Жизнь и труды Михаила Петровича Погодина (доклад)
Погодин Михаил
Петрович родился в семье русского крепостного крестьянина, в будущем знаменитый
историк, писатель, журналист и публицист. В 1821 году окончил Московский
университет. Профессором всеобщей истории Московского университета он
становится в1826 году, а затем с 1833 года профессором русской
истории.
Как журналист и
публицист М.П.Погодин проявил себя издавая с 1827 по 1830 год журнал ‘Московский
вестник’. Позже при тесном участие С.П.Шеврёва в 1841 году по
1856 год издавал журнал ‘Москвитянин’. В 20-30-е годы Погодин написал
несколько беллетристических и драматических произведений (‘Чёрная
немочь’) (‘Пётр I,‘ Повести ’). В те же
годы он выступил и как историк с критикой скептической школы и
М.Т.Каченевского. О М.П.Погдине положительно расказывает ,в своей работе под
названием ‘‘Жизнь и труды М.М.Погодина’’,В.В.Маиков.
Политическая позиция Погодина -
монархизм, а методология-рационализм. Основные собственные интересы
он находил в области древнерусской и славянской истории. Он исследовал все
основные ее стороны. Исследования Погодина по определенным вопросам русской
истории были основаны в изучении первоисточников и имели положительные значение.
Основными областями исторических исследований Погодина являлись:
установление источников начальной летописи, изучение причин возвышения Москвы,
Образование централизованного государства на Руси, выяснение постепенного
характера закрепощения крестьян и многое другое.
Признание
самобытности русского исторического процесса составило основу исторических
взглядов Погодина. Он полагал ,что вечное начало России это ее дух, который
лежит в основе русской истории и что в ней полностью отсутствует внутренняя
борьба. Наличие этой борьбы, как основной черты общества, Погодин признавал
только для стран западной Европы. Основываясь на взглядах немецких ученых
Байера и Миллера, источником внутренней борьбы на западе Погодин считал
завоевания, которых не видел в России, так как полагал что Русское государство
основано без насилия, путем добровольного призвания варягов. В связи с этой
проблемой Погодин в 60-е годы часто вел диспуты с Н.И.Костомаровым и
Д.И.Иловайским. В целом Погодин не имел определенной и законченной исторической
концепции. Считал невозможным осмысление русского исторического с выводами и
обобщениями, ибо, по Погодину, русская история не может быть подведена под ту
или иную теорию, в ней [1]‘‘много
чудесного и необъяснимого’’ Будучи историком официального направления, в 1842г.
в своей работе ‘‘Взгдяд на русскую историю ’’ Погодин главную
задачу истории видел в том, чтобы она зделась [2]‘‘охранительницею и блюстительницею
общественного спокойствия!’’
Публицистика
Погодина в 30-х - начало 50-х годов 19 века преследовала те же охранительные
цели и проповедовала ‘ православие, самодержавие и народность ’. После
Крымской войны 1853-1856 года 19 века стал выступать как сторонник проведения
реформ. Погодин вел большую публицистическую работу впервые подготовил издание
сочинений И.Т.Посомлова, собрал и издал много писем Н.М.Карамзина. С 30-х годов
Погодин начал собирать письма и вещественные памятники русской истории, составившие
весьма ценную коллекцию (‘ Древлехранилище ’) Большая часть которой в 50-х
годах приобретена публичной библиотекой в Петербурге.(‘‘взгляд на
русскую историю’’,т.1, Москва,1842г.,с.16).
Основным занятием
на Руси он считал исконно земледелие.
И лишь в 14 веке
указывал на торговлю. Погодин дает по княжескую и по царскую периодизацию. Проблемой периодизации русской истории ,считает
он, являлись социально экономические факторы. Причину раздробленности
Михаил Петрович Погодин видел в изменении права наследования ("старший в
роду брат наследовал после брата ,а не сын после отца"). Он считал что
право стало не выполненным в следствие увеличения числа князей, и подавало
повод к постоянным распрям. В вопросе образования
централизованного русского государства он пишет о проведении разумной и
грамотной политике московских князей ,начиная с эпохи правления Ивана
Калиты, и заметному усилению Московского
княжества. Исследуя время татаро-монгольского ига он проводит резкую грань
между Юго-западной и Северо-восточной Русью и говорит что в 14 и 15 веке
большая территория Юго-западной Русь была вся в развалинах. В итоге
татаро-монгольское нашествие полностью остановило развитие Руси. К вопросам
опричнины Ивана Грозного он относится крайне отрицательно указывает на ее вред
и пишет что она очень плачевно сказалась на народе. Положительно относится к
реформам Петра первого и выделяет основные из них: Церковные
реформы, судопроизводство, изменения престолонаследия, одобряет и отмечает их
многообразие. Основную роль в народе он отдает русским царям и князьям, так же
говорит что с их деятельностью связано большое развитие культуры и искусства на
Руси. Генезис
крепостного права у Погодина не прослеживается. В вопросе классов и классовой
борьбы он лишь указывает на ее существование но не прослеживает ее подробно.
[1] ‘‘Взгляд на русскую историю’’ М., т., 1842г., ст.43
[2] ‘‘Взгляд на русскую историю’’ М., т1.,1842г.,ст.31