Лицейские годы Пушкина
1.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня
(26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович
(1771 -1848 ), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений
предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он
проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в
Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых
было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как
поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был
поклонником французских классиков и сам пописывал французские и
русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и
родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал,
происходила от Ганнибала, петровского "арапа", изображенного в романе
Пушкина.
Воспитание Пушкина было безалаберным.
Сменявшиеся французы- гувернеры, случайные учителя не могли иметь
2.
глубокого влияния на ребенка, в значительной
степени предоставленного самому себе.
Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето
в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. Кроме Александра у Пушкиных
были дети -
старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли многовнимания
детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье.
Его брат писал впоследствии о детских
годах Александра: "До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался
в родительском доме.
Страсть к поэзии появилась в нем с первыми
понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял
на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей.
Вообще воспитание
его мало заключало в себе русского. Он слышал один
французский язык; Гувернер был француз, впрочем человек неглупый и
образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений.
Ребенок
проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца
пожирал книги одну за другою". В 1810 году возник проект устройства
3.
привилегированного учебного заведения - лицея в
Царском Селе, при дворце Александра I.
Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами,
решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811 г. Александр
со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину
былообеспечено поступление. 12 августа он выдержал вступительный
экзамен.19 октября был торжественно открыт лицей и с этого дня началась
лицейская жизнь Пушкина. Лицей был закрытым учебным заведением, в него
было принято всего 30 учеников. Это были дети средних
малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.
В связи с политическими событиями 1812 г. Взятие
французами Москвы ставило под угрозу Петербург. Из-за большого
потока солдат проходившего через Царское Село, в лицее воцарился
либеральный дух.
В лицей проникали сплетни об Александре I и его
окружении. Кругозор Пушкина в то время расширял П. Чаадаев, оказавшийся
в гусарском полку в Царском Селе. Чаадаев был настроен весьма либерально, он
вел
4.
долгие политические беседы с Пушкиным и
сыграл немалую роль в нравственных понятиях Александра. Впоследствии
Пушкин посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений.
Именно в лицее у Пушкина появляються настояшии
друзья. На первый курс было принято тридцать человек. Значт , у Пушкина было
двадцать девять товарищей.
В дальнейшем они станут известными людьми. У
каждого лицеиста было прозвише,
а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин -
“Жано” , Вельгельм Карлович Кюхельбекер - “Кюхля”, “Глиста”, сам Пушкин -
“Француз” и множество других забавных прозвищ.
В лицее Пушкин плотно занимался поэзией,
особенно французской, за
что он и получил прозвище
"француз". Среди лицеистов проводились пассивные соревнования, где
Пушкин долгое время одерживал первенство. Из русских поэтов Пушкина привлекал
Батюшков и вся группа писателей, объединившиеся вокруг Карамзина. С этой
группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю,
который был вхож в
5.
нее. В доме Карамзина, который находился в
Царском Селе, Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние
особенно отразилось на творчестве Пушкина начиная с 1815 года.
Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему
пушкин был обязан и ранним своим безбожием, и склонностью к сатире,
которая, впрочем,
находилась также в зависимости от литературной
борьбы карамзинистов и от шутливых сатир Батюшкова. В лицее Пушкина также
коснулись новые течения поэзии того времени: "Оссианицизм" и
"Барды". К концу
пребывания в лицее Пушкин подвергся
сильному влиянию новой элегической поэзии, связанной с деятельностью
таких французских
поэтов, как Парни и Мильвуа. Литературная
лицейская слава Пушкина пришла к нему в 15 лет, когда он впервые выступил в
печати, поместив в ]"Вестнике
Европы" в июльском номере
стихотворение "К другу стихотворцу".
В октябре 1815 года образовалось литературное
общество "Арзамас" и просуществовало оно до конца 1817 года.
6.
Помимо "Арзамаса" и "Беседы"
были еще литературные общества. Одним из них был кружок писателей,
собиравшихся у Оленина. Там собирались
противники "Беседы" но и не сторонники
"Арзамаса". Предводителями этого кружка были баснописец Крылов и
Гредич. Пушкин ценил обоих
этих людей и впоследствии посещал Оленинский
кружок. Но в лицейское время Пушкин находился под влиянием Арзамаса,
вдохновленный сатирой Батюшкова на борьбу с "Беседой" Пушкин
разделял все симпатии и антипатии "Арзамаса".
Срок пребывания в лицее кончился летом
1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин
читал заказанное стихотворение "Безверие".
Арзамасец Ф. Вигель писал в своих
воспоминаниях: "На выпуск молодого Пушкина смотрели члены
"Арзамаса" как на счастливое для них происшествие, как на
торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия;
особенно Жуковский, восприемник его в "Арзамасе", казался
счастлив, как будто бы сам бог послал ему милое чадо. Чадо показалось
7.
довольно шаловливо и необузданно, и мне даже
больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали
маленького брата. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же не быть
восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким
поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху,
когда свободомыслие было в самом разгаре".
19 октября до
самой смерти останется у Пушкина самым памятным днем в его жизни. Сколько
приятных воспоминаний будет у Пукшкина связанно с лицеем. Ну хотябы нашумевшая
история с “гогель - могелем”.
История такая. Компания воспитанников с Пушкиным ,
Пущиным и Малиновским во главе, устроила тайную пирушку. Достали бутылку рома ,
яиц, натолкли сахару, принесли кипящий самовар, пригатовили напиток “гогель -
могель” и стали распивать. Одного из товарищей Тыркова , сильно разобрало от
рома , он начал шуметь , громко разговаривать, что привлекло внимание дежурного
гувернера , и он доложил инспектору Фролову . Начались распросы, розыски. Пущин
, Пушкин и Малиновский обьявили, что это их дело и что
8.
они одни виноваты .Фролов немедленно донес о
случившемся исправляюшему должность директора профессору Гауэншильду , а тот
поспешил доложить самому министру Разумовскому . Переполошившийся министр
приехал из Петербурга, вызвал виноовных сделал им строгий выговор и передал
дело на
рассмотрение конференции. Конференция постановила:
1. Две недели стоять во время утреней и вечерней молитвы. 2. Сместить виновных
на последние места за обеденным столом. 3. Занести фамилии их, с прописанием
виновности и приговора, в черную книгу, которая должна иметь влияние при
выпуске. Но при выпуске лицеистов, директором был уже не бездушный карьерист
Гауэншильд, а благородный Энгельгард. Он ужаснулся и стал доказывать своим
сочленам недопустимость того, чтобы давнишняя шалость , за которую тогда же
было взыскано, имела влияние и на будущность провинившихся. Все тотчас же
согласились с его мнением и дело сдано было в архив.
Историю с “гогель - могелем” имеет в виду Пушкин в
своем послании к Пущину:
Помнишь ли, мой брат по чаше,
Как в отрадной тишине
9.
Мы топили горе наше
В чистом пенистом вине ?
Помнишь ли друзей шептанье
Вокруг бокалов пуншевых,
Рюмок грозное молчанье ,
Пламя трубок грошевых ?
Закипев, о , скол прекрасно
Токи дымные текли!
Вдрук педанта глас ужасный
Нам послышался в дали, -
И бутылки вмиг разбиты ,
И бокалы все в окно,
Всюду пополу разлиты
Убегаем торопливо...
В пируюших студентах Пушкин так же обрашается к
Пущину :
Товарищ милый, друг прямой ,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы в месте пьем,
Нередко и бранимся ,
Но чашу дружества нальем -
И тот час помиримся.
Именно в лицее Пушкин первый раз влюбился.
Фрейлина. “Первую платоническую, истенно
поэтитическую любовь возбудила в Пушкине Бакунина , - рассказывакт Комаровский
. - Она часто навещала брата своего и всегда приезжала на лицейские балы .
Прилесное лицо ее , дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобший
восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин описал ее прелисти в стихотворении
10.
“К живописцу”, которое было положенно на ноты
лицейским товарищем Пушкина Яковлевым и понятно пето до самого выхода из
заведения “.
29 ноября 1815 года Пушкин писал в дневнеке:
Итак, я счастлив был, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался,
И где веселья быстрый день?
Промчался летом сновиденья,
увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень.
Это была первая робкая и стыдливая юношеская любовь
- с “безметежной тоской”, со “счастьем тайных мук”,
с радастью на долгие дни от мимолетной встречи или
приветливой улыбки. Любовь эта отразилсь в целом ряде лицейских стихотворений
Пушктна.
Посидел с милой девушкой в беседке, -
Здесь ею счастлив был я раз
В восорге сладосном погас,
И время самое для нас
Остановилось на минуту!
Получил от нее незначительное письмицо, -
В нем радости мои; когда померкну я ,
Пускай оно груди бесчувственной коснется;
Быть может, милые друзья ,
Быть может , сердце вновь забьется .
11.
В 1834 году, тридцати девяти лет, Бакунина вышла
замуж за сорокадвухлетнего тверского помешика, капитана в отставке, А.А.
Полторацкого, двоюродного брата Анны Петровны Керн.
Лицейские годы жизни Пушкина сыграли огромную роль
в становлении его как личности , заложили фундамент его гениального творчества.
И лучше всего об этом говорит сам Пушкин!
Прости! Где б ни был я : в огне ли смертной битвы,
При милых ли брегах родимого ручья,
Святому бртству верен я .
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы ?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!
Список литературы:
1. В.В. Вересаев. “Спутники Пушкина”. Том 1, 2 , Москва, 1993
год.
2. И.И Пушин . “Записки о Пушкине. Письма” , Москва, 1989 год.
3. В. Воеводин. “Повесть о пушкине” , Ленинград, 1955 год.
4. Л. Дугин . “Лицей” , Москва, 1987 год.
5. М. Цветаева. “Мой Пушкин” , Москва, 1981 год.
6. А. Терц. (А. Синявский) . “ Прогулки с Пушкиным”,
С-Петербург, 1993 год.