Политические взгляды Платона
Политические
взгляды Платона.
Платон (427-347до н.э.), ученик
Сократа, изложил свои взгляды на государство , демократию, политические режимы
и формы правления в своем известном произведении “Государство”.
Чтобы понять политические взгляды
Платона,неоходимо сделать краткий экскурс в его философские воззрения. Мир , с
точки зрения Платона ,двойствен и состоит из идей (эйдосов) и вещей(прагм).Идеи
представляют собой не мыслительные конструкции,но сверхреальность,или образцы
вещей,их отвлеченные сущности.В товремя как эйдосы являются истинными,вещи в
силу своей материальности неистенны,поскольку,как указывал Платон,сама их
материальность извещает их сущьность.Лишь идеи истинны,так как не отвечает
своей сущности.
В своих воззрениях на государство
Платон исходил из того ,что существует идеальное государство,идеальный образец
и его многократные повторения--искажения в реальном мире вещей.
По мнению Платона,высказанному им в
трактате “Государство”,главной основой идеального государства является
справедливость.Она состоит в том ,чтобы каждому гражданину было отведено особое
занятие,наиболее соответствующее его натуре,т.е. справедливость есть
соответствие реальной вещи своей идее,ведь государство тогда является идеальным
(отвечающим идее государства),когда каждый гражданин действует в согласии со
своей собственной сущностью.А поскольку между людьми существуют индивидуальные
различия,Платон предлагает деление общества на сословия: философов--правителей,
воинов--стражей и ремесленников--производителей. Эти сословия Платон
отождествляет с тремя началами в человеческой душе,а именно: разумным,яростным
и вожделяющим. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал
внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в
души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал
золота, в души их помошников-- серебра,а в души земледельцев и
ремесленников--железа и меди. Если же у последних родится ребенок с примесью благородных
металлов, то его перевод в высшие разряды возможен только по инициативе
правителей.
Для Платона идеальный строй--тот,где
каждый гражданин тождествен в своих интересах общественному целому,не
представляет собой еще личности, претендующей на индивидуальнуу самоценность и
полную автономию в поступках. У него государство и гражданское общество
представлены в едином, гомогенном , целостном , нерасчлененном понятии.
Для сохранения сословий Платон
предлагает создать особую систему воспитания для потомков правителей и стражей.
В основу этой системы положены мусическое и гимнастические искусства.Мусическое
укрепляет дух и воспитывает любовь к родине, гимнастическое укрепляет тело и
готовит граждан к защите своего государства. После окончания обучения этим дисциплинам
показавших себя наиболее знающими и добродетельными юношей начинают готовить к
деятельности правителей. Они изучают искусство рассуждения и ведения споров, а
затем философию, венчающую всю систему знаний.
Целью государства, которое Платон
считал идеальным , как раз и является обеспечение для максимального числа их
граждан условий для добродеятельной жизни.
Платон выделяет следующие формы
правления: царский строй (монархия), аристократия, тимократия , олигархия ,
демократия , тирания. самым правильным и разумным он считает царский строй и
аристократию. Остальные формы правления являются последовательным отклонением
от идеального государства. Сперва аристократия как власть лучших вырождается в
тимократию.
Аристократия --это правлениелучших с
одобрением народа. Властью обладает и правит тот , кто слывет доблестным и
мудрым. В основе такой формы правления лежит равенство по рождению. По мнению
Платона , на роль правителя идеально подходит лишь тот,кто добровольно не
захочет быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков. Наименее
подходят люди , руководствующиеся честолюбием , деньгами , почетом.
Чтобы достигнуть единомыслия и
сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей
государства,Платон устанавливает для них общность имущества и бюта. “Прежде
всего никто не должен обладать никакой частной собственностью,если в том нет
крайней необходимости.Затем ни у кого не должно быть такого жилища или
кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий” . Стражам запрещается иметь
семью , для них вводится общность жен и детей.
Гражданам третьего сословия
разрешалось иметь частную собственность, деньги , торговать на рынках ...
Гениально предугадав значение
разделения труда в экономической жизни общества , Платон тем не менее выступал
за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно замкнутого,
“самодостаточного “ государства .
Вырождение аристократии мудрых,по его
словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов
свободных землевладельцев из третьего сословия. Так возникает
критско-спартанскй тип государства, или тимократия ( “ тиме “- честь),
господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением будет
вечно воевать.
Следующий вид государственного
устройства-- олигархия-- появляется в результате скопления богатства у частных
лиц . Этот строй основан на имущественном чензе. Власть захватывают немногие
богатые,тогда как бедняки не участвуют в управлении.Олигархическое государство,
раздираемое враждой богачей и бедняков ,будет постоянно воевать само с собой.
Следующей формой государственного
правления, является демократия,которая логически вытекает из олигархии.Победа
бедняков приводит к установлению демократии--власти народа.Здесь царят
своеволие и безналичие. Наконец, чрезмерная свобода обращаеся в свою противоположность--чрезмерное
рабство.Устанавливается тирания ,наихудший вид государства. Власть тиранов
держится на вероломстве и насилии. Главной причиной смены всех форм государства
Платон считал порчу человеческих нравов.Выход из порочных состояний общества он
связывал с возвратом к изночальному строю--правлению мудрых.
Диалог “Законы” является последним
сочинением Платона. В нем он изображает “второй по достоинству” государственный
строй, приближая его к реальной действительности греческих полисов.
Основные отличия диалога “Законы” от
диалога “Государство” таковы.
Во-вторых, деление граждан на
сословия заменяется градацией по имущественному цензу.Политические права
граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, звписавшись в один из
четырех классов. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс.Все
вместе граждане образуют правящую верхушку. Помимо занятий в собственном
хозяйстве им вменяется в обязанность служба в войске, отправление тех или иных
государственных должностей, участие в совместных трапизах, жертвоприношения...
В-третьих, производственные
потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет
рабского труда. Вместе с признанием рабства у Платона появляется и
ипренебрежительное отношение к производительному труду . Предвидя выступления
невольников,Платон советует землевладельцам приобретатькак можно меньше рабов
одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением.
В-четвертых, Платон подробно
описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего
строя.
Идеальным государственным
устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и
монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического
равенства (выборы по большенству голосов) и монархический принцип геометрического
равенства(выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства
находят свое выражение в деятельности народного собрания.
Все выборные государственные органы
и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом.
В диалоге “Законы” Платон писал: “ Я
вижу близкую гибель того государства,где закон не имеет силы и находится под
чьей-то властью.Там же ,где закон--владыка над правителями, а они--его рабы, я
усматриваю спасение государства и все блага,какие только могут даровать
государствам боги”.
Изложенные в диалогах Платона
социально-политические программы являлись с точки зрения консервативными.