Начало социал-демократического движения в России
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГОУ ВПО НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
СЕВЕРНЫЙ ФИЛИАЛ
Кафедра гуманитарных и правовых дисциплин
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Отечественная
история»
Тема: «Начало социал-демократического движения в России»
Выполнил: студент
Группы 0383
Петр
( ) Петр
Руководитель:
( )
___/___/ 2007г.
Колпашево 2008
Содержание
Введение. 3
1. Начало
социал-демократического движения. 5
2. Российская
социал-демократия в начале 1905 г. 12
Заключение. 17
Список
литературы.. 18
Введение
Начало XX в.
стало временем значительного революционного и общественного подъема. Центр
революционного движения переместился из Западной Европы в Россию. Ведущей силой
революционной борьбы был российский пролетариат, который именно в это время
«…впервые противопоставляет себя, как класс, всем остальным классам и царскому
правительству».
Во главе пролетариата
стояли революционные социал-демократы. Все это определяло принципиальные
отличия революционного кризиса начала прошлого века: к объективным признакам
революционной ситуации присоединился фактор субъективный. Появляются условия
непосредственного перерастания революционной ситуации в революцию. От
экономических стачек конца 19 в. К антиправительственным демонстрациям, в
дальнейшем к схваткам с полицией и войсками; от стачек в пределах предприятия
до стачек демонстраций; от предъявлений чисто экономических требований к
требованиям политическим.
Переход
российского пролетариата от экономических требований к политическим пробудил к
активности другие социальные группы и классы русского общества.
К началу 1905 г.
социал-демократическое движение в России представляло собой довольно сложную и
противоречивую картину. Начавшаяся революция ставила перед марксистской партией
очень масштабные и трудные задачи.
Целью написания реферата
является рассмотрение вопроса связанного с началом социал-демократическим
движением в России. В связи с целью поставлены следующие задачи:
-
Осветить исторические предпосылки возникновения
социал-демократического движения в России.
-
Рассмотреть
социал-демократическое движение.
Объектом
исследования в работе является начало социал-демократического движения в России
на рубеже XIX-XX веков.
Структура работы
обусловлена поставленной целью и задачами и представлена введением, основной
частью, заключением и списком литературы.
В ходе написания реферата были
использованы периодические издания, учебный материал по отечественной истории,
статьи в журналах.
1. Начало социал-демократического
движения
Важным этапом в
создании партии революционного действия стал выход газеты «Искра». В редакцию
этой общерусской газеты входили: Ленин, Плеханов, Мартов, Аксельрод, Потресов,
Засулич. «Искра» сыграла важную роль в идейно-политическом и организационном
оформлении социал-демократических комитетов и групп. Постепенно большинство
местных социал-демократических организаций присоединялись к программе,
организационному плану и тактике «Искры». Повороту социал-демократических
комитетов на строну «Искры» содействовала, кроме всего прочего, публикация
проектов программы РСДРП, подготовленных членами редакции газеты. После
дискуссий коллективный проект программы партии был одобрен и представлен
Второму съезду РСДРП, состоявшемуся в Брюсселе-Лондоне в июле-августе 1903
года. В его работе участвовало 43 делегата от 26 социал-демократических
организаций. На съезде были представлены различные течения в российской
социал-демократии: твердые искровцы (24 голоса), «мягкие» искровцы (9),
«экономисты» (3), бундовцы (5), колеблющиеся или болото имели 10 голосов.
Искровская
программа была принята съездом. Она состояла из двух частей программы-максимум
и программы-минимум.
В
программе-максимум была сформулирована конечная цель социал-демократии -
установление диктатуры пролетариата и построение социалистического общества.
Программа-минимум
предусматривала свержение самодержавия и установление демократической республики.
В ней содержались такие требования: всеобщее, равное и прямое избирательное
право, широкое местное самоуправление, неприкосновенность личности и жилища,
неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов.
Важным являлось и положение о праве наций на самоопределение, право населения
получать образование на родном языке, право каждого гражданина объясняться на
родном языке на собраниях, введение родного языка наравне с государственным во
всех учреждениях. Программа партии также содержала требования восьмичасового
рабочего дня, государственного страхования рабочих на случай старости, полной
или частичной потери к труду, запрещения сверхурочных работ.
В целях
устранения остатков крепостничества и в интересах свободного развития классовой
борьбы программа выдвигала отмену выкупных и оброчных платежей, учреждение
крестьянских комитетов для возвращения сельским обществам земель, отрезанных у
крестьян при уничтожении крепостного права.
Указанные
требования, выражая интересы рабочих, крестьян, широких мелкобуржуазных слоев
народа многонациональной России, создавали хорошую основу для их сплочения в
борьбе за революционно-демократическое преобразование страны. Характерно, что
программа отражала типичные как для российской, так и в значительной степени
для международной социал-демократии представления об общественном прогрессе.
Общественный прогресс понимался российской социал-демократией всецело как
движение к социализму. Все, что способствовало этому, считалось прогрессивным и
должно было поддерживаться партией. В соответствии с этим прогресс, например экономики,
мыслился лишь на путях обязательной замены частной собственности общественной.
Для аграрного сектора это означало, что мелкокрестьянское хозяйство обречено
исторически и ему на смену должно обязательно прийти крупное коллективное,
которому принадлежит будущее.
В конце работы
съезда состоялись выборы в центральные органы партии. После острой дискуссии
была избрана редакция Центрального органа партии «Искры» (Плеханов, Ленин,
Мартов). Однако Мартов отказался войти в ЦО. Вслед за редакцией ЦО был избран
ЦК РСДРП в составе Кржижановского, Ленника и Носкова. Таким образом, съезд
закрепил победу твердых искровцев.
Отсюда пошло
разделение российской социал-демократии на большевиков и меньшевиков. Однако
это не следует понимать, как глобальный раскол партии: меньшевистская и
большевистская партии существовали в рамках одной РСДРП, руководствуясь единой
программой и уставом. Вплоть до 1917 года РСДРП являлась по форме единой
партией, в которой взаимодействовали и функционировали две фракции,
неоднократно распадавшиеся, в свою очередь, на ряд течений и групп. Между ними
постоянно шли дискуссии о путях, методах и условиях борьбы за победу
буржуазно-демократической революции и созданию условий для перехода России к
социализму. И в большевистской, и в меньшевистской фракциях РСДРП находились
яркие личности, вошедшие в историю российского и международного рабочего движения.
Видным идейным лидером меньшевизма был Мартов. Он принадлежал к тому же
поколению социал-демократов, что и Ленин.
В начале ХХ века
в России, наряду с социал-демократией, в активную политическую деятельность
вступила и другая сила - социалисты-революционеры (эсеры), которые являлись
главной партией крестьянской демократии. Она создавалась в конце 1901 - начале
1902 года в результате слияния нескольких неонароднических организаций. Название
партии «социал-революционеры» не было случайным. Оно происходило от того, что
эсеры ставили своей задачей преобразование общества на социалистических
началах. Становление партии социалистов-революционеров (ПСР) так же, как и РСДРП,
было длительным и сложным процессом. Ее образование происходило на основе
слияния ряда российских региональных и эмигрантских народнических организаций,
сформировавшихся еще в 90-е гг. прошлого века. Эти партии, союзы, лиги были
носителями разных тенденций в народничестве. Одни из них оставались верны
народовольческим традициям террора. Другие – возлагали надежды на создание
массовой партии «революционного социализма» и смотрели на террор, как лишь на
дополнительное средство борьбы с самодержавием, а некоторые даже были готовы от
него отказаться. Но вне зависимости от тактических взглядов их всех объединяло
стремление к обновлению народнической идеологии в условиях новой исторической
ситуации, когда капотношения утвердились в России. Газета «Революционная
Россия» и журнал «Вестник революции» играли для ПСР такую же роль, как издание
«Искры» для РСДРП. Весьма показательно, что эти издания вышли в свет почти
одновременно. И вместе, в конце 1905 года, прекратили свое существование.
Именно в «Революционной России» в 1904 году был опубликован проект программы
ПСР. Автором проекта был В.М.Чернов, выдвинувшийся в конце ХIХ века в качестве
наиболее крупного теоретика неонародничества.
На рубеже веков
эсеры не могли отрицать, как это делали их народнические предшественники,
самого факта победы капитализма в России. Но распространение капитализма в
стране объяснялось ими во многом его искусственным насаждением правительством.
В начале ХХ века у эсеров еще теплилась надежда на устойчивость мелкого
крестьянского хозяйства, которое, как они полагали, не втянется в
капиталистические отношения и сможет стать основой для перехода к социализму.
Не желая признавать усилившийся процесс имущественного расслоения крестьянства,
эсеры объясняли это больше влиянием царской политики, нежели результатами
естественной капитализации деревни.
Большинство
крестьян, ведущих самостоятельно свое хозяйство и не применяющих наемный труд,
они зачисляли в категорию так называемого «трудового крестьянства». Поскольку
источником дохода этой категории являлся их собственных труд, а не эксплуатация
наемной силы, эсеры не причисляли их к мелкобуржуазным слоям. По мнению эсеров,
между трудовым крестьянством и рабочими не существовало какой-либо разницы,
поскольку источником их существования был собственный труд.
Надвигающуюся
революцию в России эсеры считали не буржуазной и не социалистической, а
трудовой, поскольку она совершается трудящимися массами и направлена на
осуществление коренных социальных преобразований. Ее главной задачей было «обобществление
труда, собственности и хозяйства; уничтожение вместе с частной собственностью
самого деления общества на классы». В программе эсеров формулировались задачи
как социалистического, так и демократического этапов революции. К первым
относилось главное требование - экспроприация капиталистической собственности и
организация производства и всей общественной жизни страны на социалистических
началах. А это предполагает «полную победу рабочего класса, организованного в социально-революционную
партию, и в случае надобности установление его временной революционной
диктатуры». Следует отметить широкую программу демократических преобразований,
выдвигаемых эсерами. Ее основные положения были весьма близки к требованиям
РСДРП. К ним относились, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов,
свобода передвижения, неприкосновенность личности и жилища. На основе всеобщего
и равного избирательного права для всех граждан предполагалось образование
выборных органов демократической республики с автономией областей и общин,
широкое применение федеративных отношений между национальностями, введение
родного языка во всех местных, общественных и государственных учреждениях.
В целях охраны
духовных и физических сил рабочего класса и создания благоприятных условий для
его борьбы за социализм ПСР, как и РСДРП, выдвигала требования 8-часового
рабочего дня, введение государственного страхования, а также установления
минимальной заработной платы. В соответствии со своими взглядами на задачи
революции в деревне, эсеры выступали за социализацию земли, т.е. изъятие ее из
частной собственности и из сферы купли и продажи, и передачу в общенародное достояние,
прежде всего в руки сельских общин, а также местных органов самоуправления.
Устанавливалось уравнительно-трудовое право пользования земли. Никто не мог
требовать земли больше, чем был в состоянии обработать ее сам или трудом членов
своей семьи.
В
организационном отношении эсеры учитывали опыт партии II Интернационала, куда
они входили наряду с РСДРП. Членом партии социалистов-революционеров считался
всякий, кто признавал ее программу, подчинялся ее постановлениям и участвовал в
работе одной из ее парторганизаций. В отличие от
территориально-производственного принципа построения РСДРП эсеры провозглашали
только территориальный. Они имели два руководящих органа – ЦК и Совет партии.
ЦК осуществлял идейную и практическую деятельность партии.
В Совет партии
входили 5 членов ЦК и представители всех областных организаций, а также
Московской и Петербургской организаций. Совет партии созывался Центральным
комитетом, его решения были обязательными для партии, их мог отменить только
съезд. На особом положении в партии находилась Боевая организация эсеров,
созданная в конце 1901 года. Она была строго законспирирована. Члены Боевой
организации не принимали участия в региональных комитетах партии, равно как и
последние не участвовали в деятельности Боевой группы. Ее отношения с ЦК партии
строились через особо уполномоченного и отличались большой самостоятельностью.
С 1903 года Боевую организацию возглавил Евно Азеф, являвшийся осведомителем
царской охранки.
Накануне первой
российской революции эсеры не имели еще утвержденной общепартийной программы,
не было и выдержанной тактической линии, шел непростой поиск организационных
форм партийной организации. Но острых расколов внутри партии не было. В РСДРП
же после Второго съезда разгорелась острая внутрипартийная борьба. Уже в
сентябре 1903 года меньшевики создали свой организационный центр. На стороне
меньшевиков оказалась и «Заграничная лига русской революционной
социал-демократии2 (1901-1905), а затем и газета «Искра» (с № 53).
Большевики в
свою очередь поставили вопрос о создании новых партийных центров. Осенью 1904
года был создан большевистский организационный центр в России - Бюро комитетов
большинства (БКБ). А с декабря 1904 года начал выходить печатный орган
большевиков - газета «Вперед». Разногласия между большевистской и
меньшевистской фракциями усиливались. Фракции имели свои печатные органы, руководящие
центры, разъездную агентуру. В центре разногласий находились первоначально
организационные вопросы. Им была посвящена и брошюра Ленина «Шаг вперед, два
шага назад». В ней меньшевики квалифицировались как наименее устойчивые
теоретически, наименее выдержанные принципиально элементы партии. «Меньшинство
образовалось именно из правого крыла партии», - заявлял Ленин. Большинство же,
по его мнению, составляло революционное направление РСДРП. Со своей стороны
меньшевики усматривали в большевистских организационных принципах сектантство, опасность
крайнего централизма и подчинение партии «духовному ордену» в лице группы
профессиональных революционеров. К организационным разногласиям между
большевиками и меньшевиками постепенно добавлялись и различия по вопросам
теории и политики революционного движения. Хотя накануне революции обе фракции
и признавали неизбежность социалистической революции и диктатуры пролетариата,
тем не менее, они по-разному интерпретировали тип и перспективы грядущей
буржуазной революции, возможность ее развития, цели и задачи пролетариата, его
линию по отношению к другим классам общества.
2. Российская социал-демократия
в начале 1905 г
К началу 1905 г.
социал-демократическое движение в России представляло собой довольно сложную и
противоречивую картину. Начавшаяся революция ставила перед марксистской партией
очень масштабные и трудные задачи, а между тем она продолжала находиться в
состоянии острейшего идейно-политического и организационного кризиса, возникшего
после II съезда РСДРП.
В РСДРП яростно
боролись две фракции — большевистская и меньшевистская, которые вес больше
напоминали уже две самостоятельные партии. Раскол российской социал-демократии,
который произошел в 1903-1904 гг., накануне революции, не только не был
преодолен, но, наоборот принял еще более драматические формы.
Однако
большинство организаций РСДРП оставались объединенными, что отражало реальную
ситуацию в «низах» партии, хотя в ее «верхах» фракционное деление
прослеживалось совершенно четко и определенно. Общее направление деятельности
той или иной местной организации, в конечном счете, определялось составом ее
руководящего органа — комитета РСДРП. В историческую литературу уже давно вошли
данные о том, что к марту 1905 г. в России действовали 32 комитета и 35 групп
большевистского направления, у меньшевиков было 23 комитета и 27 групп, 10
комитетов и 43 группы занимали более или менее нейтральные; внефракционные,
позиции. В ряде мест (Петербург и др.) возникли параллельные большевистские и
меньшевистские местные организации РСДРП.
Весной-летом 1905
г. наиболее крупные и политически дееспособные большевистские организации были
в Петербурге (1200 членов), Москве (более 1000), Саратове (около 1000), Казани
(750), Иваново-Вознесенске (600), Нижнем Новгороде (500) и некоторых других
местах. Меньшевики были сильны в западных районах страны, на Украине, в
Закавказье. Крупные меньшевистские организации действовали, в частности, в
Петербурге (1200членов), Екатеринославе (более 1000), Одессе (700), Киеве
(500), Полтаве (400) и т.д. Общее же количество членов РСДРП, по подсчетам
историков, составляло к лету 1905г. 26,5 тыс. человек (14тыс. большевиков и
12,5 тыс. меньшевиков). Налицо был практически паритет фракционных сил.
Сравнивая
положение дел у большевиков и меньшевиков, Ленин писал в начальный период
революции: «У меньшевиков больше денег, больше литературы, больше транспортов,
больше агентов, больше «имен», больше сотрудников. Было бы непростительным
ребячеством не видеть этого.
В тех местах, где
сохранялись объединенные организации РСДРП, между большевиками и меньшевиками
шла ожесточенная борьба за руководство комитетами, причем большую роль в ее
исходе играли такие факторы, как энергия, обаяние, ораторские и организаторские
способности партийных лидеров, помощь кадрами и литературой из-за границы или
из других городов России, аресты членов комитетов, которые вели к частой смене
их состава и т.д. Неизбежные в условиях подполья ограничения внутрипартийной
демократии, с которыми вынуждены были мириться обе фракции РСДРП, порой
приводили к тому, что политическая линия того или иного местного комитета или
группы и настроения рядовых членов данной организации не только не совпадали,
но и существенно отличались друг от друга.
Все это
дестабилизировало обстановку в партии, отвлекало ее силы от выполнения главной
задачи — борьбы с самодержавием. Постоянно давали знать о себе взаимная
нетерпимость большевиков и меньшевиков, а также чисто личностные моменты,
поскольку интеллигенция часто вносила в идейную борьбу элементы крайней амбициозности
и политического интриганства, что еще больше накаляло обстановку в
организациях. При этом общая атмосфера революции с ее быстрыми, часто
драматическими переходами от одной ситуации к другой, неожиданными взрывами
стихийных массовых выступлений, сложными маневрами политических противников
пролетариата и колебаниями его друзей способствовала еще большему обострению
фракционной борьбы. В целом же, несмотря на сложность и крайнюю
противоречивость обстановки, ведущая тенденция развития социал-демократического
движения в России характеризовалась в 1905 г. быстрым ростом рядов РСДРП и
значительным расширением ее влияния на рабочий класс, а также на непролетарские
слои населения. Провал «гапонады» усилил тягу рабочих к социал-демократам, а
активная роль РСДРП в начавшейся революции привлекла к ним симпатии всего
демократического лагеря.
С началом
революции активизировали свою деятельность не только большевики и меньшевики,
но и национальные социал-демократические организации. Большим влиянием среди
рабочих пользовалась Социал-демократия Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ),
возникшая в 1900 г, при слиянии СДКП и Рабочего союза Литвы и действовавшая на
территории Царства Польского, Литвы и Белоруссии. Достаточно ярко проявила себя
и Латышская социал-демократическая рабочая партия, основанная в 1903 г. Обе эти
партии выступали за совместную борьбу пролетариев всех национальностей России
против самодержавия и разделяли основные положения программы РСДРП. Отказ
руководства СДКПиЛ признать программное требование РСДРП о праве наций на Самоопределение,
стремление латышских социал-демократов к установлению федеративного принципа
построения партии, а также непонимании ими сущности разногласий между
большевиками и меньшевиками помешали в 1903-1905 гг. их объединению с РСДРП.
Оно произошло лишь на IV съезде российских социал-демократов в 1906 г.
С другой стороны,
в социал-демократическом движении в национальных районах довольно активно
действовало и правое крыло. Во многом близкую к меньшевикам позицию занимал
Всеобщий еврейский рабочий союзе Литве, Польшей России (Бунд), возникший в
1897г. и входивший с 1898г. в РСДРП в качестве ее автономной организации.
Однако в 1903г. бундовцы вышли из партии, которая отказалась признать их
притязания на роль единственной марксистской организации, ведущей работу среди
еврейского пролетариата. К началу революции Бунд пользовался значительным
влиянием в западных районах России. Разветвленная сеть его организаций
охватывала значительные массы еврейского, главным образом ремесленного, пролетариата.
Во многом близки
были к бундовцам члены Армянской социал-демократической рабочей организации
(«специфики»). Они требовали построения РСДРП на федеративных началах и
выдавали себя за единственных представителей армянского пролетариата. Сходные настроения
были характерны и для Революционной украинской партии, расколовшейся в 1905 г.
на Украинскую социал-демократическую рабочую партию (УСДПР) и Украинский
социал-демократический союз («Спилка»), тяготевший к меньшевизму.
Начавшаяся
революция еще больше обострила идейную борьбу в РСДРП и в национальных
социал-демократических организациях. Большевики считали, что наиболее
радикальным средством преодоления раскола является созыв нового партийного
съезда и последовательное проведение в жизнь его решений всеми членами РСДРП.
При этом они рассчитывали, что большинство социал-демократов в России поддержат
их линию. Меньшевики, наоборот, видели в созыве нового съезда за границей
дорогостоящую и ненужную затею, которая лишь разожгла бы бушующие в социал-демократических
организациях фракционные страсти.
В первые месяцы
революции социал-демократам пришлось столкнуться и с серьезными претензиями
Гапона на роль «объединителя» всех русских революционных течений. Приехав в
начале февраля 1905 г. в Швейцарию, Гапон вошел в контакт с В.И. Лениным и Г.В.
Плехановым и даже собирался одно время вступить в ряды социал-демократии, но
вскоре сблизился с эсерами.
В начале февраля
1905 г. состоялась встреча Ленина с Гапоном. Как вспоминала позже Крупская, «Гапон
был живым куском нараставшей в России революции, человеком, тесно связанным с
рабочими массами, беззаветно верившими ему...» Поэтому Ленин, несмотря на доходившие
до него слухи о провокаторстве Гапона, хотел ближе присмотреться к этому
необычному человеку, попытаться понять, чем мог Гапон влиять на рабочие массы установить
через Гапона контакт с эсерами для совместной подготовки вооруженного восстания
в России.
На III съезде
РСДРП Ленин сообщил делегатам, что Гапон произвел на него впечатление человека,
«безусловно преданного революции, и циативного и умного, хотя, к сожалению, и
без выдержанного революционного миросозерцания». Плеханов также видел в Гапоне
вожака с хинного рабочего движения и находил его человеком искренним по-своему
привлекательным, хотя и невежественным. Однако очень скоро он охладел к бывшему
«батюшке». Характерно, что и Ленин, и Плеханов посвятили Гапону сочувственные
статьи, опубликованные в газетах «Вперед» и «Искра».
Но главные усилия
большевиков были направлены весной 1905 г. на созыв III съезда РСДРП, который
должен был коллективно выработать программу действий партии в начавшейся
революции.
Заключение
Важным этапом в
создании социал-демократической партии стал выход газеты «Искра». В редакцию
этой общерусской газеты входили: Ленин, Плеханов, Мартов, Аксельрод, Потресов,
Засулич. «Искра» сыграла важную роль в идейно-политическом и организационном
оформлении социал-демократических комитетов и групп. Постепенно большинство
местных социал-демократических организаций присоединялись к программе,
организационному плану и тактике «Искры».
Во время II съезда социал-демократической партии
произошло разделение российской социал-демократии на большевиков и меньшевиков.
Между ними постоянно шли дискуссии о путях, методах и условиях борьбы за победу
буржуазно-демократической революции и созданию условий для перехода России к
социализму. И в большевистской, и в меньшевистской фракциях РСДРП находились
яркие личности, вошедшие в историю российского и международного рабочего движения.
Видным идейным лидером меньшевизма был Мартов. Он принадлежал к тому же
поколению социал-демократов, что и Ленин.
В начале ХХ века
в России, наряду с социал-демократией, в активную политическую деятельность
вступила и другая сила - социалисты-революционеры (эсеры), которые являлись
главной партией крестьянской демократии. Она создавалась в конце 1901 - начале
1902 года в результате слияния нескольких неонароднических организаций.
Первая российская
революция стала серьезным испытанием для социалистических партий России. В
1905-1907 годах они получили проверку в ходе революционных битв. На передний
план перед ними выдвигалась задача критического осмысления первого опыта
практического претворения своих программных и тактических принципов,
определения основных линий будущей политики.
Список литературы
1. Аврех А. Я. Раскол фракции
октябристов в IV Думе // История СССР. 1978. № 4.
2.
Власов
В.В. Отечественная история. 2001 г., N 1.
3. Лебедева В.А. Вопросы истории
N6,1989г.
4. Ленин В. И. Полное собрание
сочинений Т. 20., Т.22., 1988 г.
5. Макаренка В.П. Главные
идеологии современности, Ростов-на-Дону: Феникс 2002 г.
6. Мартов В.А. Отечественная
история. М.: Феникс, 2005 г.
7. Платонов С.Р. Лекции по
русской истории. С-Пб, 2003 г.
8. Смагина С.М. (Ред.)
Политические партии России в контексте её истории, Ростов-на-Дону: Феникс, 1998
г.
9. Тютюхин С.С. Шепохаев В.В.
Восток о ситуации в России. Журнал 2004 г., №12
10. Шелохаев В. Идеология и
политическая организация Российского либерализма, Москва, 1991 г.