Система налоговых органов
Российской федерации
Центральный аппарат
|
Федеральная налоговая служба
России
|
Территориальные органы
Управление ФНС по субъекту Российской
Федерации
|
Инспекции ФНС по районам, районам в
городах, городам без районного деления
|
Инспекции ФНС межрайонного уровня
|
Межрегиональные
инспекции ФНС
Межрегиональная
инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим
налогоплательщикам
|
Межрегиональная
инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке
данных
|
Межрегиональная
инспекция Федеральной налоговой службы по Федеральному округу
|
|
|
|
|
Федеральная налоговая служба ( ФНС России )
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей,
а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства
Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию
юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и
крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в
процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований
Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов
Российской Федерации.[6]
В систему ФНС входят подведомственные
организации.
Подведомственные организации ФНС:
-
Главный научно-исследовательский вычислительный
центр ФНС России (ФГУП ГНИВЦ ФНС России)
-
Государственный научно-исследовательский институт
развития налоговой системы ФНС России (ГНИИ РНС)
-
Государственные лечебно-оздоровительные,
образовательные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия,
находящиеся в ведении ФНС России[7]
Территориальные органы ФНС:
-
управления ФНС по субъектам Российской Федерации;
-
межрегиональные инспекции ФНС;
-
инспекции ФНС по районам, районам в городах,
городам без районного деления;
Федеральную
налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению
Министра финансов Российской Федерации.
Руководитель
Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Службу задач и функций.
Руководитель
Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по
представлению руководителя Службы.[9]
В
центральный аппарат ФНС РФ входят следующие структурные подразделения:
-
Управление организации налогового контроля
-
Управление крупнейших налогоплательщиков
-
Управление налогообложения прибыли (дохода)
-
Управление косвенных налогов
-
Управление налогообложения доходов физических лиц,
исчисления и уплаты государственной пошлины
-
Управление единого социального налога
-
Управление ресурсных и имущественных налогов
-
Управление налогообложения малого бизнеса
-
Управление кредитных организаций
-
Управление налогов и сборов с алкогольной и
табачной продукции
-
Управление государственной регистрации и учета
юридических и физических лиц
-
Управление урегулирования задолженности и
обеспечения процедур банкротства
-
Управление учета и отчетности
-
Управление анализа и планирования налоговых
поступлений
-
Управление контроля налоговых органов
-
Управление международного сотрудничества и обмена
информацией
-
Юридическое управление
-
Управление информационных технологий
-
Управление безопасности
-
Сводно-аналитическое управление
-
Управление делами
-
Управление по модернизации налоговых органов
-
Управление государственной службы и кадров
-
Управление финансового обеспечения
-
Управление материально-технического и социального
обеспечения
-
Управление организации капитального строительства.[10]
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Главными задачами налоговых органов являются
контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет
государственных налогов и других платежей, установленных законодательством
Российской Федерации, а также валютный контроль осуществляемый в соответствии с
законодательством Российской Федерации о валютном регулировании.[11]
Обязанности налоговых органов.
1.
Налоговые органы обязаны:
1)
соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2)
осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а
также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3)
вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
4)
бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о
действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в
соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты
налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях
налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой
отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
5)
осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
6)
соблюдать налоговую тайну;
7)
направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой
проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и
сбора.[12]
ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
Федеральная
налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере
деятельности:
1.
осуществляет контроль и надзор за:
1.1.
соблюдением законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых
актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и
сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, -
за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
1.2.
представлением деклараций об объемах производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
1.3.
выделением и использованием квот на закупку
этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья;
1.4.
фактическими объемами производства и реализации
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
1.5.
осуществлением валютных операций резидентами и
нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
1.6.
соблюдением требований к контрольно-кассовой
технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
1.7.
полнотой учета выручки денежных средств в
организациях и у индивидуальных предпринимателей;
1.8.
проведением лотерей, в том числе за целевым
использованием выручки от проведения лотерей;
2.
выдает в установленном порядке лицензии
(разрешения) на:
2.1.
производство, хранение и оборот этилового спирта,
спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую
реализацию алкогольной продукции;
2.2.
производство, хранение и поставку спиртосодержащей
непищевой продукции;
2.3.
производство табачных изделий; (Согласно
Федеральному закону от 2.07.2005 №80-ФЗ деятельность по производству табачных
изделий исключена из перечня видов деятельности, на осуществление которых
требуются лицензии)
2.4.
учреждение акцизных складов;
2.5.
осуществление деятельности по изготовлению
защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных
бумаг, а также торговли указанной продукцией;
2.6.
проведение всероссийских лотерей;
Постановлением правительства РФ от 23.11.2005 №693
настоящее положение дополнено подпунктами 5.2.7 и 5.2.8
2.7.
осуществление деятельности по организации и
проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых
столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельности
казино);
2.8.
осуществление деятельности по организации и
проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового
оборудования (кроме игровых столов);
3.
осуществляет:
3.1.
государственную регистрацию юридических лиц,
физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских
(фермерских) хозяйств;
3.2.
установку и пломбирование контрольных
спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству
этилового спирта из сырья всех видов;
4.
регистрирует в установленном порядке:
4.1.
договоры коммерческой концессии;
4.2.
контрольно-кассовую технику, используемую
организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
5.
ведет в установленном порядке:
5.2.
государственный сводный реестр выданных,
приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую
реализацию этилового спирта и алкогольной продукции;
5.3.
сводный государственный реестр выданных лицензий,
лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на
производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;
5.4.
реестр лицензий на производство табачных изделий;
5.5.
реестры разрешений на учреждение акцизных складов,
в том числе сводный реестр разрешений;
5.6.
Единый государственный реестр юридических лиц,
Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый
государственный реестр налогоплательщиков;
5.7.
реестр лицензий на осуществление деятельности по
изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе
ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
5.8.
единый государственный реестр лотерей,
государственный реестр всероссийских лотерей;
Постановлением правительства РФ от 23.11.2005 №693
настоящее положение дополнено подпунктом 5.5.9
5.9. реестр лицензий на осуществление деятельности по
организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с
использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещения казино
(деятельности казино) и реестр лицензий на осуществление деятельности по
организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с
использованием игрового оборудования (кроме игровых столов);
6.
бесплатно информирует (в том числе в письменной
форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о
налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах,
порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков,
полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы
налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
7.
осуществляет в установленном законодательством
Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
8.
принимает в установленном законодательством
Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов
и пеней;
9.
устанавливает (утверждает):
9.1.
форму налогового уведомления;
9.2.
форму требования об уплате налога;
9.3.
форму заявления о постановке на учет в налоговом
органе;
9.4.
форму уведомления о постановке на учет в налоговом
органе;
9.5.
форму свидетельства о постановке на учет в
налоговом органе;
9.6.
форму решения руководителя (заместителя
руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;
9.7.
форму и требования к составлению акта налоговой
проверки;
9.8.
форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих
о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов
или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о
совершении налоговых правонарушений), и требования к его составлению;
9.9.
форму представления налоговыми агентами в налоговый
орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных
налогов за налоговый период;
9.10.
форму справки о полученных физическими лицами
доходах и удержанных суммах налога;
9.11.
форму представления в налоговый орган налоговым
агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и
удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период;
9.12.
форму заявления о возврате удержанного налога по
выплаченным иностранным организациям доходам;
9.13.
форму представления в налоговый орган органами,
выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование
объектами животного мира, на пользование объектами водных биологических
ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей
уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора;
9.14.
форму представления организациями и индивидуальными
предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира на
основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, в
налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях
(разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих
уплате, и суммах фактически уплаченных сборов;
9.15.
перечень документов, представляемых организациями и
индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата
сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами
животного мира;
9.16.
форму представления в налоговые органы организациями
и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами
водных биологических ресурсов на основании лицензии (разрешения) на пользование
объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях
(разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах
сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов;
9.17.
форму заявления о постановке на учет в налоговом
органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;
9.18.
форму свидетельства о постановке на учет в
налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе
продукции;
9.19.
форму представления органами, осуществляющими
государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных
средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также
о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;
9.20.
форму заявления налогоплательщика о регистрации
объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес;
10.
разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов
по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях,
установленных законодательством Российской Федерации, и направляет их для
утверждения в Министерство финансов Российской Федерации;
11.
представляет в соответствии с законодательством
Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской
Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;
12.
рассматривает уведомления о проведении
стимулирующих лотерей;
13.
осуществляет в установленном порядке проверку
деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских)
хозяйств в установленной сфере деятельности;
14.
осуществляет функции главного распорядителя и
получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и
реализацию возложенных на нее функций;
15.
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту
сведений, составляющих государственную тайну;
16.
организует прием граждан, обеспечивает
своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения
и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской
Федерации срок;
17.
обеспечивает мобилизационную подготовку
центрального аппарата и территориальных органов Службы;
18.
организует профессиональную подготовку работников
центрального аппарата и территориальных органов Службы, их переподготовку,
повышение квалификации и стажировку;
19.
осуществляет в соответствии с законодательством
Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию
архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;
20.
взаимодействует в установленном порядке с органами
государственной власти иностранных государств и международными организациями в
установленной сфере деятельности;
21.
проводит в установленном порядке конкурсы и
заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение
научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере
деятельности;
22.
осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности,
если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми
актами.[13]
УПРАВЛЕНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ИНСПЕКЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
Управление
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской
Федерации - территориальный орган ФНС - является юридическим лицом, имеет
самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков, печать с
изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием[14].
Основное
бремя работы с налогоплательщиками лежит на инспекциях ФНС России по районам,
районам в городах, городах без районного деления и межрайонного уровня.
Инспекция непосредственно подчиняется Управлению ФНС России по субъекту
федерации. Будучи юридическим лицом инспекция самостоятельно от своего имени
приобретает и осуществляет гражданские имущественные и личные неимущественные
права, несет обязанности, выступает в суде истцом, ответчиком. Именно инспекции
непосредственно реализуют перечисленные выше функции налоговых органов.
Структура
инспекции утверждается руководителем Управления субъекта федерации. Типовые
структуры инспекций ФНС России утверждены ведомственным приказом № БГ-3-20/312
от 25. 08. 2000 г. Штатное расписание начальник инспекции утверждает также по
согласованию с Управлением субъекта федерации в пределах установленной штатной
численности и фонда оплаты труда. По вопросам служебной деятельности инспекция
подконтрольна территориальному Управлению и ФНС.[15]
Межрегиональная
инспекция ФНС по федеральному округу (далее - Межрегиональная
инспекция) является территориальным органом ФНС межрегионального уровня по
федеральному округу и входит в единую централизованную систему налоговых
органов Российской Федерации.
Межрегиональная
инспекция находится в непосредственном подчинении ФНС и подконтрольна ему по
всем вопросам своей деятельности.
Межрегиональная
инспекция создана для осуществления взаимодействия ФНС с полномочным
представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе по
вопросам, отнесенным к ее компетенции, проверки эффективности работы управлений
ФНС России по субъектам Российской Федерации по обеспечению полного,
своевременного, правильного исчисления и внесения налогов и других обязательных
платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а
также для осуществления в пределах своей компетенции финансового контроля за
деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных государственных
унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении ФНС, на территории
соответствующего субъекта Российской Федерации, входящего в федеральный округ[16].
Руководство деятельностью Межрегиональной
инспекции осуществляет руководитель Межрегиональной инспекции.
Руководитель
Межрегиональной инспекции назначается на должность (по согласованию с
полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном
округе) и освобождается от должности приказом руководителя ФНС.
Руководитель
Межрегиональной инспекции имеет заместителей, полномочия и обязанности которых
определяются должностными инструкциями и приказом руководителя Межрегиональной
инспекции.
Заместитель
руководителя Межрегиональной инспекции назначается на должность (по
согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в
федеральном округе) и освобождается от должности приказом руководителя ФНС по
представлению руководителя Межрегиональной инспекции[17].
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ
Система
налоговых органов не функционирует абсолютно автономно, а тесно взаимодействует
с прочими органами государственной власти.
Отношения
с прочими органами государственной власти строятся по следующим основным
направлениям:
-
территориальные налоговые органы – органы
региональной и местной власти (главным образом, финансовые);
-
ФНС и МВД;
-
ФНС и Федеральное агентство кадастра объектов
недвижимости – информационный обмен;
-
ФНС и Государственный комитет Российской Федерации
по статистке – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей в электронном виде;
-
ФНС и Пенсионный фонд Российской Федерации – при
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в
электронном виде;
-
ФНС и Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей в электронном виде;
-
ФНС и Фонд социального страхования Российской
Федерации – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей в электронном виде[18].
С МВД ФНС заключила Соглашение, предметом
которого является организация взаимодействия органов внутренних дел и налоговых
органов Российской Федерации в вопросах предупреждения, выявления и пресечения
нарушений законодательства о налогах и сборах и законодательства, регулирующего
финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, а также
в вопросах повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения
своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные
внебюджетные фонды.[20]
Сотрудничество Сторон в
рамках настоящего Соглашения осуществляется по следующим основным направлениям:
- выявление и пресечение
противоправной деятельности организаций и физических лиц, уклоняющихся от
налогообложения, в том числе осуществляющих незаконное предпринимательство;
- выявление
и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о
валютном регулировании и валютном контроле, законодательства о государственной
регистрации юридических лиц, законодательства о применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также правонарушений
в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной и табачной
продукции;
- предотвращение
неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную
стоимость;
- выявление кредитных
организаций, имеющих картотеку неоплаченных платежных документов клиентов по
перечислению денежных средств в бюджеты всех уровней из-за отсутствия средств
на корреспондентских счетах.[21]
Стороны
в пределах установленной компетенции осуществляют взаимодействие на всех
уровнях в следующих основных формах:
- планирование и
проведение, как совместно, так и самостоятельно по запросам одной из Сторон,
мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступления налогов и сборов в
бюджетную систему Российской Федерации и предотвращение нарушений
законодательства Российской Федерации;
- взаимный
информационный обмен сведениями, представляющими интерес для Сторон и
непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- совместные
экспертизы и консультации по вопросам разработки нормативных правовых актов;
- обмен
опытом в целях повышении квалификации кадров, в том числе путем проведения
совместных семинаров (конференций) и стажировок;
- проведение
совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и
пресечением налоговых правонарушений, и преступлений в сфере экономической
деятельности.
Порядок
и методы взаимодействия утверждаются отдельными приказами, являющимися
неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Для осуществления мероприятий
взаимодействия в перечисленных выше формах и координации совместной
деятельности на всех уровнях могут создаваться рабочие группы из числа
сотрудников органов внутренних дел и налоговых органов.[22]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За
последние полтора десятка лет система налоговых органов дважды претерпевала
кардинальные изменения.
В
начале 90-х сутью реформирования налоговых структур стала децентрализация.
Налоговики были выделены из Министерства финансов в самостоятельный орган. В
свою очередь, территориальным подразделениям была предоставлена значительная
самостоятельность. Подобные изменения соответствовали общим центробежным
тенденциям того времени.
Сейчас
вектор развития российской государственности повернулся в противоположную
сторону – в сторону централизации и сосредоточения власти. В этом же духе
выдержана и реформа налоговых органов. В идеологии текущей административной
реформы предусматривается укрупнение министерств и ведомств с параллельным
уменьшением штата. Таким образом, Министерство по налогам и сборам РФ стало
Федеральной налоговой службой в рамках Министерства финансов РФ.
На
Минфин возложены функции по координации и контролю деятельности находящейся в
его ведении Федеральной налоговой службы. Это закреплено в Указе Президента
Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти», которым МНС России преобразовано в Федеральную
налоговую службу, а также Постановлениями Правительства от 07.04.2004 № 185
«Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» и от 30.06.2004 № 329 «О
Министерстве финансов Российской Федерации».
Конкретно,
Минфин будет определять план работы и показатели деятельности службы. Это
поступление налогов, размер задолженности, эффективность проверочных
мероприятий и т. д. Соответственно ФНС будет представлять в министерство отчет
об исполнении. Минфин вправе давать поручения налоговой службе, отменять
решение, принятое ФНС, если оно противоречит законодательству.
Главное
изменение в жизни налоговиков – они лишаются права издавать трактующие
законодательство приказы и письма, утверждать формы налоговых деклараций и
порядок их заполнения. Остальные функции налоговиков остались прежними:
контроль за уплатой налогов, регистрация предпринимателей и представление
интересов государства в процедурах банкротства.
Можно
ожидать, что освобожденный от законотворческой деятельности ФНС будет выполнять
свои прямые функции более эффективно. Разделение полномочий между ФНС и
Минфином обещает улучшить контроль деятельности налоговых органов. Минфин
обещает меньше беспокоить налогоплательщиков инструкциями и разъяснительными
письмами, а только когда будут вноситься поправки в законодательство или когда
это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО потребуется. Все это по мнению представителей власти будет
способствовать дальнейшему улучшению налоговой сферы нашей страны, к общей
пользе государства и налогоплательщика.
ЛИТЕРАТУРА
- Буланже
М. Развитие налоговой системы в цифрах и фактах. // Налоговый вестник. №4,
апрель 1999 г.
- Взаимодействие
МНС России с государственными органами власти. // Официальный сайт ФНС РФ
(www.nalog.ru)
- Временное
положение об Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по субъекту Российской Федерации: Утв. Министерством РФ по налогам
и сборам 22.06.1999: Прил. к письму Министерства РФ по налогам и сборам от
25.06.1999 № ВТ-6-20/508
- Кузнецов
В. П. Правовые основы деятельности налоговых органов. // Оренбург, ЦДО
ОГУ, 2001
- Налоговый
кодекс Российской Федерации. Часть первая: от 31.07.1998 №146-ФЗ. – В ред.
от 29.06.2004
- О
Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам: Указ Президента РФ
от 23.12.1998 № 1635. – В ред. от 09.08.2000
- О
налоговых органах Российской Федерации. ФЗ №943-I от
21.03.1991. – В ред. от 22.05.2003
- О
преобразовании Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в
Федеральную налоговую службу. Информационное сообщение. // Официальный
сайт ФНС РФ (www.nalog.ru)
- Об
утверждении Положения о Федеральной налоговой службе. Постановление
Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506
- Подведомственные
организации ФНС России. // Официальный сайт ФНС РФ (www.nalog.ru)
- Положение
о Межрегиональной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по Федеральному округу. Приложение к приказу МНС РФ от 21.07.2003
№ БГ-3-15/413 (с изм. от 11.02.2004)
- Положение
о Федеральной налоговой службе. Утв. Постановлением Правительства РФ от 30
сентября 2004 № 506. (с изменениями от 11 февраля, 14 марта, 27 мая, 23
ноября 2005)
- Приказ
МНС России от 22 января 2004 г. №77/АС-3-06/36 «Об объявлении Соглашения о
взаимодействии МВД России и МНС России»
- Соглашение
о взаимодействии Министерства внутренних дел Российской Федерации и
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Приложение к
Приказу МВД РФ и МНС РФ от 22.01.2004 №77/АС-3-06/36
- Территориальные
организации ФНС России. // Официальный сайт ФНС РФ (www.nalog.ru)
[1] Буланже М. Развитие налоговой системы России в цифрах и фактах.//
Налоговый вестник. №4, апрель
1999 г., с. 117
[2] Кузнецов В. П. Правовые основы
деятельности налоговых органов. // Оренбург, ЦДО ОГУ, 2001
[3] О Министерстве Российской
Федерации по налогам и сборам: Указ Президента РФ от 23.12.1998 № 1635.-В ред.
от 09.08.2000.-Преамбула, п. 1
[4] Об утверждении Положения о
Федеральной налоговой службе. Постановление Правительства Российской Федерации
от 30 сентября 2004 г. № 506.
[5] Положение о Федеральной налоговой службе: Утв. постановлением
Правительства РФ от 30.09.2004 №506.- В ред. от 14.03.2005.-П.4
[6] Положение о Федеральной
налоговой службе. Утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506. П.
1, 2.
[7] Подведомственные организации ФНС
России. // Официальный сайт ФНС РФ (www.nalog.ru)
[8] Территориальные организации ФНС России. // Официальный сайт ФНС РФ (www.nalog.ru)
[9] Положение о ФНС РФ. Утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004
№506. П. 8
[10] О преобразовании Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
в Федеральную налоговую службу. Информационное сообщение. // Официальный сайт
ФНС РФ (www.nalog.ru)
[11] О налоговых органах Российской Федерации. ФЗ №943-I от 21.03.1991. – В ред. от 22.05.2003.- Гл. 2, ст. 6
[12] НК РФ. Ч. 1 от 31.07.1998 146-ФЗ. Р. III, гл. 5,
ст. 32.- В ред. от 29.06.2004
[13] Положение о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением
Правительства РФ от 30.09.2004 №506) (с изменениями от 11 февраля, 27 мая, 23
ноября 2005г.)
[14] Временное положение об Управлении Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по субъекту Российской Федерации: Утв. М-вом РФ по налогам и
сборам 22.06.1999: Прил. к письму М-ва РФ по налогам и сборам от 25.06.1999 №
ВТ-6-20/508.-П. 1.1.
[15] Кузнецов В.П. Правовые основы деятельности налоговых органов. //
Оренбург, ЦДО ОГУ, 2001
[16] Положение о Межрегиональной инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по федеральному округу. Приложение к приказу МНС
РФ от 21.07.2003 №БГ-3-15/413 (с изм. от 11.02.2004). П. 1.1. – 1.2.
[17] Положение о Межрегиональной инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по федеральному округу. Приложение к приказу МНС
РФ от 21.07.2003 №БГ-3-15/413 (с изм. от 11.02.2004). П. 5.1. – 5.3.
[18] Взаимодействие МНС России с
государственными органами власти. // Официальный сайт ФНС РФ (www.nalog.ru)
[19] Приказ МНС России от 22 января 2004 года № 77/АС-3-06/36 "Об
объявлении Соглашения о взаимодействии МВД России и МНС России"
[20] Соглашение о взаимодействии Министерства внутренних дел Российской
Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Приложение к
Приказу МВД РФ и МНС РФ от 22.01.2004 №77/АС – 3-06/36. Ст. 1.
[21] Соглашение о взаимодействии Министерства внутренних дел Российской
Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Приложение к
Приказу МВД РФ и МНС РФ от 22.01.2004 №77/АС – 3-06/36. Ст. 3
[22] Соглашение о взаимодействии Министерства внутренних дел Российской
Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Приложение к
Приказу МВД РФ и МНС РФ от 22.01.2004 №77/АС – 3-06/36. Ст. 4