|
1950 г.
|
1960 г.
|
1970 г.
|
1980 г.
|
1985 г.
|
Экспорт
|
0.06
|
0.06
|
0.2
|
0.5
|
Импорт
|
0.2
|
0.6
|
2.7
|
3.3
|
2.5
|
Эти данные показывают ,что, несмотря на
незначительную долю взаимной торговли импорт СССР значительно превышал его
экспорт в страны региона.
Отношения латиноамериканских стран и России
покажем но примере взаимоотношений с Венесуэлой.
1. Венесуэла - государство на севере Южной
Америки, его территория 916,5 км. Это страна с субэкваториальным климатом,
среднемесячная температура 25-29 С, осадков 280-300 мм в год. Территория
покрыта влажным и переменно влажным тропическим лесом, также есть саванны и
сухие редколесья.
В древности территорию Венесуэлы заселяли
индейцыю В 16 веке она завоевана испанскими конкистадорами, насаждавшими
феодально крепостнические отношения с использованием рабского труда ввозимых из
Африки негров. В 1821 году в результате Войны за независимость испанских
коллоний в Америке испанское господство было ликвидировано. Окончательно
рабство отменено в 1854 году. В 1819 -1830 годах Венесуэла входила в состав
республики Великая Колумбия. С развитием в 20 веке нефтяной промышленности
началось проникновение капитала США. В 40-60-е годы нашего века в страной
управляли диктаторские режимы.
Венесуэла - это федерация в составе 20
штатов, двух федеральных территорий, федерального округа и федерального
владения. Глава государства - президент. Законодательный орган - двупалатный
Национальный Конгресс.
Население страны составляют, главным образом,
венесуэльцы (нация образованная смешением испанцев, негров и индейцов).
Городское население - 90% (это максимальный показатель по ЛА). Официальный язык
испанский, господствующая религия католицизм.
Основа экономики - добыча и переработка
нефти.Некоторые отрасли хозяйства контролируются иностранным капиталом.
2. Первые контакты между Россией и Венесуэлой
относятся к 18 веку, когда в Россию прибыл венесуэлец Франсиско де Мирандо,
который вошел в историю как один из самых ярких деятелей освободительного
движения в ЛА. Он установил дружеские отношения с выдающимися людьми России.
В 19 веке представители России и Венесуэлы
продолжали поиски путей для установления дружеских отношений. В 1856 году
состоялся обмен грамотами между президентом Монагасом и императором Александром
II.
Сороковые годы 20 века явились новым этапом в
развитии отношений. В заключительный период Второй Мировой Войны народ
Венесуэлы развернул широкую кампанию против фашистской Германии.
Март 1945 года - венесуэльское правительство
обратилось к руководству СССР с предложением установить дипломатические
отношения. В 1952 году, когда в Венесуэле установилась диктатура Переса
Хименеса, дипломатические отношения между странами были приостановлены, но
контакты продолжались.
Хороший импульс в 70-80е годы получили
культурные и научные связи, контакты по линии общественных организаций.
В 90е годы начался следущий этап развития
российско-венесуэльских отношений. Правительство Венесуэлы официально признало
Россию правоприемницей СССР.
3. Если в начале 70х годов в Венесуэлу из СССР
экспортировались, главным образом, часы, газетная бумага, ликеро-водочные
изделия и объем этих поставок не превышал несколких миллионов долларов, то в
1992 году по данным Центрального банка Венесуэлы, импорт из России составил
около 50 млн. долларов. Почти 80% всей стоимости его пришлось на автомобильную
технику, около 10% - химические товары и удобрения. Третье по значимости
группой были металло обрабатывающие станки - 619000 долларов.
Свыше 10 лет существует так называемый
"нефтяной треугольник", то есть соглашение о продаже нефти Венесуэлой
Кубе в обмен на соответствующие поставки нефти Россией в страны З.Е. в счет
венесуэльских обязательств. Россия ежегодно экономит на транспортных расходах
около 200 млн. долларов. Согласно последнему подобному соглашению, подписанному
в марте 1993 года в Каракасе, Венесуэла будет поставлять нефть Кубе и другим
центральноамериканским государствам, а Россия в Германию и Швецию.
За истекший период была заложена
договорно-правовая база двусторонних отношений.
Вместе с тем, несмотря на прогресс, масштабы
экономических связей между двуми странами весьма скромны. Взаимный обмен
поставками составляет лишь незначительную долю от общего товарооборота как
России, так и Венесуэлы.
В настоящее время сложились благоприятные
предпосылки для расширения и углубления российско-венесуэльсктх отношений.
Ликвидированы идеологические барьеры. В обеих странах развиваются схожие
прцессы децентрализации и либерализации экономики, усиливается роль частного
сектора. Приватизируются госпредприятия, осуществляются меры по црегулированию
внешнего долга.
На внешнеэкономическую политику России
оказывают большое влияние потребности сокращения дефицита госбюджета и
обслуживания внешнего долга, который достиг к концу 1992 года 78 млрд. долл.
Российское правительство принимает меры по
увеличению экспорта, ограничению импорта, предотвращению бегства капиталлов,
стимулированию притока иностранных инвестиций.
Современная экономическая и финансовая
ситуация в Венесуэле выглядит благополучнее, чем в России. Об этом
свидетельствуют достигнутые в последние три года высокие темпы экономического
роста, а также положительное сальдо торгового баланса. Дефицит государственного
бюджета в 1993 году не превышал 3% ВВП (в России в лучшем случае он составил
12-13% ВВП). Ощутимых результатов достигла страна в осуществлении приватизации.
В 1991 году Венесуэла добилась урегулирования внешнего долга.
В последние годы как в России, так и в
Венесуэле был принят ряд законодательных актов, оказывающих определенное
влияние на возможности российско-венесуэльского экономического сотрудничества.
В 1993 году в России были осуществлены меры по снижению объема квотирования и
лицензирования экспорта. С другой стороны, значительно сократились импортные
субсидии. Резко снизились поставки за счет иностранных кредитов. Это привело к
выравниванию условий конкуренции между иностранными и российскими
товаропроизводителями.
При рассмотрении долгосрочных перспектив
связей России с Венесуэлой представляет интерес проект "Основные положения
Концепции внешнеэкономической политики РФ на 90е годы". В нем
прогнозируется рост значимости латиноамериканского рынка для экспорта машин и
оборудования.
Подчеркивается необходимость стимулирования
инвестиционного сотрудничества со странами рениона. По мере развития рыночных
отношений в России импорт продовольственных товаров будет сведен до минимума.
По мере роста доходов населения ожидается увеличение спроса на бакалейные
товары, которые не могут быть обеспечены отечественными проихводителями. В
связи с распадом СССР в России обострилась проблема обеспечения некоторвми
выдами стратегического сырья и усилилась необходимость в их стабильных
поставках.
В сентябре 1993 года вышел указ президента с
предложением о внесение изменений в налоговое законодательство. Имеется в виду
обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в
экономику.
Наиболее важными мерами, принятыми в последние
годы во внешнеторговом регулировании Венесуэлы, являются соглашения,
заключенные в рамках Андского пакта и "Группы трех" (Венесуэла,
Колумбия и Мексика). В рамках таможенного союза между андскими странами в 90м
году была достигнута договоренность о постепенном снижении внешнего тарифа на
30%. С 1994 года вступил в силу договор между Венесуэлой, Колумбией и Мексикой
о полном устранении в течении 10 лет таможенных ограничений во внешней
торговле.
В 1992 году Венесуэла подписала с Мировым
банком программу для гпрпнтий иностранных инвестиций. Соглашение защищает
зарубежных инвесторов от потерь, вызванных изменением законодательства.
Учитывая тенденции экономического и
политического равития России и Венесуэлы, достигнутый уровень сотрудничества и
его договорно-правовую базу, наиболее перспективными направлениями вешнеэкономических
связей, по-видимому, станут инвестиции (включая совместные) в различные проекты
в обеих странах, в том числе в нефтяную промышленность, энергетику, добычу
полезных ископаемых, транспортную и автомобильную индустрию. Немало
возможностей имеется в сфере научно-технического обмена (Венесула обладает
уникальной и эффетивной технологией тяжелой нефти - ценного сырья для
химической промышленности, запасы которой в России значительны). Ввиду того,
что в таможенное законодательство обеих стран заложены долговременные стимулы в
пользу привлечения иностранных инвестиций, перспективы развития внешнеторговы
связей выглядят скромнее. Эти стимулы, вероятно, затронут поставки техники из
России в Венесуэлу. Вместе с тем, для импорта бакалейных товаров, а также труб
большого диаметра из Венесуэлы таможенный режим в России будет достаточно
льготным.
Говоря о конкретных проектах, имеются
перспективы расширения сотрудничества в рамках "нефтяного
треугольника" в том числе за счет подключения к нему других партнеров
Росси в Л.А., а также партнеров Венесуэлы в Европе. В результате переговоров,
проведенных в 1993 году, стороны договорились о сотрудничестве в оценке влияния
региональных и мировых рынков на их нефтяную промышленность. Кроме того,
предесмотрен обмен технологией добычи и очистки тяжелых и сверхтяжелых сортов
нефти, опытом в сфере управления нефтяной промышленностью, разработки
соответствующего законодательства предоставления лицензий на добычу нефти
иностранным компаниям. Со стороны Венесуэлы получены предложения об
инвестировании в нефтяную промышленность Сибири. Как перспективные оцениваются
поставки в Венесуэлу российской строительно-дорожной техники. Значительные
возможности сохраняются в ближайшие годы для экспорта в Венесуэлу
металлорежущих и текстильных станков, энергетического оборудования.
Для России может представить интерес участие в
проекте развития транспортной системы, связывающей страны Андского пакта с ЕС.,
следовательно и с Россией. Осуществление проекта будет способствовать развитию
малонаселенных территорий на востоке Венесуэлы, превращению острова Тринидад в
финансовый центр. Предполагается развитие туризма, создание благоприятного
таможенного режима.
Полезным представляется обмен опытом в
осуществлении экономических реформ. Опыт Венесуэлы указывает на необходимость
постоянного разъяснения целей реформ населению и учета особенностей
национальной специфики. Венесуэла накопила больший, чем Россия опыт в
урегулировании внешнего долга. При этом был использован ряд форм, позволяющих
снзить размер долга за счет его обслуживания.
Вот, вобщем-то и все, что я хотел сказать.
Ильницкий В.А. ©1996