Истоки и ценности индустриальной цивилизации
Эссе по теме:
«Истоки и ценности
индустриальной цивилизации»
Индустриальное общество –
это господство машинного производства. Его базовая структура – экономика, а
основа индустрии – машины. Основным направлением общества является состязание
человека с преобразованной природой.
Для индустриального общества
характерны:
В экономической
сфере:
·
Независимость от природно-климатических условий
·
Промышленный характер экономики
·
Развитая промышленная техника и технология
·
Частная собственность на предметы и средства труда
В политической
сфере:
·
Форма государственного строя – унитарное
государство
·
Форма правления – монархия или республика
·
Демократический или антидемократический режим
В социальной
сфере:
·
Сословно-классовый характер отношений к средствам
производства, к положению человека в социальной группе
·
Зависимость положения личности от собственных
заслуг, социальная мобильность
В духовной
сфере:
·
Рационалистичность, прагматизм сознания, вера в
безграничные возможности личности
Техника всегда
развивалась неравномерно: когда-то открытия следовали друг за другом, а было и
так, что многие десятилетия не было никаких открытий. Конец средневековья
охарактеризован вступлением человека в новую эру научного и технического
развития, это было время великих открытий.
XV век был
поворотным в истории человечества: именно тогда стало утверждаться диктатура
Европы, а именно португальцы в это время основывают первые колонии в Африке,
затем в колониальные войны включились и другие страны Европы – так начинается
капиталистическая эра производства.
Слово «капитал»,
появившись около XII-XIII века,
означало первоначально ценности. Запас товаров массу денег или же деньги
приносящие процент. Однако после некоторого времени к владельцем денег приходит
осознание того, что одалживание денег в долг или продажа товаров, произведенных
кем-то приносит меньше дохода, чем если производить самим эти же товары. Поняв
это, владельцы денег поняли и другое, что для проникновения капитала в сферу производства
нужны определенные отношения в обществе и в связи этого появляется такое
понятие как рабочая сила. В следствии чего отношения между работником и
собственником средств производства окончательно приобрели экономический
характер, что не могло сказаться на всех других сторонах жизни общества.
Одним из важных
моментов истории была эпоха Возрождения. Она совпала с открытием Нового Света и
с повторным открытием античного мира. Особенно заметные изменения происходили в
городах, где очень быстро рос капитал городских жителей и что сразу меня
социальный статус этих жителей. В городах бурно протекала хозяйственная и
политическая жизнь, формировались новые идеи о представлении личности человека.
В эту эпоху человек стал рассматриваться не как носитель пороков, а как
свободная личность, претендующая на то, что она хочет. Именно благодаря
постоянному и органическому взаимодействию новых идеалов и ценностей эпоха
Возрождения смогла выдвинуть титанов мысли и создать непреходящие духовные
ценности. Однако меньше во всякой литературе упоминается, что неотъемлемой
частью жизни людей этого времени – была вера в астрологию и какие-либо
магические действия. Также в эту эпоху гуманизм нередко соседствовал с разгулом
страстей и смертей, такие известные люди как Лоренцо Медичи, цезарь Борджиа или
Леонардо Да Винчи не пренебрегали заговорами, а иногда и убийствами. Также эта
эпоха ассоциируется у нас с таким словом как инквизиция, подсчитано, что в это
время из-за инквизиции было сожжено 30тыс. людей. Но также в эпоху
средневековья была несвойственна вера в человека, в его необычайные
особенности. В человеке, полагал Альберти Батиста, есть что-то бессмертное от
Бога. Активность, для которой рожден человек, потенциально безгранична.
Формирование новых ценностей связано и с широким, сложным по составу участников
социально-политическим и идеологическим движением против католической церкви, и
в ряде реформаций в некоторых странах католическая церковь утратила свое
монопольное положение или оказалась в большей зависимости от государства
– духовная диктатура была сломлена. Нравственные идеалы Возрождения
развивались, видоизменялись и характеризовались чертами расчетливости,
трудолюбия, поклонения богатства и презрения к бедным.
В конце
средневековья происходили и изменения в социально-политической структуре и
наиболее яркие веяние проявились в парламентаризма.
Парламентаризм – это система правления, для которой характерно наличие
представительного органа – парламента, осуществляющего законодательную власть и
определяющего основные направления внутренней и внешней политики правительства.
Парламентаризм предполагает принцип ответственности правительства перед
парламентариями, имеющими право выносить вотум недоверия правительства.
Важным этапом на
пути к современной цивилизации стал XVIII век, именно
тогда начался процесс разделения экономической и политической власти на основе
формирования правового государства. Существенные изменения произошли в характере
взаимодействия человека и природы. Быстрый рост промышленности производства и
резкое расширение хозяйственной деятельности пагубно сказывались на состоянии
природной среды. В развитии общества все ярче проявлялись такие факторы, как
смена технических достижений и технологий, экономическая конкуренция,
отчуждение человека от результатов труда, борьба трудящихся за экономические
права.
Во второй трети
века начинается формирование крупного машинного производства. Индустриальная
цивилизация наступает и несет с собой ощущение огромных возможностей человека,
веру в его способности преобразовывать окружающий мир, произвести поистине
революционные сдвиги во всех сферах общественной жизни.