Значение информации на стыке столетий
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра
автоматизированной обработки экономической информации
Курсовая работа
по дисциплине «Информатика»
на тему: «Значение
информации на стыке столетий»
Исполнитель:
Факультет менеджмента и маркетинга
Группа
№
Зачетная книжка №:
Руководитель:
Кричевская Ольга
Евгеньевна
Москва
2006
1. Информатизация общества.
История развития
человеческого общества неразрывно связана с познанием мира, то есть с получением
информации. Чем больше информации получает человек об окружающих его объектах,
протекающих вокруг него процессах и явлениях, тем в большей степени он
раскрывает их сущность, получает возможность целенаправленно воздействовать на
них. Уровень развития общества поэтому во многом зависит от объемов накопленной
информации, способов ее хранения, обработки и передачи.
Функции сбора,
хранения и передачи данных присущи абсолютно всем живым существам, в том числе
на физиологическом и генетическом уровне. Даже простейшие организмы
воспринимают и используют информацию (например, о температуре и химическом
составе окружающей среды). В человеческом обществе, естественно, эти функции
реализуются на гораздо более высоком уровне.
До появления
письменности основным средством обмена информацией между людьми были речь,
жесты, мимика, изображения и т.п. Развитие языка существенно повысило качество
такого обмена. Именно звучащая речь изначально была основным способом
отображения мыслительной деятельности человека.
Возникновение
письменности (в начале 3-го тысячелетия до н.э.) дало возможность фиксировать
достаточно сложные и объемные сведения на внешних носителях, в результате чего
был создан прорыв в области их хранения; заметно снизились вероятность
искажения и потерь. Письменность была, по существу первой формой моделирования
явлений природного и социального мира.
Появление
книгопечатания (1465г) вызвало настоящую революцию в методах тиражирования и
распространения информации. Взрывное увеличение ее объемов потребовало
разработки специальных методов ее хранения, организации доступа к ней. Именно в
это время появляются первые информационные технологии.
Современное
материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в
информационном обслуживании, переработке огромного количества данных.Поэтому
проблема упрощения и ускорения вычислений приобрела первостепенное значение.
Один из путей ее решения был связан с усовершенствованием методов счета.
Появление ЗВМ по своей значимости можно сравнить лишь с наиболее выдающимися
техническими открытиями в истории человечества; их применение позволило
увеличить скорость обработки крупных информационных массивов в миллионы раз.
Персональный компьютер (впервые появившийся в 1981 г.) сделал эти возможности
доступными буквально для каждого человека; с этого момента информатизация
общества стала реальностью.
Термин
«информатизация» постепенно вытесняет широко используемый до недавнего времени
термин «компьютеризация»; при всей внешней схожести их смысл существенно
различается.
Под компьютеризацией
общества принято понимать процесс повсеместного внедрения и развития
технических средств (компьютеров и периферийных устройств), необходимых для
реализации функций хранения и обработки информации на современном уровне.
Информатизация
общества – это процесс создания оптимальных условий для удовлетворения
информационных потребностей отдельных индивидуумов, их групп и объединений на
основе формирования и использования информационных ресурсов и технологий.
Большинство
исследователей сходятся во мнении, что общество можно считать информационным,
когда объем накопленной информации и уровень развития соответствующих
технологий требуют вовлечения в сферу интеллектуально-информационных услуг
более 50% трудоспособного населения. К основным характеристикам информационного
общества можно отнести:
-качественные
изменения в структуре занятости, связанные с автоматизацией и роботизацией
производственных процессов;
-развитие
инфраструктуры, обеспечивающей постоянно ускоряющемуся научно-технологическому
и социальному прогрессу;
-создание и
распространение информационных технологий, доступных практически каждому
индивидууму;
-возможность
получения любым человеком или организацией необходимой информации в любое время
и в любой точке страны.
Как уже
отмечалось, уровень развития общества напрямую зависит от объема информации,
которым оно владеет. Американский ученый Робертсон даже выдвинул формулу:
«цивилизация – это информация». По его оценкам, информационная емкость мозга
отдельного человека составляет 107 бит; при устном общении внутри
клана или племени циркулирует порядка 109 бит информации. С
появлением письменности ее объем значительно возрастает. Так, в знаменитой
Александрийской библиотеке (III в. до
н.э.- IV в. н.э.) хранилось 532800
свитков, в которых содержалось около 1011 бит информации. Развитие
полиграфии привело к тому, что совокупный объем сведений, хранящихся на
бумажных носителях, достиг 1017 бит. Современные электронные
носители информации, соответствующие методы и средства ее обработки, по расчетам
Робертсона, увеличили эту цифру до 1025 бит.
Переход к
информационному обществу, сопровождающийся лавинообразным ростом накапливаемой
информации, требует подготовки умения использовать для получения, обработки и
передачи информации современные средства, методы и технологии; это определяет
уровень его информационной культуры.
2. Информационные ресурсы
общества.
В процессе
информатизации общества информационные ресурсы начинают приобретать все большую
значимость по сравнению с традиционными их видами. В широком смысле этого слова
под информационными ресурсами понимается вся совокупность накопленных знаний. Чаще,
однако, имеют в виду знания, зафиксированные каким-либо способом на различного
рода носителях информации – документы, книги, произведения искусства,
компьютерные программы, базы данных и т.д.
В связи с этим
следует четко отличать информационные ресурсы от интеллектуальных. Если знания
существуют лишь в виде, неотделимом от конкретного человека, владеющего ими, к
информационным ресурсам их можно отнести весьма условно.
Специфика
информационных ресурсов:
-неисчерпаемость,
в отличие от материальных;
-по мере
потребления объем ИР не уменьшается, а увеличивается за счет трансформации
вновь возникающих знаний в ИР;
-основная функция
данного вида ресурсов заключается в обеспечении наиболее рациональных и
эффективных способов соединения других видов ресурсов;
-эффективное
использование ИР возможно лишь при наличии развитой коммуникационной системы в
масштабе всего общества.
Информационные
ресурсы могут существовать в двух формах – пассивной и активной, что отражает
различную степень их участия в процессе получения новых знаний. К пассивной
форме относятся книги, статьи, патенты, банки данных; зафиксированная в них
информация статична и лишь косвенно может использоваться для получения новой
информации. Напротив, алгоритмы, программы, модели, базы знаний служат активным
инструментом расширения знаний и превращения информации в реально действующую
силу.
3. Понятие, виды
и свойства информации.
Прогресс
человеческого знания можно квалифицировать как получение новой информации о
состоянии окружающих человека объектов, о происходящих вокруг него процессах и
явлениях. Получение информации всегда осуществляется в виде восприятия и
регистрации тех или иных сигналов.
- - - - - - -
Информационные
технологии – это технологии, превращающие информационные ресурсы в
информационные продукты, применялись еще до появления вычислительной техники. В
зависимости от инструментария (аппаратного, программного и математического) в
Табл. 1 [2, с.7]
представлены следующие этапы развития информационных технологий (ИТ).
Таблица 1
Этапы развития информационных
технологий
Этап
|
Основная
цель
|
Инструментарий
|
Коммуникации
|
Ручные
информационные технологии
|
I этап, “ручная ИТ” (до второй половины XIX
в.)
|
Представление информации в заданной форме
|
Перо, чернильница, книга
|
Почта, примитивные средства доставки
|
Механические
информационные технологии
|
II этап, “механическая ИТ” (с конца
|
Представление информации в заданной форме
|
Пишущая машинка, телефон, диктофон
|
Более совершенная почта
|
Электрические
информационные технологии
|
III этап, “электрическая ИТ” (40-60гг
XX в.)
|
Акцент смещается с представления на
содержание информации
|
Электрические пишущие машинки, большие ЭВМ,
ксероксы
|
Более совершенные средства доставки
|
Электронные
информационные технологии
|
IV этап, “электронная ИТ” (с начала 70-х гг.
XX в.)
|
Частичное управление в различных сферах
производства и общественной жизни
|
Большие ЭВМ, АСУ, информационно-поисковые
системы
|
Локальные сети
|
Компьютерные
информационные технологии
|
V этап, “компьютерная ИТ”(с середины 80-х
гг. XX в.)
|
Персональные АСУ
|
Микропроцессорная техника
|
Глобальные и локальные сети
|
После появления первых ЭВМ, новая вычислительная
техника открыла огромные перспективы в самых разнообразных областях. Отрасль
развивается быстро и динамично, и с середины 80-х годов начались работы по
созданию так называемого ЭВМ “пятого поколения”. В отличие от предыдущих
поколений, его возникновение не имело прямого отношения к аппаратным
новшествам. С самого начала эти ЭВМ были ориентированы на обработку не данных,
а знаний. Такой подход, связанный с созданием самообучающихся машин, владеющих
методами логического мышления, обеспечит возможность ассоциативной обработки
информации и решение задач без четко сформулированных условий. Взаимодействие
человека и ЭВМ станет простым и естественным, появится возможность общаться на
неформальном уровне.
Наряду с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами
возник новый вид - информационные ресурсы, которые стали играть доминирующую
роль. В 1975 году конгресс ЮНЕСКО определил, что экономический потенциал любой
страны наряду с такими традиционными показателями национального богатства и
экономики, как численность населения, национальный доход, богатства природных
ресурсов и т.п., характеризуется еще и информационной вооруженностью,
определяемой как способность быстро и качественно обрабатывать информацию,
возникающую во всех сферах деятельности общества.
Появилось понятие «информационно-индустриальное общество». В
наиболее развитых странах возникли такие отрасли, как экономика знаний,
индустрия информации, а производство информации и информационных технологий
стало одной из самых прибыльных и стремительно растущих отраслей.
Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом
является капитал, то в информационно-индустриальном обществе этим ресурсом
становятся информация, знания, творчество. В ориентации экспортно-импортной
политики ведущих капиталистических стран четко прослеживается тенденция роста
объема потребления из-за рубежа невосполнимых природных ресурсов, продукции
вредных или энергоемких производств и тому подобного взамен на растущий экспорт
своих легко воспроизводимых ресурсов, среди которых неуклонно увеличивается
доля продукции наукоемких производств, научно-технических знаний и
информационных технологий. Одним из важнейших показателей научно-технической
мощи становится внешнеторговый баланс профессиональных знаний.
Стремительно растущий мировой рынок лицензий, специальных
«комплектов знаний» о производственных процессах, различного рода
консультационных услугах в административно-управленческой области, технике
маркетинга и других способах коммерческой реализации непосредственно самих
знаний (еще до их материального воплощения в соответствующем товаре)
свидетельствует о быстром росте информационной отрасли экономики. Например,
Япония, начиная с 1990 года, стала преимущественно экспортировать не изделия и
машины, а новую научно-техническую информацию, информационные технологии (так
называемую продукцию «know-how», т.е. дословно «знаю, как»).
Все более реальным становится крылатое выражение «кто владеет
информацией, тот владеет миром». В этих условиях неизмеримо возрастают
требования, предъявляемые к организации процессов сбора, хранения, передачи и
обработки информации, так как качество и оперативность их реализации часто
имеют решающее значение.
Основные научно-технические усилия общества направляются на
создание средств и методов, обеспечивающих эффективную обработку информации,
необходимой для принятия рациональных (оптимальных) управленческих решений.
Несомненным прорывом в этом плане стало массовое появление на рынке персональных
компьютеров (ПК). Относительно недорогие, высокопроизводительные и достаточно
надежные, оснащенные программными средствами, ориентированными на специалистов
управления-непрофессионалов в области вычислительной техники, они быстро
«захватили» весь мир.
ПК и создаваемые на их основе информационно-вычислительные
сети (от локальных, функционирующих в пределах одной организации, до
глобальных, таких как Интернет, позволяющих связать в единое информационное
пространство все мировое сообщество) открывают новые перспективы развития
человеческой цивилизации.
Однако вступление стран в век информации требует повышения до
определенного уровня образования населения, что не является ни простой, ни
дешевой задачей.
Особая роль для развития бизнеса в новом тысячелетии отводится
применению информационных возможностей глобальной сети Интернет. На
экономическом форуме, состоявшемся в начале 2000 года в Давосе (Швейцария),
было признано существование даже не новой отрасли, а категории экономических
взаимоотношений, именуемой «Интернет-экономикой», развитие которой, по
прогнозам экспертов, будет осуществляться опережающими темпами.
Заключение
Государственная политика информатизации в РФ - комплекс политических,
правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий,
направленный на установление общегосударственных приоритетов развития
информационной среды общества и создания условий перехода России к
информационному обществу.
Информационное общество - концепция постиндустриального общества, новая
историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами
производства являются информация и знания.
Отличительными чертами информационного общества являются:
-увеличение роли
информации и знаний в жизни общества;
-возрастание доли
информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
-создание глобального
информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное
взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в)
удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Глобальная информационная инфраструктура – информационное образование,
которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран. Глобальная
информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная
сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и
региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем
цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.
Информатика является неотъемлемой частью инфраструктуры и
информатизации общества.