Физическое развитие ребенка
Якутский
государственный университет
им.М.К.Аммосова
Медицинский институт
Педиатрический факультет
Кафедра общественного здоровья
Курс общей гигиены
РЕФЕРАТ на тему:
Физическое развитие ребенка.
Выполнила: ст.гр.ПФ-305-1
Анисимова.А.А.
Проверила:
Маркова.Н.Н.
Якутск-2004г.
Оглавление:
1) Введение.
2) Физическое развитие.
3) Индексы.
4) Индивидуальная оценка физического
развития
5) Половое развитие.
6) Литература.
Введение.
Рост ребенка — программированный процесс увеличения
длины и массы тела, который проходит параллельно с его развитием, становлением
функциональных систем. В определенные периоды развития ребенка органы и
физиологические системы подвергаются структурно-функциональной перестройке,
происходит замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты
(эмбрионального, детского, взрослого типа).
Генетическая программа обеспечивает весь жизненный
цикл индивидуального развития, включая последовательность переключения и
депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих
условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и
нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется
особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и
поведенческими реакциями.
Одна из важнейших биологических особенностей растущего
организма заключается в наличии "критических периодов развития",
когда диапазон адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность
организма к экзогенным воздействиям повышается .
Термин "критические периоды развития" введен
П. Г. Светловым для характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион
и плод особенно чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формированию
врожденных пороков развития или внутриутробной гипотрофии. В критические
периоды организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь
более высокому риску развития пограничных и патологических состояний при
воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей
(инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая радиация
и др.).
Физическое развитие.
Под физическим развитием человека понимается
совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их
взаимосвязи.
Интенсивно протекающие процессы роста и созревания
детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней
среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата,
жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные
заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы,
тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма,
активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.
В связи с этим уровень физического развития детей
принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического
развития детей учитывают следующие показатели:
1. Морфологические показатели: длина и масса тела,
окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.
2. Функциональные показатели: жизненная емкость
легких, мышечная сила кистей рук и др.
3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние
осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя,
тургор тканей.
Длина тела. Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с
другими показателями физического развития. Наибольший темп роста отмечается в
первые три месяца жизни ребенка (табл. 1).
Таблица 1
Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни
Возраст, мес
|
Прибавка длины тела за 1 мес, см
|
Прибавка длины тела за истекший период, см
|
Прибавка массы тела за 1 мес, г
|
1
|
3
|
3
|
600
|
600
|
2
|
3
|
6
|
800
|
1400
|
3
|
2,5
|
8,5
|
800
|
2200
|
4
|
2,5
|
11
|
750
|
2950
|
5
|
2
|
13
|
700
|
3650
|
6
|
2
|
15
|
650
|
4300
|
7
|
2
|
17
|
600
|
4900
|
8
|
2
|
19
|
550
|
5450
|
9
|
1,5
|
20,5
|
500
|
5950
|
10
|
1,5
|
22
|
450
|
6400
|
11
|
1,5
|
23,5
|
400
|
6800
|
12
|
1,5
|
25
|
350
|
7150
|
При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за
месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела
составляет 11—12 см, за третий год жизни — 8 см, за четвертый — 6 см. К четырем
годам рост ребенка достигает 100 см.
В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки
длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П —
4), где П — число лет, 6 — средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее
интенсивный рост наблюдается в 5—7 лет и в период начала полового созревания.
Масса тела. Это лабильный показатель, который может
изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и
соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).
Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка
отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.
Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г,
девочек — 3348 г. Масса тела ребенка к 4—4,5 мес удваивается, к году
утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий
— по 800 г. Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый
последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего
месяца 50 г, или по формуле: X = 800 — 50 х (П — 3), где X — ожидаемая
ежемесячная прибавка массы тела, П — число месяцев.
Темп увеличения массы тела у детей после года
ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно.
Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно
рассчитать по формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П — 1),
где Р — ожидаемая масса, П — число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно
определить с помощью формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет =
возраст х 3 + последняя цифра числа лет.
Окружность головы и грудной клетки. При рождении
окружность головы у доношенных детей 33—37,5 см, она не должна превышать
окружность грудной клетки больше чем на 1—2 см. В первые 3—5 мес ежемесячная
прибавка составляет 1—1,5 см, а затем 0,5—0,7 см в месяц.
К году окружность головы увеличивается на 10—12 см и
достигает 46—48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1—3 лет увеличивается
на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6
годам она равна 50—51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5—6 см.
Окружность грудной клетки у новорожденных 33— 35 см.
Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5—2 см. К году
окружность грудной клетки увеличивается на 15—20 см, затем интенсивность
нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность
грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном — на 1—2 см в год.
Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных
меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни
поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки
начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки
пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые
антропометрические индексы.
Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра
+ окружность голени — длина тела у детей до 1 года равняется 25—20 см, а в 2—3
года — 20 см, в 6—7 лет — 15—10 см.
Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает
полурост у детей до 1 года на 13,5—10 см, в 2—3 года — на 9—6 см, в 6—7 лет —
на 4—2 см, в 8—10 лет — больше на 1 см или меньше на 3 см.
Индивидуальная оценка физического развития
Индивидуальную оценку физического развития проводят путем
сопоставления антропометрических показателей ребенка с нормативами и
стандартами, разработанными специально для данного региона с учетом этнической
принадлежности ребенка и климатогеогра-фических условий проживания. Такие
нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны
(1977—1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов
математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью предлагаемых
нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана
сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например,
позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития
возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста
с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии
помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического
развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых
профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах.
Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой
территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место
проживания (город, сельская местность).
В основу построения таких единых для всех регионов
таблиц положена универсальная устойчивость соотношений массы тела и роста,
окружности грудной клетки и роста. Величины этих соотношений у мальчиков и
девочек близки независимо от этнической принадлежности и в значительно большей
степени зависят от длины тела, чем от паспортного возраста (табл.2).
Таблица 2
Параметры оценки физического развития детей в возрасте 1—11 лет
Длина тела, см
|
Масса тела, кг (М ± а)
|
Окружность грудной клетки,
см (М ± а))
|
мальчики
|
девочки
|
75
|
9,2-11,5
|
46,9-51,1
|
45,8-50,0
|
80
|
10,0-12,2
|
47,9-52,0
|
46,7-51,0
|
85
|
10,7-13,1
|
48,8-53,0
|
47,7-51,9
|
90
|
12,1-14,4
|
49,7-54,2
|
48,6-52,9
|
Продолжение табл. 2
Длина тела, см
|
Масса тела, кг (М ± о)
|
Окружность грудной клетки,
см (М ± ст)
|
девочки
|
|
95
|
13,3-15,8
|
50,6-55,2
|
49,5-53,9
|
100
|
14,3-17,1
|
51,8-56,3
|
50,6-55,1
|
105
|
15,8-18,6
|
53,0-57,8
|
51,8-56,7
|
ПО
|
17,2-20,1
|
54,5-59,0
|
52,8-58,1
|
115
|
18,8-21,7
|
55,7-60,6
|
54,1-59,6
|
120
|
20,5-24,2
|
57,3-62,4
|
55,4-61,1
|
125
|
22,4-26,8
|
58,9-64,3
|
56,8-62,9
|
130
|
24,6-29,8
|
60,4-66,4
|
58,5-65,1
|
135
|
62,4-68,7
|
60,4-67,4
|
140
|
29,4-36,3
|
64,2-71,0
|
62,4-70,1
|
145
|
32,4-40,2
|
66,8-73,5
|
64,1-72,4
|
1.
Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков.
Рост ребенка — программированный процесс увеличения
длины и массы тела, который проходит параллельно с его развитием, становлением
функциональных систем. В определенные периоды развития ребенка органы и
физиологические системы подвергаются структурно-функциональной перестройке,
происходит замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты (эмбрионального,
детского, взрослого типа).
Генетическая программа обеспечивает весь жизненный
цикл индивидуального развития, включая последовательность переключения и
депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих
условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и
нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется
особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и
поведенческими реакциями.
Одна из важнейших биологических особенностей растущего
организма заключается в наличии "критических периодов развития",
когда диапазон адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность
организма к экзогенным воздействиям повышается .
Термин "критические периоды развития" введен
П. Г. Светловым для характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион
и плод особенно чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формированию
врожденных пороков развития или внутриутробной гипотрофии. В критические
периоды организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь
более высокому риску развития пограничных и патологических состояний при
воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей
(инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая радиация
и др.).
Половое развитие.
Половые различия в показателях физического развития
значительно выражены только с наступлением половой зрелости. Период жизни,
когда растущий организм достигает биологической половой зрелости, называется
пубертатным и характеризуется появлением
вторичных половых признаков. Время появления последних зависит от состояния
здоровья, питания, климатических условий и генетических особенностей. У девочек
внешние проявления признаков полового развития отмечаются в 8 лет, у мальчиков
— в 9—10 лет (табл.3).
Таблица 3
Сроки появления вторичных половых признаков
Возраст, годы
|
Девочки
|
Мальчики
|
8-9
|
Округление бедер, широкий таз
|
-
|
9-10
|
Mai
|
Складчатость мошонки
|
10-11
|
Pi Ai
|
Увеличение размеров яичек (3x1,5 см)
|
11-12
|
Появление первой менструации
|
Пигментация мошонки Ai Pi
|
12-13
|
Увеличение размеров клитора Ма2
|
Увеличение размеров яичек (3x1,5 см) и
полового члена (7x2,5)
|
13-14
|
Установление регулярных менструаций
|
Оволосение над верхней губой. Увеличение
силы мышц. Строение тела по мужскому типу
|
14-15
|
Маз, А2-з, Р2-з
|
А2 Р2 — по мужскому типу
|
15-16
|
|
Оволосение щек, подбородка, бедер, мутация
голоса
|
16-18
|
Остановка роста
|
Увеличение размеров яичек (3x2,5 см) и
полового члена (10x3 см)
|
18-20
|
|
Оволосение голеней, рук, груди. Остановка
роста
|
Условные обозначения развития вторичных половых
признаков у девочек:
1. Развитие молочных желез (Ma — mammae): Мао —
детский сосок Mai (стадия I) — околососковый кружок выдается над уровнем кожи
Ма2 (стадия II) — околососковый кружок больших
размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем
кожи
Маз (стадия III) — железа приподнята, сосок и
околососковый кружок сохраняют форму конуса
Ма4 (стадия IV) — сосок поднимается над околососковым
кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.
2. Появление волос на лобке (Р — pubis):
Ро — отсутствие волос
PI — единичные короткие волосы
Р2 — волосы на центральной части лобка более густые,
длинные
Рз — волосы длинные, густые, вьющиеся на всем
треугольнике лобка
Р4 — волосы, расположенные на всей области лобка,
переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.
3. Развитие волос в подмышечной впадине (А —
axillaris):
АО — отсутствие волос
AI — единичные волосы
А2 — волосы более густые на центральном участке
впадины
Аз — волосы густые, длинные по всей подмышечной
области.
1. Развитие волос на лобке: Ро — отсутствие волос Pi —
отдельные прямые волоски Р2 — более густые курчавые волосы, верхняя граница
горизонтальная Рз — густое оволосение на лобке и
начинающееся в направлении к пупку
Р4 — густое оволосение по направлению к пупку и на
внутренней поверхности бедер.
2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО —
отсутствие волос AI — отдельные прямые волоски А2 — волосы курчавые, но редкие
Аз — густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной
складки.
Литература: