Эколого-правовой режим пользования животным миром
П Л А Н
ВВЕДЕНИЕ.
ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНЫМ МИРОМ.
1.
Животный мир как объект
эколого-правового режима.
2.
Особенности
государственного управления эколого-правовым режимом животного мира: понятие,
органы, функции.
3.
Право пользования животным
миром и его виды.
4.
Правовая охрана животного
мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ
Все взаимосвязано со всем - гласит первый
экологический закон, а значит, и шага нельзя ступить, не задев чего-либо.
Каждый шаг человека по обычной лужайке - это десятки погубленных
микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может
быть и снижающих свою естественную продуктивность. Поэтому необдуманное
поведение человеческого общества в природных экосистемах напоминает поведение
слона в посудной лавке лишь с той разницей, что разбитую слоном посуду можно
заменить вновь изготовленной, а погубленные природные объекты и экологические
взаимосвязи между ними нарушаются необратимо.
Животный
мир, являясь составной частью природной среды, выступает как неотъемлемое звено
в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота
веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных
сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного
покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в
целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как
источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического,
лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как
природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов
промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное,
эстетическое, воспитательное, лечебное значение.
Животный мир как объект эколого-правового
режима.
Объектом использования и охраны выступают лишь дикие животные
(млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а также моллюски,
насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свобод на суше, в воде,
атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию страны. Не
являются таким объектом сельскохозяйственные и другие домашние животные, а
также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных,
культурных, научных, эстетических или иных целей. Они являются имуществом,
принадлежащим на праве собственности государству, кооперативным, общественным
организациям, гражданам, и используются и охраняются в соответствии с
законодательством, касающимся государственной и личной собственности.
Особенностью животного мира является то, что данный объект
возобновляем, но для этого необходимо соблюдение определенных условий,
непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении условий
их существования определенные виды животных могут окончательно исчезнуть, и их
возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования
животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению
исчезающих видов способствуют их восстановлению и возобновлению. Животный мир
поддается преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание
диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в
искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в естественные
места обитания.
Особенности государственного управления эколого-правовым
режимом животного мира.
В соответствии с действующим законодательством в области
регулирования отношений по охране и использованию животного мира относятся:
распоряжение животным миром; определение общих мероприятий и установление
основных положений, правил и норм в этой области; разработка и утверждение
общественных планов по охране и рациональному использованию животного мира;
установление систем государственного учета животных и их использования и
порядка ведения государственного кадастра животного мира; государственный
контроль за охраной и использованием животного мира и установление порядка его
осуществления; решение других вопросов.
Государственное управление в области эколого-правового режима
пользования животным миром осуществляется Советом Министров РФ, местной
администрацией, а также специально уполномоченными на то государственными
органами по охране и регулированию использования животного мира и иными
государственными органами. Специально уполномоченными органами
являются: по наземным животным и птицам - Главное управление охотничьего
хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ (Главохота РФ), по рыбным
запасам - министерства рыбного хозяйства республик, их органы рыбоохраны.
Функции управления эколого-правовым режимом пользования
животным миром следующие: государственный учет животных и их использование,
государственный кадастр животного мира; планирование мероприятий в области
охраны и использования животного мира; государственный контроль за охраной и
использованием животного мира; разрешение споров, связанных с пользованием
животным миром.
На основании постановления Совета Министров СССР от 28 апреля
1984 года “О порядке государственного учета животных и их использования и
государственного кадастра животного мира”, предусматривающего необходимость
обеспечения мероприятий по ведению государственного учета животных и их
использования с 1986 года, а ведение государственного кадастра животного мира с
1988 года, государственный кадастр животного мира включает данные
государственного учета животных и их использования по количественным и
качественным показателям, а также сведения, необходимые для обеспечения охраны
животного мира, планирования, размещения и специализации охотничьего и рыбного
хозяйства и других отраслей народного хозяйства, осуществления иных
мероприятий, связанных с использованием животного мира, оценки ресурсов и
прогноза состояния животного мира, организации проведения мероприятий по
регулированию численности отдельных видов диких животных.
К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся
животные, являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые
водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители
леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных культур), животные,
занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни, утвержденные Академией наук
РФ и Министерством здравоохранения РФ, а также находящиеся на территории
государственных заповедников и природных национальных парков. Наряду с дикими
животными объектом государственного кадастра животного мира признаны также
необходимые им угодья (земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной
органической связью животного мира со средой его обитания и интересами
обеспечения животных необходимыми условиями существования и в первую очередь
кормами.
Государственный контроль за охраной и использованием животного
мира имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами,
государственными комитетами, кооперативными и другими общественными
предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами обязанностей по
охране животного мира, соблюдение установленного порядка пользования животным
миром и иных правил, установленным законодательством, об охране и использовании
животного мира.
Государственный контроль за охраной и использованием животного
мира осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, а также
специально уполномоченными на то органами.
Наряду с государственным контролем осуществляется также
ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира теми
органами, в ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся
объектами животного мира.
Функции государственного контроля выполняет Государственная
охотничья инспекция Главохоты РФ, ее подразделения в областях, краях,
автономиях. Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных
осуществляет также и лесная охрана.
Государственный контроль за охраной и воспроизводством рыбных
запасов выполняют Главное управление по охране и воспроизводству рыбных запасов
и регулированию рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза РФ, бассейновые управления,
инспекции рыбоохраны по областям, краям, автономиям, районам.
В борьбе с браконьерством активную роль играют органы
внутренних дел. Совместно с государственными органами контроль за охраной и
использованием животного мира производится и обществами охотников и рыболовов,
общественными инспекциями по охране животного мира, создаваемыми при органах
охотнадзора и рыбоохраны.
Право пользования животным миром и его виды.
Правовой основой природоохранительной деятельности государства в данной
сфере являются Закон РСФСР “Об охране и использовании животного мира”, а также
охотничье и рыболовное законодательство.
Пользователями животного мира (ст. 10 Закона) могут быть
государственные, кооперативны и другие общественные предприятия, учреждения,
организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования
животным миром: охоту, рыболовство (включая добывание беспозвоночных и морских
млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных,
культурно-просвятительных, воспитательных и эстетических целях; использование
полезных свойств жизнедеятельности животных - почвообразователей, естественных
санитаров среди опылителей растений и др.; в целях получения продуктов
жизнедеятельности животных.
Одним их основных видов пользования животным миром является
охота (ст.12 Закона) - промысловое добывание диких зверей и птиц, любительская
и спортивная охота. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 5 января
1982 года “Об улучшении ведения охотничьего хозяйства” право на охоту имеют все
граждане, являющиеся членами общества охотников, сдающие испытания по
охотничьему минимуму, уплатившие государственную пошлину с соответствующими
отметками в членском охотничьем билете, получившие разрешение на право
пользования охотничьем оружием, путевку на производство охоты в определенных
охотничьих угодьях и разрешение на отстрел (отлов) указанного вида и количества
зверей и птиц.
Для организации спортивно-любительской охоты созданы
добровольные общества - республиканские общества охотников, Всеармейское
военно-охотничье общество, охотничье общество “Динамо”, которые наделены правом
выдачи охотничьих билетов и приему испытаний по охотминимуму. В этом случае
удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка, выданная обществом
охотников, и лицензия на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества
животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты.
При промысловой охоте такими документами являются план-наряд
на отстрел определенного вида промысловых животных или договор с
охотопромысловым хозяйством на отстрел животных, лицензия на добычу
лицензионных видов животных.
Добывание диких животных в порядке научно-исследовательской
охоты производится по разрешениям органов охраны животного мира и платным
лицензиям на отстрел (отлов) животных.
Рыболовство (ст. 13 Закона) - промысловый лов рыбы, добывание
водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный
лов рыбы и добывание водных беспозвоночных - осуществляется в установленном
порядке.
Все водоемы, которые используются или могут быть использованы
для промысловой добычи рыбы, других видов водных животных либо имеют значение
для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными и находятся в
ведении Минрыбхоза РФ и под его контролем. Правилами рыболовства по отдельным
рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются места лова, сроки
лова рыбы и других водных животных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб,
нормы вылова ценных пород рыбы на одного гражданина, список разрешенных и
запрещенных орудий лова и другие требования.
Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках,
предоставляемых в пользование по договорам с государственными, кооперативными и
другими рыбозаготовительными организациями. За пределами данных участков лов
рыбы этими организациями осуществляется по билетам органов рыбного хозяйства.
Научно-исследовательские организации проводят лов рыбы по специальным
разрешениям органов рыбоохраны.
Спортивно-любительский лов разрешается всем гражданам
бесплатно на водоемах общего пользования: на водоемах (или отдельных участках
этих водоемов), где рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов,
членами этих обществ, а на водоемах, которые определены органами рыбоохраны под
организацию культурных рыбных хозяйств, обществ охотников и рыболовов, - по
разрешениям, выдаваемым этими обществами бесплатно или за плату.
Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (ст. 14
Закона) разрешается добывание животных, не относящимся к объектам охоты и
рыболовства. Законодательством устанавливаются перечни животных, добывание
которых осуществляется только по разрешениям, выдаваемыми специально
уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию
использования животного мира, а также перечни тех видов, добывание которых
запрещается.
Среди оснований прекращения права пользования животным миром
(ст. 29 Закона) выделяются следующие: минование надобности в пользовании или
отказ от него; истечение установленного срока пользования; возникновение
необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях охраны
животных; ликвидация предприятия, учреждения, организации, которым было
предоставлено право пользования; невыполнение пользователями установленных
правил, норм и иных требований по охране и использованию животного мира.
Правовая охрана животного мира.
Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и
осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и
состояние животного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям
относятся: необходимость сохранения видового многообразия животных в состоянии
естественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и путей
миграции животных; сохранение целостности естественных сообществ животных;
научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животного
мира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и
предотвращение ущерба народному хозяйству. Последнее требование предусмотрено
ст. 18 Закона, в которой говорится, что мероприятия по регулированию
численности отдельных видов животных должны осуществляться гуманными способами,
исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими
сохранность Среды обитания животных.
Меры охраны животного мира зафиксированы в ст. 21 Закона.
Некоторые требования получают конкретизацию в других статьях Закона. Так,
требование охраны Среды обитания, условий размножения и путей миграции
конкретизируется применительно к хозяйственной деятельности, а именно: при
размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий,
сооружений и других объектов, в совершенствовании существующих и внедрении
новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных
земель, заболоченных территорий, прибрежных и занятых кустарником территорий,
мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении
геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и
прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и
организации мест массового отдыха населения, а также при размещении,
проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и
других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, каналов, платин
и иных гидротехнических сооружений должно быть обеспечено осуществление
мероприятий по выполнению данного требования (ст. 23 Закона).
В соответствии со ст. 24 Закона предприятия и граждане обязаны
принимать меры по предотвращению гибели животных при проведении
сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, а также при
эксплуатации транспортных средств. Без осуществления таких мер запрещается
выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья и отходов
производства.
В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий
режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо
охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и
другая ответственность, несовместимая с целями заповедывания.
Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой
исчезновения отдельных видов животных. Такие животные (ст. 26 Закона) заносятся
в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению
их численности или нарушению среды обитания, не допускаются. В случае, когда
воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных
невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то
государственные органы по охране и регулированию использования животного мира
должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих видов
животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях
и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для
создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому
разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными
органами по охране и регулированию использования животного мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Крупнейший русский ученый, академик В.И, Вернадский более полувека тому
назад отмечал, что мощь человеческой деятельности можно сравнить с
геологической силой Земли, поднимающей горные массивы, опускающей материки,
передвигающей континенты и т.п. С того времени человечество далеко ушло вперед,
и поэтому мощь человека возросла в тысячи раз. Сейчас одно предприятие -
Чернобыльская АЭС нанесло непоправимый вред огромному региону, который связан
неразрывными экосвязями не только с отдельным континентом, но и имеет большое
значение для жизни на Земле, изменения планетарных процессов.
Поскольку отношение людей к природе существует только через
производственные отношения, то экологопользование связано в каждой стране с
существенными в ней социально-экономическими отношениями. Различие
социально-экономических систем, обусловливающие и различие эколого-правового
регулирования различных стран, требует внимательного анализа
правоприменительной практики.
Возрастание угрозы экологической катастрофы в глобальном
масштабе вызывает осознание настоятельной необходимости рационализации
экологопользования и координации усилий в охране окружающей Среды в рамках
всего международного сообщества.
В последнее время в нашей стране произошли необратимые
перемены - распался Союз ССР и исчезли союзные структуры. Образование
суверенных государств с тяжелейшим экологическим наследием должно заставить
задуматься о создании единого экологического пространства для выхода из
экологического кризиса. Именно в объединении - путь к решению всех стоящих
перед республиками экологических проблем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Б.В. Ерофеев. Экологическое право. м., “Высшая школа”, 1992.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Закон РСФСР “ Об охране и использовании животного мира”.
4. Основы законодательства РФ “О здравоохранении”.