Кревская уния и ее последствия
ПРЕДПОСЫЛКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ УНИИ.
Реальная угроза
отпадения русских земель побудила аукштайтскую знать обратить свои взоры в
сторону быстро крепнувшего западного соседа – Польского королевства. Польские
феодалы к XIV
в. Захватили Галицко-Волынскую Русь – этническое ядро будущей
Украины, и лелеяли планы дальнейшей экспансии на русские земли. В этом их
интересы сталкивались с амбициями Великого Княжества Литовского. Однако общая
угроза со стороны немецких крестоносцев толкала обе стороны к сближению.
Немецкие крестоносцы
под флагом католического миссионерства, с благословления римской курии, не
стесняясь в средствах, стремились расширить свои прибалтийские владения. Они
жестоко опустошали соседние польские, литовские и русские земли. Однако
всесторонний исторический анализ показывает, что крестоносцы никогда не
располагали такими силами и средствами, чтобы могли всерьез угрожать
существованию таких больших государств как Польша, Литва или Русь. Крестоносная
угроза не шла ни в какое сравнение с татарской, не раз ставившей под вопрос
само бытие народов, оказавшихся жертвой вторжения кочевых орд.
Таким образом,
крестоносная угроза содействовала польско-литовской унии, но отнюдь не была ее
основной причиной. Главной причиной было стремление литовских феодалов,
опираясь на помощь Польши, удержать и расширить русские владения. Польские же
феодалы, в свою очередь, надеялись инкорпорировать в состав Польши саму Литву
вместе с ее русскими владениями.
Сближение Литвы с
Польшей имело еще один чрезвычайно важный аспект. Литва оставалась последним в
Европе языческим государством, где языческое меньшинство доминировало над
христианским большинством. К тому же это христианское большинство уже
принадлежало к соперничавшему с западным католицизмом греческому православию.
Такая ситуация ставила литовское государство в изолированное и весьма уязвимое
положение. Христианизация Литвы была неизбежным условием включения ее в систему
европейской цивилизации, а выбор между Польшей и Русью означал для литовской
знати не только отказ от язычества. Он означал выбор между западным
католицизмом и восточным православием. Это был не только политический, но и
цивилизационный выбор, выбор этнокультурной ориентации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
УНИИ.
В начале лета 1385г.
три больших посольства – Великого княжества, Польши и Венгрии – собрались в
Крево. Переговоры велись без торопливости, и к 14 августа были выработаны
обязательства Ягайло, которые он должен был выполнить за получение королевской
короны. Великий князь обещал принять католичество и обратить в эту веру своих родственников
и подданных, покрыть нанесенный Польше ущерб, отвоевать все захваченные другими
странами польские земли и «страны свои Литву и Русь навечно присоединить к
короне королевства Польского». Была среди договоренностей еще одна. В 1378 г.
при подписании договора о женитьбе Вильгельма Габсбурга на Ядвиге стороны
условились о выплате компенсации в 200 тысяч флоринов (это более 700 кг золота)
стороной, отказавшейся от брака. В Крево и эту огромную сумму Ягайло обязался
заплатить за польскую сторону.
На съезде в
Волковыске в 1385г. были одобрены такие условия унии: объединенными
государствами должен управлять один человек, сочетающий функции короля и
великого князя, сначала таковым будет Ягайло, а затем – прямой потомок его и
Ядвиги, ведение внешнеполитических дел, касающихся обеих держав, а также защита
территории должны быть совместными, внутреннее управление в каждой из стран –
раздельное, и в Польше, и в Великом княжестве – свои войска, правительства и
отдельная казна. Белорусскому населению была оставлена свобода исповедания
восточно-христианской веры.
11 января 1386 г.
польское посольство вручило князю Ягайло документ, утверждающий, что он избран
«королем и обладателем» королевства Польского. Великий князь, хорошо зная
сложную политическую ситуацию в Польше, потребовал подтверждения этого акта
«обществом».
2 февраля в
Люблине представители «народу шляхетского» заявили Ягайло в присутствии его
многочисленной родни и знати, что выбирают его своим «господином». Только после
этого величественно-пышная процессия во главе с Ягайло направилась в Краков. В
процессе следования Ягайло принимал польских князей и вельмож, прибывавших со
всех концов Польши с заверениями в почтении и покорности.
В связи с
существовавшей традицией возводить на польский трон только католика
православный Ягайло-Яков крестился по католическому обряду и получил новое имя –
Владислав. Вместе с ним в этом обряде принимали участие и его родственники, в
том числе и Витовт, который, как уже отмечалось, два года назад уже крестился
по католическому обряду. Через четыре дня состоялся брак новоявленного
Владислава с Ядвигой. Затем Ягайло в окружении князей и рыцарства с большой
пышностью направился из замка в собор. Там архиепископ Бадзанта в сопровождении
епископов краковского и познанского возложил на голову Ягайло богато отделанную
драгоценными камнями золотую корону короля Польши. На другой день король в
соответствии с обычаем вместе со своей свитой объехал город, а затем на рынке,
сев на специально подготовленный трон, принес присягу на верность жителям
столицы и ее городскому совету.
Уния 1386г. не
являлась только династическо-персональной, когда государства объединялись
посредством общего для них монарха и его потомков. Практически в Кревском замке
был составлен и подписан акт государственно-правового объединения двух
государств. Юридически уния была как бы инкорпорацией Великого княжества в
королевство Польское. Создавался единый политико-государственный организм.
Статус Ягайло определялся «как монарха обеих стран». После принятия унии все литовские
и белорусские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а
бояре-католики княжества получили те же права, что были у польской знати. Но
фактически самостоятельность Великого княжества Литовского не была утрачена.
Беларусь и Литва долго еще, до второй половины XVI в., будут жить своей, самостоятельной
жизнью. Великое княжество Литовское сохранило свои финансы, войско, символику,
самостоятельно проводило внешнюю политику, кроме случаев, затрагивавших
совместные с Польшей интересы.
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ КРЕВСКОЙ УНИИ.
Условия Кревской
унии в большей мере были выгодны польской знати, которая упорно стремилась на
вечные времена присоединить земли Великого княжества Литовского к Польше.
Значительная же часть белорусских феодалов не хотела мириться с ущемлением
политической и государственной самостоятельности Великого княжества. Поэтому
началась борьба против Ягайло и его политики.
Еще продолжались
коронационные торжества, как из Полоцка поступило сообщение: брат Ягайло, князь
Андрей Ольгердович, набрав инфлянтских рыцарей и латгальских воинов, при
поддержке князя смоленского Святослава напал на Великое княжество. Нападение
отличалось особой жестокостью.
Собрав войско,
князья трокский Скиргайло, брестско-гродненский Витовт, новгород-северский
Корибут выступили к Мстиславлю, который осаждали войска смоленского князя
Святослава. В ожесточенной битве смоляне были разгромлены. Святослав с многими
своими боярами погиб, его сыновья Глеб и Юрий попали в плен. После этого войска
Великого княжества пошли на Полоцк, взяли его, а князя Андрея заковали в цепи и
посадили в склеп. В Полоцке стал княжить Скиргайло, в смоленском княжестве
остался его ставленник.
Осенью 1386г.
Ягайло навестил в Витебске свою мать, посетил Полоцк и другие города Великого княжества.
Целью этой поездки, несомненно, было разъяснение своей политики на будущее в
новой ситуации с тем, чтобы развеять враждебное отношение к себе как к
государственному деятелю. Скорее всего, не везде находил он должное понимание и
поддержку. Тем более, что распространялись слухи о его намерении не только
крестить язычников, но и обращать православных в католичество.
1. Религиозные
проблемы.
Именно в это время
религиозные проблемы в княжестве приобрели серьезное политическое звучание.
Обстановку накалило
обязательство Ягайло крестить по западному, латинскому обряду «страны свои
Литвы и Руси». И когда во время поездки Ягайло по стране люди увидели в его
свите значительное число представителей католического духовенства,
насторожились и язычники, и православные. Многие стали убегать из Великого
княжества, преимущественно в московские и рязанские земли.
И действительно, с
принятием Ягайло католичества стало меняться социально-политическое и правовое
положение белорусских земель в Великом княжестве. Чтобы укрепить свое
положение, «король польский, великий князь литовский и преемник Руси» Ягайло в
1387г. издал привилей, который давал литовским феодалам большие права и
вольности по принятии ими католической веры. Католическая знать получала неограниченные
права владения и распоряжения своими вотчинами, освобождалась от ряда
государственных повинностей. На православную знать привилегии не
распространялись. Этот недальновидный, вызывающе-пренебрежительный,
дискриминационный по отношению к знати восточнославянского происхождения акт
вызвал не только недовольство с ее стороны, но породил «антилитовские
настроения». Тем более, что договор 1401г. снова противопоставлял феодалов
католического вероисповедания православным – русским. В постановлении
Городельского сейма 1413г. устанавливалось, что только «католики, Римской
церкви подвластные», владеют и пользуются экономическими привилегиями. Православные
феодалы лишались права избрания великого князя. Его могли избирать только
«господа и шляхтичи земли литовской, сторонники христианской религии, Римской
церкви подвластные, не схизматики или другие поганые». Здесь же подтверждался
запрет на браки между католиками и православными.
Католическому
духовенству во главе с гнезненским епископом Андреем удалось добиться того, что
Ягайло стал следовать их советам. Он не только дал разрешение на учреждение в
Вильно католического епископства, но и чрезвычайно щедро наделил его земельными
владениями с людьми. Позволено было во всем Великом княжестве строить костелы.
В феврале 1387г. в великокняжеском дворце в Вильно состоялось обращение в
католичество большой группы князей, бояр и рыцарей, являвшихся до этого либо
язычниками, либо православными. Великий князь одаривал всех, кто принимал
католичество, и в частности одеждой из сукна, которое специально для этого было
привезено из Польши. Это привлекало простой народ. Католическую веру Ягайло
объявил наиважнейшей религией Великого княжества. В Вильно был погашен
беспрерывно горевший до этого священный огонь, разрушены языческий храм и жертвенный
алтарь. Стали демонстративно убивать почитаемых до этого литовцами-язычниками
ужей, вырубать считавшиеся священными березовые рощи. Ягайло столкнулся со
сложной внешнеполитической проблемой. Габсбурги начали доказывать в духовном
суде в Риме незаконность его брака с Ядвигой, а значит, и провозглашения его
королем польским. Польские судьи в свою очередь признали, что единственным
законным мужем Ядвиги является Вильгельм. Усилили давление на папу Урбана VI и крестоносцы.
Они утверждали, что принятие Ягайло католической веры лживое, как и крещение им
Литвы. Поддерживавшая Ягайло часть духовенства, и особенно епископ краковский
Петр и епископ познанский Доброгост, в свою очередь представили папе перечень
необыкновенно щедрых пожертвований короля виленскому епископству, отдаленным
костелам. Передана была папе и богатая «десятина» от крещеных подданных короля
Ягайло. Знал папа, конечно же, и о том, что во всех делах христианизации
языческого населения личное участие принимал Ягайло, почти год безвыездно находившийся
в Великом княжестве. Трудно сказать, что явилось решающим, однако весной 1388г.
Ягайло и Ядвига получили благословение и поздравительную буллу папы римского. Это
означало, что наивысшим авторитетом того времени литовско-белорусский великий
князь, ставший королем польским, ставился в один ряд с королями других держав.
2. Борьба между
Ягайло и Витовтом.
Усиление влияния
Скиргайло и возвышение его фактически до второго лица в Великом княжестве с
неодобрением были встречены Витовтом, которому к тому же король не дал
обещанную часть Волынской земли с городом Владимиром. Этим сразу же
воспользовались силы, заинтересованные в возрождении междоусобицы. Ягайло
донесли в Краков, что Витовт будто бы переписывается с московским князем и не
иначе как готовит измену. Люди короля переняли возле Витебска посланца Витовта
в Москву, и Ягайло, не стесняясь в средствах, допросил его, стремясь добиться
нужных показаний.
Витовту также
постоянно нашептывали «доброжелатели», что слуги Скиргайло готовят лично против
него заговор. Из-за всего этого в отношениях Ольгердовичей и Кейстутовичей
снова стала усиливаться напряженность, готовая вот-вот вылиться во враждебность
и братоубийственную войну.
В 1389г. по
инициативе королевы Ядвиги в Люблине состоялась встреча Скиргайло и Витовта.
Последний обязался не слушать доносы и во всем помогать двоюродным братьям,
однако, возвратившись в Луцк, начал готовить против них выступление. Попытка
выступления не удалась, и Витовт бежал в Гродно. Собрав здесь значительное
войско, он напал на Вильно, но взять замки не смог и вместе со своей семьей
перебрался в Черск к князю Янушу и своей сестре Анне-Дануте. Мазовецкие властители
не захотели портить отношения с Краковом и Вильно и в помощи Витовту отказали.
Тогда он при посредничестве плоцкого князя Земовита вступил в переговоры с
Ольгердовичами. Однако Ягайло, в отличие от Скиргайло, занял по отношению к
мятежнику непримиримую позицию. Последний волей-неволей был вынужден в конце
1389г. с семьей и многочисленной свитой направиться к крестоносцам.
Те, исходя из
своих стратегических интересов ослабления как Великого княжества, так и Польши,
приняли его. Однако, помня недавнюю измену Витовта, они на этот раз взяли в качестве
заложников его жену Анну, сестру Рингалу, брата Сигизмунда, а также сотню свитских
бояр. Кроме того, от Витовта потребовали торжественной присяги и подписания
заверений, что после утверждения в Великом княжестве он будет верным подданным
ордена. Еще одним требованием крестоносцев было возвращение долгов за
содержание, оружие и продовольствие, которые он получит. Витовт на все условия
согласился, присягнул на Священном писании и при многочисленных свидетелях
подписал все необходимые документы. Сепаратистские устремления Витовта нашли
поддержку у значительной части населения Великого княжества. К нему потянулись
и бояре, и простые люди. В этом выражалась позиция литовских и белорусских
феодалов, стремившихся восстановить свою политическую роль в Великом княжестве,
а социальных низов – получить награду после победы. И те, и другие поддержали
борьбу Витовта с Ягайло, которая продолжалась до 1392 г. Крестоносцы также
готовились к наступлению и объявили о предстоящем походе во всей Европе, и
рыцарство с целью «распространять среди язычников и схизматиков правдивую веру
Христову» на востоке потянулось в орден. Назревала большая война. Причем она
началась в обстановке, когда, как говорится в «Хронике...», «наступило
разделение на две части. Одна часть бояр и простого народа за Витовта, а другая
за Скиргайло стояла и содействовала».
В августе 1390г.
сорокатысячное войско под началом Витовта и великого комтура Конрада Валенрода
«…на Троки пошли. Добыли их с замком частыми штурмами, сожгли и разрушили и
пошли на Вильно». Недалеко от города на реке Вилии наступавшие встретились с
армией Скиргайло, состоявшей из белорусских, литовских воинов и отряда польских
рыцарей, присланных Ягайло. Битва была жестокой и продолжительной. «Хроника
литовская и жемайтская» сообщает, что «Литва и Русь отвагой, как то в доме
«своем» вылучалися, а немцы оружием и мощью побеждали». И не выдержало напора
войско Скиргайло, и побежало «где кто смог» к Вильно.
4 сентября Витовт
и Валенрод осадили Вильно. Деревянный замок в Кривом городе защищал гарнизон
под началом родного брата Ягайло, князя Мстиславского Коригайло-Казимира. При
появлении войска Витовта его сторонники подняли бунт в замке, подожгли его
изнутри и набросились на сподвижников Скиргайло. Одновременно осаждавшие
ворвались в замок. Немцы схватили князя Коригайло и потащили к Витовту. Тот
приказал отсечь двоюродному брату голову, насадить ее на копье, как бы
показывая осажденным, что их ждет, если не сдадутся.
Каменный Высокий
замок устоял. Его с необычайным мужеством защищали белорусские воины и польский
отряд во главе с братом Ягайло пинским князем Наримунтом. Он был душой обороны,
смело сражался сам и воодушевлял других. Чтобы обезглавить защитников замка
один из знаменитых крестоносцев вызвал его на поединок. Как человек чести
князь, вопреки уговорам осажденных, выехал из замка и вступил в бой.
«Хроника...» сообщает, что «когда они выехали в поле, один другого мужественно
ударили копьями, Наримунт был сбит с коня копьем». Вопреки правилам рыцарского
поединка, его связали и потащили к Витовту. Тот приказал Наримунта «за ноги на
вязовом дереве подвесить... и стрелами сам собственноручно его расстрелял». Происходило
все на глазах у осажденных, но это не поколебало их стойкости. Через три месяца
Витовт и его союзники – крестоносцы, убедившись в бесплодности попыток взять
замок, сняли осаду и с награбленным добром и пленными ушли в Пруссию и Ливонию.
Естественно,
Ягайло не остался в стороне от этих событий. Как отмечается в «Хронике...»,
«Король Ягайло сначала подошел к замкам, где Витовт посадил немцев». После
длительного штурма была взята Брестская крепость. «С большими трудностями» была
добыта и Каменецкая. После этого Ягайло пошел на Гродно, куда на помощь ему
прибыл Скиргайло вместе с киевским князем Владимиром и Корибутом-Дмитрием из
Новгорода-Северского. Витовт с прусскими крестоносцами пришел на помощь осажденным.
Но через 50 дней осады Гродно был взят королевскими войсками. Одновременно
союзник Ягайло, мазовецкий князь Януш, занял Дрогичин, Бельск, Сураж и другие
более мелкие крепости.
Это не остановило
Витовта в его стремлении не только утвердиться, но и захватить владения
родственников. Поскольку в оказании ему дальнейшей поддержки крестоносцы не
проявляли энтузиазма, он «заложил им землю Жемайтскую за триста тысяч золотых».
Витовт, конечно же, рассчитывал не только на крестоносцев и западных рыцарей,
которым щедро платил, но и прежде всего на поддержку населения Великого
княжества, особенно его западной части, где пользовался авторитетом и
популярностью. Кроме того, Кейстутовича поддерживала Полотчина.
В сентябре 1391г.
начался новый крестовый поход Витовта и Валенрода на Великое княжество. На Вильно
двинулась 46-тысячная, вооруженная «пушками и иными многими приспособлениями»
армия. Всему окружающему миру было объявлено о походе, который принесет
окончательную победу христианскому рыцарству над «язычниками и еретиками». Хотя
вскоре великий магистр с основными своими силами повернул назад, в Пруссию,
Витовт с жемайтскими, полоцкими хоругвями и немцами-наемниками продолжил войну.
Ему удалось разбить под Вильно войско Скиргайло, сжечь Кривой город.
Проанализировав
ситуацию, Ягайло и его союзники пришли к выводу, что вооруженная борьба с
Витовтом может затянуться на долгие годы и, кроме унижения, а то и подчинения
крестоносцам Великого княжества, ничего не даст. Решено было начать переговоры
с Кейстутовичем. Проявив политическую зрелость и мудрость, король обратился к
нему: «Не губи больше той земли... отечества свое и наше, пойди, брат, до нас
на согласие и в великую любовь братнюю. Возьми себе великое княжение в Вильно,
престол великого дяди своего Ольгерда и отца своего, великого князя Кейстута».
Витовт немедля
согласился. Отправив тайно жену со всем имуществом в надежное место в Жемайтии,
с верными боярами направился в свой замок под Ковно. Живших там немецких
крестоносцев, рыцарей и купцов перебил и приказал бросить в Неман. Наиболее
известные из них были взяты в плен.
В июле 1392г. он
прибыл под Вильно. К замковым стенам были направлены глашатаи, которые сообщили
о добровольном возвращении Витовта на родину. Увидев белые вымпелы посланцев
Витовта, гарнизон замка был удивлен: те, что два месяца назад опустошали все
вокруг Вильно, убивали, брали в плен и грабили, вдруг пришли с мирными намерениями.
Скиргайло предложил им спешиться и сложить оружие. Не согласившись, Витовт со
всей свитой временно поселился в небольшой крепости на р. Щара, вдали от
важнейших политических и оборонительных центров княжества. Из этого
своеобразного заключения его освободил Ягайло. Он не только сам «...до Витовта
ставился ласково», но и вынудил Скиргайло «принять с ним товарищество», т.е.
присягнуть на взаимную дружбу. В августе 1392г. в Острове (Островце) король
принял от Витовта присягу, что «Польшу в счастливых и несчастливых
обстоятельствах не оставит и не изменит». Длительная политическая борьба
закончилась взаимным компромиссом. Вопреки протестам других Ольгердовичей,
Ягайло возвел Витовта на виленский престол, чем фактически возвысил его над
киевским князем Владимиром, северским Дмитрием-Корибутом, полоцким и витебским
Свидригайло и ближайшим своим помощником и единомышленником Скиргайло.
Назначая его своим
наместником, великий князь литовский (а им в это время был Ягайло) не только
надеялся на укрепление центральной, великокняжеской власти, но и старался
угодить католическому духовенству, которое не воспринимало непоколебимо верного
православию Ивана-Скиргайло.
Таким образом,
борьба между Ягайло и Витовтом продолжалась с 1389 г. по 1392 год и
закончилась в августе 1392 г. В Остраве было подписано соглашение между Ягайло
и Витовтом, по которому в Литве возобновлялась великокняжеская власть. Витовт
признавался пожизненно великим литовским князем, а самому ВКЛ гарантировалась
автономия в союзе с Королевством Польским под верховной властью короля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом,
конец XIV в. характеризуется важными политическими событиями в истории Великого
княжества Литовского. В 1385г. была заключена Кревская уния с Польшей,
положившая, как оказалось, начало медленному, однако поступательному расширению
влияния Польши на государственно-политическую и культурно-религиозную жизнь
княжества.
Она же
способствовала усилению внутриполитической борьбы между Ольгердовичами и сыном
Кейстута Витовтом, что сопровождалось человеческими потерями и материальными
разрушениями.
До 1385г. в развитии Великого
княжества доминировало преимущественно белорусское начало вообще, белорусская
культура, что проявлялось в первую очередь в государственном, официальном
статусе белорусского языка. Им пользовались не только канцелярия и
великокняжеский двор, но и феодальная верхушка. Но после Кревской унии начался
тот процесс, который привел в конце XVII в. к запрещению
белорусского языка в официальном делопроизводстве и замене его именно польским.
ЛИТЕРАТУРА
- Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с
древнейших времен до нашего времени. – Мн., 2002.
- Чигринов П.Г.
Очерки Истории Беларуси. – Мн., 2000.
- Трещенок Я.И.
История Беларуси. Ч. 1. Досоветский период: Учебное пособие. – Могилев:
МГУ им. А.А.Кулешова, 2003.