Охрана труда и окружающей среды при строительстве внутрихозяйственных дорог
ВВЕДЕНИЕ
В
круглогодичном цикле сельскохозяйственного производства транспорт имеет
первостепенное значение. Наиболее важное значение приобретают своевременные
перевозки сельскохозяйственных продуктов к предприятиям переработки, и
конечному потребителю, а также вывоз удобрений на поля, перевозка
горюче-смазочных материалов, семян и т.д..
Перевозки в
сельскохозяйственных районах осуществляются всеми видами транспорта -
железнодорожным, водным, автомобильным и воздушным. Однако особо важное
значение для сельскохозяйственного производства имеет автомобильный транспорт,
так как основной объем грузоперевозок, а также перевозка людей в колхозах и
совхозах осуществляется автомобилями.
Эффективность
работы автомобильного транспорта существенно зависит от состояния дорог. Весной
в разгар посевных работ и осенью в период уборки урожая проезд по
неблагоустроенным дорогам вследствие переувлажнения грунтов крайне затруднен,
сопровождается большим перерасходом топлива, быстрым износом автомобилей, а
иногда невозможен. В зимний же период проезд значительно ухудшается из-за
снежных заносов. В засушливые периоды на грунтовых дорогах образуется пыль, что
ухудшает условия движения автомобилей и отрицательно влияет на урожайность
близлежащих полей.
Отсутствие
благоустроенных дорог приводит к значительному удорожанию сельскохозяйственной
продукции.
Основные
мероприятия по охране труда и природы при дорожном строительстве
предусматривают с целью обеспечения безопасных условий труда и сохранения
окружающей среды, учитывая степень вредных воздействий и опасности выполнения
технологических процессов.
При этом
необходимо обязательно соблюдать требования промышленной санитарии, охраны
труда и противопожарной техники, предусмотренных действующими
законоположениями, нормами и правилами.
Воздействие
неблагоприятных атмосферных условий, влияние токсических свойств используемых
материалов, вибрация, пыль,шум, недостаточное освещение и другие факторы могут
привести к заболеваниям и потере трудоспособности рабочих. Нарушение правил
техники безопасности может привести к травматизму.
Необходимо
учитывать противопожарные требования, в первую очередь на пожароопасных
объектах. Все самоходные машины и транспортные средства должны быть оборудованы
средствами тушения пожара в связи с возможностью возгорания горюче-смазочных
материалов. Все мероприятия по охране труда следует проводить планомерно, в
течение всего периода производства работ.
Технологический
процесс, осуществляемый при строительстве дорог, не должен наносить вреда
окружающей среде. С этой целью при производстве работ необходимо обязательно
предусматривать комплекс соответствующих мероприятий применительно к данному
объекту строительства.
Охрана труда и окружающей среды при сельском
дорожном строительстве.
Охрана труда.
Причины возможного возникновения несчастных случаев на дорожном строительстве
разделяются на организационные и технические. К организационным причинам
относят: неподготовленность строительства;
·
допуск
к проведению операций людей, не прошедших предварительный инструктаж по
безопасным приемам работы;
·
использование
рабочих не по специальности;
·
отсутствие
на строительных площадках необходимых санитарно-гигиенических устройств;
·
Технические
причины- это:
·
неправильная
организация технологических процессов;
·
неисправность
применяемых машин и механизмов и неправильные способы их эксплуатации;
·
неисправность
или отсутствие защитных ограждений;
Общие
требования безопасности для работы на производственных предприятиях дорожного
строительства заключаются в:
·
надлежащей
планировке территории и ее благоустройстве;
·
правильной
организации технологического процесса предприятия в целом и отдельных его
цехов;
·
применении
прочных строительных конструкций и ограждений;
К работе
допускаются лица, прошедшие предварительный инструктаж по технике безопасности.
При работе с
горячими битумами и дегтями во избежание попадания их на руки и лицо необходимо
надевать рукавицы, защитные очки, шлемы и комбинезоны. Нагревать вяжущие
материалы и работать с ними разрешается только с подветренной стороны от места
выделения вредных паров.
На заводах по
производству цемента, бетона, где в воздухе выделяется пыль, надо
систематически исследовать воздушную среду. Это делают в сроки, согласованные с
санитарно-эпидемиологической службой, но не реже одного раза в месяц. До начала
строительства дороги участок ограждают переносными щитами, устраивают объезды и
пути подвоза дорожно-строительных материалов.
Весь
обслуживающий персонал должен быть ознакомлен со свойствами используемых
материалов и безопасными приемами труда. Швы в затвердевшем бетоне нарезают
только в защитных очках; с пленкообразующими материалами работают только в
комбинезонах, защитных очках и рукавицах.
Широкое
применение разнообразных машин в дорожном строительстве влечет за собой
необходимость строгого соблюдения правил техники безопасности при их
эксплуатации.
До начала
работы оператор (водитель) проверяет состояние машины и устраняет замеченные
неисправности, передкаждым ее пуском, а также при изменении направления
движения подает предварительный звуковой сигнал.
До начала
работы землеройных машин обрабатываемый участок очищают от посторонних
предметов, которые могут препятствовать движению машин, привести к их поломке
или к опрокидыванию.
На
свежеотсыпанных насыпях расстояние от края гусеницы или колеса до края насыпи
должно быть не менее 1 м. При работе машин с ходовой частью в виде сдвоенных
пневматических колес запрещается находиться сзади ведущих колес, так как при их
вращении возможно выбрасывание камней и комьев грунта. На каждом строящемся
участке дороги намечаются безопасные места для рабочих. Для работы в ночное
время машины оборудуются лобовым и общим освещением, обеспечивающим достаточную
вилимость пути перемещения, фронта работ и прилегающих к нему участков. Сам
участок в это время также должен быть хорошо освещен.
Бригада
рабочих, занятых на строительстве, должна быть обеспечена передвижным
вагончиком, где хранят аптечку, инструмент, бак с питьевой водой и где в случае
необходимости можно укрыться от непогоды.
Инструктаж по
технике безопасности и контрольную проверку проводят один раз в 6 мес и
отражают это в специальном журнале.
Охрана окружающей среды.
Наиболее
важным в этом направлении является сохранение ценных сельскохозяйственных
угодий, плодородного слоя земли и местного микроклимата.
Основная
задача охраны природы при строительстве внутрихозяйственных дорог -
рекультивация земель. Поэтому на землях, пригодных для сельскохозяйственного
использования, особое внимание уделяется рекультивации отработанных карьеров.
Глубокие обводненные карьеры можно использовать в качестве водоемов при
формировании зон отдыха, неглубокие - приспособить для разведения водоплавающей
птицы и орошения засушливых земель. Неглубокие, но значительные по площади карьеры
после рекультивации используют под сельскохозяйственные угодья.
Один из
основных факторов формирования сельских территорий с учетом требований охраны
природы - озеленение. Оно способствует улучшению микроклимата, приостанавливает
процессы водной и ветровой эрозии почв, образует процесс
"самоочищения" и регененрации окружающей среды. Поэтому при
строительстве дорог на селе необходимо бережное отношение к растительности в
полосе отвода, а также создание искусственных посадок линейного типа вдоль
трасс.
Необходима
борьба с повышенной пылимостью отдельных типов покрытий, а при прохождении
дороги общего пользования по территории совхозов и колхозов следует учитывать и
вредные химические воздействия на произрастающие в непосредственной близости
культуры.
Значительное
количество выделяющегося из отработанных газов свинца откладывается в виде пыли
на придорожной полосе и впоследствии смывается в почву. ввиду этого совхозам и
колхозам рекомендуется при высокой интенсивности движения придорожную зону до
100...150 м засевать не пищевыми, а техническими культурами.
Производственные
предприятия и базы, обслуживающие дорожное строительство, по возможности
следует размещать на неугодьях - в оврагах, карьерах, на косогорных участках.
Асфальто- и
цементобетонные заводы - это пыльные и дымные предприятия, на которых которых
часто приходится сжигать жидкое топливо - мазут, соляровое масло, не
обеспечивается достаточная очистка отходящих газов. Эффективное решение этой
проблемы - перевод процесса сушки и нагрева на электрический (что почти
полностью исключает необходимость в котельных, которые создают значительные
выбросы), а также газификация производственных предприятий.
Кроме мер,
устраняющих выделение вредных газов, важной мерой, обеспечивающей оздоровление
воздушной среды, снижение шума и формирование благоприятного микроклимата для
населения, является всемерное сохранение и развитие зеленых насаждений на
территории заводов, установка пылеуловителей.
На сельских
дорогах, проходящих через населенные пункты и являющихся нередко единственными
благоустроенными дорогами с твердыми покрытиями, требуется проведение
мероприятий, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов.
При устройстве
оснований и покрытий из сборных железобетонных плит применяются монтажные
механизмы, чаще всего автомобильные краны.
Краны
устанавливают с соблюдением правил устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных машин, которыми запрещается работать на недостаточно ровной и
горизонтальной площадке, подъем плиты, масса которой превышает грузоподъемность
крана на данном вылете стрелы, при сильном ветре (особенно, если он действует в
направлении грузового момента) и др.
Укладка плит
производится после завершения работ по возведению земляного полотна и
основания. Плиты могут укладываться двумя способами - "на себя" и
"от себя". Работая по методу "на себя", монтажный кран
перемещается по земляному полотну, а это не всегда безопасно. При слабых
грунтах может произойти продавливание основания под опорами монтажного крана.
Устойчивость грунтов сильно снижается в весенний и осенний периоды во время
интенсивных продолжительных дождей, когда грунты сильно переувлажняются и их
несущая способность значительно снижается. Во всех этих случаях для обеспечения
устойчивости крана требуется укреплять грунтовое основание - устраивать
подсыпки из песка или шлака, применять временные инвентарные колейные дороги и
площадки для стоянок (из деревянных плит или шпал, деревометаллических рам,
железобетонных плит). Пневмоколесные краны должны работать с выносными опорами,
обеспечивающими снижение удельного давления на грунт.
Наиболее
распространен и безопасен способ "от себя". Монтажный кран
устанавливается таким образом, чтобы с одной стоянки можно было уложить
максимальное число плит и не переносить их над работающими. В этом случае
монтажный механизм и автомобили, подвозящие дорожные плиты, передвигаются по
готовому покрытию. Устойчивость монтажного крана уже не зависит от несущей
способности грунта. Но в нашем случае, при устройстве переездов, этот способ нельзя
применить, ввиду малого объема работ на каждом переезде. Поэтому особое
внимание следует уделить обеспечению безопасности, применительно к первому
способу ("на себя") устройства покрытий и оснований из сборных
железобетонных плит.
При монтаже
сборных железобетонных дорожных плит может произойти обрыв петли или одной из
ветвей стропа (рис 1), например АВ. В этом случае центр тяжести плиты О
переместится в положение О1 т.е. плита переместится по вертикали на
высоту h (упадет с высоты h). На необорванную ветвь стропа ВС будет приходиться
вес всей плиты. Кроме того, в момент достижения центра тяжести О положения О1
на необорванную ветвь окажет воздействие динамическая нагрузка, зависящая от h.
Коэффициенты запаса прочности канатов, применяемых для стропов, принимается
равным 3-6. Однако в результате износа троса и динамического воздействия
грузоподъемность ветви ВС может оказаться недостаточной и произойдет ее обрыв.
Кроме того, кран может потерять устойчивость и опрокинуться в обратную сторону.
Чтобы уменьшить воздействие на необорванную ветвь в случае обрыва одной из
ветвей, нужно поднимать груз не более чем на длину плиты. Этим будет достигнута
разгрузка необорванной ветви стропа за счет того, что точка А при обрыве ветви
окажется на поверхности земли и на оставшуюся ветвь будет воздействовать уже не
весь вес плиты, а только его половина. Динамическое воздействие также
значительно уменьшится.
Обрыв петли
или ветви стропа чаще всего происходит при превышении грузоподъемности стропа,
в результате подъема груза неизвестной массы, подъема плиты, засыпанной землей
или примерзшей к основанию (в зимнее время). Поэтому засыпанные плиты следует
до начала подъема откопать, а примерзшие плиты отогреть или оторвать от
основания.
Рис. 1 Схема
обрыва двухветвевого стропа.
Министерство
общего и профессионального
образования РФ
Сибирская Автомобильно-Дорожная Академия.
Кафедра БЖД
Реферат
«Охрана труда и окружающей среды при строительстве
внутрихозяйственных дорог»
Выполнил : студент 52-ТД гр.
Проверил: профессор
Никитин В.П.
Омск-1999 г.
Список Литературы
Г.А. Имайкин Автомобильные дороги (Охрана труда в
строительстве). Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 1985. - 207 с.
А.К. Славуцкий Сельскохозяйственные дороги и
площадки. Учебник для вузов. - М.: Высшая Школа, 1980. 487 с., ил.
оглавление
|
Стр.
|
Введение
|
|
Охрана
труда и окружающей среды при сельском дорожном строительстве
|
|
Охрана
окружающей среды
|
|
Список
литературы
|
|