Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников
Российский Государственный Гуманитарный Университет
РЕФЕРАТ по дисциплине:
«Экономика природопользования»
Тема: «Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в
атмосферу от передвижных источников»
Выполнила:
студентка ФКЗ-1У
Сигеева Елена Сергеевна
Проверил: Крысов
Виктор Владимирович
Москва 2003
План.
1.
Введение
2.
Расчет платы за выбросы
загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников.
3.
Выводы
Введение.
Современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. Загрязнение
природной среды промышленными выбросами оказывает вредное действие на людей, животных,
растения, почву, здания и сооружения,
снижает прозрачность атмосферы, повышает влажность воздуха, увеличивает число дней с туманами, уменьшает видимость,
вызывает коррозию металлических изделий.
Наиболее масштабным и значительным является
химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической
природы. Среди них - аэрозольные и газообразные загрязнители
промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого
газа в атмосфере. Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать
нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на
планете.
В основном существуют три основных источника
загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные, транспорт.
В данной работе нам хотелось бы рассмотреть расчет
платы за выбросы загрязняющих
веществ в атмосферу именно от передвижных источников.
Расчет платы за выбросы загрязняющих
веществ в атмосферу от передвижных источников
1. Плата за
загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников подразделяется на:
·
плату за допустимые
выбросы;
·
плату за выбросы,
превышающие допустимые.
2. Удельная плата за
допустимые выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников, образующихся
при использовании 1 тонны различных видов топлива, определяется по формуле:
Ye = Hбнi атм х Мi транс (1),
где:
i - вид загрязняющего вещества
(i = 1, 2, 3....... n);
e - вид топлива;
Ye - удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих
веществ, образующихся при использовании 1 тонны е-го вида топлива (руб.);
Hбнi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны
i-го
загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые
нормативы выбросов (руб.);
Мi транс - масса i-го загрязняющего вещества,
содержащегося в
отработавших газах технически исправного транспортного средства,
отвечающего действующим стандартам и техническим условиям завода изготовителя,
при использовании 1 тонны е-го вида топлива (по данным НИИТа Минтранса России).
3. В качестве
основных нормирующих загрязняющих веществ для передвижных источников
рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения
свинца, диоксид серы.
4.
Удельная плата для
различных видов топлива составляет (руб./т или руб./м3):
1.
|
Бензин
этилированный АИ-93
|
38,0
|
2.
|
А-76, А-72
|
25,0
|
3.
|
Бензин
неэтилированный АИ-93
|
10,0
|
4.
|
А-76, А-72
|
11,0
|
5.
|
Дизельное топливо
|
21,0
|
6.
|
Сжатый природный
газ
|
9,0
|
7.
|
Сжиженный газ
|
11,0
|
5. Плата за
допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников
определяется по формуле:
Пн транс = Ye х Te (2),
где:
e - вид топлива (e = 1, 2,
3....... r);
Пн транс -плата за допустимые выбросы загрязняющих
веществ в
Ye -
удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих
веществ,
образующихся при использовании 1 тонны е-го вида топлива (руб.);
Te - количеств е-го вида топлива,
израсходованного
передвижным источником за отчетный период (т).
6. При отсутствии
данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих
веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств,
из расчета ожидаемых условий и места их эксплуатации (среднегодовой пробег,
расход топлива или количество моточасов работы на уровне 85%-ой обеспеченности,
топливо с наиболее экологически неблагоприятными характеристиками и так далее).
Годовая плата за
транспортное средство и другие передвижные источники составляет (в тыс.руб./год
за 1 транспортное средство):
1.
|
Легковой автомобиль
|
2,7
|
2.
|
Грузовой автомобиль и автобус с бензиновым
ДВС
|
4,0
|
3.
|
Автомобили, работающие на газовом топливе
|
1,4
|
4.
|
Грузовой автомобиль и автобус с дизельным
ДВС
|
2,5
|
5.
|
Строительно-дорожные машины и с/х техника
|
0,5
|
6.
|
Пассажирский тепловоз
|
16,2
|
7.
|
Грузовой тепловоз
|
21,4
|
8.
|
Маневровый тепловоз
|
2,5
|
9.
|
Пассажирское судно
|
15,0
|
10.
|
Грузовое судно
|
20,0
|
11.
|
Вспомогательный флот
|
6,0
|
7. Плата за
превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников
определяется по формуле:
Псн транс = 5Пнj х dj (3),
где:
j - тип транспортного средства (j = 1, 2,
3....... p);
Псн транс - плата за превышение допустимых выбросов
загрязняющих
веществ от передвижных источников (руб.);
Пнj - плата за допустимые выбросы загрязняющих
веществ от j-го
типа транспортного средства (руб.);
dj -доля транспортных средств j-го типа, не
соответствующих
стандартам. Определяется как соотношение количества
транспортных средств, не соответствующих требованиям
стандартов, к общему количеству проверенных
транспортных средств.
Плата за превышение допустимых выбросов начисляется территориальными
органами Минприроды России по результатам контроля соответствия транспортных
средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих
веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации.
Контроль соответствия транспортных средств требованиям стандартов,
регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах, осуществляется
органами Минприроды России, Российской транспортной инспекции,
Госавтоинспекции, а также специальными организациями, имеющими разрешение на
проведение данного вида работ.
Данные о результатах
ежеквартальных проверок предоставляются в территориальные органы Минприроды
России.
Количество
транспортных средств (ТС), подвергаемых контролю в выборке (раздельно по видам
топлива) должно составлять не менее:
100% - для предприятий с числом ТС до 20
единиц;
50% - для предприятий с числом ТС до 50 единиц;
30% - для предприятий с числом ТС до 100 единиц;
20% - для предприятий с числом ТС до 500 единиц;
10% - для предприятий с числом ТС свыше 500
единиц.
Если в результате проверки, доля
транспортных средств, не соответствующих нормативным требованиям, составляет
более 90% или менее 10%, то для повышения достоверности результатов выборку
рекомендуется увеличивать вдвое.
При соблюдении указанных размеров выборки, доля выявленных ТС, не
соответствующих нормативным требованиям, распространяется на всю численность ТС
предприятия, находящихся в эксплуатации.
Для определения доли ТС, не соответствующих нормативам, не могут
приниматься результаты проверок, проведенных в предыдущие годы.
9. Общая плата за
выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле:
Птранс = (Пн транс + Псн транс) х Кз атм (4),
где:
Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и
экологической
значимости атмосферы в данном регионе;
10. При использовании для обезвреживания
отработавших газов двигателя передвижного источника устройств нейтрализации к
платежам применяются понижающие коэффициенты:
для автотранспорта,
использующего неэтилированный бензин и газовое топливо - 0,05;
для остальных
транспортных средств - 0,10.
При проведении других мероприятий (комплексов мероприятий) по снижению
токсичности отработавших газов величина платы за выброс уменьшается в
количество раз, соответствующее подтвержденной эффективности данного
мероприятия.
Заключение.
Следует
отметить, что в настоящее время в мире уделяется особое внимание состоянию
окружающей среды. Создаются альтернативные, экологически безопасные виды
топлива, источники энергии, характерным примером являются электромобили и автомобили
на солнечных батареях, при современных темпах прогресса можно надеяться на то
что вскоре появятся и экологически чистые авиационные и ракетные двигатели. К
автомобилям с двигателями внутреннего сгорания и дизелями применяются строгие экологические
нормы Евро-4. Хотелось бы верить, что и в нашей стране в ближайшем будущем
будут предприниматься усилия для обеспечения благоприятной экологической
обстановки.
Список литературы:
1. Инструктивно-методические
указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды,
утверждены Минприроды России письмом N 01-15/65-265 от 26 января 1993 года
(57К)
http://www.ecology.sp.ru/
2. Голуб Е.Б. «Экономика природопользования»