Защита баз данных

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационная безопасность
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,19 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Защита баз данных

 

Protection of                   databases



Содержание

                                              

1. Введение                                                        

2. Защита информации

                           

· Понятие защиты информации

· Защита ПК от несанкционированного доступа                   

· Защита информации в базах данных

3. Реализация защиты в некоторых СУБД         

· Архитектура защиты Microsoft Access              

· MS SQL Server

- Организация защиты

- Вопросы безопасности доступа

- Управление доступом

- Тип подключения к SQL Server

- Роли

· Безопасность данных в Oracle 7

-    Ограничение доступа

-    Использование пакетов

4. Юридическая защита авторских прав на базы данных

5. Заключение

6. Список использованной литературы             

                                      

Введение

Современная жизнь немыслима без эффективного управления. Важной категорией являются системы обработки информации, от которых во многом зависит эффективность работы любого предприятия ли учреждения. Такая система должна:

· обеспечивать получение общих и/или детализированных отчетов по итогам работы;

· позволять легко определять тенденции изменения важнейших показателей;

· обеспечивать получение информации, критической по времени, без существенных задержек;

· выполнять точный и полный анализ данных.

Современные СУБД в основном являются приложениями Windows, так как данная среда позволяет более полно использовать возможности персональной ЭВМ, нежели среда DOS. Снижение стоимости высокопроизводительных ПК обусловил не только широкий переход к среде Windows, где разработчик программного обеспечения может в меньше степени заботиться о распределении ресурсов, но также сделал программное обеспечение ПК в целом и СУБД в частности менее критичными к аппаратным ресурсам ЭВМ. Среди наиболее ярких представителей систем управления базами данных можно отметить: Lotus Approach, Microsoft Access, Borland dBase, Borland Paradox, Microsoft Visual FoxPro, Microsoft Visual Basic, а также баз данных Microsoft SQL Server и Oracle, используемые в приложениях, построенных по технологии «клиент-сервер».

Проблема обеспечения  защиты  информации является одной из важнейших при построении надежной информационной структуры  учреждения на  базе ЭВМ. Эта проблема охватывает как физическую защиту данных и системных программ, так и защиту от несанкционированного  доступа  к данным, передаваемым  по  линиям  связи  и находящимся на накопителях, являющегося результатом деятельности как посторонних лиц, так и специальных программ-вирусов. Таким образом, в понятие защиты данных включаются вопросы сохранения целостности данных и управления  доступа к  данным  (санкционированность).

Технологический аспект данного вопроса связан с различными видами  ограничений, которые поддерживаются структурой СУБД и должны быть доступны пользователю. К ним относятся:

-ограничение обновления определенных атрибутов с целью сохранения требуемых пропорций между их старыми и новыми значениями;

-ограничения, требующие  сохранение  значений поля показателя в некотором диапазоне;

-ограничения, связанные  с заданными функциональными зависимостями.

Обычно в СУБД в язык манипулирования данными уже закладываются необходимые компоненты реализации указанных ограничений. Проблема обеспечения санкционированности использования данных является неоднозначной, но в основном  охватывает  вопросы  защиты данных от нежелательной модификации или уничтожения, а также от несанкционированного их чтения.

В данной работе я затрагиваю основные аспекты защиты баз данных, их реализацию на примерах конкретных СУБД, а так же юридическую сторону данного вопроса.

Защита информации

 

Понятие защиты информации

 

Защита информации — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение важнейших аспектов информационной безопасно­сти (целостности, доступности и, если нужно, конфиденциальности информации и ресурсов, используемых для ввода, хранения, обра­ботки и передачи данных) [1].

Система называется безопасной, если она, используя соответст­вующие аппаратные и программные средства, управляет доступом к информации так, что только должным образом авторизованные лица или же действующие от их имени процессы получают право читать, писать, создавать и удалять информацию.

Очевидно, что абсолютно безопасных систем нет, и здесь речь идет о надежной системе в смысле «система, которой можно дове­рять» (как можно доверять человеку). Система считается надежной, если она с использованием достаточных аппаратных и программных средств обеспечивает одновременную обработку информации раз­ной степени секретности группой пользователей без нарушения прав доступа.

Основными критериями оценки надежности являются: политика безопасности и гарантированность.

Политика безопасности, являясь активным компонентом защи­ты (включает в себя анализ возможных угроз и выбор соответствую­щих мер противодействия), отображает тот набор законов, правил и норм поведения, которым пользуется конкретная организация при обработке, защите и распространении информации.

Выбор конкретных механизмов обеспечения безопасности сис­темы производится в соответствии со сформулированной политикой безопасности.

Гарантированность, являясь пассивным элементом защиты, ото­бражает меру доверия, которое может быть оказано архитектуре и ре­ализации системы (другими словами, показывает, насколько коррек­тно выбраны механизмы, обеспечивающие безопасность системы).

В надежной системе должны регистрироваться все происходя­щие события, касающиеся безопасности (должен использоваться механизм подотчетности протоколирования, дополняющийся ана­лизом запомненной информации, то есть аудитом).

При оценке степени гарантированное, с которой систему можно считать надежной, центральное место занимает достоверная (надежная) вычислительная база. Достоверная вычислительная база (ДВЕ) представляет собой полную совокупность защитных механиз­мов компьютерной системы, которая используется для претворения в жизнь соответствующей политики безопасности.

Надежность ДВБ зависит исключительно от ее реализации и корректности введенных данных (например, данных о благонадеж­ности пользователей, определяемых администрацией).

Граница ДВБ образует периметр безопасности. Компоненты ДВБ, находящиеся внутри этой границы, должны быть надежными (следо­вательно, для оценки надежности компьютерной системы достаточ­но рассмотреть только ее ДВБ). От компонентов, находящихся вне периметра безопасности, вообще говоря, не требуется надежности. Однако это не должно влиять на безопасность системы. Так как сей­час широко применяются распределенные системы обработки дан­ных, то под «периметром безопасности» понимается граница владе­ний определенной организации, в подчинении которой находится эта система. Тогда по аналогии то, что находится внутри этой границы, считается надежным. Посредством шлюзовой системы, которая спо­собна противостоять потенциально ненадежному, а может быть даже и враждебному окружению, осуществляется связь через эту границу.

Контроль допустимости выполнения субъектами определенных операций над объектами, то есть функции мониторинга, выполняется достоверной вычислительной базой. При каждом обращении поль­зователя к программам или данным монитор проверяет допусти­мость данного обращения (согласованность действия конкретного пользователя со списком разрешенных для него действий). Реализация монитора обращений называется ядром безопасности, на базе которой строятся все защитные механизмы системы. Ядро безопас­ности должно гарантировать собственную неизменность.

Защита ПК от несанкционированного доступа

 

Как показывает практика, несанкционированный доступ (НСД) представляет одну из наиболее серьезных угроз для злоумышленно­го завладения защищаемой информацией в современных АСОД. Как ни покажется странным, но для ПК опасность данной угрозы по сравнению с большими ЭВМ повышается, чему способствуют следующие объективно существующие обстоятельства:

1) подавляющая часть ПК располагается непосредственно в ра­бочих комнатах специалистов, что создает благоприятные условия для доступа к ним посторонних лиц;

2) многие ПК служат коллективным средством обработки ин­формации, что обезличивает ответственность, в том числе и за за­щиту информации;

3) современные  ПК оснащены  несъемными  накопителями на ЖМД очень большой емкости, причем информация на них сохра­няется даже в обесточенном состоянии;

4) накопители на ГМД производятся в таком массовом количе­стве, что уже используются для распространения информации так же, как и бумажные носители;

5) первоначально   ПК   создавались   именно   как   персональное средство  автоматизации   обработки   информации,   а   потому  и  не оснащались специально средствами защиты от НСД.

В силу сказанного те пользователи, которые желают сохранить конфиденциальность своей информации, должны особенно позабо­титься об оснащении используемой ПК высокоэффективными средствами защиты от НСД.

Основные механизмы защиты ПК от НСД могут быть представ­лены следующим перечнем:

1) физическая защита ПК и носителей информации;

2) опознавание  (аутентификация)  пользователей   и  используемых компонентов обработки информации;

3) разграничение доступа к элементам защищаемой  информации;

4)  криптографическое закрытие защищаемой информации, хранимой на носителях (архивация данных);

5)  криптографическое   закрытие   защищаемой   информации  в процессе непосредственной ее обработки;

Защита информации в базах данных

В современных СУБД поддерживается один из двух наиболее общих подходов к вопросу обеспечения безопасности данных: избирательный подход и обяза­тельный подход. В обоих подходах единицей данных или «объектом данных», для которых должна быть создана система безопасности, может быть как вся база данных целиком, так и любой объект внутри базы данных.

Эти два подхода отличаются следующими свойствами:

·   В случае избирательного управления некоторый пользователь обладает раз­личными правами (привилегиями или полномочиями) при работе с данными объектами. Разные пользователи могут обладать разными правами доступа к одному и тому же объекту. Избирательные права характеризуются значи­тельной гибкостью.

·   В случае избирательного управления, наоборот, каждому объекту данных при­сваивается некоторый классификационный уровень, а каждый пользователь обладает некоторым уровнем допуска. При таком подходе доступом к опре­деленному объекту данных обладают только пользователи с соответствую­щим уровнем допуска.

·   Для реализации избирательного принципа предусмотрены следующие мето­ды. В базу данных вводится новый тип объектов БД — это пользователи. Ка­ждому пользователю в БД присваивается уникальный идентификатор. Для дополнительной защиты каждый пользователь кроме уникального иденти­фикатора снабжается уникальным паролем, причем если идентификаторы пользователей в системе доступны системному администратору, то пароли пользователей хранятся чаще всего в специальном кодированном виде и из­вестны только самим пользователям.

·   Пользователи могут быть объединены в специальные группы пользователей. Один пользователь может входить в несколько групп. В стандарте вводится понятие группы PUBLIC, для которой должен быть определен минимальный стандартный набор прав. По умолчанию предполагается, что каждый вновь создаваемый пользователь, если специально не указано иное, относит­ся к группе PUBLIC.

·   Привилегии или полномочия пользователей или групп — это набор действий (операций), которые они могут выполнять над объектами БД.

·   В последних версиях ряда коммерческих СУБД появилось понятие «роли». Роль — это поименованный набор полномочий. Существует ряд стандартных ролей, которые определены в момент установки сервера баз данных. И име­ется возможность создавать новые роли, группируя в них произвольные пол­номочия. Введение ролей позволяет упростить управление привилегиями пользователей, структурировать этот процесс. Кроме того, введение ролей не связано с конкретными пользователями, поэтому роли могут быть определе­ны и сконфигурированы до того, как определены пользователи системы.

·   Пользователю может быть назначена одна или несколько ролей.

·   Объектами БД, которые подлежат защите, являются все объекты, хранимые в БД: таблицы, представления, хранимые процедуры и триггеры. Для каждо­го типа объектов есть свои действия, поэтому для каждого типа объектов мо­гут быть определены разные права доступа.

На самом элементарном уровне концепции обеспечения безопасности баз дан­ных исключительно просты. Необходимо поддерживать два фундаментальных принципа: проверку полномочий и проверку подлинности (аутентификацию).

Проверка полномочий основана на том, что каждому пользователю или процес­су информационной системы соответствует набор действий, которые он может выполнять по отношению к определенным объектам. Проверка подлинности означает достоверное подтверждение того, что пользователь или процесс, пы­тающийся выполнить санкционированное действие, действительно тот, за кого он себя выдает.

Система назначения полномочий имеет в некотором роде иерархический харак­тер. Самыми высокими правами и полномочиями обладает системный админи­стратор или администратор сервера БД. Традиционно только этот тип пользо­вателей может создавать других пользователей и наделять их определенными полномочиями.

СУБД в своих системных каталогах хранит как описание самих пользователей, так и описание их привилегий по отношению ко всем объектам.

Далее схема предоставления полномочий строится по следующему принципу. Каждый объект в БД имеет владельца — пользователя, который создал данный объект. Владелец объекта обладает всеми правами-полномочиями на данный объект, в том числе он имеет право предоставлять другим пользователям полно­мочия по работе с данным объектом или забирать у пользователей ранее пре­доставленные полномочия.

В ряде СУБД вводится следующий уровень иерархии пользователей — это ад­министратор БД. В этих СУБД один сервер может управлять множеством СУБД (например, MS SQL Server, Sybase). В СУБД Oracle применяется однобазовая архитектура, поэтому там вводится понятие подсхемы — части общей схемы БД и вводится пользователь, имеющий доступ к подсхеме. В стандарте SQL не определена команда создания пользователя, но практиче­ски во всех коммерческих СУБД создать пользователя можно не только в интер­активном режиме, но и программно с использованием специальных хранимых процедур. Однако для выполнения этой операции пользователь должен иметь право на запуск соответствующей системной процедуры.

В стандарте SQL определены два оператора: GRANT и REVOKE соответственно пре­доставления и отмены привилегий.

Оператор предоставления привилегий имеет следующий формат:

GRANT {<список действий  |  ALL PRIVILEGES }

ON <имя_объекта> ТО (<имя_пользователя> ]  PUBLIC } [WITH GRANT OPTION ]

Здесь список действий определяет набор действий из общедопустимого перечня действий над объектом данного типа.

Параметр ALL PRIVILEGES указывает, что разрешены все действия из допустимых для объектов данного типа.

<имя_обьекта> — задает имя конкретного объекта: таблицы, представления, хра­нимой процедуры, триггера.

<имя_пользователя> или PUBLIC определяет, кому предоставляются данные приви­легии.

Параметр WITH GRANT OPTION является необязательным и определяет режим, при котором передаются не только права на указанные действия, но и право переда­вать эти права другим пользователям. Передавать права в этом случае пользова­тель может только в рамках разрешенных ему действий.

Рассмотрим пример, пусть у нас существуют три пользователя с абсолютно уни­кальными именами userl, user2 и user3. Все они являются пользователями од­ной БД.

User1 создал объект Таb1, он является владельцем этого объекта и может пере­дать права на работу с эти объектом другим пользователям. Допустим, что поль­зователь user2 является оператором, который должен вводить данные в Таb1 (например, таблицу новых заказов), а пользователь user 3 является большим начальником (например, менеджером отдела), который должен регулярно про­сматривать введенные данные.

Для объекта типа таблица полным допустимым перечнем действий является на­бор из четырех операций: SELECT, INSERT, DELETE, UPDATE. При этом операция об­новление может быть ограничена несколькими столбцами.

Общий формат оператора назначения привилегий для объекта типа таблица бу­дет иметь следующий синтаксис:

GRANT {[SELECT][.INSERT][,DELETED[.UPDATE (<список столбцов>)]} ON <имя таблицы>

ТО {<имя_пользователя>     PUBLIC }

[WITH GRANT OPTION ]

Тогда резонно будет выполнить следующие назначения:

GRANT INSERT

ON Tab1

ТО user2 GRANT SELECT

ON Tab1

TO user3

Эти назначения означают, что пользователь user2 имеет право только вводить новые строки в отношение Таb1> а пользователь user3 имеет право просматри­вать все строки в таблице Таb1.

При назначении прав доступа на операцию модификации можно уточнить, зна­чение каких столбцов может изменять пользователь. Допустим, что менеджер отдела имеет право изменять цену на предоставляемые услуги. Предположим, что цена задается в столбце COST таблицы Таb1. Тогда операция назначения при­вилегий пользователю user3 может измениться и выглядеть следующим образом:

GRANT SELECT. UPDATE (COST) ON Tab1 TO user3

Если наш пользователь user1 предполагает, что пользователь user4 может его за­мещать в случае его отсутствия, то он может предоставить этому пользователю все права по работе с созданной таблицей Таb1.

GRANT ALL PRIVILEGES

ON Tab1

TO user4 WITH GRANT OPTION

В этом случае пользователь user4 может сам назначать привилегии по работе с таблицей Таb1 в отсутствие владельца объекта пользователя user1. Поэтому в случае появления нового оператора пользователя user5 он может назначить ему права на ввод новых строк в таблицу командой

GRANT INSERT

ON Tab1 TO user5

Если при передаче полномочий набор операций над объектом ограничен, то пользователь, которому переданы эти полномочия, может передать другому пользователю только те полномочия, которые есть у него, или часть этих полно­мочий. Поэтому если пользователю user4 были делегированы следующие полно­мочия:

GRANT SELECT. UPDATE. DELETE

ON Tab1

TO user4 WITH GRANT OPTION,

то пользователь user4 не сможет передать полномочия на ввод данных пользова­телю user5, потому что эта операция не входит в список разрешенных для него самого.

Кроме непосредственного назначения прав по работе с таблицами эффектив­ным методом защиты данных может быть создание представлений, которые бу­дут содержать только необходимые столбцы для работы конкретного пользова­теля и предоставление прав на работу с данным представлением пользователю.

Так как представления могут соответствовать итоговым запросам, то для этих представлений недопустимы операции изменения, и, следовательно, для таких представлений набор допустимых действий ограничивается операцией SELECT. Если же представления соответствуют выборке из базовой таблицы, то для та­кого представления допустимыми будут все 4 операции: SELECT, INSERT, UPDATE и DELETE.

Для отмены ранее назначенных привилегий в стандарте SQL определен опера­тор REVOKE. Оператор отмены привилегий имеет следующий синтаксис:

REVOKE {<список операций | ALL PRIVILEGES} ON <имя_объекта>

FROM {<список пользователей | PUBLIC } {CASCADE  |  RESTRICT }

Параметры CASCADE или RESTRICT определяют, каким образом должна произво­диться отмена привилегий. Параметр CASCADE отменяет привилегии не только пользователя, который непосредственно упоминался в операторе GRANT при пре­доставлении ему привилегий, но и всем пользователям, которым этот пользова­тель присвоил привилегии, воспользовавшись параметром WITH GRANT OPTION.

Например, при использовании операции:

REVOKE ALL PRIVILEGES -  ON Tab1 TO user4 CASCADE

будут отменены привилегии и пользователя user5, которому пользователь user4 успел присвоить привилегии.

Параметр RESTRICKT ограничивает отмену привилегий только пользователю, не­посредственно упомянутому в операторе REVOKE. Но при наличии делегирован­ных привилегий этот оператор не будет выполнен. Так, например, операция:

REVOKE ALL  PRIVILEGES ON Tab1 TO user4 RESTRICT

не будет выполнена, потому что пользователь user4 передал часть своих полно­мочий пользователю user5.

Посредством оператора REVOKE можно отобрать все или только некоторые из ра­нее присвоенных привилегий по работе с конкретным объектом. При этом из описания синтаксиса оператора отмены привилегий видно, что можно отобрать привилегии одним оператором сразу у нескольких пользователей или у целой группы PUBLIC.

Поэтому корректным будет следующее использование оператора REVOKE:

REVOKE  INSERT ON Tab! TO user2.user4 CASCADE

При работе с другими объектами изменяется список операций, которые исполь­зуются в операторах GRANT и REVOKE.

Если вы хотите изменить это условие, то после создания хранимой процедуры необходимо записать оператор REVOKE.

REVOKE EXECUTE ON COUNT_EX TO PUBLIC CASCADE И теперь мы можем назначить новые права пользователю user4.

GRANT EXECUTE ON COUNT_EX TO user4

Системный администратор может разрешить некоторому пользователю созда­вать и изменять таблицы в некоторой БД. Тогда он может записать оператор предоставления прав следующим образом:

GRANT CREATE TABLE. ALTER TABLE,  DROP TABLE ON OB_LIB TO user1

В этом случае пользователь user1 может создавать, изменять или удалять табли­цы в БД DB_LIB, однако он не может разрешить создавать или изменять таблицы в этой БД другим пользователям, потому что ему дано разрешение без права де­легирования своих возможностей.

В некоторых СУБД пользователь может получить права создавать БД. Напри­мер, в MS SQL Server системный администратор может предоставить пользова­телю main_user право на создание своей БД на данном сервере. Это может быть сделано следующей командой:

GRANT CREATE DATABASE

ON SERVERJ) TO main user

По принципу иерархии пользователь main_user, создав свою БД, теперь может предоставить права на создание или изменение любых объектов в этой БД дру­гим пользователям. В СУБД, которые поддерживают однобазовую архитектуру, такие разрешения недопустимы. Например, в СУБД Oracle на сервере создается только одна БД, но пользователи могут работать на уровне подсхемы (части таблиц БД и свя­занных с ними объектов). Поэтому там вводится понятие системных привиле­гий. Их очень много, 80 различных привилегий.

Для того чтобы разрешить пользователю создавать объекты внутри этой БД, используется понятие системной привилегии, которая может быть назначена од­ному или нескольким пользователям. Они выдаются только на действия и кон­кретный тип объекта. Поэтому- если вы, как системный администратор, предо­ставили пользователю право создания таблиц (CREATE TABLE), то для того чтобы он мог создать триггер для таблицы, ему необходимо предоставить еще одну системную привилегию CREATE TRIGGER. Система защиты в Oracle считается од­ной из самых мощных, но это имеет и обратную сторону — она весьма сложная. Поэтому задача администрирования в Oracle требует хорошего знания как се­мантики принципов поддержки прав доступа, так и физической реализации этих возможностей.

Реализация защиты в некоторых СУБД

 

Архитектура защиты Access


Если у вас имеется опыт работы с защитой, используемой на сервере или большой ЭВМ, структура защиты в Access покажется вам знакомой. Вы можете указать пользователей, которым предоставляется или, наоборот, не разрешается доступ к объектам базы данных. Кроме того, вы можете определить группы пользователей и назначить разрешения на уровне группы, чтобы облегчить построение защиты для большого числа пользователей. Пользователю достаточно быть членом группы, чтобы получить права доступа, установленные для неё.

Access хранит информацию о защите в двух местах. Во время установки программа Setup создаст в папке \Program Files\Microsoft Ofice\0ffice стандартный файл рабочей группы (System.mdw), который впоследствии используется по умолчанию при запуске Access. Этот файл содержит информацию обо всех пользователях и группах. При создании базы данных Access сохраняет сведения о правах, предоставляемых конкретным пользователям и группам, в файле базы данных.

Общая структура защиты Access отображена на рисунке 1. Учётные записи пользователей и групп хранятся в файле рабочей группы. Разрешение на доступ к конкретным объектам сохраняются в файле базы данных.







 








 





 

 

 

Рис. 1

Расположение текущего файла рабочей группы хранится в реестре Windows. Можно использовать служебную программу Wrkadm.exe  (администратор рабочих групп) для изменения текущего или определения нового файла рабочей группы. Кроме того, можно выбирать нужный файл рабочей группы во время выполнения приложения, задав соответствующий параметр командной строки в ярлыке запуска. Если вам приходится часто запускать в сети совместно используемое защищенное приложение, нужно позаботиться о том, чтобы системный администратор задал вашу рабочую группу, используемую по умолчанию, как общий  файл в сетевой папке.

Каждая рабочая группа имеет уникальный внутренний идентификатор, генерируемый Access при определении файла рабочих групп. Любая база данных, созданная пользователем рабочей группы, «принадлежит» как этому пользователю, так и рабочей группе. Каждый пользователь и группа также имеет уникальный внутренний идентификатор, но можно дублировать один и тот же код пользователя и группы в нескольких рабочих группах. Когда вы назначаете право доступа к объекту своей базы данных, Access сохраняет в ней внутренний идентификатор пользователя или группы вместе с информацией о доступе. Таким образом, предоставленные вами права перемещаются вместе с файлом базы данных при копировании его в другую папку или на другой компьютер.




MS SQL Server


Организация защиты 

В критических для бизнеса приложениях, когда сервер СУБД должен быть постоянно доступен для клиентов, большинство профилактических работ по поддержке базы данных приходится выполнять фактически в режиме on - line. MS SQL Server обладает возможностями динамического резервного копирования данных, т. е. даже когда эти данные используются и изменяются клиентами. В случае сбоя оборудования, отключения питания и т. д. механизм автоматического восстановления MS SQL Server восстанавливает все базы данных до их последнего целостного состояния без вмешательства администратора. Все завершенные, но не отраженные в базе транзакции из журнала транзакций применяются к базе данных (это фактически то, что происходит при событии chekpoint), а незавершенные транзакции, т. е. те, которые были активными на момент сбоя, вычищаются из журнала.

Говоря о симметричной архитектуре, операции резервного копирования и восстановления могут распараллеливаться на несколько потоков и выполняться одновременно, используя преимущества асинхронного ввода/вывода. На каждое резервное устройство отводится свой поток. Параллельное резервное копирование поддерживает до 32 одновременных резервных устройств (backup devices), что позволяет быстро создавать страховочные копии баз данных даже очень большой емкости. Возможность резервного копирования и восстановления отдельных таблиц, о чем мы упоминали, рассматривая Transact-SQL, позволяет экономить место и время, не выполняя копирование всей базы ради только некоторых ее объектов. Однако резервное копирование отдельной таблицы требует наложения на нее блокировки exclusive в отличие от резервного копирования всей базы или журнала транзакций, которые могут выполняться независимо от степени активности пользователей. Резервным копиям может быть назначен предельный срок хранения или дата утраты актуальности, до наступления которой место, занятое на устройстве этими копиями, не может использоваться для размещения других резервных копий при инициализации устройства. В качестве резервных устройств могут также применяться временные устройства, не входящие в состав базы и не имеющие записей в системной таблице sysdevices:

DECLARE @tomorrow char(8)

SELECT @tomorrow = CONVERT(char(8), DATEADD(dd, 1, GETDATE()) , 1)

DUMP DATABASE pubs

TO      DISK = '\\ntalexeysh\disk_d\sql_experiments\pubs.dmp'

        WITH INIT, EXPIREDATE=@tomorrow, STATS

Для небольшой базы данных ее журнал транзакций обычно хранится на том же устройстве, что и сама база, и архивируется вместе с ней. Журналирование транзакций ведется по принципу write-ahead, что означает, что любое изменение сначала отражается в журнале транзакций и лишь потом попадает собственно в базу. В случае нахождения журнала транзакций на отдельном устройстве существует возможность отдельного резервного копирования журнала транзакций. Как правило, резервное копирование базы данных организуется с меньшей частотой, чем журнала транзакций. Например, сохранение журнала транзакций выполняется ежедневно, а страховая копия всей базы может делаться раз в неделю, так как архивирование журнала транзакций происходит значительно быстрее по времени и занимает меньше места, чем дамп целой базы. В отличие от резервирования базы данных дамп журнала транзакций очищает его неактивную часть, т. е. все завершившиеся (зафиксированные или абортированные) с момента последнего дампа транзакции, если только не использована опция NO_TRUNCATE. Команда DUMP TRANSACTION TRUNCATE_ONLY, очищающая журнал транзакций, полезна в случае его переполнения, которое можно контролировать, например, оператором DBCC SQLPERF (LOGSPACE). Если степень переполнения журнала очень высока, можно при его очистке отказаться от журналирования факта самого этого события: DUMP TRANSACTION NO_LOG. Если резервное копирование транзакций не представляет интереса, можно включить опцию очистки последних завершенных транзакций в базе по наступлению события checkpoint. Cмысл механизма checkpoint состоит в периодической записи данных из кэша на диск, чтобы не допускать грязных данных. Такого рода события постоянно генерируются MS SQL Server или возникают по инициативе пользователя. Включенная опция truncate log on checkpoint гарантирует выполнение с определенной частотой обработчиком события действий, приблизительно эквивалентных команде DUMP TRANSACTION TRUNCATE_ONLY.

При восстановлении журнала транзакций соответствующие транзакции применяются к базе данных. Это означает, что если в начале недели была сделана резервная копия всей базы, а потом ежедневно архивировались транзакции за каждый день, то при необходимости восстановления поднимается состояние базы на начало недели и на него последовательно накатываются дампы журнала транзакций за все дни, предшествующие моменту восстановления. MS SQL Server 6.5 имеет возможность восстановления данных из журнала транзакций на произвольный момент времени (разумеется, отраженный в журнале) при помощи команды LOAD TRANSACTION STOPAT <t> или в окне database backup and restore выбором опции until time. Все содержащиеся в этом дампе транзакции, отмеченные завершившимися после этого момента, будут откачены.

Возможность планирования задач резервного копирования во времени и отсылки сообщений по e-mail в случае успешного/неуспешного завершения рассматривалась нами при обсуждении SQL Executive.

MS SQL Server 6.5 предусматривает возможность зеркалирования устройств, переключения на зеркальные устройства в качестве основных, выключения зеркалирования и уничтожения зеркального устройства также "на лету", т. е. без остановки штатной работы сервера по обслуживанию пользовательских запросов. Зеркалирование и дуплексирование устройств для работы с MS SQL Server может быть также выполнено средствами Windows NT, а также на аппаратном уровне (поддержка различных RAID-систем и т. д.). По-видимому, следует предполагать, что реализация первого этапа кластерной технологии WolfPack будет поддерживать MS SQL Server 6.5 в отказоустойчивых кластерах из двух узлов. Появление следующей версии MS SQL Server должно обеспечить работу серверов в кластере как единого виртуального сервера.

Transfer Manager используется для экспорта/импорта объектов и данных БД на MS SQL Server между разными аппаратными платформами, например между процессорами Intel и Alpha, а также между разными версиями MS SQL Server, в частности из более ранних в более поздние или между равноценными (имеются в виду 4.х и 6.х). Очень часто проектирование объектов базы ведется с помощью различных графических средств, но проектная документация может требовать структуру объектов с точностью до операторов DDL. Для получения скриптов, описывающих создание отдельного объекта базы данных, можно использовать команду transfer из контекстного меню объекта или выбрать соответствующий класс и имя объекта в Transfer Manager. Кроме этого, содержимое данных может быть выгружено/загружено при помощи утилиты bcp (см. табл. 1).

Вопросы безопасности доступа


Говоря о преимуществах интеграции с операционной системой, MS SQL Server использует в своей работе сервисы безопасности Windows NT. Напомним, что Windows NT на сегодня сертифицирована по классам безопасности С2/Е3. MS SQL Server может быть настроен на работу в одном из трех режимах безопасности. Интегрированный режим предусматривает использование механизмов аутентификации Windows NT для обеспечения безопасности всех пользовательских соединений. В этом случае к серверу разрешаются только трастовые, или аутентифицирующие, соединения (named pipes и multiprotocol). Администратор имеет возможность отобразить группы пользователей Windows NT на соответствующие значения login id MS SQL Server при помощи утилиты SQL Security Manager. В этом случае при входе на MS SQL Server login name и пароль, переданные через DB-Library или ODBC, игнорируются. Стандартный режим безопасности предполагает, что на MS SQL Server будут заводиться самостоятельные login id и соответствующие им пароли. Смешанный режим использует интегрированную модель при установлении соединений по поименованным каналам или мультипротоколу и стандартную модель во всех остальных случаях.

MS SQL Server обеспечивает многоуровневую проверку привилегий при загрузке на сервер. Сначала идентифицируются права пользователя на установление соединения с выбранным сервером (login name и пароль) и выполнение административных функций: создание устройств и баз данных, назначение прав другим пользователям, изменение параметров настройки сервера и т.д. Максимальными правами обладает системный администратор. На уровне базы данных каждый пользователь, загрузившийся на сервер, может иметь имя пользователя (username) базы и права на доступ к объектам внутри нее. Имеется возможность отобразить нескольких login id на одного пользователя базы данных, а также объединять пользователей в группы для удобства администрирования и назначения сходных привилегий. По отношению к объектам базы данных пользователю могут быть назначены права на выполнение различных операций над ними: чтение, добавление, удаление, изменение, декларативная ссылочная целостность (DRI), выполнение хранимых процедур, а также права на доступ к отдельным полям. Если этого недостаточно, можно прибегнуть к представлениям (views), для которых сказанное остается справедливым. Наконец, можно вообще запретить пользователю непосредственный доступ к данным, оставив за ним лишь права на выполнение хранимых процедур, в которых будет прописан весь сценарий его доступа к базе. Хранимые процедуры могут создаваться с опцией WITH ENCRYPTION, которая шифрует непосредственный текст процедуры, хранящийся обычно в syscomments. Права на выполнение некоторых команд (создание баз, таблиц, умолчаний, правил, представлений, процедур, резервное копирование баз и журналов транзакций) не являются объектно-специфичными, поэтому они назначаются системным администратором сервера или владельцем (создателем) базы данных при редактировании базы данных. Администрирование пользовательских привилегий обычно ведется в SQL Enterprise Manager, тем не менее в Transact-SQL имеются хранимые процедуры (sp_addlogin, sp_password, sp_revokelogin, sp_addalias, sp_adduser) и операторы (GRANT, REVOKE), которые позволяют осуществлять действия по созданию пользователей, назначению и отмене прав при выполнении скриптов. Дополнительную возможность администрирования привилегий предоставляют рассмотренные нами выше SQL-DMO.

Управление доступом

 

Система безопасности SQL Server имеет несколько уровней без­опасности:

•  операционная система;

•  SQL Server;

•  база данных;

•  объект базы данных.

С другой стороны механизм безопасности предполагает сущест­вование четырех типов пользователей:

•  системный администратор, имеющий неограниченный доступ;

•  владелец БД, имеющий полный доступ ко всем объектам БД;

•  владелец объектов БД;

•  другие пользователи, которые должны получать разрешение на доступ к объектам БД.

Модель безопасности SQL Server включает следующие компо­ненты:

•  тип подключения к SQL Server;

•  пользователь базы данных;

•  пользователь (guest);

•  роли (roles).

Тип подключения к SQL Server

 

При подключении (и в зависимости от типа подключения)  SQL Server поддерживает два режима безопасности:

•  режим аутентификации Windows NT;

•  смешанный режим аутентификации.

В режиме аутентификации Windows NT используется система безопасности Windows NT и ее механизм учетных записей. Этот ре­жим позволяет SQL Server использовать имя пользователя и пароль, которые определены в Windows, и тем самым обходить процесс подключения к SQL Server. Таким образом, пользователи, имеющие действующую учетную запись Windows, могут подключиться к SQL Server, не сообщая своего имени и пароля. Когда пользователь обращается к СУБД, последняя получает информацию об имени пользователя и пароле из атрибутов системы сетевой безопасности пользователей Windows (которые устанавливаются, когда пользова­тель подключается к Windows).

В смешанном режиме аутентификации задействованы обе систе­мы аутентификации: Windows и SQL Server. При использовании системы аутентификации SQL Server отдельный пользователь, под­ключающийся к SQL Server, должен сообщить имя пользователя и пароль, которые будут сравниваться с хранимыми в системной таб­лице сервера. При использовании системы аутентификации Windows пользователи могут подключиться к SQL Server, не сооб­щая имя и пароль.

Пользователи базы данных

 

Понятие пользователь базы данных относится к базе (или базам) дан­ных, к которым может получить доступ отдельный пользователь. После успешного подключения сервер определяет, имеет ли этот пользователь разрешение на работу с базой данных, к которой обра­щается.

Единственным исключением из этого правила является пользо­ватель guest (гость). Особое имя пользователя guest разрешает любо­му подключившемуся к SQL Server пользователю получить доступ к этой базе данных. Пользователю с именем guest назначена роль public.

Права доступа

 

Для управления правами доступа в SQL Server используются следующие команды:

•  REVOKE. Аннулирует права доступа для объекта или, для ко­манды — не позволяет выполнить ее;

•  DENY. He разрешает выполнять действия с объектом (в то время, как команда REVOKE просто удаляет эти права дос­тупа).

Объектные права доступа позволяют контролировать доступ к объектам в SQL Server, предоставляя и аннулируя права доступа для таблиц, столбцов, представлений и хранимых процедур. Чтобы выполнить по отношению к некоторому объекту некоторое действие, пользователь должен иметь соответствующее право доступа. Напри­мер, если пользователь хочет выполнить оператор SELECT * FROM table, то он должен и меть права выполнения оператора SELECT для таблицы table.

Командные права доступа определяет тех пользователей, кото­рые могут выполнять административные действия, например, созда­вать или копировать базу данных. Нижеприведены командные пра­ва доступа:

CREATE DATABASE — право создения базы данных;

CREATE DEFAULT — право создшия стандартного значения для столбца таблицы;

CREATE PROCEDURE — право содания хранимой процедуры.

CREATE ROLE — право создания гоавила для столбца таблицы;

CREATE TABLE — право создания таблицы;

CREATE VIEW — право создания представления;

BACKUP DATABASE — право создшия резервной копии;

BACKUP TRANSACTION — праве создания резервной копии журнала транзакций.

Роли

 

Назначение пользователю некоторой рели позволяет ему выполнять все функции, разрешенные этой рольо. По сути роли логически группируют пользователей, имеющих одинаковые права доступа. В SQL Server есть следующие типы ролей:

•  роли уровня сервера;

•  роли уровня базы данных.

Роли уровня сервера

 

С помощью этих ролей предоставляются различные степени доступа к операциям и задачам сервер*. Роли уровня сервера зара­нее определены и действуют в пределах сервера. Они не зависят от конкретных баз данных, и их нельзя модифицировать.

В SQL Server существуют следующие типы ролей уровня сервера:

Sysadmin — дает право выполнить любое действие в SQL Server;

Serveradmin — дает право изменить параметры SQL Server и за­вершить его работу;

Setupadmin — дает право инсталлировать систему репликации и управлять выполнением расширенных хранимых процедур;

Securityadmin — дает право контролировать параметры учетных записей для подключения к серверу и предоставлять права доступа к базам данных;

Processadmin — дает право управлять ходом выполнения про­цессов в SQL Server;

Dbcreator — дает право создавать и модифицировать базы дан­ных;

Diskadmin — дает право управлять файлами баз данных на диске.

Роли уровня базы данных

 

Роли уровня базы данных позволяют назначить права для рабо­ты с конкретной базой данных отдельному пользователю или груп­пе. Роли уровня базы данных можно назначать учетным записям пользователей в режиме аутентификации Windows или SQL Server. Роли могут быть и вложенными, так что учетным записям можно назначить иерархическую группу прав доступа.

В SQL Server существует три типа ролей:

•  заранее определенные роли;

•  определяемые пользователем роли;

•  неявные роли.

Заранее определенными являются стандартные роли уровня БД. Эти роли имеет каждая база данных SQL Server. Они позволяют лег­ко и просто передавать обязанности.

Заранее определенные роли зависят от конкретной базы данных и не могут быть изменены. Ниже перечислены стандартные роли уровня базы данных.

db_owner — определяет полный доступ ко всем объектам базы данных, может удалять и воссоздавать объекты, а также присваивать объектные права другим пользователям. Охватывает все функции, перечисленные ниже для других стандартных ролей уровня базы данных;

db_accessadmin — осуществляет контроль за доступом к базе данных путем добавления или удаления пользователей в режимах аутентификации;

db_datareader — определяет полный доступ к выборке данных (с помощью оператора SELECT) из любой таблицы базы данных. За­прещает выполнение операторов INSERT, DELETE и UPDATE для любой таблицы БД;

db_datawriter — разрешает выполнять операторы INSERT, DELETE и UPDATE для любой таблицы базы данных. Запрещает выполнение оператора SELECT для любой таблицы базы данных;

db_ddladmin — дает возможность создавать, модифицировать и удалять объекты базы данных;

db_securityadmin — управляет системой безопасности базы дан­ных, а также назначением объектных и командных разрешений и ролей для базы данных;

db_backupoperator — позволяет создавать резервные копии базы данных;

db_denydatareader — отказ в разрешении на выполнение опера­тора SELECT для всех таблиц базы данных. Позволяет пользовате­лям изменять существующие структуры таблиц, но не позволяет создавать или удалять существующие таблицы;

db_denydatawriter — отказ в разрешении на выполнение опера­торов модификации данных (INSERT, DELETE и UPDATE) для любых таблиц базы данных;

public — автоматически назначаемая роль сразу после предос­тавления права доступа пользователя к БД.

Роли, определяемые пользователем, позволяют группировать пользователей и назначать каждой группе конкретную функцию безопасности.

Существуют два типа ролей уровня базы данных, определяемых пользователем:

•  стандартная роль;

•  роль уровня приложения.

Стандартная роль предоставляет зависящий от базы данных ме­тод создания определяемых пользователем ролей. Самое распро­страненное назначение стандартной роли — логически сгруппиро­вать пользователей в соответствии с их правами доступа. Например, в приложениях выделяют несколько типов уровней безопасности, ассоциируемых с тремя категориями пользователей. Опытный поль­зователь может выполнять в базе данных любые операции; обычный пользователь может модифицировать некоторые типы данных и об­новлять данные; неквалифицированному пользователю обычно запре­щается модифицировать любые типы данных.

Роль уровня приложения позволяет пользователю выполнять пра­ва некоторой роли. Когда пользователь принимает роль уровня при­ложения, он берет на себя выполнение новой роли и временно от­казывается от всех других назначенных ему прав доступа к конкрет­ной базе данных. Роль уровня приложения имеет смысл применять в среде, где пользователи делают запросы и модифицируют данные с помощью клиентского приложения.

Системный анализ - это применение системного подхода при обработке кон­кретной информации и принятию решений. Рассмотренные принципы системного подхода являются и принципами системного анализа.

Их дополняют следующие специфические принципы:

• анализ любого процесса принятия решения должен начинаться с выявления и четкой формулировки целей (желаемых результатов деятельности), которые часто определяются на основе рассмотрения системы более высокого уровня;

• необходимо рассматривать лишь те цели, вероятность достижения которых р>р0 за время t<t0, где/?0 и t0 - пороги осуществимости цели.

Данные специальные принципы предполагают некую системную стратегию ана­лиза, требующую рассмотрения не только самой системы, но и внешней по отноше­нию к ней среды (надсистемы или метасистемы), и определение границы между ними.

Перспективой развития документальных информационно-поисковых систем и баз данных являются банки знаний, новая концепция информационной системы, использующая результаты исследований и разработок в области искусственного интеллекта.

Безопасность данных в Oracle 7

 

Ограничение доступа

Если мы уверены, что подключаться к нашей базе данных могут лишь уполномоченные пользователи и что они могут запускать только те модули, на выполнение которых им явно предоставлено право, то нужно подумать о следующем уровне безопасности — ограничении доступа этих пользователей к данным.

Огромным шагом вперед в обеспечении безопасности данных стало введение ролей в Oracle7. До Oracle7 каждому пользователю приходилось явно предоставлять права доступа к каждому объекту базы данных, который ему разрешено было использовать. Этот процесс упрощается за счет того, что доступ к совокупности объектов предоставляется роли, а затем право на использование этой роли предоставляется соответствующим лицам. С помо­щью команды GRANT мы можем предоставить пользователям право выпол­нять над объектами БД (например, над таблицами) операции SELECT, INSERT, UPDATE и DELETE. Однако само по себе это не обеспечивает значительной гибкости. Мы можем ограничить доступ пользователей частя­ми таблицы, разделив ее по горизонтали (ограничив пользователя опреде­ленными строками), по вертикали (ограничив его определенными столбца­ми) или и по горизонтали, и по вертикали. Как это сделать?

Вернемся к нашему примеру с таблицей PAYROLL. Мы не хотим, чтобы все пользователи видели столбец SALARY, и желаем ограничить доступ пользователей так, чтобы они могли видеть только записи о сотрудниках их отдела.

Таблица PAYROLL

ID

NAME

DEFT

PAYMENT_PERIOD

1

JONES

10

WEEKLY

120

2

K1RKUP

10

MONTHLY

900

3

DAVIES

10

WEEKLY

150

4

ARMSTRONG

20

MONTHLY

1030

5

KEMP

20

MONTHLY

1005

6

FISHER

30

WEEKLY

150

Мы можем определить представление и предоставить пользователям доступ к этому представлению, а не к базовой таблице (PAYROLL). Они смогут запрашивать данные этой таблицы лишь через представление, которое ограничивает их доступ. Определение такого представления приведено ниже.

CREATE VIEW vjpayroll AS SELECT id

,   name , dept

 , payment_period FROM payroll WHERE dept = (SELECT dept

FROM mysys_users WHERE username = USER) WITH CHECK OPTION;

Столбец SALARY в этом примере не включен в представление, поэтому зарплату в нем увидеть нельзя, а фраза WHERE гарантирует, что пользова­тели смогут запрашивать данные из таблицы PAYROLL только по своему отделу.

По поводу этого решения надо сказать следующее. Во-первых, мы должны сделать так, чтобы пользователи не могли изменить свой отдел, обновив значение MYSYSJUSERS, и затем запросить записи из другого отдела. Во-вторых, с помощью этого представления пользователи могли бы обновлять, вставлять и удалять даже не относящиеся к их отделу строки таблицы PAYROLL, если бы мы не отключили эту функцию с помощью фразы WITH CHECK OPTION.

Примечание

Вряд ли представление V_PAYROLL будет обновляемым, потому что к столбцу SALARY почти наверняка применено ограничение NOT NULL. Тем не менее, мы рекомендуем использовать опцию WITH CHECK OPTION во всех ограничивающих представлениях, так как в версии 7.3 значительно увеличилось число обновляемых представлений.

Ограничение на просмотр данных с помощью представлений работает очень хорошо. Но для большой таблицы со сложными требованиями к безопасности, возможно, придется создать несколько представлений и за­ставить приложения решать, какое из них необходимо для конкретного пользователя. Реализовывать это внутри приложения нежелательно, поэтому нужно исследовать другие решения. Мы можем инкапсулировать все опера­ции над таблицей PAYROLL в хранимый пакет или же разработать несколько триггеров. Давайте рассмотрим первое решение.

Использование пакетов

В пакете есть методы (процедуры/функции), позволяющие оперировать таблицей или запрашивать из нее строки. Пользователю, у которого есть разрешение на выполнение пакета, но нет полномочий на доступ к таблице, содержимое и структура таблицы непосредственно недоступны. Владелец пакета имеет полный доступ к PAYROLL, а вызывающий пользователь — нет. Когда пользователь выполняет хранимую процедуру, т.е., по сути, использует представление, он действует с разрешением на доступ, предостав­ленным ее владельцу.

Наша первая попытка создать такой пакет представлена в примере 10.2. Пакет k_payroll гарантирует, что записи могут удаляться только начальником отдела и что устанавливать значение столбца SALARY может только началь­ник отдела.

Пример  построения пакета для обеспечения безопасности доступа к данным

CREATE OR REPLACE PACKAGE k_payroll AS my_dept payroll.dept%TYPE; mgr     BOOLEAN;

PROCEDURE del (p_emp_id INTEGER);

PROCEDURE ins (p_emp_id INTEGER, p_name VARCHAR2

              ,p_dept INTEGER, p_payment_period VARCHAR2

              ,p_salary INTEGER);

PROCEDURE upd (p_emp__id INTEGER, p_name VARCHAR2

              ,p_payment_penod VARCHAR2 ,p_salary INTEGER);

END k_payroll;

/

CREATE OR REPLACE PACKAGE BODY k_payroll AS

mgr_flag payroll.mgr_flag%TYPE;

CURSOR c_me IS

       SELECT dept,

              mgr_flag

       FROM  mysys_users

       WHERE  username = USER;

FUNCTION checkdept (p_emp_id INTEGER) RETURN BOOLEAN IS

dept payroll.dept%TYPE;

CURSOR cjpayroll IS

       SELECT pay.dept

       FROM  payroll pay

       WHERE  id = p_emp_id;

BEGIN

 OPEN  c_payroll ;

 FETCH cjpayroll INTO dept;

 CLOSE c_payroll;

    RETURN FALSE;

 END IF;

 RETURN TRUE;

END checkdept;

PROCEDURE del (p_emp_id INTEGER) IS

—  Удалять сотрудников могут только начальники их отделов

—  Записи таблицы Payroll
BEGIN

 IF checkdept(p_emp_id) AND mgr THEN

    DELETE payroll

    WHERE  id = p_emp_id;

 ELSE

    raise_application_error (-20001, 'Insufficient Privilege');                                      END IF;

END del;

PROCEDURE ins (p_emp_id INTEGER, p_name VARCHAR2

              ,p—dept INTEGER

              ,payment_period VARCHAR2

              ,p_salary INTEGER) IS

— Можете вставлять записи Payroll только в свой отдел
~ Устанавливать зарплату может только начальник отдела

(в противном случае устанавливается в пустое значение)

l_salary payroll.salary%TYPE;

BEGIN

   IF NOT checkdept(p_emp_id) THEN

      raise_application_error (-20001, 'Insufficient Privilege');

   END IF;

IF NOT mgr THEN

   l_salary := NULL;

 ELSE

   l_salary := p_salary;

END IF;

  INSERT INTO payroll (id,name,dept,payment_period, salary)

  VALUES (p_erap_id,p_name,p_dept,p_payraent_period,l_salary);

END ins;

PROCEDURE upd (p_emp_id INTEGER, p_name VARCHAR2

              ,p_payment_period VARCHAR2 ,p_salary INTEGER) IS

- Можете обновлять записи Payroll только в своем отделе

- Обновлять зарплату может только начальник отдела

  (в противном случае остается без изменений)

- Отдел изменять нельзя

l_salary payroll.salary%TYPE;

CURSOR c_old_salary IS

       SELECT pay.salary

       FROM  payroll pay

       WHERE  id = p_erap_id;

BEGIN

 IF NOT checkdept (p_emp_id) THEN

   raise applicatiori_error (-20001, 'Insufficient Privilege');

 END IF;

 IF NOT mgr THEN

   OPEN c_old_salary;

   FETCH c__old_s alary INTO l__salary;

   CLOSE c_old_salary,

 ELSE

   l_salary := p_salary;

 END IF;

 UPDATE payroll

 SET    name = p_name

       ,payment_period = p_payment_period

       ,salary = l_salary

 WHERE  id = p_emp_id;

END upd;

-Код инициализации пакета

BEGIN

 OPEN  c_me;

 FETCH c_me

 INTO ray_dept

     ,mgr_flag;

 CLOSE c_me;

 IF mgr_flag = 'Y' THEN

    mgr := TRUE;

 ELSE

 END IF;

END k_payroll;

/

Юридическая защита авторских прав на базы данных

Вопросы правовой защиты программ для ЭВМ и базы данных от незаконного использования являются очень актуальными в настоящий момент. Для иллюстрации этого приведем несколько фактов. По данным Ассоциации производителей компьютерного обеспечения, уровень компьютерного пиратства в России составляет 94%. Уровень пиратства в странах Запада существенно ниже: в Германии - 50%, в США - 35%. По данным МВД РФ, потери российского бюджета от неуплаты налогов продавцами компьютерных программ составляют 85 млн. долл. Деньги, полученные от продажи, часто уходят в распоряжение криминальных структур. Кроме того, 105 млн. долл. теряют российские предприятия. В области разработки компьютерных программ и баз данных в стране работает около шести тысяч фирм, обеспечивающих занятость более 200 тыс. человек. Данной сфере производства грозит стагнация - программисты попросту теряют стимулы к созданию новых передовых программных продуктов.

Признание права – первый из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» способов защиты авторских прав. Этот способ защиты играет в основном превентивную роль и служит установлению определенности во взаимоотношениях субъектов гражданского права. Признание права как способ защиты применяется, когда оспаривается или отрицается принадлежность определенному лицу исключительных авторских прав на программу для ЭВМ или базу данных. Признание права как средство его защиты может быть реализовано лишь в судебном порядке путем подтверждения наличия или отсутствия у лица отдельных авторских правомочий или их совокупности.

П. 1 ст. 17 Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» определяет нарушителя авторского права как физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего закона в отношении исключительных прав правообладателей, в том числе ввозит в Российскую Федерацию экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные без разрешения их правообладателя. Это может выражаться в присвоении авторства, осуществлении перечисленных в ст. 10 Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»  действий без разрешения правообладателя и т. д. Отдельное выделение импорта экземпляров программы для ЭВМ или базы данных, изготовленных без разрешения их правообладателей объясняется тем, что в государстве, где данные экземпляры были изготовлены, это действие может считаться законным и не влекущим ответственности.

Заключение

 

Информационная безопасность относится к числу дисциплин, развивающихся чрезвычайно быстрыми темпами. Этому способст­вуют как общий прогресс информационных технологий, так и по­стоянное противоборство нападающих и защищающихся.

К сожалению, подобная динамичность объективно затрудняет обеспечение надежной защиты. Причин тому несколько:

•  повышение быстродействия микросхем, развитие архитектур с высокой степенью параллелизма позволяет методом грубой силы (перебором вариантов) преодолевать барьеры (прежде всего крип­тографические), ранее казавшиеся неприступными;

• развитие сетей, увеличение числа связей между информацион­ными системами, рост пропускной способности каналов расширяют число  потенциальных  злоумышленников,   имеющих  техническую возможность осуществить нападение;

• появление новых информационных сервисов ведет и к появ­лению новых угроз как «внутри» сервисов, так и на их стыках;

• конкуренция среди производителей программного обеспече­ния заставляет сокращать сроки разработки системы, что ведет к снижению качества тестирования и выпуску продуктов с дефектами защиты;

• навязываемая потребителям парадигма постоянного наращи­вания аппаратного и программного обеспечения вступает в конф­ликт с бюджетными ограничениями, из-за чего снижается доля ас­сигнований на безопасность.

Обеспечение информационной безопасности современных ин­формационных систем требует комплексного подхода. Оно невоз­можно без применения широкого спектра защитных средств, объ­единенных в продуманную архитектуру. Далеко не все эти средства получили распространение в России, некоторые из них даже в ми­ровом масштабе находятся в стадии становления.

В этих условиях позиция по отношению к информационной безопасности должна быть особенно динамичной. Теоретические воззрения, стандарты, сложившиеся порядки необходимо постоян­но сверять с требованиями практики. От атак не защититься книгой (даже оранжевой) или сертификатом. Реальная безопасность нужда­ется в каждодневной работе всех заинтересованных сторон.




















Список использованной литературы

1.   Голицына О.Л., Максимов Н.В. и др., «Базы данных» (учебное пособие)

2.   Могилёв А.В., Пак Н.И. и др., «Информатика»

3.   Изюмин В.П. «Пиратство в сфере программного обеспечения» // Финансовые известия от 23 мая 2003 г.

4.   Статья Юрия Шермана // www.tour-soft.com

5.   Статья Сергея Гаврилова // www.sergevg@usa.net

6.   Партыка Т.Л., Попов И.И. «Информационная безопасность», М.: Форум: инфра – м, 2004 г.

7.   Герасименко В.А., Малюк А.А., «Основы защиты информации» М.: МИФИ, 2001 г.





Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!