Методические рекомендации и программа учебной практики (специальность - 7.060101 'Правоведение')
ЛУГАНСКАЯ
АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ИМ. 10-ЛЕТИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
И ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
студентов I курса факультета № 4
специальность - 7.060101 "Правоведение"
Луганск – 2004 г.
Составили: заместитель
начальника кафедры
уголовного процесса и судоустройства
подполковник милиции Темников А.В.
преподаватель кафедры
уголовного
процесса и судоустройства Никифорова Н.А.
Рецензент:
заведующий кафедрой
уголовного процесса и судоустройства
к. ю. н., доцент Курочка Н.И.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры
Протокол № 21 от 17.06.2004 года
ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учебная практика студентов Луганской
академии внутренних дел МВД Украины является неотъемлемой частью подготовки
высококвалифицированных специалистов для правоохранительных органов и
предусмотрена учебными планами.
1.2. Сроки учебной практики определяются учебным планом по специальности
7.060101 "Правоведение", а ее содержание - настоящей программой.
1.3. В основу организации учебной практики
положены реализация положений Закона Украины " О
высшем образовании" от 17.01.2002 года; Программы развития ведомственного
образования и вузовской науки на период 2001-2005 г.г., утвержденной приказом МВД Украины № 356 от 11.04.01 г.; Положения об
организации и проведении учебной и производственной практики (стажировки) курсантов и слушателей учебных заведений МВД
Украины в органах и учреждениях внутренних дел, утвержденного приказом МВД от
14 августа 1992 г., №506; Положения о проведении практики студентов высших учебных заведений Украины, утвержденного
приказом Министерства образования Украины от 8 апреля 1993 г. №93; Типового
положения о прохождении практики курсантами (слушателями) высших учебных
заведений МВД Украины, утвержденного Приказом МВД от 30 декабря 1997 г. № 920.
1.5.Совместным приказом прокурора Луганской
области, начальников управлений юстиции Луганской и иных областей, а также
ректора учебного заведения определяется перечень базовых подразделений
органов прохождения практики, в которых студенты первого курса проходят
учебную практику в соответствии с утверждённой программой.
1.6. В порядке
исключения, с разрешения руководства академии, учебная практика может
проводиться и по месту жительства студентов в органах прокуратуры, судебных
органах и органах юстиции других областей, а также нотариальных конторах и
адвокатских объединениях, органах внутренних дел и иных правоохранительных и
правоприменительных органах, юридических службах соответствующих хозяйствующих
субъектов.
1.7. В
составе конкретного базового органа для проведения учебной практики студентов
академии выделяются наиболее подготовленные оперативные работники прокуратуры и
других базовых органов прохождения практики, имеющие высшее юридическое
образование и стаж работы не менее трех лет.
Направление
студентов на учебную практику в подразделения органов прокуратуры и иные
базовые органы прохождения практики, имеющие низкие показатели в служебной
деятельности, запрещается.
2. ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2.1.Целями учебной
практики являются:
2.1.1. Ознакомление студентов с надзорными функциями прокуратуры и деятельностью
следственных подразделений органов прокуратуры, а также практической
деятельностью нотариальных контор, адвокатуры, хозяйственных судов и судов
общей юрисдикции, органов юстиции, внутренних дел и иных правоохранительных и
правоприменительных органов, а также юридических служб соответствующих
хозяйствующих субъектов.
2.1.2. Ознакомление
с системой, структурой, функциями, принципами и правовыми основами организации
деятельности базовых органов прохождения практики.
2.1.3.Ознакомление с формами взаимодействия правоохранительных органов между
собой и общественностью.
2.1.4.Приобретение
навыков по вопросам использования технико-криминалистических средств и методов
в следственной работе.
Цели учебной ознакомительной практики для
соответствующих базовых органов прохождения практики:
1. Для студентов,
проходящих ознакомительную практику в хозяйственных судах и судах общей
юрисдикции:
Закрепление полученных теоретических знаний,
касающихся деятельности судов общей юрисдикции и (или) специализированных
(хозяйственных судов) и изучение вопросов организации и управления в органах
судебной власти, путем ознакомления:
·
с нормативно - правовой основой деятельности судов
соответствующих звеньев и инстанций и их структурой;
·
структурой и штатной численностью аппарата местного
суда;
·
с правами и обязанностями судьи, председателя суда
и его заместителя, помощника судьи;
·
с правами и обязанностями работников канцелярии,
(судебного распорядителя в местных судах);
·
с организацией деловодства в
районном (местном) суде;
·
с организацией приема граждан.
2. Для студентов, проходящих ознакомительную практику в органах прокуратуры:
Закрепление полученных теоретических знаний,
касающихся вопросов организации и деятельности органов прокуратуры, путем
ознакомления:
·
с нормативно - правовой основой деятельности
органов прокуратуры, действующими Приказами Генерального прокурора, Положениями
и Инструкциями Генеральной прокуратуры Украины;
·
с основными направлениями деятельности органов прокуратуры;
·
с полномочиями прокурора района (города), его заместителя
и помощников, следователя;
·
с организацией деловодства в районной (городской)
прокуратуре;
·
с организацией приема граждан;
3. Для студентов, проходящих ознакомительную практику в органах юстиции:
Закрепление полученных теоретических знаний,
касающихся вопросов организации и деятельности управлений юстиции, путем:
·
ознакомления с нормативно- правовой основой
деятельности органов и учреждений Министерства юстиции.
·
ознакомления с основными направлениями
деятельности органов и учреждений Министерства юстиции;
·
изучения правовой основы, принципов организации
и деятельности управлений юстиции и его структурных подразделений;
·
изучения правовой основы, принципов организации и
деятельности отделов государственной исполнительной службы, ознакомления с
полномочиями ее должностных лиц.
·
с организацией деловодства и приема граждан;
4.Для
студентов, проходящих практику в нотариате:
Закрепление полученных теоретических знаний,
касающихся вопросов организации и деятельности нотариата, путем:
·
ознакомления с нормативно-правовой базой
организации и деятельности нотариата (государственных и частных нотариусов);
·
правами и обязанностями нотариуса;
·
системой и порядком образования нотариальных
органов;
·
общими правилами совершения нотариальных действий;
·
с организацией деловодства и приема граждан.
5.Для студентов,
проходящих практику в следственных подразделениях органов прокуратуры,
налоговой милиции, органов внутренних дел:
Закрепление полученных теоретических знаний,
касающихся вопросов организации и деятельности органов прокуратуры, налоговой
милиции, внутренних дел, путем ознакомления:
·
с организацией и основными направлениями деятельности
подразделений базового органа прокуратуры, налоговой милиции, органов
внутренних дел, формами их взаимодействия между собой и
другими правоохранительными и правоприменительными органами;
·
с правами и обязанностями следователя;
·
с полномочиями следователя при проведении
следственных и процессуальных действий на стадии досудебного расследования;
ПРОГРАММА
ознакомительной практики
Студентам, которые проходят ознакомительную практику в судах
необходимо ознакомиться с:
¨
порядком приема граждан, организации работы суда по
рассмотрению заявлений и жалоб, процедурой их учета и регистрации;
¨
принципами распределения обязанностей между
судьями.
¨
полномочиями судьи местного суда;
¨
полномочиями председателя местного суда и его
заместителя;
¨
организацией работы секретариата суда;
¨
организацией ведения судебной статистики;
Студентам, проходящим ознакомительную практику в органах прокуратуры
необходимо ознакомиться с:
¨
порядком приема, учета и регистрации в органах
прокуратуры жалоб и заявлений граждан, представителей предприятий, учреждений
и организаций;
¨
принципами распределения обязанностей между
помощниками прокурора;
¨
полномочиями прокурора по осуществлению надзора
за законностью деятельности органов дознания и досудебного следствия;
¨
полномочиями прокурора по поддержанию государственного
обвинения в суде;
¨
полномочиями прокурора при осуществлении
представительства интересов граждан и государства в суде;
¨
полномочиями прокурора при проверке соблюдения и
применения законов;
¨
формами и методами прокурорского реагирования на
выявленные нарушения законности;
¨
формами отчетности в органах прокуратуры Украины;
Студентам,
проходящим ознакомительную практику в
органах
и учреждениях Министерства юстиции необходимо ознакомиться с:
¨
структурой, задачами и функциями Министерства
юстиции Украины;
¨
задачами, функциями и структурой управлений
юстиции;
¨
деятельностью органов и должностных лиц,
направленной на принудительное исполнение судебных решений.
¨
документацией и формами отчетности органов и
учреждений Министерства юстиции.
При
прохождении практики в следственных органах, суде, нотариате студенты должны
присутствовать при:
¨
проведении следственных и процессуальных действий (осмотре
места происшествия, допросах потерпевшего, свидетеля, обвиняемого, очной
ставки, воспроизведения обстановки и обстоятельств события, предъявлении для
опознания и др.;)
¨
рассмотрении жалоб и заявлений граждан;
¨
в судебных заседаниях по разрешению гражданских, уголовных,
хозяйственных дел и дел об административных правонарушениях;
¨
рассмотрении судом представлений органа дознания,
следователя, прокурора (о проведении отдельных следственных действий, избрании
обвиняемому (подозреваемому) меры пресечения в виде заключения под стражу,
о продлении сроков содержания обвиняемого под стражей и т.п.);
¨
обработке (регистрации) входящей и исходящей
корреспонденции;
¨
принятии решений о возбуждении, приостановлении и
прекращении исполнительного производства (вынесении постановления о возбуждении,
приостановлении, прекращении исполнительного производства);
¨
составлении заявлений об отсрочке (рассрочке),
изменении способа и порядка исполнения решения суда в части имущественного
взыскания;
¨
оценке имущества должника, передаче взыскателю
предметов, указанных в исполнительном документе, исполнении решений о выселении
должника;
¨
исполнении решения о принудительном обмене;
¨
составлении договоров, завещаний, доверенностей,
брачных контрактов и иных документов;
¨
составление удостоверительных надписей на
договорах, завещаниях и других документах;
¨
выполнении иных функциональных обязанностей,
выполняемых непосредственным руководителем практики.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СТУДЕНТУ ПРИ ЗАЩИТЕ МАТЕРИАЛОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Студенты должны четко
знать:
·
основные направления деятельности и нормативные
документы, регламентирующие деятельность базового органа прохождения
практики;
·
функции и полномочия судьи, следователя, прокурора,
помощника прокурора, государственного исполнителя, нотариуса, и других
должностных лиц, под непосредственным руководством которых проходила учебная
ознакомительная практика.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Организацию и проведение учебной практики
обеспечивает академия и базовые органы, в которых студенты проходят практику.
1.2. Во время учебной практики студенты находятся в подчинении руководителя
подразделения базового органа практики.
1.3. Предусмотренные программой практики обязанности студенты выполняют под
руководством руководителей учебной практики.
1.4.Рабочая неделя
для студентов устанавливается шестидневной, но один из дней, по согласованию с
руководителем практики, определяется "библиотечным", т.е.
предназначен для самоподготовки.
1.5.Использование студентов для выполнения поручений, не предусмотренных
программой учебной практики, а также откомандирование
их в учебное заведение раньше установленного срока
без согласования с академией не допускается.
1.6.Студенты, отличившиеся при прохождении учебной практики,
проявившие инициативу при выполнении поручений, определенной работы могут
быть поощрены руководителями базовых органов, что должно быть отражено в
характеристике. Случаи, нарушений дисциплины или правил внутреннего
распорядка, так же должны быть отражены руководителем практики в
характеристике.
1.2. На учебное заведение возлагаются обязанности:
1.2.1. Своевременно оповестить базовые органы о сроках проведения учебной
практики, её программе, сообщить количество студентов, которые должны проходить
практику в базовом органе.
1.2.3. Оказывать методическую помощь руководителям практики и студентам при
выполнении программы учебной практики.
1.2.4. Контролировать ход выполнения учебной практики. С этой целью на весь
период проведения учебной практики приказом ректора академии назначаются опытные
преподаватели-методисты профилирующей кафедры - кафедры уголовного процесса и
судоустройства.
1.3. Преподаватели-методисты обязаны:
1.3.1 Провести инструктивное совещание со студентами и непосредственными
руководителями практики - работниками базовых органов.
1.3.2. Оказывать методическую помощь сотрудникам базовых органов -
руководителям практики и студентам при выполнении программы учебной практики.
1.3.3. Осуществлять систематический контроль за организацией и проведением
учебной практики.
1.3.4. Обобщать и анализировать результаты учебной практики, разрабатывать
рекомендации по ее совершенствованию.
1.3.5. Подводить итоги учебной практики.
1.4.На сотрудников базовых органов, являющихся
непосредственными руководителями учебной практики, возлагаются обязанности:
1.4.1. Ежедневно руководить работой студентов-практикантов.
1.4.2. Знакомить их с оперативной обстановкой, характером и особенностями
выполняемой работы.
1.4.3. Оценивать работу практикантов, контролировать ведение дневника,
поддержание дисциплины и внутреннего распорядка.
1.4.4. Изучать личные и деловые качества студентов-практикантов, формировать
у них профессиональные умения и навыки, уважение к Закону.
1.4.5. Составлять на студентов характеристики и предоставлять их первому
руководителю базового органа на утверждение (не позднее, чем за три дня до
окончания учебной практики).
В характеристике
должно найти отражение: объем и качество выполнения программы и индивидуального
плана; уровень подготовки практикантов и умение реализовать его в работе;
личные моральные качества: дисциплинированность, старательность, общий культурный
и профессиональный уровень развития; итоговая оценка за практику.
2. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТУДЕНТОВ
ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2.1. По прибытии в базовый орган и после ознакомления с основными
направлениями деятельности и задачами, решаемыми базовым органам, с оперативной
обстановкой и его структурой студенты составляют индивидуальный план
прохождения учебной практики (См. приложение 1).
В план включаются
задания, предусмотренные программой учебной практики, определяются сроки их выполнения.
План подписывается студентом, согласовывается с руководителями учебной практики (преподавателем-методистом
и руководителем базового органа) и утверждается первым руководителем базового
органа.
2.2. Во время учебной практики студенты обязаны:
2.2.1. Своевременно и качественно выполнять задания, предусмотренные
программой и индивидуальным планом, на основе личной ответственности за
выполняемую работу и ее результаты.
2.2.2. Проявлять организованность и инициативу.
2.2.3.Строго соблюдать: дисциплину и внутренний распорядок, установленные по
месту прохождения учебной практики; права и законные интересы граждан.
2.2.4. Принимать участие в оперативных совещаниях, изучать приказы, указания,
инструкции, обзоры, анализы и обобщения, касающиеся деятельности базового
органа, о чем производить соответствующие записи в дневнике.
2.2.5. Собрать необходимый фактический материал для написания отчета, а в
учебных целях, докладов, рефератов, дипломных работ и т.п.
2.2.7. Вести дневник о проделанной во время учебной практики работе, регулярно
информировать руководителей практики о ходе выполнения программы.
2.2.8. При завершении учебной практики подготовить и представить руководителям
практики от подразделения базового органа и академии отчеты об итогах проделанной
работы (См. приложение 2).
2.3. Студенты во время учебной практики имеют право:
2.3.1. Обращаться за помощью к непосредственным руководителям учебной
практики по вопросам, составляющим содержание практики.
2.3.2. Знакомиться с оперативной обстановкой, передовыми формами и методами
деятельности базового органа.
2.3.3. Знакомиться со служебными документами в
объеме заданий, предусмотренных программой практики и индивидуальным планом,
а также имеющейся в базовом органе литературой.
2.3.4. Обращаться за консультациями к руководителям практики.
2.3.5. Присутствовать (с разрешения соответствующих руководителей) на
служебных совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к предмету
практики.
3. ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ
3.1. В ходе учебной практики каждый студент ведет дневник о проделанной
работе, форма которого устанавливается академией (См. приложение 2).
В дневник ежедневно
вносятся краткие записи выполняемых по календарному плану работ, их итоги с
критическими замечаниями и выводами руководителей учебной практики (работника базового
органа и преподавателя-методиста), которые используются при составлении отчета.
3.2. По окончании учебной практики студент составляет отчет о ее итогах, в
котором должны найти отражение следующие вопросы:
3.1.1. Общие сведения о базовом органе,
в котором проводилась практика (состояние оперативной обстановки, организация
оперативно-служебной деятельности, наличие научно-технических средств,
внедрение передового опыта в служебную деятельность и т.д.).
3.2.2. Сведения о выполнении программы учебной практики, перечень основных
мероприятий, проведенных в период практики, анализ наиболее характерных примеров,
причины невыполнения отдельных пунктов плана.
3.2.3. Общие итоги учебной практики, выводы и предложения
по ее совершенствованию.
3.3.По окончании учебной практики руководитель базового
органа составляет на каждого студента письменную характеристику об итогах
прохождения ними практики, в которой отражаются:
3.3.1. Полнота выполнения студентом программы учебной практики.
3.3.2. Уровень его теоретической подготовки по различным дисциплинам, знание
основных законодательных и других нормативных актов, регламентирующих
деятельность базового органа.
3.3.3. Уровень аналитического мышления, способность творческого решения
поставленных задач.
3.3.4. Отношение к работе, наиболее типичные черты характера и склонности,
волевые и нравственные качества, исполнительность, общий и культурный уровень
развития, коммуникабельность.
3.3.6. Способность и умение выполнять внутренний распорядок дня, состояние
дисциплины, а также другие вопросы, которые могут характеризовать студента.
3.3.7. Участие в общественной жизни базового органа.
3.3.8. Выводы о практической деятельности студента.
3.4. Характеристика скрепляется гербовой печатью и направляется в академию
для приобщения к личному делу студента.
3.5. Приказом ректора академии назначается комиссия для принятия зачета по
результатам учебной практики. В состав комиссии включаются: представители
учебного отдела, факультета, кафедры уголовного процесса и судоустройства,
сотрудники базовых органов.
В исключительных
случаях защита может проводиться и на кафедре уголовного процесса и
судоустройства академии, осуществляющей общее научно-методическое руководство
учебной практикой.
3.6. На защиту представляются: индивидуальный план прохождения
практики, дневник учебной практики, отчет студента о выполнении программы практики,
характеристика.
3.7. При защите итогов учебной практики учитываются:
3.7.1. Полнота и качество отработки программы.
3.7.2. Содержание и качество оформленных отчетных
документов.
3.7.3. Состояние дисциплины студента в период прохождения
практики.
3.7.4 Итоги учебной практики обсуждаются на заседаниях кафедры уголовного
процесса и судоустройства, на оперативных совещаниях в базовых органах
прохождения практики, на заседаниях учебно-методической комиссии академии.
Приложение №1
Примерная форма индивидуального плана учебной практики
должность
руководителя базового
органа
прохождения практики
(Ф.И.О.)
"___" ______________200__г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ
ПРАКТИКИ
студента 1-го курса 4 факультета ЛАВД МВД Украины
_________________________________
( фамилия, имя, отчество )
№
п/п.
|
Наименование
мероприятий
|
Срок
исполнения
|
Отметка об
исполнении
|
Примечние
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Студент ( Ф.И.О.)
------------------
(подпись)
„С О Г Л А С О В А Н О”
"____" _____________ 200_ г.
(руководитель практики от учебного заведения)
Приложение №2
Примерная форма дневника практики
Дневник
прохождения учебной практики
студента 1-го курса 4 - го факультета ЛАВД
им. 10-летия независимости Украины
Ф.И.О.____________
№
п/п
|
Что выполнено за рабочий день
(в т.ч. по индивидуальному плану)
|
Отметка
руководителя базового органа учебной
практики
|
|
|
|
|
|
|
Студент _________________
(Ф. И. О.)
Приложение № З
„ У Т В Е Р Ж Д А Ю ”
Руководитель (базового органа учебной практики)
"____" _____________ 200_ г.
О Т Ч Ё Т
О РЕЗУЛЬТАТАХ
ПРОХОЖДЕНИЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
с "___" по "___" _____________ 200_ года
студентом _____ группы 1 курса 4 факультета
ЛАВД МВД Украины
(Ф.И.О. студента)
Т Е К С Т О Т Ч Ё Т А
„ С О Г Л А С О В А Н О”
непосредственный руководитель
базового органа прохождения
практики Студент
____ группы 1 курса
( Ф.И.О. и должность)
ЛАВД МВД Украины
___________________ _____________________
"___" __________ 200_ г.
"___" __________ 200_ г.
Примерная структура текста отчета студента
о
прохождении ознакомительной практики
(
на примере прохождения практики в органах прокуратуры)
1. Организация практики:
·
основания прохождения практики в базовом органе
(приказ ректора ЛАВС и руководителя базового органа);
·
сроки прохождения учебной практики;
·
когда и кем проводилось инструктивное совещание;
·
за кем конкретно закреплен студент (Ф.И.О.
руководителя учебной практики, должность и стаж работы в должности);
·
общие сведения о базовом органе прохождения
практики (структура, количество работников, направления деятельности).
2. Ознакомление
с правовой и ведомственной базой деятельности органа прохождения практики:
(Законы Украины, Приказы Генерального прокурора Украины, постановления Пленума Верховного Суда
Украины, распоряжения, инструкции, положения и т.п.).
3. Результаты прохождения практики:
- в проведении каких следственных (процессуальных) действий принимал участие
(наименование и количество);
- в проведении
каких проверок и где именно принимал участие (указать наименование
предприятия, организации, учреждения, количество и кратко суть проверки);
- с какими документами
прокурорского реагирования были ознакомлены (обозначить наименование документа
и количество);
- полнота отработки программы практики, какие вопросы отработаны
хорошо, какие слабо или совсем не отработаны и по каким причинам;
- проводилось ли в базовом органе оперативное совещание по итогам
прохождения практики, кто в нём принимал участие, выводы и предложения по
результатам практики
- предварительная оценка за практику.