Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании
Московский
Государственный
Строительный
Университет
Сообщение
(доклад) на тему:
«Философия, религия и
наука и их соотношения в философском знании.»
Студент:
******* *.*.
ПГС
-2 - 16
Преподаватель:
Панченко Н. И.
МОСКВА
1997 год
ЛИТЕРАТУРА:
·
П.
С. Гуревич «Философский словарь» «Олимп» 1997 г.
·
С.
И. Иваненко «Наука и Православие» «Московский Рабочий» 1984 г.
·
Сообщение
на тему «Проблемы научности философского мировоззрения. Философия и наука.
Функции философии.» Автор не известен.
Философия, религия и
наука и их соотношения в философском знании
Религия.
Религия (От лат. Religio- благочестие,
набожность, святыня) - мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только
вера или совокупность взглядов. Религия - это также чувство связанности,
зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и
достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы -
Зороастр, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Не расходится с
этим осмыслением религии и то, что предлагают более современные мыслители.
Исследованием религии
занимаются богослов, историк, философ, но они это делают с разных сторон,
Первый заботится о наиболее точном выражении фактов религиозного сознания,
данных путем откровения, второй рассматривает ступени религиозного сознания,
сравнивает и классифицирует различные религии. Философ стремится осмыслить
феномен религиозности. Сравнительное изучение религии началось лишь в XIX в. Философы пытаются
выделить религиозные формы сознания, раскрыть их основные типы.
Суждения мыслителей:
«Есть четыре основания,
в силу которых в умах людей образуются понятия о богах:
1. Вера в предсказание
будущего.
2. Страх перед грозным
явлением природы.
4. Наблюдения неизменного
порядка в движении звездного неба» (Клеан из Ассоса).
«Естественная причина
религии - беспокойство о будущем» (Томас Гоббс).
«Страх перед невидимой
силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок, допущенных
государством, называется религия, не допущенных - суеверием. Когда же
воображаемая сила в самом деле такова, как мы ее представляем, то это истинная
религия» (Томас Гоббс).
«Религия - это искусство
одурманивать людей с целью отвлечь их мысли от того зла, которое причиняют им в
этом мире власть имущие» (Поль Анри Гольбах).
«Философия тождественна
с религией» (Георг Гегель).
« Если люди так слабы,
имея религию, то что они будут делать, когда окажутся без неё?» (Бенджамин
Франклин).
«Сила религии покоится
главным образом на вере в неё, а сила человеческих законов - на страхе перед
ними. Древность существования благоприятствует религии; степень веры часто
соизмеряется с отдаленностью предмета, в который мы верим, ибо наш ум при этом
бывает свободен от побочных понятий той отдаленной эпохи, которые могли бы
противоречить нашим верованиям» (Шарль Монтескье).
Религия и наука
Современные защитники
религии не хотят ссориться с наукой, они боятся ее огромного, постоянно
растущего авторитета. Лидеры католической церкви ныне заявляют, что
преследования ученых инквизицией были трагической ошибкой, а сейчас церковь
якобы уважает науку и ученых.
Русская православная церковь
ставит себе в заслугу тот факт, что она в меньшей степени, чем католическая
церковь и католическая инквизиция, повинна в преследованиях передовых ученых.
При этом замалчивается основное - коренная мировоззренческая противоположность
научного знания и религиозных догм. Ведь знание освобождает человека, дает ему
возможность гармонично развиваться, перестраивать общество на подлинно гуманистических
принципах. Религиозная же идеология напротив, порождена господством над
человеком чуждых ему природных и общественных сил, она сковывает творческую
энергию, усиливает несвободу человека.
И борьба научной и
религиозной идеологии в России была столь же острой и подчас не менее
драматичной, чем в Западной Европе.
Читая дореволюционную
литературу, довольно часто встречаешь примеры неприязненного отношения церкви к
науке и техническому прогрессу. Там где церковь была в состоянии затормозить
научно-техническое развитие, помешать росту образовательного и культурного
уровня населения, она всеми силами стремилась это сделать.
Иногда неприязнь
защитников православия к научно-техническому прогрессу приводила к курьёзам.
Даже железные дороги и те вызывали когда-то неприязнь высших иерархов Русской
православной церкви. Сейчас в это трудно поверить, но митрополит Московский
Филарет (1782-1867гг.) пытался противодействовать постройке в России железных
дорог, утверждая, что они наносят ущерб религиозному рвению богомольцев: пешее
хождение к «святым местам», по мнению этого религиозного деятеля, гораздо полезнее
для спасения души верующего, нежели поездка по железной дороге....
В 1898 г. Религиозные
фанатики сожгли на Нижегородской ярмарке один из первых в России
кинематографов, объявленных ими «творениями дьявола».
Бурю возмущения среды
духовенства вызвал проект сооружения в Москве метро, рассматривавшийся
городской думой еще в 1903 году. Реакционное и косное духовенство решительно
осуждало саму мысль о строительстве подземной дороги, называя ее «греховной
мечтой» и заявляя, что, оказавшись под землей, в «преисподней», пассажиры могут
попасть в царство сатаны и погубить свои души. Позиция, занятая московским
духовенством в немалой степени способствовала отклонению проекта постройки
метро городской думой.
И хотя современные
русские православные богословы пытаются создать впечатление, будто бы
православная церковь в отличие, например, от католической никогда не враждовала
с наукой и не преследовала передовых ученых, реальные исторические факты
свидетельствуют о ее настороженном, неприязненном отношении к просвещению,
науке и ученым. Русская православная церковь, хотя и в меньших масштабах, чем
католическая, в дореволюционный период запрещала и сжигала научные книги, организовывала
травлю крупнейших естествоиспытателей - материалистов, преследовала атеистов и свободомыслящих,
тормозила развитие образования и науки.
Вот о чем
свидетельствует экскурс в историю.
Наука и философия.
Непосредственной
целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и
явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе
открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к
науке функции методологии познания
и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой
также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической
доказательности своих выводов.
Первую попытку
обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только
начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличие от
частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он
определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих
началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных
наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания «госпожой наук»,
считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей против ни единого слова. В
размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение
философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости.
Такая ситуация сохранялась в течение многих веков. Подход Аристотеля надежно
утвердился в сознании философов титулами «королева наук» и «наука наук».
В Древней Греции
философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово «философия»
означает «наука». Эта наука была направлена на все, что вообще было способно
или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и
нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных
наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех
остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной
жизни. Идеи а***стики, первоначально выдвинутые еще в античной философии, лишь
в 17-18 веках превратились в естественнонаучный факт - можно говорить об
определенных прогнозирующих функциях по отношению к естествознанию.
В 19-20 веках, на
новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки
и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние
философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные
возможности философии, ее научность, одним словом развенчивающее «королеву
наук» в «служанки». В
позитивизме
был сформирован вывод о том, что философия это суррогат науки, имеющий
право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное
познание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии
объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука - сама себе
философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные
философские вопросы, будоражившие умы в течение столетий.
Ко всему прочему
отличием философского знания от других является то, что философия -
единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его природа,
соотношение материального и духовного в бытие.
Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой.
Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функций,
родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение,
интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих
закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых
уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума
позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об
общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе
конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
На основе общих
принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские,
практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения об их
природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный
в иных областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех или
иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую
конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное
продумывание принципиально допустимых, логически и теоретически возможных
вариантов. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая
также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в
связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых
пятен» познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане пробел
предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания.
Философия же заполняет их силой логического мышления.
Специалисты,
изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных
представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и
т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают - в конкретных науках
используется универсальный мыслительный инструментарий (категории,
принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются
разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств.
Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются,
отрабатываются и формируются в сфере философии.
Итак, философия и
наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и
существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке
и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма
познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех
областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо
мал, либо вообще отсутствует.