Печатное
издание
|
Web-издание
|
Преимущества:
1.
удобство
использования - можно читать где угодно;
2.
читатель получает сразу полный комплект
информации;
3.
информация
всех категорий умело скомпонована.
1)
отсутствует процедура
тиражирования;
2)
читателем конкретного
номера газеты (журнала) потенциально может быть любой пользователь Интернет;
3)
доставка номера
обеспечивается системой Интернет автоматически;
4)
газета одинаково
доступна всем пользователям Интернет независимо от места жительства;
5)
легко делать
тематические подборки информации. Некоторые издания ведут такие подборки, а у
некоторых есть специальные поисковые службы в архиве издания;
6)
можно читать (точнее
знакомиться с содержанием) издание на незнакомом иностранном языке, используя
специальное программное обеспечение;
7)
"электронная
подшивка" за год занимает всего несколько мегабайт памяти, и может быть
организована в соответствии с интересами пользователя;
8)
имеющиеся фрагменты статей
можно легко использовать для работы (копировать, перерабатывать, цитировать);
9)
обнаруженные ошибки
легко исправляются;
10)
существенно упрощается работа
с объявлениями и прайс-листами. Как правило, можно сделать запрос и получить
все необходимое без "шумовой информации", тогда как в печатном
варианте довольно много времени уходит на просмотр объявлений;
11)
читатель может легко
познакомиться с изданием, не покупая его;
12)
можно читать только те
материалы, которые действительно представляют интерес;
существуют различные варианты доставки электронного
издания: WWW, электронная почта, электронная рассылка, FTP.
|
Недостатки:
1.
необходима печать тиража
(типография, бумага);
2.
часть тиража остается не
раскупленной;
3.
необходимо использовать
службу доставки;
4.
доставка за пределы
страны существенно ограничена;
5.
трудно делать тематические
подборки информации по подшивке;
6.
неудобно собирать
подшивки газет и журналов;
7.
трудно использовать найденные
материалы для частичного воспроизведения (нужно копировальное устройство, к
тому же их нельзя редактировать);
8.
ошибки, допущенные при
печати, или невозможно исправить или исправление стоит очень дорого.
|
Недостатки:
1.
необходимо иметь
компьютер, модем и телефон (либо выделенную линию);
2.
необходимо платить за
подключение к Интернету;
3.
читать и смотреть материалы
можно только на компьютере (хотя можно и распечатать);
4.
рассеивается внимание от
обилия интересной информации.
|
2 РАДИО
Как ни странно, но
радио в Интернете несет ту же функцию, что и в оффлайне: и здесь радио является
фоновым средством массовой информации. Слушать свою любимую радиостанцию, либо
вещание другой страны, скорее всего, станет человек, который ищет в Интернете
какую-либо информацию, пишет письма, или, если это молодой человек, разговаривает
со своими знакомыми. Для прослушивания программ полюбившейся вам радиостанции,
надо лишь иметь доступ в Internet и знать электронный адрес станции. Далее вы
слушаете, и, само собой, оплачиваете пребывание в сети. К тому же, здесь уже не
обойдется маленьким транзисторным приемников, безусловно, требуется компьютер,
в результате чего, радио становится не таким уж бесплатным делом. Так что, пока
трудно себе представить человека, который специально слушал бы радио через
Internet.
Однако радиостанции
все равно стремятся в глобальную сеть, и не только потому, что это дань моде.
Вещание через Интернет стирает границы: вести передачу можно из Москвы, а
слушатели будут находиться в США, Великобритании или в другой стране. Здесь
приобретают особое значение серьезные правовые и законодательные аспекты, потому
что законодательные базы разных стран отличаются, и то, что не разрешается радиостанции
на одной территории, может быть разрешено радиостанции, находящейся в другом
месте.
Также, выход в
Интернет – это, прежде всего, возможность познакомить молодую аудиторию с
местным радиовещанием, до которого они не доходят. К тому же опыт некоторых
радиостанций показывает, что, как только радиостанция выходит в Интернет, происходит
резкое омоложение состава ее слушателей.
Прелесть Интернета
для радиостанций заключена еще и в том, что:
Ø
Во-первых, Интернет делает
возможным проникать туда, куда радиосигнал не доходит, или трансляция этого
сигнала стоит настолько дорого, что она экономически не оправдана. Интернет
важен прежде всего как средство коммуникации с теми слушателями, которые
находятся вне зоны приема какой-либо радиостанции.
Ø
Во-вторых, Интернет
позволяет создать виртуальный клуб поклонников радиостанции, дает возможность
общаться и обсуждать музыкальные и околомузыкальные темы.
Ø
В-третьих, любая
радиостанция, в том числе и музыкальная, сообщает большой объем информации, и
Интернет позволяет эту информацию делать, с одной стороны, более визуальной, с
другой - более доступной, потому что человек во время эфира может что-либо не
расслышать.
Интернет можно рассматривать как средство для промоушна (раскрутки)
радиостанции и как новое средство массовой информации и коммуникации. Как средство
глобальной коммуникации Интернет выглядит заманчиво. Но в силу разных
технических особенностей в Интернете в развивающихся странах нельзя наладить
качественный уровень вещания. Поэтому Интернет представляется пока довольно
перспективным путем развития промоушна радиостанции, т.к. по Интернету люди
общаются друг с другом и устанавливают деловые связи. Поэтому, многие
радиостанции просто выкладывают в Интернете свои визитные карточки.
К тому же, если человек находится в зоне приема и у
него есть возможность слушать радио с помощью приемника, то с вероятностью 90%
он будет слушать радио обычным способом. Качество звука, вне всякого сомнения,
на приемнике лучше, чем на лучшем сайте, хотя, конечно, развитие технологий не
стоит на месте. Но здесь надо учитывать, что, например, в нашей стране
компьютеры есть у малого количества людей. Поэтому пока что Интернет как
средство вещания в нашей стране не подходит, хотя рекламный рынок Интернета
безграничен, и даже по самым скромным оценкам получаются очень большие суммы.
Так, в 1998 году, по данным компании Forrester
Research, расходы на Интернет-рекламу в США составили $1,3 млрд., в то время
как во всей остальной части Интернет - $200 миллионов. В последнем релизе
компании прогнозируется, что в 2003 году расходы на онлайновую рекламу в мире
составят $15 млрд. Причем, по оценкам Forrester, доля неамериканского
рынка Интернет-рекламы достигнет 30% от мирового. При этом, по прогнозам, на
долю США придется $10,5 млрд., доля Европы составит $2,8 млрд, а Страны Азии
израсходуют на сетевую рекламу $1,25 млрд. А это означает, что любые сетевые
средства информации будут иметь средства на развитие.
2.1 ЧТО ОЖИДАЕТ
РАДИО?
Не "съест"
ли Интернет радио, не превратит ли его в какую-то новую структуру, новое СМИ?
Ведь уже сейчас все уважающие себя радиостанции открыли свои странички в
Глобальной компьютерной сети Internet, публикуя там свои лучшие передачи, а то
и вещая в "реальном времени". Если же настроиться на программу
RealAudio, то можно увидеть меню из разных стран мира, где насчитывается
примерно 5 тысяч радиостанций с программами передач и ведущими, которые вещают
в Интернете.
Если принять за
правду то, что через некоторое время не будет других средств вещания, кроме
Интернета, то очевидно, что тот, кто вовремя не обзаведется собственным сайтом,
попросту не сохранится. Конкуренция сохранится, но тот, кто просто перенесет в
Интернет свой аудиоформат, проиграет. Только если радиостанции, вещающие через
компьютерную сеть, сделают интересным наполнение своей странички (красочное
оформление, фотографии популярных ведущих, разные конкурсы, лотереи, подробное
расписание программ и прочая эксклюзивная информация.), то вполне возможно, что
такую станцию уже сегодня часть аудитории будет слушать исключительно через
Internet.
3 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
По сравнению с прессой, которой в будущем
грозит полное исчезновение
за пределами Сети, дела с телевидением обстоят
несколько лучше. По данным опроса Веронис Сулер (Veronice Suhler),
опубликованного в июле 1997 года, в 1990-м среднестатистический американский
зритель проводил перед экраном телевизора 1120 часов в год. Всего через семь
лет эта цифра уменьшилась до 907 часов в год, и ожидается, что к 2001 году
средний зритель будет смотреть телевизор только лишь 830 часов в год, то есть
количество времени, проводимого у экрана, сократится за десять лет ровно на 20
процентов! Чтобы этого не произошло, телевизионным компаниям приходится
меняться. Точнее не им, а источникам передачи информации.
Так, зарубежные
телекомпании все активнее начинают вторгаться в Интернет, примером этому может
служить известная компания CNN, создавшая сайт (www.cnn.com)
в августе 1995 г. Будучи лидером в области кабельных новостей, CNN сохраняет
первенство и в передаче он-лайновых новостей (более 30 млн. обращений в
неделю). В то же время, начинает усовершенствоваться телетекст, который позволяет
использовать некоторые преимущества Интернета (почта), и который управляется
простым пультом от телевизора.
Возможно, уже этим
летом в Америке при помощи телевизора можно будет позвонить родителям,
проверить состояние своих счетов, заказать пиццу или поделиться впечатлениями с
другими зрителями во время просмотра сериала. Иными словами, вставать с дивана
будет уже незачем.
Долгожданное
интерактивное телевидение (ИТВ) не просто стучится в экран — оно грозит
потрясти телевизионную индустрию, обрушив на нее $20 млрд. Но как произойдет
эта интерактивная революция?
Часть первая:
электронные программы передач. На первом этапе телезрители с кабельными или
спутниковыми каналами смогут пользоваться электронными программами передач
(ЭПП). Они позволят просматривать и сортировать предстоящие телешоу, устанавливать
сигнальные метки на выбранных программах или автоматически записывать их на
видеомагнитофон.
Часть вторая:
Расширенное ТВ. «Расширенное ТВ» сделает телевидение «кликабельным» (click-щелчок),
что позволит телезрителям извлекать дополнительную информацию или делать заказы
посредством пульта дистанционного управления.
Часть третья:
Полное ИТВ. Телевизор станет веб-браузером и позволит работать с такими
инструментами, как чат и электронная почта.
America Online
быстро движется в направлении полного ИТВ, планируя этим летом запустить AOLTV,
предоставив более чем 20 млн. своих пользователей возможность «живого чата» во
время трансляции сериала Dawson's Creek. Старший аналитик Merrill Lynch Генри
Блоджет (Henry Blodget) уверен, что у AOL хорошие шансы стать лидером этого
рынка, «связав все устройства потребительским интерфейсом». Но AOL не одинока.
Несмотря на относительно низкую скорость распространения, служба
Microsoft WebTV прижилась уже в миллионе семей. А с утверждением нового
промышленного стандарта широкого вещания с добавлением данных к видеосигналам
(ATVEF) и другие телевизионные и телекоммуникационные компании предложат
собственные ТВ-приставки и расширенный контент. По прогнозам аналитической
фирмы Jupiter Communications, к 2004 году услугами ИТВ будут пользоваться 30
млн. американских семей.
Чарли Тришлер, вице-президент по маркетингу компании Liberate Technologies (www.liberate.com), которая наряду с Microsoft TV и OpenTV разрабатывает технологию ИТВ, уже
видел некоторые примеры ее применения компаниями. «В Европе телевизор уже
больше чем телевизор, 40% авиабилетов там покупают через телевизионную службу
Teletext». Тишлер отмечает также продукты, разрабатываемые компанией US West,
которые превращают ТВ-декодер в громкоговорящий телефон с автоответчиком и
автоматическим определителем номера (он выводится прямо на экран). В Великобритании
все большую популярность приобретают платные интерактивные игры по телевизору.
В апреле же этого
года британская компания ichooseTV (www.ichoosetv.com), по заверениям ее руководства, совершила
небольшой переворот в сфере телевидения. Суть нововведения заключается в том,
что пользователи сами могут конструировать для себя телепрограмму, расставляя в
произвольном порядке передачи и время их показа. Такие услуги выгодны по
меньшей мере четырем сторонам: во-первых, пользователям этой службы, во-вторых,
рекламодателям, которые могут обращаться к строго определенным группам пользователей,
в-третьих, независимым небольшим студиям (есть шансы "раскрутить" себя),
ну и самой ichooseTV. Транслируемые предачи можно просматривать либо с помощью
Windows Media Player, либо RealPlayer. Пока что трансляции возможны только для
РС, но руководство ichooseTV заявило, что уже подумывает о том, как бы сделать
их доступными и владельцам мобильных устройств.
По прогнозам
Forrester Research, к 2004 году доходы от рекламы, продаж и подписки на ИТВ
составят $20 млрд. На часть этих доходов претендуют компании Wink
Communications и RespondTV, которые создают технологию, позволяющую извлекать дополнительную
информацию о том, что показывают по телевизору, при помощи пульта дистанционного
управления. Кроме того, их технологии позволят зрителям делать покупки по
телевизору. В случае RespondTV операции производятся в реальном времени, то
есть можно заказать пиццу и вам ее принесут через полчаса. Обе компании
рассчитывают к концу текущего года охватить до 3 млн. семей.
«Для рекламодателей
это просто рай, — считает директор Wink Мэгги Уайлдроттер. — Наконец появится
возможность измерять эффективность рекламы и платить за результат, напрямую общаясь
с заказчиками». Потенциал действительно огромен. Электронная коммерция по ИТВ
не только даст импульс покупательной активности, но и позволит мгновенно
отслеживать эффективность рекламы и заниматься прямым маркетингом. А сочетание
Интернета с телевизором, у которого люди в среднем проводят по семь часов каждый
день, позволит рекламодателям получить еще больший эффект.
Потребители уже создают свое собственное самодельное ИТВ, сочетая работу
в Интернете с просмотром любимых телепередач. Недавно опубликованный Dataquest
отчет показывает, что число тех, кто смотрит телевизор и одновременно бродит в
вебе, выросло с 8 млн в 1998 году до 27 млн в 1999-м. Автор отчета аналитик
Сухата Рамнараян утверждает, что у большинства этих «телевеберов» (82%)
телевизор служит «фоном» при работе в вебе. Другие телевеберы используют Интернет
для поиска дополнительной информации по темам новостей или для общения с
другими зрителями и участия в онлайновых опросах во время трансляции телешоу.
3.1 ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИНТЕРНЕТА ПО СРАВНЕНИЮ С
ТЕЛЕВИДЕНИЕМ
В Интернете, в
отличие от телевидения, время передачи информации не ограничено. Телекомпания ABC передает новости несколько часов в день, на веб-сайте ABCNEWS.com с ними можно знакомиться в течение 24 часов в
сутки. Информация на веб-страничках может отличаться еще одним ценным
качеством, которое не в состоянии позволить себе ни телевидение, ни даже подчас
газеты: глубиной раскрытия темы. Например, материал о почечной недостаточности
ограничен двумя минутами на телевидении или 500-1000 знаками в газете. В
электронном варианте статья на эту же тему может быть сколь угодно большой,
сопровождаться фотографиями и диаграммами, звуковыми интервью с врачами и специалистами,
видеосъемкой операции на почках. На сайте наверняка будет дана таблица ссылок
на медицинские учреждения, занимающиеся лечением почек или их трансплантацией.
Благодаря Интернету
теле- и радиовещательные компании теперь могут предлагать информацию для
относительно узкого круга людей, не утомляя ею массовую аудиторию. К примеру,
какая-то природная катастрофа уничтожила город. На телевидении у CNN нет времени для того, чтобы перечислить всех убитых и раненых. Но на
веб-страничке такая информация может появиться, что, собственно, и было сделано
в 1997 г., когда над штатом Арканзас пронесся смерч.
Некоторые компании
пошли еще дальше. Так, MSNBC.com предлагает своим
пользователям оценить статьи, которые они прочли на сайте, чтобы выяснить,
какая из них пользуется наибольшей популярностью у читателей. В результате
получается поистине интерактивное средство информации. В 1998 г. на ABCnews.com приходило в день в среднем 30-50 тыс. ответов
на такие опросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фен Олсон,
президент компании "Диджитал эквипмент корпорейшн" в 1977 г. сказал:
"Нет никаких причин для того, чтобы каждый имел дома свой компьютер".
Однако ситуация очень быстро изменилась. Один из руководителей компании
"ХХ век Фокс" Периел Ленек, 1946 г. утверждал следующее:
"Телевидение не сможет удержать позиции на рынке через полгода. Люди скоро
устанут каждый вечер смотреть деревянный играющий ящик". Сегодня можно с
уверенностью сказать, что он ошибался. Один из основателей компании
"Уорнер Бразерс", который являлся и основателем немого кино, говорил:
"Кто, черт возьми, захочет слушать говорящих актеров?"
Сегодня некоторые
думают так же, считая, что Интернет не имеет никакого значения. Но очевидно они
глубоко ошибаются. Как говорит Билл Гейтс: Интернет - это двигатель технологий.
Хотя, Филипп Лавен,
технический директор Европейского вещательного союза, утверждает, что новые
технологии не будут автоматически заменять старые. Радиовещание не было
заменено телевидением, кинематограф не заменило телевидение, видеопрокат и
видеокассеты не уничтожили кинотеатры. Более того, практически и радиовещание,
и кино сохранили свои позиции, несмотря на активную конкуренцию новых
технологий.
Интернет не убьет
вещание, но станет очень важной частью жизни. Через десять лет, по прогнозам
специалистов, около 50 процентов семей (безусловно, пока лишь в развитых
странах) будут использовать его ежедневно. Телевидение и радиоприемники не
будут заменены компьютерами, но будут иметь мощный процессор, большую память и
фактически сами станут компьютерами.
Если принять за
аксиому тот факт, что потребителям нужны знания и что эта потребность останется
в ближайшем обозримом будущем неизменной, то как будет выглядеть это будущее?
Это будет время,
когда любой человек, владеющий компьютером, сможет "скачать" с его
помощью статьи, иллюстрации, видео- или аудиоинформацию по любой интересующей
его теме. Он сможет получить эту информацию тогда, когда он этого пожелает, и
совершенно бесплатно. Через какое-то время искусственный интеллект,
параллельный перевод и распознавание голоса сломают последние национальные и
языковые барьеры и сделают возможным свободный транснациональный обмен
информацией.
Ничто из сказанного выше не лишает газеты и телевидение будущего. Обе
эти сферы вещания, скорее всего, приспособятся к новым экономическим условиям.
Однако им предстоит столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны новой
глобальной системы, и чтобы выжить в этой борьбе, всем традиционным средствам
массовой информации придется значительно перестроиться.
Изменяться
и задачи журналистов. Часть из них будет нацелена на сбор как можно большего
количества информации, остальные будут заняты обрабатыванием всех имеющихся
фактов для написания обзорных материалов, которые будут помогать потребителю
разбираться в море информации.
Но, в любом случае, ни журналистика, ни СМИ не
исчезнут, они лишь будут подстроены под свое время, под потребителей с
запросами XXI века, века прогресса и стремительного движения
вперед.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Габбасов Ю.Ф. Internet 2000. – СПб.: БХВ – Санкт – Петербург, 2000.
2 Кон А.И. Секреты Internet. изд. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
3 Мир ПК №1 2002.
4 Internet Zone (ежемесячный Internet-журнал).