-третьих , языка , в-четвертых , культура (иногда культурная
общность имеет единое происхождение , иногда достигается путем взаимообогащения
, или даже привнесения и ассимиляции иных , чужеродных элементов ) , в-пятых ,
религии (но не всегда). Но содружество – это не государство , а своеобразное
объединение независимых государств . В основе содружества , как и при
конфедерации , могут лежать межгосударственный договор , декларация и другие
юридические документы . Цели , выдвигаемые при создании содружества , могут
быть различными . Они затрагивают важные интересы государств , что не позволяет
их отнести к разряду второстепенных . Члены содружества – это полностью
независимые , суверенные государства , субъекты международных отношений.
Межгосударственные объединения знают и такую
форму , как сообщество государств . В основе сообществ лежит межгосударственный
договор . Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к
государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает
интеграционные связи государств , входящих в сообщество , и эволюционируют в
сторону конфедеративного общества ( Европейские сообщества ).
В сообществе может
быть свой бюджет ( Формируемый из отчислений членов – государств ) , надгосударственные
органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономику и научно-технический
потенциал государств , входящих в него , упростить таможенные , визовые и др.
барьеры.
Надо подчеркнуть ,
что не следует межгосударственные объединения - конфедеративные содружественные
формы – принимать догматически . В реальной жизни эти формы могут иметь самый
широкий спектр , давать такие сочетания , как конфедеративно – федеративные ,
когда в одних областях между государствами осуществляются федеративные , а в других
– конфедеративные связи. Или , например , давать сочетания унитарно –
федеративных государственных образований ( Например , в России в состав входят
республика и вместе с тем она имеет четкое административно-территориальное
устройство). Как и в других , в данном случае теория государства и права
выделяет и рассматривает самое типичное , основное , что характеризует те или
иные реальные формы устройства государств.
Межгосударственные
формы делятся на два вида : добровольные и насильственные.
Форма государственного режима представляет
собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Государственный режим – важнейшая часть политического режима , существующего в
обществе.
Государственные режимы могут быть
демократическими и антидемократическими .
Для
рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия , для
феодализма – и неограниченная власть феодала , монарха , и народное собрание ;
для современного государства – и тоталитаризм и правовая демократия . Можно
выделить наиболее общие черты , присущие той или иной разновидности
государственного режима .
Антидемократический
режим имеет следующие признаки:
-
Во – первых , главное , что определяет характер
государственной власти , это соотношение государства и личности . Если государство
в лице его различных органов подавляет личность , ущемляет его права ,
препятствует ее свободному развитию , то такой режим называется
антидемократическим .
-
Во-вторых , характеризуется полным ( тотальным )
контролем государства над всеми сферами общественной жизни.
-
В-третьих , свойственно огосударствление всех
общественных организаций ( профсоюзов , молодежных , спортивных и т.д. ).
-
В-четвертых , личность в антидемократическом
государстве фактически лишена каких – либо субъективных прав , хотя формально
они могут провозглашаться даже в Конституции.
-
В-пятых , реально существует примат государства над
правом , что является следствием произвола , нарушением законности , ликвидации
правовых начал в общественной жизни.
-
В-седьмых, антидемократический режим игнорирует
интересы национальных государственных образований , особенно национальных
меньшинств.
-
В-восьмых, антидемократическое государство во всех
разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения .
Отрицает полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий.
Деспотический режим ( от греческого “despotic”
– неограниченная власть ) . Этот режим характерен для абсолютной
монархии , когда власть осуществляется исключительно одним лицом , становящимся
деспотом . Деспотизм возник в древности и характеризовался крайним произволом в
правлении , полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных ,
отсутствия правовых и моральных начал в управлении.
При деспотии
осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства ,
возмущения и даже несогласия подданных.
Тиранический режим также основан на
единоличном правлении . Однако в отличии от деспотии , власть тирана
устанавливается насильно , захватническим путем , часто смещением законной
власти с помощью государственного переворота. Она лишена правовых и
нравственных начал , построена на произволе , подчас терроре о геноциде.
Тоталитарный
режим характеризуется наличием одной официальной
идеологии , которая формируется и задается общественно-политическим движением ,
политической партии , правящей элитой , политическим лидером, вождем народа ,
в большинстве случаев харизматическим
Тоталитарный режим допускает только одну
партию – правящую , а другие стремится разогнать , запретить или уничтожить. В
государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним
централизмом . Практически управление выглядит как исполнение команды сверху ,
при которой инициатива фактически не поощряется , а строго наказывается .
Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд .
Особенности регионов не учитываются.
Центром
тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сокрализуется.
Он объявляется самым мудрым , непогрешимым , справедливым , неустанно думающим
о благе человека.
Тоталитарный режим
широко и постоянно применяется террором по отношению к населению . Физическое
насилие уже не становится самоцелью,
как при деспотии и
тирании. Он выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти
.
При тоталитарном
режиме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества .
Милитаризация так
же одна из основных характеристик тоталитарного общества . Идея о военной
опасности, об “отчужденной крепости“ становится
необходимой для сплочения общества , для построения его по принципу лагеря .
Государство как бы берет на себя заботу о каждом члене общества.
Фашистский режим одна из крайних форм
тоталитаризма , прежде всего характеризуемую националистической идеологией ,
представлениями о превосходстве одних наций над другими , крайней агрессивностью.
Фашизм основывается
на национальной расистской демагогии , которая возводится в ранг официальной
идеологии . Целью фашистского государства объявляется охрана национальной
общности , решение геополитических , социалистический задач , защита чистоты
расы . Главная предпосылка фашистской идеологии такова : люди отнюдь не равны.
Поэтому фашистский режим , как правило , человеконенавистнический , агрессивный
режим , ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские
режимы возникают при социальных расстройствах общества, обнищании масс . В их
основе лежат определенные общественные и политические движения , в которых
внедряются национальные идеи , популистские лозунги, геополитические интересы ,
и т.д..
Авторитарный
режим . Использование насилия становится характерным
для авторитарного режима . Вот почему государство не может существовать без
опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве –
вспомогательный инструмент , поскольку широко используются внесудебные органы
принуждения людей. Оппозиции при авторитаризме не допускается. В политической
жизни могут участвовать и несколько партий , но все партии должны
ориентироваться на линию , выработанную правящей партией, в противном случае
они запрещаются. Оппозиционеры , как организации , так и граждане жестоко
наказываются . Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы
расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться
конституционными правами и свободами , даже если они и провозглашаются
формально , т.к. отсутствует механизм их реализации. Она лишена гарантий своей
безопасности и взаимоотношений с властью. Авторитарная власть признает , что
доверие народа – великая сила , и поэтому она культивирует фанатизм в массах по
отношению к себе , используя демагогию и превращение населения в простой объект
манипуляций.
Либерально –
демократический. Обусловливается прежде всего
потребностями товарно-денежной , рыночной организации экономики. Рынок требует
равноправных , свободных , независимых партнеров . В либерально-демократическом
обществе провозглашаются свобода слова , мнений , форм собственности , дается
простор частной инициативе. Права и свободы не только закрепляются в
конституции , но и становятся осуществимыми. Таким образом , экономическую
основу либерализма составляет частная собственность.
При либерализме
власть формируется путем выборов , исход их зависит и от финансового положения
партий.
Либеральный режим
может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно
демократического режима.
Собственно
демократический режим ( “demarcate”- народовластие ) – это
одна из разновидностей либерального режима , основанного на признании равенства
и свободы всех людей , участии народа в управлении государством. Конкретно
режим демократического государства выражается в следующем :
1.
Во-первых , такой режим предоставляет свободу
личности в сфере экономической деятельности , которая составляет материальную
основу благополучия.
2.
Во-вторых , реальная гарантированность личных прав
и свобод гражданина , его возможность выражать собственное мнение .
3.
В-третьих , создает эффективные механизмы прямого
воздействия населения страны на характер государственной власти.
4.
В-четвертых , личность защищена от произвола ,
беззакония , т.к. ее права находятся под постоянной защитой органов правосудия
.
5.
В-пятых , демократическая республика является
следствием реального разделения властей , как в унитарных , так и в
федеративных государствах.
6.
В-шестых , демократическая власть в одинаковой мере
учитывает интересы меньшинства и большинства , индивидуальные и национальные
особенности населения.
7.
В-седьмых , демократические методы государственного
властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия ,
обеспечивая компромисс между органами государственными органами и гражданами.
8.
В-восьмых , основным принципом деятельности
демократического государства является плюрализм.
9.
В-девятых , демократический государственный режим
базируется на законах , которые отражают объективные потребности развития
личности и общества , поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок , низкий
уровень преступности .
Таким образом ,
форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих
элементов : форма правления , форма государственного устройства и форма
государственного режима . Изменения , происходящие в современном цивилизованном
мире , безусловно , потребуют корректировки.
ИСТОЧНИКИ
1. “Теория государства и права” 1997г. Хропанюк В.Н.
2. “Государство и право в современном обществе // Теория права : новые
идеи “ 1991г. Лившин Р.З.
3. “Государство , его вчерашнее и сегодняшние трактовки // государство и
право” 1993г. №7 стр.12-20 Бутенко А.П.
4. “Конституционное право РФ” Москва ,1996г. Боглай М.В.,Габричидзе Б.Н.
5. “Российский федерализм” 1994г. , Мухамедшин Ф.Х.
6. “Сущность содержания и формы государства” Л.,1971г. Петров В.С.
7. “Развитие форм государства ” 1905г. Каутский К.