Формирование управленческой компетентности будущего учителя начальных классов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,14 Mb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование управленческой компетентности будущего учителя начальных классов

Кейс по дисциплине

«Управление образовательными системами»

I. Проблемная ситуация: Специалист с высшим образованием, окончивший один из столичных вузов, ищет работу в Казахстане. Ему отказывают в предоставлении рабочего места, согласно его образовательному уровню, предлагают подтвердить эквивалентность диплома в одном из местных вузов.

Вопросы:

1. Правомерно ли требование администрации предприятия о подтверждении эквивалентности в одном из местных вузов диплома о высшем образовании, который специалист получил в России?

2. На основании, каких законодательных документов осуществляется решение данного вопроса?

3. Каковы действия специалиста с высшим образованием в данной ситуации?

4. Каков порядок легализации незаконных трудовых иммигрантов?

II. Нормативная база для решения проблемы.

 

1) Мы узнаём, что правомерно ли требование администрации предприятия о подтверждении эквивалентности в одном из местных вузов диплома о высшем образовании, который специалист получил в России?

Закон РФ «Об образовании»:

Статья 27. Документы об образовании.

 

1. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

2. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

3. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.

4. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования.

Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.

Конституция РФ:

Статья 37.

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

 

Статья 62.

  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Трудовой кодекс РФ:

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Статья 10. Законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Статья 11. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

На территории Российской Федерации правила, установленные настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Консультативный совет СНГ по труду, миграции и социальной защите населения приступил к разработке проекта соглашения об общих принципах сотрудничества государств — участников СНГ в области приграничной трудовой миграции.

10 июля 2002 года Совет Федерации ратифицировал Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, которую подписали 33 из 44 государств— членов Совета Европы, а ратифицировали27 стран, в том числе Украина, Молдавия, Латвия и Литва.

Конвенция призвана содействовать заключению соглашений о приграничном сотрудничестве между региональными властями разных стран в таких областях, как региональное развитие, защита окружающей среды, совершенствование структуры, использование земель вдоль пограничных рек, а также взаимопомощь в случае чрезвычайной ситуации. Документ предусматривает также создание ассоциации приграничного сотрудничества или объединение местных властей.

Для учета различий в правовых и конституционных системах государств — членов Совета Европы Конвенция предусматривает целый ряд рекомендательных соглашений, позволяющих государствам осуществлять приграничное сотрудничество в наиболее подходящих для них формах. Ратификация Конвенции позволит России более активно включиться в мировые интеграционные процессы и еще более способствовать развитию приграничного сотрудничества со странами СНГ в соответствии с нормами и принципами международного права.

В городе Москве 11-12 декабря 2006 года прошла Международная конференция «Повышение роли цивилизованной трудовой миграции в развитии экономики России и стран ближнего зарубежья: формирование эффективной миграционной инфраструктуры».

Конференция организована Международной ассоциацией «Трудовая миграция». В ее работе приняли участие представители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, представители органов власти и управления стран СНГ (Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Узбекистан, Украины), Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Всеобщей конфедерации профсоюзов, Межгосударственного статистического комитета СНГ, Интеграционного комитета ЕврАзЭС, Международной организации труда и Международной организации по миграции; представители частных агентств занятости стран Содружества, деловых кругов, неправительственных организаций и учебных заведений РФ; представители СМИ.
От Исполнительного комитета СНГ в работе конференции принял участие заместитель директора департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем Ф.А. Лозован, который выступил с докладом «Регулирование трудовой миграции в рамках Содружества Независимых Государств. Дальнейшие перспективы сотрудничества».

 

2) Наша ситуация решается на основании следующих документов:

 

Трудовой кодекс Республики Казахстан:

Статья 4. Сфера действия настоящего Кодекса

1. Настоящий Кодекс регулирует трудовые отношения, а также иные отношения, непосредственно связанные с трудом, на территории Республики Казахстан.

2. Действие настоящего Кодекса распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность в Республике Казахстан, а также на организации, расположенные на территории Республики Казахстан, учредителями или собственниками (полностью или частично) которых являются иностранные физические или юридические лица, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Казахстан, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

3. Трудовые отношения отдельных категорий работников могут регулироваться иными законами Республики Казахстан, но не могут быть ниже норм настоящего Кодекса.

3) Действия специалиста в данной ситуации рассмотрим на следующих документах:

Трудовой кодекс Республики Казахстан:

Статья 6. Запрещение дискриминации в сфере труда

1. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

2. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными законами Республики Казахстан, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

3. Лица, считающие, что они подверглись какой-либо дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в уполномоченный орган по труду или в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении причиненного вреда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 53. Содержание трудового договора

1. В трудовом договоре указываются фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя физического лица), заключивших трудовой договор.

2. Существенными условиями трудового договора являются:

1) место работы (с указанием структурного подразделения);

2) дата начала работы;

3) наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с законами Республики Казахстан с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан;

4) права и обязанности работника;

5) права и обязанности работодателя;

7) режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);

8) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и другие выплаты);

9) виды и условия обязательного социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании при приеме на работу, о неразглашении охраняемой законом тайны, об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями о социальном партнерстве.

3. Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

4. В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

Статья 61. Гарантии при заключении трудового договора

1. Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

2. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом Республики Казахстан.

3. Запрещается отказывать в заключение трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

4. Запрещается отказывать в заключение трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.

5. Запрещается отказывать в заключении трудового договора с гражданами, направленными на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты; если вступившим в законную силу решением суда установлена обязанность заключения трудового договора; с гражданами в установленном законодательством порядке избранными на должность, если из акта избрания (выборов) вытекает обязанность выполнения определенной трудовой функции; с несовершеннолетними по мотивам их несовершеннолетия; с инвалидами по мотивам их инвалидности.

6. По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

7. Отказ в заключение трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.

Статья 62. Ограничения заключения трудового договора

Не допускается заключение трудового договора:

1) с гражданами, нетрудоспособными по состоянию здоровья;

2) на работу, противопоказанную по состоянию здоровья;

3) с гражданами моложе четырнадцати лет;

4) с гражданами моложе восемнадцати лет на работы с тяжелыми, вредными (особо вредными), опасными (особо опасными) условиями труда;

5) с гражданами моложе восемнадцати лет на должности и работы, по которым работник принимает на себя полную материальную ответственность за обеспечение сохранности имущества и других ценностей работодателя;

6) с гражданами на работы (должности), если по вступившим в законную силу приговорам суда они лишены права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

7) с иностранцами и лицами без гражданства до получения разрешения уполномоченного органа по труду на трудовую деятельность в Республике Казахстан в установленном порядке.

Статья 63. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

1. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

1) документ, удостоверяющий личность;

2) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

3) копию договора о пенсионном обеспечении с накопительным пенсионным фондом, за исключением случаев поступления на работу впервые;

4) документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

5) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

2. В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными законами Республики Казахстан может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

3. Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными законами Республики Казахстан.

4. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и договор о пенсионном обеспечении с накопительным пенсионным фондом оформляются работодателем.

Статья 68. Испытание при приеме на работу

1. При заключении трудового договора соглашением сторон может быть обусловлено испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

Условие об испытании должно быть указано в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят без испытания.

2. В период испытания на работника распространяются положения настоящего Кодекса, законов, иных нормативных правовых актов, нормативных актов работодателя, коллективного договора, соглашения о социальном партнерстве.

Статья 69. Результат испытания при приеме на работу

1. При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в судебном порядке.

2. При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего органа профсоюза и без выплаты выходного пособия.

4) Порядок легализации незаконных трудовых иммигрантов можно рассмотреть с помощью следующих документов:

 

Закон Республики Казахстан "Об амнистии в связи с легализацией незаконных трудовых иммигрантов"

Статья 3. Порядок легализации незаконных трудовых иммигрантов


1. Легализация незаконных трудовых иммигрантов производится работодателем, который использует труд иностранцев, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, путем их регистрации в органах внутренних дел в качестве трудовых иммигрантов.
2. Для легализации незаконных трудовых иммигрантов работодатели подают в органы внутренних дел по месту осуществления трудовой деятельности заявление о регистрации трудовых иммигрантов.
В заявлении указываются:
1) данные о работодателе:
фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица;
номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, или свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
место жительства физического лица или местонахождение юридического лица;
регистрационный номер налогоплательщика;
2) данные об иностранцах, регистрируемых в качестве трудовых иммигрантов:
фамилия, имя отчество;
гражданство;
адрес временного проживания в Республике Казахстан.
К заявлению прилагаются:
копия индивидуального трудового договора, заключенного в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
документы, удостоверяющие личность, и миграционные карточки иностранцев.
3. Заявление о регистрации рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня подачи.
4. При соблюдении требований, установленных настоящим Законом, органами внутренних дел производится регистрация иностранца с выдачей миграционной карточки особого образца.
5. Сведения о работодателях и иностранцах, зарегистрированных в качестве трудовых иммигрантов, территориальным органом внутренних дел, осуществившим регистрацию, вносятся в реестр легализованных трудовых иммигрантов.
Копии реестров легализованных трудовых иммигрантов направляются в местные исполнительные органы.
Форма и порядок выдачи миграционной карточки особого образца, а также форма и порядок ведения реестра легализованных трудовых иммигрантов определяются центральным исполнительным органом, осуществляющим регистрацию незаконных трудовых иммигрантов.
6. В случае несоблюдения требований, установленных настоящим Законом, заявление подлежит возврату с указанием причин отказа в регистрации.
При устранении причин, являющихся основанием для возврата заявления, работодатель вправе повторно подать заявление о легализации незаконных трудовых иммигрантов в течение срока легализации.
7. Работодатели могут использовать труд лиц, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, со дня их регистрации в органах внутренних дел.
8. Лица, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, могут осуществлять трудовую деятельность на территории Республики Казахстан со дня регистрации в течение срока действия представленного для регистрации индивидуального трудового договора, но не более трех лет со дня его заключения.

 

III. Вывод

Наплыв мигрантов из соседних стран поставит Казахстан перед новыми вызовами. Во-первых, для того чтобы успешно интегрировать массы людей хоть и родственных, но все же отличных культур, требуется хотя бы представлять, во что их, собственно, интегрировать. То есть отдавать себе отчет в том, что собой представляет общество, к которому они должны адаптироваться. В этом случае отвлеченное понятие «казахстанская идентичность» должно обрести для государства реалистичное отражение. Ведь коль скоро возникнет проблема приема масс иностранцев, очень остро может встать, например, вопрос языка – на каком языке проводить предварительное собеседование, какой именно язык должен знать претендент на гражданство, чтобы успешно влиться в современное казахстанское общество. Не секрет, что взгляды государства на возможность применения государственного и остальных языков в республике сильно расходятся с реальным положением дел.

Нельзя также забывать о следующих фактах из документов:  

Закон РФ «Об образовании»:

Статья 27. Документы об образовании.

1. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

2. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

3. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.

4. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования.

Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, профессиональном высшем образовании квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.

 

 

Трудовой кодекс Республики Казахстан:

Статья 6. Запрещение дискриминации в сфере труда

1. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

2. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными законами Республики Казахстан, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

3. Лица, считающие, что они подверглись какой-либо дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в уполномоченный орган по труду или в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении причиненного вреда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 62. Ограничения заключения трудового договора

Не допускается заключение трудового договора:

1) с гражданами, нетрудоспособными по состоянию здоровья;

2) на работу, противопоказанную по состоянию здоровья;

3) с гражданами моложе четырнадцати лет;

4) с гражданами моложе восемнадцати лет на работы с тяжелыми, вредными (особо вредными), опасными (особо опасными) условиями труда;

5) с гражданами моложе восемнадцати лет на должности и работы, по которым работник принимает на себя полную материальную ответственность за обеспечение сохранности имущества и других ценностей работодателя;

7) с иностранцами и лицами без гражданства до получения разрешения уполномоченного органа по труду на трудовую деятельность в Республике Казахстан в установленном порядке.

Похожие работы на - Формирование управленческой компетентности будущего учителя начальных классов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!