Плавучие атомные станции в Юго-Восточной Азии: очередная авантюра Росатома

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,19 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Плавучие атомные станции в Юго-Восточной Азии: очередная авантюра Росатома

 ПЛАВУЧИЕ АТОМНЫЕ СТАНЦИИ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ:

ОЧЕРЕДНАЯ АВАНТЮРА РОСАТОМА

Юго-Восточная Азия является передовой в борьбе с терроризмом. Новые атаки неизбежны.

(Из доклада Австралии на конференции по борьбе с терроризмом на транспорте стран – членов АСЕАН. Манила, март 2004 г.)

Введение

В настоящее время Росатом осуществляет проект по строительству плавучих АЭС (ПАЭС) с целью продажи их на условиях лизинга (без последующей передачи новому владельцу) в страны Юго-Восточной Азии (ЮВА). Соответствующая лицензия выдана Госатомнадзором РФ в декабре 2002 года. Интерес к ПАЭС проявляют Таиланд, Индонезия; ведутся переговоры о финансировании проекта Китаем. В октябре 2003 года Росатом подписал соответствующий протокол о сотрудничестве с Южной Кореей.

Как известно, на ПАЭС в качестве топлива используется уран оружейного обогащения (40% по урану-235) и по проекту на станции его будет содержаться 960 килограммов. Эксплуатация ПАЭС в странах ЮВА без усиленных мер безопасности (по проекту, вооруженный эскорт на весь срок эксплуатации в виде российских военных кораблей ВМФ не предполагается) создает высокую угрозу с точки зрения терроризма и морского пиратства.

Настоящая записка предлагает информацию, позволяющую оценить такую опасность.

1. История терроризма

Центром терроризма изначально являлся Ближний Восток. Одна из первых известных террористических групп «Братья мусульмане» начала здесь свою деятельность после палестинской войны еще в конце 1940-х годов.

В 1970-х годах в Египте одна за другой стали появляться экстремистские группы, для которых террор стал основным методом борьбы. Только за одно десятилетие (1970-1980) в Египте были совершены десятки террористических актов, в том числе взрывы в ночных клубах, нападения на христиан, полицейские участки, сопровождавшиеся неоправданными жертвами. Похожие процессы происходили почти во всем мусульманском мире.

В 1980-х годах война в Афганистане против советских войск, во время которой получили военную выучку около 10 тысяч боевиков-выходцев из Пакистана, Египта, Саудовской Аравии и других мусульманских стран, послужила дополнительным мощным толчком для развития международного терроризма. В итоге, с начала 1990-х годов на мировую «сцену» выходит новое движение, ядром которого становятся арабы, воевавшие с советской армией на стороне моджахедов. Одним из ключевых лидеров этого движения считается Усама бен Ладен, создавший в 1988 году на территории Афганистана печально известную теперь «Аль-Каиду» (База).

История терроризма в ЮВА тесно связана с историей создания и деятельностью такой организации, как «Джемаа Исламия» (Индонезия), действующей, по некоторым источникам, с начала 1970-х годов [1]. Наряду с «Джемаа Исламия» в регионе орудует много других террористических групп. В большинстве случаев свои действия они прикрывают лозунгами создания сепаратистских мусульманских государств. После создания «Аль-Каиды» эксперты отмечают сращивание мелких местных террористических группировок с этой организацией. Многие из них, в том числе и «Джемаа Исламия», фактически являются ее филиалами [1].

Активность террористических групп в ЮВА происходит на фоне и при взаимодействии с традиционным для этого региона мира морским пиратством. Географические условия, наличие оживленных торговых путей дают большие возможности для терактов на море.

С ростом террористических организаций росла и их техническая оснащенность. Появлялись новые объекты для террористических атак. Если в 1960-70-е гг. экстремисты, в основном, ориентировались на достижение своих целей через захват заложников (в самолетах, на территории посольств, в отелях), то с конца 1980-х объектами их интересов все чаще становятся морские суда. Так, в сентябре 1985 года боевиками «Вооруженного отряда 17» на Кипре было захвачено туристическое судно [2]. 6 октября 2002 года экстремистская группировка, называющая себя «Исламской армией Адена-Абьяна», осуществила взрыв французского танкера «Лимбург» у побережья Йемена, поставив регион на грань экологической катастрофы [3].

Террористы не только атакуют корабли, но и захватывают их с целью дальнейшего использования. Например, специалисты британского консультационного совета по безопасности «Aegis Defence Services» (ADS) считают, что похищение 26 мая 2003 года танкера-химовоза «Dewi Madrim» возле побережья Суматры было не чем иным, как тренировкой по обучению в управлении судном. По информации ADS, за несколько месяцев одного только 2003 года на морских просторах пропало 10 буксиров, каждый из которых можно было использовать для маневрирования выведенным из строя танкером [4].

Надо отметить, что в последнее время наблюдается рост числа пиратских нападений на танкеры, в том числе на танкеры-химовозы, проходящие через Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии. По мнению британских экспертов по борьбе с терроризмом, участившиеся случаи похищения членов экипажей судов доказывают факт подготовки терактов, так как похищенных заставляют обучать боевиков искусству судовождения [5].

Атака на США 11 сентября 2001 года доказала высокий уровень подготовленности террористов к проведению крупных террористических актов с использованием воздушных судов.

Террористы начинают готовиться для ведения химической и биологической войны, пытаются овладеть ядерным оружием. Так, в интервью норвежской телекомпании TV 2 глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед Аль-Барадеи сказал: ««Аль-Каида» и другие экстремистские группировки стремятся получить в свое распоряжение ядерное оружие». Он отметил, что к обладанию таким оружием стремятся ячейки «Аль-Каиды» по всему миру [6].

Список некоторых террористических организаций в мире дан в приложениях 1 и 2.

2. ЮВА с точки зрения условий для развития терроризма

По оценкам ООН, до 80% из 6 млрд т груза, продающихся каждый год, перевозится морским транспортом. Из них почти 75% проходит через один из пяти основных «узких проходов»: Панамский канал, Суэцкий канал, Гибралтарский пролив, Ормузский пролив и Малаккский пролив (ЮВА) [4].

Малаккский пролив расположен между полуостровом Малакка и островом Суматра и соединяет Андаманское и Южно-Китайское моря. Его длина около 1000 км, наименьшая ширина около 40 км, наименьшая глубина на фарватере всего 25 м. Через пролив осуществляется четверть мировой торговли, доставляется половина от общего мирового объема транспортируемой нефти и сжиженного газа [8].

По сообщению информагентства «World Net Daily», «Аль-Каида» уже приобрела 15 судов для организации терактов. Корабли, купленные «Аль-Каидой», могут перевозить груз смертельных химических веществ, «грязную бомбу» (так называемая «грязная бомба» состоит из обыкновенных взрывчатых веществ с примесью радиоактивных материалов; поражающий эффект достигается за счет рассеивания радиоактивной пыли, появляющейся в результате взрыва) или даже ядерное оружие. Они могут просто зайти в гражданский порт и взорвать себя там. Это корабли-камикадзе [9]. В этой связи на фоне традиционного пиратства существует вполне реальная опасность атак «Аль-Каиды» или сотрудничающих с ней террористических групп на наиболее важных водных путях и судоходных каналах.

Атаки террористов на этих крупнейших транзитных морских путях вполне способны надолго парализовать международную торговлю. К примеру, если в Малаккском проливе на фарватере затопить либо подорвать захваченный один или несколько танкеров с нефтью или нефтепродуктами (или танкер-химовоз), то пролив надолго будет блокирован – на недели или даже месяцы, а возможно, и намного больше, если будет использоваться «грязная бомба», подобная той, которая, по сообщению «Washington Times» со ссылкой на секретные доклады американской разведки, имеется у террористов «Аль-Каиды», действующих в Ираке под руководством Абу Мусаба аль-Заркави [10].

Итак, возможными сценариями терактов в Малаккском проливе могут быть:

- захват танкера и его столкновение с другим танкером;

- захват круизного лайнера, сопряженный с опасностью большого числа жертв среди пассажиров и членов экипажа;

- захват танкера с последующим подрывом его в ближайшем морском порту [5].
Террористическая опасность в регионе ЮВА в том числе с использованием ядерных материалов подтверждается на высоком международном уровне. Как заявил 30 марта 2004 года на прошедшей в Маниле 2-ой межсессионной встрече регионального форума Ассоциации государств Юго-Восточной Азии заместитель координатора по вопросам противодействия терроризму государственного департамента США Уильям Поуп: «"Аль-Каида" и тесно связанная с ней группировка «Джемаа исламия» могут готовить теракты на морских путях Юго-Восточной Азии. У них для этого достаточно ресурсов». Он считает, что наиболее вероятной целью таких атак является самая оживленная морская магистраль - расположенный между индонезийским островом Суматра и полуостровной Малайзией Малаккский пролив. По этому маршруту ежедневно осуществляется четверть мировой торговли, доставка половины от общего объема транспортируемой нефти и сжиженного газа [8].

При осуществлении теракта может быть использовано ядерное оружие или «грязная бомба». Так, правительство Австралии выражает серьезную озабоченность тем, что террористы могут планировать атаки на морские судоходные артерии ЮВА, как на одни из самых оживленных в мире, «с применением ядерного оружия – примитивного ядерного устройства или «грязной бомбы»». Австралийский доклад о существовании такого рода опасности был распространен среди участников Международной конференции по борьбе с терроризмом на транспорте стран-членов АСЕАН, проходившей в Маниле в марте 2004 года.

В нем в частности утверждается: «Юго-Восточная Азия является передовой в борьбе с терроризмом. Новые атаки неизбежны». И там же: «Есть однозначные свидетельства того, что «Аль Каида» ставит перед собой задачу подрыва мировой экономики, а ее неотъемлемой частью является мировое судоходство, ставшее одной из главных целей террористов» [11].

Таким образом, наличие оживленного международного судоходства на фоне традиционного пиратства обуславливают активное присутствие в ЮВА террористических организаций и, соответственно, высокую вероятность терактов, связанных с атакой морских судов, в том числе с использованием ядерного оружия или «грязных бомб».

Не говоря уже об экологических последствиях, теракт может самым негативным образом отразиться на всем – от цен на электроэнергию до страховых ставок и стоимости морских фрахтов, что, как следствие, приведет к подорожанию многих товаров [4].

Список некоторых террористических организаций в Юго-Восточной Азии с их кратким описанием приведен в приложении 3.

3. Пиратство в ЮВА

В 1995 году было совершено 134 пиратских нападения, в 1996 - 228, в 1997- 252, в 1998 – 210. В 1999 году морские пираты нападали на торговые и грузовые суда 229 раз. В 2000 году в мире произошло 500 абордажей, в 2001 - 344, в 2002 – 370 [12].

В 2003 году было совершено 445 нападений, 88 моряков получили ранения, 359 были взяты в заложники, 71 считаются пропавшим без вести. По данным доклада Международного бюро судоходства (IMB) «Пиратские нападения в 2003 году», из 445 пиратских нападений на суда наибольшее количество (121) зафиксировано в территориальных водах Индонезии, 58 нападений - в водах Бангладеша. Для сравнения: в Нигерии было 39 нападений [13]. По данным Центра по борьбе с пиратством Международного бюро судоходства, в 2004 году зафиксировано 325 нападений. Более четверти из них пришлось на долю Индонезии (93 случая) [14]. По данным экспертов IMB, ущерб от пиратства в азиатских морях оценивается ежегодно не менее, чем в 25 млрд долларов [15].

2005 год вполне может стать рекордным по пиратской активности в районе Малаккского пролива, поскольку многие местные жители, в том числе и рыбаки, лишились из-за разрушительного цунами средств к существованию и вынуждены пополнять ряды бойцов преступных синдикатов. Индонезийская провинция Аче, наиболее пострадавшая от природной катастрофы, может превратиться в центр пиратства [16].

В Китае, Сомали, на Филиппинах и в Сьерра-Леоне пиратство имеет в определенной степени скрытую поддержку местных властей. На Филиппинах из-за нищенских заработков морские офицеры не прочь заняться рэкетом. В Сомали, где с 1991 г. фактически отсутствует центральное правительство, пиратством откровенно занимается служба береговой охраны [12]. При этом пираты, как правило, имеют значительно более быстроходные катера, нежели морские полицейские службы, и оснащены самым современным оружием, включая тяжелое [15]. В марте 2004 года в Малаккском проливе 35 морских разбойников, вооруженных автоматами и пулеметами, взяли на абордаж газовый танкер [16].

Объектами пиратства были и российские суда. По информации Морского спасательного координационного центра, за последние годы без вести пропали шхуны «Мария», «Удача», «Иван Касаткин». В Индонезии подвергались нападению морских пиратов российские теплоходы «Уссурийск», «Осип Пятницкий», «Петр Старостин». Дизель-электроход «Горец» морские пираты грабили трижды [12].

 

4. Террористические акты на ПАЭС: возможные сценарии

Ядерный терроризм, по мнению профессора Гейвина Камерона (автора книги «Ядерный терроризм: оценка угрозы XXI века») включает в себя четыре ярко выраженных вида действий:

2)   кража или иной способ приобретения расщепляющихся материалов с их последующим использованием для производства ядерного оружия;

3)   нападение на реакторы или другие ядерные объекты с целью радиоактивного заражения окружающих районов;

4)   использование радиоактивных материалов для изготовления того или иного устройства с радиологической дисперсией (УРД) (так называемой «грязная бомба»).

Из перечисленных видов террористической деятельности наиболее легким способом в контексте достижения желаемого результата является изготовление «грязной бомбы» [17].

Учитывая, что террористические организации имеют собственный флот, террористов- смертников, а также располагают опытом захвата воздушных и морских судов, возможны все варианты действий в отношении ПАЭС кроме первого, так как в случае с ПАЭС речь не идет о готовом боевом заряде.

Кража или иной способ приобретения расщепляющихся материалов с их последующим использованием для производства ядерного оружия

Каждая ПАЭС имеет на борту оружейный уран в количестве, достаточном для получения нескольких ядерных боезарядов. Захват станции с целью получения оружейного урана вполне реален с учетом технической подготовленности террористических групп и незащищенности ПАЭС (по проекту, как уже отмечалось, военная охрана ПАЭС силами ВМФ России не предусматривается).

Кроме того, существует риск захвата станции экстремистскими силами, которые могут прийти к власти, например, в результате государственного переворота.

В случае получения ядерного материала оружейного качества террористическими организациями или другими экстремистскими группами потребуется несколько месяцев для производства ядерного заряда, который может быть применен в любой точке планеты, включая судоходные пути в ЮВА и территорию Российской Федерации.

Использование радиоактивных материалов для изготовления того или иного устройства с радиологической дисперсией (так называемая «грязная бомба»)

Данный вариант действий может рассматриваться по аналогии с предыдущим. В отличие от захвата радиоактивных материалов для производства боезаряда, радиоактивные материалы в данном случае используются для производства «грязной бомбы», которая также может быть использована в любой точке планеты.

Нападение на реакторы или другие ядерные объекты с целью радиоактивного заражения местности

Нападение может быть организовано с воздуха, с моря, с подводных глубин как на месте эксплуатации, так и при транспортировке ПАЭС. Террористы могут стремиться к повреждению систем жизнеобеспечения с целью расплавления реакторной зоны, при которой активная зона реактора расплавляется с выбросом радиоактивных материалов за пределы защитной оболочки [18]. В результате, в окружающую среду может попасть до 1 миллиона кюри радиоактивности (уровень активности для 1 тонны облученного ядерного топлива). Для сравнения: чернобыльский выброс оценивался в 50 миллионов кюри. С учетом морских течений, зона радиоактивного заражения может быть очень обширной и иметь как локальный, так и региональный характер.

Теракт 11 сентября доказал, что любой наземный (надводный) объект не может быть полностью безопасен при атаке с воздуха, будь то ракетно-бомбовый удар или преднамеренное падение воздушного судна. Соответственно, в случае падения пассажирского аэробуса или транспортного самолета на ПАЭС, менее устойчивую, чем обычная АЭС, и имеющую большую концентрацию производственных помещений и коммуникаций, разрушения на ней будут более грандиозными. Даже если сам реактор выдержит падение самолета, на ПАЭС есть хранилища облученного ядерного топлива, разрушение которого может вызвать последствия, сравнимые со взрывом реактора.

Существует опасность и с точки зрения подводной атаки, например, боевиками террористической группировки «Абу Сайяф». С помощью взятых в заложники специалистов они уже занимались обучением своих членов навыкам глубоководного плавания, которые вполне могут использоваться для подготовки взрыва глубоководных буровых установок или платформ [4]. Эти навыки могут быть применены и для подводного взрыва ПАЭС, что может вызвать последствия, аналогичные с воздушной атакой.

ВЫВОДЫ

Географическое положение в сочетании с традиционным для региона морским пиратством создают предпосылки для организации террористических атак на море («пиратский» терроризм).

ПАЭС могут стать объектом таких терактов, так как террористические группировки давно пытаются овладеть радиоактивными материалами с целью получения ядерных боезарядов или «грязных бомб». Кроме того, одним из вариантов теракта может быть разрушение ПАЭС с целью радиационного загрязнения акватории.

Авторы проекта и те, кто его активно лоббируют, явно не осознают или сознательно игнорируют уровень террористической опасности, признанный руководством России на самом высоком уровне. Одним из доказательств такого непонимания или игнорирования является, например, тот факт, что проектом не предусмотрена физическая защита ПАЭС в виде вооруженной охраны кораблями ВМФ Российской Федерации, как страны-собственника ПАЭС.

Но даже с учетом вооруженной охраны нет 100%-й гарантии защиты станций. Обеспечить защиту подводной части ПАЭС от торпедного удара или диверсантов, а надводной – от ракетно-бомбового удара или падения воздушного судна, практически невозможно.

Для стран ЮВА проект с ПАЭС будет означать шаг в сторону милитаризации, что негативно повлияет на экономику этих стран и ухудшит внешнеполитический климат в регионе [29].

 

Источники:

1.   http://www.greenpeace.ru


Похожие работы на - Плавучие атомные станции в Юго-Восточной Азии: очередная авантюра Росатома

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!